Слайд 1Бизнес-планирование в медицинской организации.
Лекция
Доцента кафедры социологии медицины , экономики
здравоохранения и медицинского страхования ФУЭЗ МГМУ им. И.М.Сеченова, к.э.н.
Кобяцкой Елены
Евгеньевны
Слайд 2Бизнес-план как основа создания новой медицинской организации
Бизнес-план медицинской организации –
документ, содержащий все аспекты будущей организации, анализирующий возможные проблемы её
развития и предлагающий варианты решения этих проблем.
Бизнес-план - рекламный документ.
Бизнес-план – перспективный документ, разрабатываемый на срок 3-5 лет.
Слайд 3Виды бизнес-планов
1.Инвестиционный бизнес-план .
Цель – привлечение
денежных ресурсов.
2.Инновационный бизнес-план .
Цель – оценка возможности
и необходимости развития новых технологий, реструктуризации производства услуг.
3.Аналитический бизнес-план .
Цель – оценка комплексного развития действующей медицинской организации.
Слайд 4Разделы бизнес-плана медицинской организации
Краткий обзор ( Резюме проекта).
Анализ текущего положения
дел.
Характеристика медицинских услуг.
Анализ рынка медицинских услуг.
Оценка конкурентов и выбор конкурентной
стратегии.
План производства медицинских услуг.
План маркетинга.
Управление и права собственности.
Финансовый план.
Риски медицинской организации.
Слайд 5Раздел 1. Краткий обзор (резюме проекта)
Цель проекта
Возможности организации
Основные стратегии
Краткое
описание медицинских услуг, которые предполагается оказывать в рамках проектах
Сроки осуществления
проекта
Затраты, связанные с его реализацией
Ожидаемая эффективность
Перспективы для инвестора
Слайд 6Раздел 1. Краткий обзор.
Возможные стратегические задачи
1.Рыночные:
Увеличить объем оказания услуг
до безубыточного состояния
Реализовать услуг по ОМС –60%;
по ДМС – 40%.
Завладеть долей рынка
стационарных услуг в районе в размере 25%;
амбулаторно-поликлинических в размере 20%;
новых нетрадиционных видов медицинской помощи – 5%.
- Заменить устаревшее оборудование (на20% за 5 лет)
Слайд 7Раздел 1. Краткий обзор.
Возможные стратегические задачи
Финансово-экономические:
Выйти на безубыточное функционирование в
2011г.
2. Привлекать финансовые
средства под разработанные инвестиционные проекты.
Социально-экономические:
1. Повысить зарплату медицинскому персоналу за счет внедрения новых форм организации и оплаты труда.
Слайд 8Раздел 2. Анализ текущего положения дел
(SWOT – анализ)
Какие сильные
стороны имеются сейчас и как их можно усилить?
Каковы сейчас слабые
стороны организации, которые необходимо устранить для успешной работы в будущем?
Какие возможности есть сейчас и могут открыться в будущем?
Какие ограничения узкие места и проблемы, с которыми необходимо бороться, есть сейчас и могут появиться в будущем, нарушая планы ?
Слайд 9Раздел 3. Ваши медицинские услуги : сильные и слабые стороны.
Можете
ли Вы определить тот сегмент рынка медицинских услуг, на который
ориентированы Ваши услуги ?
Каковы запросы Ваших пациентов ?
Какие преимущества предоставляют клиентам Ваши услуги ?
Могут ли Ваши услуги эффективно конкурировать с услугами других медицинских организаций в отношении :
- качества, ассортимента, уровня обслуживания;
- цены;
- географической доступности ?
Прогноз спроса на Ваши услуги?
Анализ эластичности спроса.
Слайд 10Раздел 3. Ваши медицинские услуги : сильные и слабые стороны.
7.
Обладаете ли вы достаточным сбалансированным ассортиментом предлагаемых услуг с точки
зрения их существенного разнообразия?
Есть ли у Вас какая-либо политика относительно внедрения новых типов услуг?
Трудны ли используемые Вами технологии для копирования конкурентами?
Отслеживаете ли Вы жалобы пациентов и доводите ли работу с их требованиями до конца ?
Слайд 11Изменение поведения пациентов в зависимости от эластичности спроса по цене
Слайд 12Раздел 3. Характеристика медицинских услуг
Слайд 13Раздел 4. Анализ рынка медицинских услуг.
Цель раздела – показать тенденции
развития здравоохранения и роль медицинской организации, разрабатывающей бизнес-план.
Необходимо указать, какие
законы, налоги и другие факторы внешней среды влияют на здравоохранение , и на данную медицинскую организацию.
Для определения своей рыночной стратегии медицинская организация должна проанализировать , к какому типу рыночных структур она более
приближена :
к чистой конкуренции, монополистической конкуренции, монополии или
одигополии.
Слайд 14Раздел 5. Оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии.
Кто Ваши главные
конкуренты ?
Есть ли у Вас информация о размерах деятельности и
прибыльности Ваших конкурентов?
Конкурентоспособны ли Ваши услуги в отношении:
- цены ;
- качества;
- сроков лечения ;
- отсутствия осложнений ;
- географической доступности;
- квалификации медицинских кадров.
Ориентируетесь ли Вы и Ваши конкуренты на одни и те же сегменты рынка медицинских услуг?
5. Существуют ли какие-либо преграды, позволяющие конкурентам освоить Ваши сегменты рынка?
Слайд 15Раздел 6. План производства медицинской организации.
-
Анализ показателей занятости койки (в стационаре)
Анализ кадрового состава медицинской организации.
- Анализ материально-технической базы медицинской организации.
Слайд 16Раздел 6 . План производства медицинской организации.
Анализ показателей занятости койки(
для стационара).
Необходимо показать способность рационального использования коечного фонда.
Среднее число
дней работы койки (занятость койки) :
Число койко-дней , проведенных больными в стационаре
число средне-годовых коек, фактически развернутых и свернутых на ремонт
Низкий показатель средней занятости койки может свидетельствовать о неправильном распределении коек по специальности, о недостаточном знании администрацией особенностей поступления больных в стационар.
Высокий показатель занятости койки указывает на перегрузку отделения ( из-за неоправданной госпитализации амбулаторных больных, удлинение сроков лечения)
Слайд 17Раздел 6. План производства медицинской организации.
Анализ показателей занятости койки.
Средняя длительность
пребывания =Число койко-дней, проведенных больными
больного на койке
Число пользованных больных
Средняя длительность лечения = Число койко-дней, проведенных в стационаре
при данном заболевании число выписанных больных с данным диагнозом
Показатель хирургической = Число оперированных больных
активности Число пользованных больных
Слайд 18Раздел 6. План производства медицинской организации.
Показатели, характеризующие качество оказания услуг
в
стационаре.
Частота осложнений =число операций, при которых наблюдались осложнения
число оперированных больных
Больничная летальность = число умерших в стационаре х 100
число пользованных в стационаре больных
Летальность при отдельном =число умерших от данного заболевания х 100
заболевании число выписанных больных + число умерших
Послеоперационная летальность =число умерших после операции х 100
число умерших в больнице
Слайд 19Раздел 6. План производства медицинской организации. Анализ кадрового состава медицинской
организации.
Укомплектованность кадрами =число занятых должностей х 100 %
число свободных должностей
Текучесть кадров = число уволенных в текущем году х 100%
число работающих
Качественный состав кадров – наличие врачей, имеющих :
высшую квалификационную категорию;
первую квалификационную категорию;
вторую квалификационную категорию;
заслуженных врачей РФ;
к.м.н., д.м.н.
закончивших клиническую ординатуру;
прошедших специализацию или усовершенствование за последние 5 лет.
Слайд 20Раздел 6. План производства медицинской организации.
Динамика укомплектованности кадрами.
Слайд 21Раздел 6. План производства медицинской организации.
Характеристика кадрового состава.
Соотношение численности вспомогательного
и основного персонала;
Соотношение численности административно-управленческого и основного персонала;
Потребность в кадрах
по специальностям;
Квалификационные характеристики и требования;
Форма привлечения к труду (постоянная, совместительство)
Возможности повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров;
Системы стимулирования труда и их совершенствование;
Дополнительные льготы для сотрудников : доплаты, страхование профессиональной ответственности, медицинское страхование, дотации на питание.
Слайд 22Раздел 6. План производства медицинской организации.
Анализ материально-технической базы медицинской организации.
Фондовооруженность
труда персонала= стоимость ОФ
среднегодовая численность работников
Фондовооруженность медицинских =ст-сть активной части ОФ ;
работников среднегодовая численность врачей и среднего мед. персонала
Фондоотдача по стационару = число госпитализированных х 100 ;
ст-сть ОФ стационара
Фондоотдача по поликлинике =число обратившихся в поликлинику х 100
ст-сть ОФ поликлиники
Слайд 23Раздел 6. План производства медицинской организации. Анализ материально-технической базы медицинской
организации.
Одна из проблем материальных ресурсов - неэффективный контроль за
приобретением медицинского оборудования и его использованием.
Коэффициент обновления =стоимость новых , введенных за год ОФ
стоимость ОФ на конец года
Коэффициент выбытия = стоимость ликвидированных за год ОФ
стоимость ОФ на конец года
Слайд 24Раздел 6. Анализ материально-технической базы медицинской организации.Характеристика возрастного состава оборудования.
Слайд 25Раздел 7. План маркетинга.
Основные пункты этого раздела :
ценообразование ;
система
продвижения медицинских услуг на рынок;
стратегия рыночного роста;
- потребители
медицинских услуг.
Слайд 26Раздел 8. Управление и права собственности.
Содержание этого раздела определяется
организационно-правовой формой медицинской организации.
Необходимо дать следующую информацию :
сведения о
государственной регистрации;
форма собственности;
- организационная структура управления организации;
- распределение обязанностей между руководителями.
Слайд 27Раздел 9. Финансовый план.
В этом разделе приводится полная структура затрат
медицинской организации (с выделением условно-постоянных и условно-переменных издержек).
Определяется порог безубыточности
медицинской организации.
Анализ активов и пассивов медицинской организации
Прогноз финансовых результатов медицинской организации.
Слайд 28Раздел 9. Финансовый план.
Задание : распределите нижеприведенные затраты медицинской организации
на условно-постоянные и условно-переменные.
Виды затрат медицинской организации :
Оплата труда
управленческого персонала;
Амортизация оборудования;
Затраты на мягкий инвентарь;
Капитальный ремонт;
Расходы на маркетинг;
Расходы на оплату труда и социальные начисления основного медицинского персонала;
Оплата коммунальных услуг;
Расходы на проведение НИР.
Слайд 29Раздел 9. Финансовый план.
Анализ безубыточности бизнеса.
Для реализации услуг
в размере 480 тыс. долл в год частная клиника должна
нести следующие расходы :
-Эксплуатационные расходы - 86 тыс. долл.
-Расходы на оплату труда и соц. начисления на них вспомогательного медицинского и управленческого персонала – 24 тыс. долл.
-Расходы на приобретение расходных материалов – 84 тыс. долл.
-Расходы на оплату труда и соц. Начисления основного медицинского персонала – 96 тыс. долл
-Налоги –80 тыс. долл.
Как оценить финансовый результат деятельности клиники за год при оказании ею услуг в объеме, равном 480 тыс. долл ?
Слайд 30Раздел 9. Финансовый план.
Анализ активов и пассивов медицинской организации.
Активы
- Деньги на расчетном
счете;
Ценные бумаги;
Средства, находящиеся в обращении;
Здания, сооружения, оборудование;
Земля;
Другие капиталовложения
Пассивы
Счета, подлежащие оплате;
Неоплаченные задолженности по налогом, заработной плате ;
Другие неоплаченные задолженности;
Долговременные заемные средства;
Краткосрочные заемные средства
Слайд 31Раздел 9. Финансовый план.
Форма прогноза финансовых результатов медицинской организации.
Слайд 32Раздел 10. Риски медицинской организации.
Классификация рисков .
Финансово-экономические риски:
Неустойчивый спрос.
Появление
альтернативных услуг.
Снижение цен конкурентами.
Рост налогов.
Платежеспособность пациентов.
Рост цен на материалы, медикаменты.
Социальные :
Трудности с набором квалифицированной рабочей силы.
Недостаточный уровень заработной платы.
Технические риски :
Изношенность оборудования.
Новизна медицинских технологий.