Слайд 1Богатыри.
История кулачного боя
Слайд 2Богатыри
Герои былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги религиозного или патриотического
характера. В исторических записях и летописях сохранились указания на то, что некоторые
события, перешедшие в былины, действительно имели место в подлинной истории. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе.
Богатырями называли и сильных физически людей. О них ходили легенды, их почитали как былинных героев.
Слайд 3Кулачный бой
Кулачный бой существует на Руси с глубокой древности. Бои проводились обычно с Масленицы
до Троицы, реже с Коляды до Петрова дня.
В России существует собственная воинская состязательно-игровая традиция. Славяне были
известны всей Европе как доблестные воины. Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками. Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания, постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».
Первые упоминания о таких поединках были сделаны летописцем Нестором в 1048 году:
Себо не погански ли живемъ... нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела.
Кулачные бои часто проходили в Новгороде на Великом мосту, соединявшем новгородский Детинец с Торговой стороной.
Слайд 4Курские богатыри
С незапамятных времен существовала у мужчин-славян традиция меряться силой.
Бились и на кулачки, боролись на кушаках, а то и
просто по-деревенски, кто как сможет.
Когда в конце XIX в. и начале XX столетия стала развиваться спортивная борьба, многие силачи нашли в ней применение своей силе.
В Курске борьба профессионалов пользовалась большой любовью, посмотреть схватки борцов приходила масса горожан.
Иногда один из самых сильных борцов делал вызов всем желающим из зрителей. Бывало, что чемпионы арены терпели поражения. Память сохранила легенды о некоторых из народных богатырей. В Курске таким был извозчик Никифор Осипович Агарков.
Однажды он вышел на арену по вызову чемпиона мира Андерсона (Загорского), выступавшего 3 февраля 1901 г. в цирке Соббота на Георгиевской площади. Не успели противники сойтись, как курский силач мгновенно вытянул свои цепкие длинные руки-рычаги, обхватил профессионала, поднял вверх и со всего размаха бросил на обе лопатки. Журнал "Циклист" поместил краткую заметку: "Курск. Извозчик Агарков в русской борьбе за одну минуту положил Андерсона".
Недюжинную силу имел железнодорожник Николай Поваляев, поднимая колеса и оси от вагонеток. Николай мог креститься двухпудовой гирей, что вызывало уважение. Позднее он испытал себя в профессиональном спорте.
Заметен был и еще один богатырь из народа, - кровельщик-жестянщик Василий Завозгряев, слывший непобедимым кулачным бойцом. В 20-е гг. он выступил среди профессионалом на сцене бывшего кинотеатра "Гигант". Будучи совершенно незнакомым с приемами французской борьбы, с техникой и тактикой, он, благодаря своей колоссальной силе, победил многих профессионалов.
Слайд 5Упоминание в литературе:
«Повесть временных лет» рассказывает историю Яна Усмошвеца (Кожемяки), убившего перед
поединком с печенегом голыми руками быка, а после этого победившего
и печенега.
В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова описывается кулачный поединок между опричником царя Кирибеевичем и купцом Калашниковым. Степан Парамонович Калашников победил, отстояв честь жены, оскорблённую Кирибеевичем, и «постояв за правду до последнева», но был казнён царём Иваном Васильевичем.
У Виктора Михайловича Васнецова, в числе других иллюстраций к лермонтовской «Песне про купца Калашникова» (1891 г.), есть рисунок углем на бумаге «Кулачный бой», находящийся в настоящее время в Русском музее.
Б. М. Кустодиев. «Кулачный бой на Москве-реке».
Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описал кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями… выдвинут из своей „стенки“ против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»