Слайд 1Борьба за существование. естественный отбор и его формы.
Урок биологии 9
класс
28.04.2020
2020.г
Слайд 2План урока:
Оргмомент
Проверка домашнего задания
Изучение нового материала
--- Борьба за существование.
--- Естественный отбор.
Закрепление
Домашнее задание
Рефлексия
Слайд 3Ответьте на вопросы:
-- Что такое изменчивость и какие ее
формы выделил Дарвин?
-- В чем особенности модификационной изменчивости?
-- Какие виды наследственной изменчивости вы знаете? Каково их значение?
-- Назовите основные положения теории эволюции Ч. Дарвина.
Слайд 4 За 10 лет потомство только одного одуванчика
покрыло бы нашу планету сплошным слоем толщиной 20 см
Одно растение может дать до 10 000 семян, прорастающих через 10-15 дней.
Одуванчик
Пырей
Слайд 5 Самка мухи откладывает от 100 до 150 яиц
за одну кладку. Таких кладок она производит около 6
в течение жизни. Потомство от одной пары мух может дойти к сентябрю до 5 598 720 особей.
В среднем каждая мышь рождает в год 50 мышат (25 самок и 25 самцов). Таким образом, потомство одной самки через 5 лет составляет 829425 особей.
Мышь
Муха
Слайд 6 Слон живет до ста лет. Приносит за этот
промежуток времени не более 6 детенышей, за 750 лет потенциально
может дать потомство, исчисляющееся в 19млн. особей.
Объясните, почему число особей на планете заметно не увеличивается.
Осётр живёт около 50 лет. Каждый год он мечет почти 300 тыс. икринок, вымётывая за свою жизнь более 15 млн.
Слон
Осётр
Слайд 7 Несоответствие между численностью появляющихся в популяции особей
и средствами к их жизни неизбежно приводит к борьбе за
существование.
Под выражением “борьба за существование” понимают сложные и многообразные отношения особей внутри видов, между видами и с неорганической природой.
Слайд 8Борьба за существование. естественный отбор и его формы.
Слайд 9Цель урока:
- сформировать понятие о борьбе за существование и естественном
отборе как о двух взаимосвязанных процессах.
Слайд 10Формы борьбы за существование
Внутривидовая
Межвидовая
Борьба с неблагоприятными условиями среды
Слайд 11Внутривидовая борьба
И меж растений царствует война.
Деревья, травы – вверх растут
задорно,
За свет и воздух борются упорно
А корни их, в земле
неся, свой труд,
За почву и за влажность спор ведут.
Ч. Дарвин
Сосны в одновозрастном лесном насаждении
Слайд 12Межвидовая борьба
Соревнования за сходные виды ресурсов дают
взаимоотношения серой и черной крыс, борющихся за место в поселениях
человека. Серая крыса, более сильная и агрессивная, со временем вытеснила черную.
Слайд 13Межвидовая борьба
Охотнице сове средь ночи темной
Не жаль певца любви и
неги томной,
А соловей съедает светляка
Не посмотрев на прелесть огонька,
Светляк же
– ночи светоч оживленный
Вползая вверх, цветок съедает томный
Ч. Дарвин
Слайд 14Межвидовая борьба
Злой овод в теле лошади, быка,
Оленя, поселяет червяка
Червь роется,
грызет под теплой кожей
И выросши на свет выходит божий.
Ч. Дарвин
Слайд 15Борьба с неблагоприятными условиями среды
Наблюдается в любой
части ареала вида в тех случаях, когда внешние условия среды
ухудшаются (суточные и сезонные колебания температуры и влажности), а также всюду, где особи оказываются в условиях излишнего тепла или холода, сухости или влажности.
Слайд 16 Результатом борьбы за существование является
естественный отбор. Естественный отбор - процесс, в результате которого выживают
и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями.
Слайд 17Естественный отбор
Ч. Дарвин
«Выражаясь метафорически, можно сказать, что естественный отбор ежедневно
и ежечасно расследует по всему свету мельчайшие изменения, отбрасывая дурные,
сохраняя и слагая хорошие, работая неслышно и невидимо, где бы и когда бы ни представился к тому случай,
над усовершенствованием каждого органического существа в связи с условиями его жизни, органическими и неорганическими».
Слайд 19Формы естественного отбора
Стабилизирующий отбор
Движущий отбор
Слайд 20Стабилизирующий отбор
Действует в постоянных условиях среды.
Направлен на поддержание ранее
сложившегося среднего признака или свойства.
Сохраняет приспособленность вида, устраняя резкие
отклонения выраженности признака от средней нормы, тем самым предохраняет сложившийся генотип от разрушающего действия мутационного процесса.
Слайд 22Стабилизирующий отбор
Латимерия – палеозойская (девон) 570 млн лет
Наутилус – мезозойская
(триас)
Черепахи – триас 200 млн лет
Гаттерия – юрский период 165
млн лет
Слайд 23Движущий отбор
Способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит
к появлению новой средней нормы вместо существующей, переставшей соответствовать новым
условиям.
Действует при изменении условий внешней среды.
Слайд 24Индустриальный меланизм:
В загрязненных районах – темные бабочки, а в
незагрязненной местности – светлые бабочки.
Слайд 25Движущий отбор
.
Утрата признака как результата действия движущего отбора могут
служить редукция глаз у слепыша, ведущего подземный образ жизни.
Невосприимчивость некоторых
видов комаров к действию инсектицидов (ядов)
Слайд 26Результаты естественного отбора
Накапливая полезные для популяции и
вида наследственные изменения и отбрасывая вредные, естественный отбор постепенно создает
новые, более совершенные и прекрасно приспособленные к среде обитания виды.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ceffe68d-bae2-4f50-bd1e-255dd3d753fc/view
Слайд 27
Естественный отбор- главная
движущая сила эволюции.
Слайд 28Задание 1. Определите формы взаимоотношений организмов:
В загущенных посевах кок-сагыза семена,
проросшие быстрее, получают больше питательных веществ и воды. Уже через
20-30 суток гибнут те растения, которые попадают под розетки листьев ранее взошедших растений.
Зерновые хлеба часто страдают от черепашки (желто-зеленый клоп). Теленомус свое яйцо откладывает в яйцо черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое.
После сильных снегопадов в тундре оленям трудно добывать ягель из-под снега, и многие животные гибнут от голода.
Обычно добычей волков являются менее быстроногие и слабые олени.
Слайд 29 Задание 2. Посмотрите видеофрагмент и
ответьте на вопрос:
Какая форма борьбы
за существование представлена и почему?
Слайд 30Домашнее задание
П. 7.4- 7.5, заполнить таблицу:
Слайд 31Итог урока:
В борьбе стихий, в развитье
постепенном
Все существа, все
формы
создались
И жизнью могучею зажглись!
Ч.Дарвин
Слайд 32Кроссворд «Борьба за существование. Естественный отбор и его формы»