Слайд 1«БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ»
Преподаватель кафедры финансового рынка и валютных отношений
Тулупникова Юлия
Вениаминовна
Слайд 2Щеголева Н.Г., Леонова Т.А
Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие.
М.: Маркет
ДС, 2008. 168 с.
Слайд 3«БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ»
Тема 1.
Сущность и функции бюджета
Слайд 4Понятие бюджета
Бюджет - центральный элемент финансовой системы страны
Слайд 5Понятие бюджета
С экономической точки зрения бюджет – это совокупность экономических
отношений:
- возникающих в процессе создания, распределения и использования гос. централизованного фонда
денежных средств
- складывающихся у органов гос. власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения нац. дохода (частично – и нац. богатства)
Слайд 6Понятие бюджета
Как юридическая категория бюджет:
- с одной стороны, основной финансовый план
образования, распределения и использования публичных финансов (бюджет-план), который,
- с другой стороны,
принимается в особой процедуре органом гос. власти в форме закона (бюджет-закон)
Слайд 7Понятие бюджета
Официальное определение: бюджет – форма образования и расходования фондов денежных
средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и
местного самоуправления (Бюджетный кодекс РФ (БК РФ). – Ст. 6.)
Слайд 8Структура бюджетной системы
В соответствии с Конституцией (ст. 71) и БК
РФ (ст. 10)
БС РФ включает уровни:
федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных фондов;
бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты.
Перечисленные бюджеты самостоятельны и не включаются друг в друга - т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты - в региональные
Слайд 9Федеральный бюджет РФ
предназначен для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам ведения РФ
разрабатывается и утверждается в форме федерального закона
Слайд 10Бюджеты субъектов РФ
предназначены для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Федерации
разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ
Слайд 11Местные бюджеты
Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) – предназначены для обеспечения
задач и функций, отнесенных к предметам местного самоуправления
Разрабатываются и утверждаются
в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований
Слайд 12Виды местных бюджетов
Бюджеты городских округов
Бюджеты городских поселений
Бюджеты сельских поселений
Бюджеты муниципальных
районов
Бюджеты внутригородских муниципальных образований (округов и районов) г.Москвы и г.Санкт-Петербурга
Слайд 13Состав и структура внебюджетных фондов РФ
Государственные внебюджетные фонды – форма
образования и расходования фондов денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и
бюджетов субъектов РФ
Предназначены для реализации конституционных прав граждан на:
соц. обеспечение;
охрану здоровья и получение бесплатной мед. помощи.
Слайд 14Состав и структура внебюджетных фондов РФ
Средства государственных внебюджетных фондов находятся
в федеральной собственности и не включаются в состав бюджетов всех
уровней БС
Государственными внебюджетными фондами РФ являются:
Пенсионный фонд (ПФ);
Фонд социального страхования (ФСС);
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС);
Фонд занятости населения.
Слайд 15Консолидированный бюджет РФ
Консолидированный бюджет РФ – совокупность федерального бюджета и
свода бюджетов других уровней БС РФ
Бюджет субъекта РФ и свод
бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ - консолидированный бюджет субъекта РФ
Источник: БК РФ. – Ст. 6.
Слайд 16Консолидированный бюджет РФ
Консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверждаются законодательными
органами
В первую очередь являются статистическим сводом бюджетных показателей
Слайд 17Консолидированный бюджет РФ
Показатели консолидированных бюджетов используются:
- в бюджетном и
перспективном финансовом планировании;
- при анализе формирования и использования
финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему;
- при расчетах обеспеченности жителей страны, территорий (напр., бюджетные расходы на одного жителя на мед. обслуживание, образование и др.).
Слайд 18Виды бюджетной помощи
Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые физическому или юридическому
лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов
Субвенции - вид денежного
пособия бюджету другого уровня бюджетной системы РФ (местным органам власти) со стороны государства; в отличие от дотаций, выдаются на определённые цели при условии участия средств местных бюджетов
Основополагающие признаки - целевой характер, безвозмездность и безвозвратность. Критерий разграничения - круг получателей: для субсидии – обычно физические и юридические лица, для субвенции — публично-правовые образования.
Слайд 19Виды бюджетной помощи
Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня
бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе
Бюджетный кредит – форма
финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах
Слайд 20Функции бюджета
Сущность бюджета проявляется в двух основных функциях — распределительной
и контрольной.
Благодаря распределительной функции происходит концентрация денежных средств в руках
государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей
Контрольная функция позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются
Слайд 21«БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ»
Тема 2.
Бюджетное устройство
Слайд 22Понятие бюджетного устройства государства
Официальное определение отсутствует в российском бюджетном законодательстве
Многие
под бюджетным устройством понимают организацию бюджетной системы
Вместе с тем БС
- важнейший, но не единственный элемент бюджетного устройства страны
Слайд 23Понятие бюджетного устройства государства
Бюджетное устройство – это:
организация гос. бюджета и
БС страны;
взаимосвязь между отдельными звеньями БС страны;
правовые основы функционирования бюджетов,
входящих в БС РФ;
состав и структура бюджетов;
процедуры формирования и использования бюджетных средств.
Слайд 24Структура бюджетной системы
Построение БС зависит от формы государственного и административного
устройства
По степени распределения власти все государства подразделяются на унитарные и
федеративные
Слайд 25Структура бюджетной системы
В унитарном государстве БС состоит из двух звеньев
– государственного и местных бюджетов
В федеративном государстве бюджетная система трехзвенна
и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов
Слайд 26Принципы функционирования БС РФ (БК РФ – гл.5, ст.28-38)
1. единство
БС РФ;
2. разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
между бюджетами БС РФ;
3. самостоятельность бюджетов;
4. равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
5. полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
6. сбалансированность бюджета;
Слайд 277. результативность и эффективность использования бюджетных средств;
8. общее (совокупное) покрытие
расходов бюджетов;
9. прозрачность (открытость);
10. достоверность бюджета;
11. адресность и целевой характер
бюджетных средств;
12. подведомственность расходов бюджетов;
13. единство кассы.