Слайд 1БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Лекция 6 (3)
Слайд 2Вопросы:
1.Основы функционирования и структура бюджетной системы РФ
2.Структура регионального бюджета
3.Доходы
и расходы бюджета Волгоградской области
4. Виды и назначение специальных фондов
(в составе федерального бюджета) поддержки субъектов Федерации
Слайд 3Бюджетная система
это совокупность бюджетов государств, административно-территориальных образований, государственных учреждений и
фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении.
основана на правовых нормах, экономических
отношениях и государственном устройстве.
Слайд 4Бюджетный федерализм
тип устройства бюджетной системы страны, при котором каждый
из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в
пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий.
Слайд 5Региональная бюджетная система
это составная и обособленная в рамках закона
часть общегосударственной бюджетной системы, включающая консолидированный бюджет региона, его региональную
часть, бюджеты территориальных образований, входящих в регион, а также внебюджетные фонды региона.
Слайд 6Бюджет
– это система образования и расходования денежных средств, которые
предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного
самоуправления;
Консолидированный бюджет - это результат постатейного суммирования доходов и расходов всех нижестоящих уровней бюджета
Слайд 7Структура бюджетной системы России
Консолидированный
бюджет субъекта РФ
Слайд 8Бюджетный процесс основан на бюджетном кодексе РФ
Министерства направляют предложения в
Министерство финансов
МФ РФ вносит проект закона в правительство
Утвержденный Правительством РФ
проект закона вносится до 25 августа
В Государственную Думу
Государственная Дума рассматривает проект в трех чтениях
Совет Федерации
Президент РФ
После подписания Президентом и опубликования становится Законом
Слайд 9Бюджетный процесс основан на Бюджетном кодексе РФ
Комитет экономики Администрации области
составляет прогноз
социально-экономического развития региона на год
Комитеты и ведомства Администрации
подают в Финансово-бюджетный
комитет заявки на финансирование на год
Финансово-бюджетный комитет Администрации области составляет
проект бюджета области на год
Проект бюджета согласовывается Администрацией области
Проект бюджета рассматривается Областной Думой, утверждается
с учетом поправок депутатов
При условии подписания Главой Администрации области
публикуется и вступает в законную силу
Слайд 10Исполнение бюджета
Казначейство,
Территориальные
Отделения
Казначейства
Территориальные
Отделения
Казначейства
Поступления
в бюджет
Счета
бюджетополучателей
в отделении
Казначейства
Финансирование
Расходы
Территориальные
Отделения
Казначейства
Слайд 11Задачи бюджета
1) перераспределение ВВП (ВРП);
2) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной
политики государства;
3) государственное регулирование и стимулирование экономики;
4) контроль за образованием и использованием
централизованных фондов денежных средств
Слайд 12Перераспределение ВВП(ВРП) через бюджет имеет две стадии
1. Образование доходов бюджета:
изъятие части
ВРП в пользу государства;
могут носить налоговый и неналоговый характер
2. Использование (расход)
бюджетных средств:
это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления
Слайд 14
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА
Закрепленные доходы
Регулирующие доходы
считаются доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты
средства,
направляемые от вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету, превышающие закрепленные
доходы, для покрытия его расходов.
Они зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета
Слайд 15☻Дотации – определенные суммы денежных средств, передаваемые из вышестоящего бюджета
для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.
☻Субвенции – средства, передаваемые
из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия.
☻Кредитные ресурсы – средства, передаваемые в качестве кредита, т. е. они должны быть возвращены с процентами или без них
Межбюджетные трансферты
Слайд 17Многоканальные налоги
Налог
на прибыль
Федеральный
бюджет
Бюджеты
субъектов
РФ
Акцизы
НДПИ,
кроме
нефти,
газа
НДФЛ
ЕСХН
Муниципальные
бюджеты
Слайд 18Расходы бюджетов с преобладающим финансированием из одного источника
Национальная оборона
Национальная безопасность
и правоохранительная деятельность
Жилищно-коммунальное хозяйство
Финансирование МВД, МЧС, суды, прокуратура, следственный
комитет
Федеральный бюджет
Бюджет муниципального образования
Слайд 19Расходы бюджетов с финансированием из бюджетов всех уровней в соответствии
с законодательным распределением полномочий и компетенций
Образование
Здравоохранение и спорт
Культура
Охрана окружающей среды
Высшее
профессиональное - из федерального бюджета
начальное и среднее профессиональное - из бюджета субъекта РФ
дошкольное,общее и начальное образование - из бюджета муниципалитета
Объекты, учреждения федерального значения - из федерального бюджета
Объекты, учреждения регионального и местного значения - из
бюджета субъекта и муниципалитета соответственно
Исходя из принадлежности объектов и программ
Межрегиональные мед.центры, спортивные объекты – из федерального бюджета
региональные больницы , спортивные объекты - из бюджета субъекта РФ
поликлиники и местные больницы , спорт. объекты - из бюджета муниципалитета
Слайд 20Расходы бюджетов с финансированием из бюджетов всех уровней в соответствии
с самостоятельными решениями органов власти
Национальная экономика
Социальная политика
Общегосударственные
вопросы
Дотации, субсидии, инвестиции
предприятиям
Дотации, субсидии, пособия населению
Затраты на содержание управленческого аппарата
Слайд 212. Структура расходов
областного бюджета
Расходы бюджетов подразделяются на:
текущие
расходы;
капитальные расходы;
предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд).
Слайд 22Текущие расходы
оплата труда;
начисления на фонд оплаты труда;
приобретение предметов снабжения
и расходных материалов;
транспортные услуги;
оплата услуг связи;
оплата коммунальных
услуг;
другие текущие расходы.
Слайд 23Капитальные расходы на:
приобретение и модернизацию оборудования и предметов длительного пользования;
капитальное строительство;
капитальный ремонт;
капитальные трансферты.
Слайд 24Расходы по предоставлению
бюджетных кредитов (бюджетных ссуд)
предоставление бюджетных кредитов
(бюджетных ссуд) бюджетам
других уровней;
нефинансовым организациям;
возврат бюджетных кредитов
(бюджетных ссуд).
для финансирования неотложных непредвиденных расходов предусматриваются ассигнования на образование резервных фондов.
Слайд 25Консолидированный бюджет Волгоградской области
Администрацией Волгоградской области ежегодно (при 3-х
летнем плановом периоде) составляется консолидированный бюджет Волгоградской области;
в него
входят:
областной бюджет,
8 городских бюджета;
33 районных бюджета.
Слайд 26Исполнение бюджетов субъектов ЮФО на 01.01.2014г., млрд. руб.
Доходы
Красно-дарский край
219,4
Ростовская
область
155,4
Волгоград-ская область
81,6
Астрахан-ская область
37,8
Слайд 27Доходы бюджетов ЮФО в расчете на душу населения на начало
2014 г.
Слайд 28Исполнение бюджетов субъектов ЮФО на 01.01.2014г., млрд. руб.
Расходы
Краснодар-ский край
269,9
Ростовская
область
164,5
Волгоград-ская область
92,7
Астраханская область
42,4
Слайд 30ИСПОЛНЕНИЕ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ
СУБЪЕКТОВ ЮФО в 2013 г.
(по оперативным
данным Федерального казначейства), тыс. рублей
Слайд 32ИСПОЛНЕНИЕ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ
СУБЪЕКТОВ ЮФО в 2014 г., тыс. рублей
Слайд 34Состав доходов регионального бюджета ВО:
1. Налоговые и неналоговые доходы
1.1. Налоговые
доходы – предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные
налоги и сборы, а также пени и штрафы (из них: налог на прибыль организаций, НДФЛ, акцизы, налоги на имущество, Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами)
Значительное поступление средств в доходную часть бюджета ВО обеспечивают:
налог на прибыль (основные налогоплательщики крупные предприятия черной и цветной металлургии, машиностроения, нефтедобычи и нефтепереработки;
подоходный налог с физических лиц.
Слайд 351.2.Неналоговые доходы:
-доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной
собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах
и сборах;
-доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
-средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, МО, и иные принудительные изъятия;
-иное
2. Безвозмездные поступления
Слайд 362. Безвозмездные поступления в структуре регионального бюджета
дотации из других бюджетов
бюджетной системы РФ
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ
(межбюджетные субсидии)
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ
-иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств, в т.ч. добровольные пожертвования
Слайд 37Структура доходов консолидированного бюджета Волгоградской области, %
Слайд 38Формы финансовой поддержки бюджетов регионов за счет средств федерального бюджета:
Дотации
предоставляются из бюджета вышестоящего уровня в случае недостаточности закрепленных и
регулирующих доходов для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня (для выравнивания бюджетной обеспеченности).
Выделение дотаций осуществляется в порядке бюджетного регулирования на безвозмездной и на безвозвратной основе, а их использование не имеет целевого назначения
Субсидии выделяются на определенные цели на условиях долевого софинансирования (федеральный – региональный бюджеты)
Слайд 39продолжение
Субвенции предоставляются бюджету низшего уровня на безвозмездной и безвозвратной основе
на финансирование отдельных целевых расходов (например: исполнение ряда государственных полномочий,
социальную помощь гражданам в соответствии с законодательством, поддержку организаций социальной сферы и т.д.
Так, г. Волгоград получает субвенции на развитие скоростного трамвая.
Бюджетные кредиты и бюджетные ссуды предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов, возникших при исполнении региональных бюджетов (временного бюджетного дефицита) для обеспечения своевременного финансирования запланированных затрат. В отличие от дотаций, субсидий, субвенций, ссуды имеют возвратный характер могут быть возмездными (уплата %).
Слайд 40продолжение
Кроме специальных фондов, по разделу бюджета «Межбюджетные трансферты» распределяются иные
дотации и субсидии регионам на финансирование социально важных расходов:
субвенции
и субсидии субъектам РФ на развитие, содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования;
дотации на возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления и др.
Слайд 41Исполнение бюджета ВО на 01.01.2014
Слайд 42ПОСТУПЛЕНИЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ
регионов ЮФО в 2014 году (по оперативным данным Федеральной налоговой
службы)
Слайд 44ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по
состоянию на 01.01.2015 года (по оперативным данным Федеральной налоговой службы)
ЮФО
- 72220,4 млн руб., из них по федеральным налогам и сборам - 55191,5 (76,4% от общей задолженности) и по региональным налогам и сборам - 9189,9 млн. руб. (12,7%)
Волгоградская область - 8893,2 млн. руб., из них по федеральным налогам и сборам - 6338,5 (71,3%) и по региональным налогам и сборам - 1461,8 (16,4%)
Слайд 46Бюджет ВО - 2014
Доходная часть бюджета-2014 составила 95,55 млрд. рублей,
расходная – 104, 2 млрд. рублей,
дефицит – 8,6 млрд.
рублей
Общий объем трансфертов – дотаций, субвенций и субсидий – сформирован в объеме > 31 млрд. руб.
на 200 млн. руб увеличены бюджетные ассигнования на отрасль АПК: на такие программы, как «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия», «Развитие логистических центров и предприятий по переработке плодоовощной продукции» и «Устойчивое развитие сельских территорий».
> чем на 700 млн руб. возросли субвенции на образовательный процесс в муниципальных детских садах и на 76 млн руб. – расходы на приобретение зданий, капитальный ремонт и оснащение оборудованием дошкольных групп.
Почти на 100 млн. руб. увеличены объемы соцподдержки многодетных семей (на выплату пособия при рождении 3-го и последующих детей до достижения ими возраста 3-х лет).
Дополнительные средства — более 140 млн руб. – получило волгоградское здравоохранение: средства пошли на программы развития медучреждений, реализацию мероприятий по профилактике, формированию здорового образа жизни и организации эффективной медицинской помощи населению.
В бюджете на 2014-й год также учтено увеличение на 236 млн руб. такой статьи, как «обеспечение жилыми помещениями детей-сирот» и на 272 млн руб – программы по обеспечению пожарной безопасности и защите жителей от ЧС.
Слайд 47Пути решения проблемы дефицита регионального бюджета
Эмиссия ценных бумаг - осуществляется
путем выпуска ценных бумаг, а именно векселей, для решения проблемы
текущей неплатежеспособности, акций и облигаций для решения проблемы недостатка инвестиционных ресурсов;
Привлечение внебюджетных фондов - означает заимствование необходимого объема финансовых средств из доступных региональным органам источников;
Заимствования из федеральной финансовой системы, а также зарубежные заимствования
Слайд 48Источники финансирования дефицита консолидированного бюджета
В среднем по РФ
11,9%
Слайд 49Государственный долг
Утверждение дефицита бюджета без источников его финансирования не допускается.
Предельный
объем долга, объем заимствований Волгоградской области утверждается в законе Волгоградской
области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Решения об эмиссии и обращении ценных бумаг утверждаются приказом начальника Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области.
Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Слайд 50Вопрос 4. Виды и назначение специальных фондов (в составе федерального
бюджета) поддержки субъектов Федерации
Для поддержки регионов в составе федерального бюджета
выделяются специальные фонды
Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФФПР) (самый крупный источник финансовых ресурсов для субъектов РФ) предназначен для выравнивания уровней бюджетной обеспеченности регионов.
Средства Фонда распределяются на основе специальной методики, учитывающей налоговый потенциал каждого региона. Получателями являются регионы-реципиенты.
Бюджетное выравнивание через ФФФПР не решает в достаточной мере проблему сглаживания различий в уровне социально-экономического развития. Ориентация ФФФПР на текущие расходы (выплата заработной платы работникам бюджетной сферы и т.п.) ведет к тому, что в относительном выигрыше оказываются территории с более высоким уровнем обеспеченности социальными объектами.
Наиболее высокие дотации (трансферты) в расчете на 1-го жителя получают республики Северного Кавказа, Камчатки, Тыва, Алтай. Регионы-доноры средства из ФФФПР не получают.
Слайд 51Субъекты ЮФО и СКФО с максимальной долей безвозмездных поступлений из
федерального бюджета
Слайд 52продолжение
Федеральный Фонд компенсаций (ФФК) используется для предоставления субвенций на выполнение
регионами полномочий, которые, являясь федеральными, переданы для реализации субъектам РФ:
регулирование использования водных ресурсов и объектов живого мира, поддержка противопожарной службы, милиции (полиции), отвечающей за общественную безопасность.
Средства из ФФК получают все регионы независимо от состояния обеспеченности собственными финансовыми ресурсами
Федеральный Фонд софинансирования социальных расходов включает средства для решения особо важных социальных проблем регионов: выделение субсидий малообеспеченным гражданам на оплату услуг ЖКХ, поддержка реабилитированных лиц, тружеников тыла, ветеранов труда и т.д.
Слайд 53продолжение
Федеральный Фонд регионального развития предназначен для выравнивания обеспеченности регионов инженерной
и социальной инфраструктурой. Средства из него выделяются в виде субсидий
на их софинансирование по методике, которая в настоящее время не является достаточно формализованной и свободной от субъективизма.
Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов используется для поощрения регионов, осуществляющих работу по повышению эффективности использования бюджетных средств.
Фонд содействия реформированию ЖКХ включает средства для регионов, выполняющих преобразования в этой одной из самых проблемных видов экономической деятельности.
С 2007 г. особой формой поддержки регионов стал Инвестиционный фонд РФ, средства из которого предоставляются на реализацию крупных проектов государственного, межрегионального и регионального значения. Обязательным условием является наличие других источников финансирования, в том числе внебюджетных.