Слайд 1Бюджеты муниципального района района, доходная и расходная части. Финансовая помощь из
краевого бюджета
З.Б.Лукьяненко
к.э.н., доцент, начальник управления
аппарата Законодательного
Собрания
Пермского края в 2000-2012 гг.
Слайд 2Правовая основа бюджетных правоотношений
Бюджетный Кодекс РФ (с изм. 104-ФЗ)
Федеральный закон
от 04.07.2003 № 184-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм.)
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм.)
Федеральный закон от 20.08.2004 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений
Закон Пермского края от 12.10.2007 № 111-ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае» (с изм.)
Закон Пермского края от 13.09.2006 № 11-КЗ «О методиках распределения межбюджетных трансфертов в Пермском крае» (с изм.)
Закон Пермского края от 24.12.2007 № 165-ПК «О региональном фонде софинансирования расходов в Пермском крае»
Решение Земского Собрания Добрянского МР «О бюджетном процессе в Березовском МР» и другие НПА ОМСУ МР и поселений
Слайд 3 Бюджет и его форма
Бюджет - форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства
и местного самоуправления.
Бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме:
- федеральных законов (Федеральный бюджет)
- законов субъектов РФ (бюджеты субъектов РФ)
- муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований (местные бюджеты)
.
бюджет
доходы
расходы
источники
финансирования
дефицита
Составные части бюджета
Слайд 4Бюджетная система РФ
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
- федеральный
бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- бюджеты субъектов
Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты (предназначен для исполнения расходных обязательств МО), в том числе:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов,
бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
бюджеты городских и сельских поселений.
Слайд 5Принципы бюджетной системы
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов, расходов и
источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
самостоятельности
бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированности бюджета (дефицит МБ ЛГО 5%);
результативности и эффективности использования бюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
прозрачности (открытости);
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств;
подведомственности расходов бюджетов;
единства кассы.
Слайд 6Доходы бюджета
- поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств,
являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Виды
доходов бюджета
Налоговые (налог на прибыль, НДФЛ, акцизы, налог на имущество, единый налог на вмененный доход, платежи за пользование природными ресурсами…);
Неналоговые доходы (доходы от использования и реализации имущества, административные платежи, штрафы, доходы от платных услуг…);
Безвозмездные перечисления (дотации, субсидии бюджетам других уровней, субвенции из Фонда компенсации…)
Слайд 7Виды налогов
Федеральные (10) - устанавливаются и отменяются НК
налог на
добавленную стоимость
акцизы
налог на доходы физических лиц
налог на
прибыль организаций
налог на добычу полезных ископаемых
водный налог…
Региональные (3) - устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ
налог на имущество организаций
транспортный налог
налог на игорный бизнес
Местные (2) -устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований земельный налог
налог на имущество физических лиц
Специальные налоговые режимы - устанавливаются НК РФ
Слайд 8Распределение основных налогов и сборов по уровням бюджетной системы в
2013 (БКст.50,56,61)
Слайд 9Распределение основных налогов и сборов по уровням бюджетной системы с
2014года
Слайд 10Неналоговые доходы бюджетов
доходы от использования имущества, находящегося в государственной или
муниципальной собственности,
доходы от продажи имущества
доходы от платных услуг,
оказываемых казенными учреждениями;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации;
средства самообложения граждан;
иные неналоговые доходы.
Слайд 11Безвозмездные поступления
дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
субсидии из
других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
субвенции из федерального
бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Слайд 12
Структура доходов консолидированного бюджета
Пермского края
Слайд 13Структура доходов консолидированных бюджетов муниципальных образований Пермского края
Слайд 14Структура собственных доходов муниципальных образований Пермского края в 2011 году
Слайд 15Формы межбюджетных трансфертов
ФБ
РБ
РБ
МБ
МБ
МР (ГО)
МБ
ПОС
МР
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений
РФФПП), муниципальных районов (городских округов) РФФПМР(ГО);
субсидии;
субвенции;
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
поселений РаФФПП;
Иные межбюджетные трансферты
ПОС
Слайд 16Межбюджетные трансферты из бюджета Пермского края,
млн. рублей
Слайд 17Бюджетная обеспеченность муниципальных районов (городских округов) Пермского края на 2012
год
Слайд 18Изменение размеров региональных фондов в связи с изменением в бюджетном
законодательстве
2011 2012 2013 2014
Региональный
ФФПМР(ГО)
14%
12%
Региональный
ФСР
3,0%
2+0,4%
9%
плавающий
Слайд 19Новации в ФСР
1. Закон № 165-Пк отменяется с 1.01.2014, но остатки
средств ФСР муниципалитеты тратят в соответствии со старыми Порядками
2. Предоставление
субсидий МО будет осуществляться в рамках Госпрограммы Министерства территориального развития (подпрограмма по предоставлению субсидий). ГРБС – Минтер, кроме программы «Достойное жилье» (минстрой и мин ЖКХ)
3. Направления предоставления субсидий:
- инвестпроекты
- на разработку комплексной программы развития коммунальной инфраструктуры
- приоритетный проект «Приведение в нормативное состояние муниципальной общественной инфраструктуры
- приоритетный проект по водоснабжению и водоотведению
- приоритетный проект по первичным мерам пожарной безопасности и благоустройству (для поселений)
4. Условия предоставления субсидий:
- софинансирование 25 : 75
- конкурсный отбор комиссией Минтера (2 этапа: предотбор, заявка) в ноябре-декабре
5. Средства на софинансирование в КБ на 2014 г. – около 1700 млн. руб.
Слайд 20Приоритетные региональные проекты на 2011-2014 гг.
Слайд 21Доходы консолидированных бюджетов муниципальных образований Пермского края
Слайд 23Расходы бюджета-
выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств,
являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета
Виды
расходов бюджета
1) общегосударственные вопросы:
2) национальная оборона:
3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
4) национальная экономика:
5) жилищно-коммунальное хозяйство:
6) охрана окружающей среды:
7) образование:
8) культура, кинематография, средства массовой информации:
9) здравоохранение, физическая культура и спорт:
10) социальная политика:
11) межбюджетные трансферты:
Слайд 24Разграничение расходных обязательств
Слайд 25Разграничение расходных обязательств (пример)
п.п. 13 п.2 ст.26.3 Федерального закона от
06.10.1999 № 184-ФЗ
К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ
относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение образования путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
п.п. п.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
К вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Слайд 26Перераспределение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ в связи
с изменениями в бюджетном законодательстве РФ
Местные бюджеты
Краевой бюджет
Федеральный бюджет
Здравоохранение
(2012)
Полиция
(2012)
Закон №131-фз
Указ Президента РФ №1468
2 548 млн руб.
(расчет МФ ПК)
967,2 млн руб.
5 810 млн руб.
462,7 млн руб.
42,8 млн руб.
Закон о ФБ
Закон о ФБ
Закон о ФБ
Дошкольное образование (2014)
7209 млн.
Слайд 29Переход на «программный бюджет»
1. Правовая основа – ФЗ № 104-
ФЗ от 7.05.2013
- распоряжение губернатора ПК от 24.06.13 № 146-р
«Об утверждении Перечня государственных программ Пермского края» (20 ГП)
- Указ губернатора ПК № 74 от 24.06.13 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Пермского края
2. Основная группа изменений – формирование государственных (муниципальных) программ.
Отличие ГП (МП) от ДЦП:
- носит более интегральный характер, охватывает, как правило, все расходы соответствующего ведомства
- включает подпрограммы, содержащие, в том числе ведомственные целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти ПК (ОМСУ)
- все расходы будут не только распределяться между получателями бюджета, но и увязаны с результатами, которые необходимо достичь
-содержит перечень целевых показателей государственной программы
по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с конечными целевыми показателями ГП (МП)
- должна быть методика оценки эффективности ГП (МП)
3. Совершенствование бюджетной классификации :
- формирования целевых статей исходя из состава ГП (МП)
- уникальных для каждого бюджета бюджетной системы РФ видов расходов.
Слайд 30Этапы бюджетного процесса
Формирование
(составление)
Рассмотрение
и утверждение
(в т.ч.общественные
слушания)
Исполнение
Контроль
за исполнением
Исполнительные
органы
Законодательные
(представительные)
органы
Исполнительные
органы
Законодательные
(представительные)
органы
Слайд 31Участники бюджетного процесса (БК)
Президент Российской Федерации;
высшее должностное лицо субъекта Российской
Федерации, глава муниципального образования;
законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные
органы местного самоуправления;
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
Центральный банк Российской Федерации;
органы государственного (муниципального) финансового контроля;
главные распорядители (распорядители) бюджетных средств (ГРБС);
главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
получатели бюджетных средств.
Слайд 32Участники деловой игры «Общественные слушания по проекту бюджета муниципального образования»
1
группа – представители жителей микрорайона
2 группа – молодежный актив (члены
Молодежного парламента)
3 группа – представители Совета ветеранов
4 группа – представители малого и среднего бизнеса
5 группа – представители администрации муниципального образования
Цель и задачи – внести предложения по изменению параметров бюджета с учетом сохранения его сбалансированности