Слайд 1Слишком тепло? Слишком прохладно?
Решение
проблемы терморегуляции
при рождении ребенка
Программа
непрерывного обучения
Ohmeda Medical
Columbia, MD
Слайд 2Задачи
Дифференцировать гомойотермные (теплокровные) и пойкилотермные (холоднокровные) организмы
Рассмотреть 4 механизма
переноса тепла
Перечислить факторы, компенсирующие потерю тепла
Описать влияние клинических вмешательств на
перенос тепла
Рассмотреть, как медоборудование влияет на термостабильность
Слайд 3Определения важных понятий
Регуляция температуры тела и внешняя среда
Гомойотермные (теплокровные) организмы:
пытаются поддерживать постоянную температуру тела независимо от температуры окружающей среды
Пойкилотермные
(холоднокровные) организмы: не пытаются поддерживать постоянную температуру тела
Температура тела меняется в зависимости от температуры окружающей среды
Слайд 4Изменение
условий терморегуляции
при рождении
Слайд 5Терморегуляция
в период внутриутробного развития
- Пассивная
- Для поддержания температуры
тела не затрачиваются калории или кислород
- Накопление бурой жировой ткани
-
Внутренняя температура тела различна у матери и у плода
Слайд 6Решающе важные аспекты
для новорожденных
Когда окружающая среда слишком прохладна или
слишком тепла для новорожденного, он пытается решить проблему терморегуляции:
Слишком тепло:
ребенок пытается терять тепло
Слишком прохладно: ребенок пытается сохранить тепло тела или генерировать тепло тела (т.е. обеспечить термогенез)
Слайд 7Механизмы переноса тепла
ПОТЕРЯ ТЕПЛА
Тепловое излучение
Испарение
Конвекция
Теплопроводность
ПРИОБРЕТЕНИЕ ТЕПЛА
Тепловое излучение
Конвекция
Теплопроводность
Слайд 8Тепловое излучение
Определение:
перенос (отдача) тепла (за счет инфракрасного излучения) от
более теплого предмета к более холодному предмету (без прямого контакта)
Значение:
Потеря тепла на 60% обусловлена тепловым излучением у доношенных новорожденных
Основной механизм переноса тепла после 1-й недели жизни у детей, родившихся на сроке < 28 недель
Пример: Мы теряем тепло у окна или у стены в холодный день
Слайд 9Конвекция
Определение:
Потеря / приобретение тепла, когда тело ребенка обдувается потоком
воздуха или орошается потоком жидкости
Потоки воздуха / жидкости обтекают поверхность
тела, создавая перенос тепла
Значение:
Второй основной механизм потерь тепла у доношенных детей
Примеры:
Температура тела меняется, когда работает вентилятор или открыты окна
Области с интенсивным передвижением предметов / людей (и, следовательно, с движением потоков воздуха)
Слайд 10Теплопроводность
Определение:
Ребенок теряет тепло, если к его телу непосредственно
прикасается более холодный предмет.
Значение:
Потеря тепла на 10 – 15%
обусловлена теплопроводностью у новорожденных
Примеры:
Ребенок теряет тепло при взвешивании на холодных весах; при прикосновении стетоскопов, рентгеновских кассет, рук медперсонала.
Ребенок теряет тепло, когда лежит в мокрых пеленках.
Слайд 11Испарение
Определение:
Потеря тепла, которая происходит, когда вода переходит из
жидкого состояния в парообразное (через кожу и дыхательные пути)
Значение:
Чрезкожная потеря
воды или неощутимая потеря воды
Основной механизм потери тепла в 1-ю неделю жизни у детей, родившихся на сроке < 28 недель
Пример:
Ощущение прохлады при потоотделении
Слайд 12Термообмен в 1-й месяц жизни
у детей, родившихся на сроке
25 – 27 недель
Слайд 13Термообмен в 1-й месяц жизни
у детей, родившихся на сроке
28 – 30 недель
Слайд 14Термообмен в 1-й месяц жизни
у детей, родившихся на сроке
31 – 36 недель
Слайд 15Термообмен в 1-й месяц жизни
у детей, родившихся на сроке
37 – 42 недели
Слайд 16Зависимость между чрезкожной потерей воды, гестационным возрастом
и возрастом после
рождения
Слайд 17Термонейтральная среда
Определение:
Температура окружающей среды, при которой потребление кислорода ребенком
и скорость его метаболизма минимальны
Значение:
Для термогенеза или потери тепла не
затрачиваются дополнительные калории
Термонейтральная среда не определяется заданной температурой, которая была бы одинакова во всех случаях
Чтобы обеспечить нормальный рост ребенка, нужно создать термонейтральную среду и сохранить её.
Слайд 18Способность ребенка компенсировать потерю / приобретение тепла
Факторы, влияющие на перенос
тепла:
Гестационный возраст
Возраст после рождения
Масса тела
Патофизиология
Индивидуальные различия скорости метаболизма
Окружающая среда
Количество белья
и одежды
Слайд 19Компенсаторные механизмы
у недоношенных и доношенных новорожденных
Недоношенные
Кожа: Тонкая
Кровеносные сосуды:
Тонкая сосудистая
стенка, плохая вазореактивность
Жировая ткань: Плохо развита
Положение тела: Не способен занять
энергосберегающее положение тела (флексия)
Содержание воды в организме: Высокое
Запасы глюкозы и бурой жировой ткани: Небольшие
Общее физическое состояние: Обычно нарушенное
Доношенные
Кожа: Тонкая
Кровеносные сосуды:
Нормальная сосудистая стенка, нормальная вазореактивность
Жировая ткань: Хорошо развита
Положение тела: Способен занять энергосберегающее положение тела (флексия)
Содержание воды в организме: Ниже, чем у недоношенного ребенка
Запасы глюкозы и бурой жировой ткани: Нормальные
Общее физическое состояние: Обычно компенсированное
Слайд 20Определение термострессов
Холодовой стресс (переохлаждение):
Физиологический стресс из-за воздействия низкой температуры окружающей
среды и последующие попытки организма поддержать температуру в «нормальном» диапазоне
Перегревание:
Физиологический
стресс из-за воздействия высокой температуры окружающей среды и последующие попытки организма поддержать температуру в «нормальном» диапазоне
Слайд 21Последствия холодового стресса (переохлаждения)
Слайд 23Клиническое значение термострессов
Повышенная утилизация кислорода
Анаэробный метаболизм
Тканевая гипоксия / ацидоз
Невозможность перевода
глюкозы в цикл Кребса
Пируват превращается в лактат
Производятся только 2 типа
АТФ
Метаболический ацидоз
Гипогликемия
Слайд 24Клиническое значение термострессов
Обеспечение термонейтральной среды:
Конвекция
Теплопроводность
Тепловое излучение
Испарение
Слайд 25«Нормальная» температура
Попытки установить единый для всех новорожденных показатель «нормальной» температуры
– миф!
Определение «нормальной» температуры
Измерение в подмышечной впадине:
36,5 – 37,5o C
у доношенных (Американская академия педиатрии, Американская коллегия акушеров-гинекологов)
36,4 – 37,0o C у недоношенных
Измерение температуры кожи: 36,0o – 36,5o C
Измерение внутренней температуры тела:
35,5o – 37,5o C (Perlstein, 1992)
36,2o – 37,4o C (Bell, Rios, 1983)
37,2o + 0,2o C (Wheldon, Hull, 1983)
Слайд 26Минимизация теплопотерь
за счет теплового излучения
Не размещайте согревающие системы возле
холодных стен палаты
Если в палате холодно, накройте инкубатор одеялом или
специальным колпаком
Наденьте на ребенка шапочку и носочки
Накройте ребенка
Слайд 27Минимизация теплопотерь
за счет конвекции
Накройте ребенка пленкой, тентом, колпаком
Наденьте на
ребенка шапочку, заверните в пеленки, накройте одеялом
Не размещайте согревающие системы
возле конвекционных потоков воздуха
Слайд 28Минимизация теплопотерь
за счет теплопроводности
Предварительно согрейте оборудование
Используйте предварительно согретое белье
Согрейте
руки перед тем, как прикоснуться к ребенку
Подумайте о возможности согревания
ребенка при непосредственном его контакте с телом матери
Слайд 29Минимизация теплопотерь
за счет испарения
Тщательно осушите кожу ребенка сразу после
рождения или в любое время, когда жидкость попадает на кожу
Накройте
пленкой, колпаком, тентом
Используйте средства для защиты кожи:
парафин
специальный крем (барьерная функция)
полупроницаемая пленка из полиуретана
Используйте увлажнение
Слайд 30Серво-режим и стандартный режим увлажнения
Слайд 31Как оборудование влияет на перенос тепла
Открытая реанимационная система с источником
лучистого тепла
Достоинства:
Лучистое тепло
Быстрый и эффективный метод согревания ребенка
Минимизирует
Потерю тепла за
счет теплопроводности
Факторы риска:
Потеря тепла за счет испарения
Потеря тепла за счет конвекции
Инкубатор
● Достоинства:
– Обеспечивает согревание за счет конвекции
● Минимизирует
– Потерю тепла за счет теплопроводности
● Факторы риска:
– Потеря тепла за счет теплового излучения
Инкубаторы с двойными стенками
– Потеря тепла за счет испарения
Специальные режимы увлажнения
Слайд 32Инкубаторы и открытые реанимационные системы с источником лучистого тепла
Слайд 33Самые лучшие условия в мире...
От открытой реанимационной системы с источником
лучистого тепла – к инкубатору с согреванием, конвекционной вентиляцией и
увлажнением
Устранены все причины потерь тепла (теоретически)
Слайд 34Открытые реанимационные системы
с источником лучистого тепла
Обеспечивают лучистое тепло
Увеличивают неощутимую
потерю воды
Не предотвращают потерю тепла за счет теплового излучения с
боковых сторон
Риск потерь тепла за счет конвекции
Ребенок испытывает воздействие шумов окружающей среды
Слайд 35Инкубаторы с двойными стенками
Минимизированы потери тепла за счет теплового излучения
Внутренняя
стенка теплее, чем наружная стенка
Воздушная завеса минимизирует очаги конденсации влаги
Оптимальная
среда для выхаживания недоношенного ребенка
Слайд 37Контроль температуры воздуха
Желаемую температуру воздуха определяет врач на основании
следующих данных:
Гестационный возраст
Масса тела
Возраст после рождения
Возможна корректировка температуры воздуха, чтобы
создать желаемую «нормальную» температуру
Используется для предварительного прогревания согревающих систем, а также открытых реанимационных систем (с источниками лучистого тепла)
Кожный датчик температуры не требуется
Слайд 38Контроль температуры пациента
Кожный датчик определяет температуру ребенка
Микропроцессор определяет, на сколько
следует изменить температуру воздуха, чтобы поддерживать стабильную температуру тела ребенка
Микропроцессор
контролирует температуру воздуха в инкубаторе
Слайд 39Заключение
Терморегуляция имеет фундаментальное значение при выхаживании новорожденных
Необходимо хорошо знать способности
новорожденного адаптироваться к различным температурам внешней среды
Согревающее медоборудование продолжает иметь
решающее значение для выживания новорожденных
Знания и практические навыки медперсонала могут помочь новорожденному выдержать термострессовые ситуации