Разделы презентаций


Человек в информационном обществе

Содержание

План лекции1. Акцент на личность, на гражданина как участника формирования информационного общества.2. Возможности использования потенциала электронных сетей.3. Причины низкого уровня использования Интернет в стране.4. Развитие нового вида социального неравенства.Работа с анкетами

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Человек в информационном обществе

Д.э.н. Вершинская Ольга Николаевна

Москва, МЭСИ, 2011


Человек в информационном обществеД.э.н. Вершинская Ольга Николаевна        Москва, МЭСИ, 2011

Слайд 2План лекции
1. Акцент на личность, на гражданина как участника формирования

информационного общества.
2. Возможности использования потенциала электронных сетей.
3. Причины низкого уровня

использования Интернет в стране.
4. Развитие нового вида социального неравенства.
Работа с анкетами


План лекции1. Акцент на личность, на гражданина как участника формирования информационного общества.2. Возможности использования потенциала электронных сетей.3.

Слайд 3Введение
Под влиянием НТП роль человека в воспроизводственном процессе постоянно меняется.

Были времена, когда качество продукции целиком определялось людьми, носителями профессиональных

навыков и секретов. Потом наступил этап, когда работник рассматривался как некий придаток машины. Сейчас снова увеличивается значимость человека в производстве благ. Круг областей, где навыки, умения и способности человека, прежде всего в сфере ИКТ, играют решающую роль, постоянно расширяется.
ИКТ – движущая сила современного развития.
ВведениеПод влиянием НТП роль человека в воспроизводственном процессе постоянно меняется. Были времена, когда качество продукции целиком определялось

Слайд 4Что такое информатизация в России
Что значит информатизация в России –

это оцифровать какую-то информацию или автоматизировать какой-то процесс. Т.е. вторая

корневая составляющая слова «информатика» - автоматика.
Есть еще и первая составляющая – информация. Это направление частично исследуется в нашей стране.
Но есть еще и третье направление информатики – взаимоотношений «человек-техника», изучение проблем использования ИКТ человеком.
Человек как главный участник формирования информационного общества, практически, не изучается в нашей стране. Электронная деятельность осуществляется в виртуальном пространстве, но последствия этой деятельности происходят в реальном мире.
Социальных последствий распространения ИКТ множество.


Что такое информатизация в РоссииЧто значит информатизация в России – это оцифровать какую-то информацию или автоматизировать какой-то

Слайд 5продолжение
Игнорирование изучения желаний и возможностей человека препятствует электронному развитию страны.
Основные

направления исследования социальных последствий в мировой науке: изучение причин участия/неучастия

человека в цифровой жизни, проблемы потребления информационных товаров и услуг, типология пользователей и модели их поведения, тенденции формирования электронных сообществ, изменение образа жизни под воздействием ИКТ, новые риски и опасности и др.

продолжениеИгнорирование изучения желаний и возможностей человека препятствует электронному развитию страны.Основные направления исследования социальных последствий в мировой науке:

Слайд 6Что такое гуманитарная информатика?
Гуманитарная информатика – это новое междисциплинарное направление

научных исследований, изучающее социальные последствия распространения ИКТ Этот не общепринятый

в России термин введен в 2009 году в статье «Гуманитарная информатика» , опубликованной в журнале «Информационное общество» № 1 2009.
В Европе имеется понятие «community informatics», очень близкое к понятию гуманитарная информатика (человек – техника, а не техника - человек).
В нашей стране распространен чисто технократический подход к рассмотрению процессов информатизации, в отличие от стран ЕС, где в каждом университете есть подразделение, изучающее гуманитарные проблемы, связанные с распространением ИКТ.

Что такое гуманитарная информатика?Гуманитарная информатика – это новое междисциплинарное направление научных исследований, изучающее социальные последствия распространения ИКТ

Слайд 7продолжение
Характеристики национальной культуры и менталитета, различные социокультурные факторы определяют

не столько производство, сколько потребление информации. Они относятся к ключевым

факторам, определяющим развитие информационного общества в любой стране.
Внимания этим факторам, определяющим использование ИКТ населением страны, у нас практически не уделяется. В то же время, значимость культурных и психологических аспектов социальной динамики постоянно возрастает.
Уже появились новые стандарты поведения, новое понимание комфорта, новая элита, новая электронная (цифровая) культура.
Такие факторы современного экономического развития, как уровень информационной грамотности населения и степень цифрового разрыва в обществе относятся в мировой науке к ведущим факторам инновационного развития страны.

продолжение Характеристики национальной культуры и менталитета, различные социокультурные факторы определяют не столько производство, сколько потребление информации. Они

Слайд 8Зачем изучать эти проблемы?
Необходимость смещения акцента на человека

вызвана целым рядом причин:
Современная трактовка экономического роста предполагает исследование не

только количественной, но и его качественной составляющей, которая характеризуется, в частности, качеством человеческого потенциала.
Изменилась роль человека в современной экономике, он уже не придаток машины.
Информационное общество рассматривается как гражданское общество, и гражданин является участником его формирования. Гражданин - потребитель электронных услуг.
Именно индивиды являются сегодня все более важным фактором, обеспечивающим использование потенциала электронных сетей и баланс новой сетевой мощи государства.

Зачем изучать эти проблемы?  Необходимость смещения акцента на человека вызвана целым рядом причин:Современная трактовка экономического роста

Слайд 9Продолжение
Появилось новое понятие – «сетевая мощь государства». К факторам

баланса сетевой мощи государства в мировой науке относят:

Продолжение Появилось новое понятие – «сетевая мощь государства». К факторам баланса сетевой мощи государства в мировой науке

Слайд 101. Структура социального капитала (потенциальные аудитории вовлечения; особенности потенциальных аудиторий).
2.

Уровень трансформации и адаптации государства к новой среде, т.е. к

сетевой реальности.
3. Уровень информационной грамотности населения.
4. Степень цифрового разрыва в обществе.

Факторы баланса сетевой мощи:

1. Структура социального капитала (потенциальные аудитории вовлечения; особенности потенциальных аудиторий).2. Уровень трансформации и адаптации государства к новой

Слайд 11Факторы адаптации к сетевой реальности:
Государство
Общество
Индивид

Их три: государство, общество, индивид.
В век

ИКТ индивид является одним из главных факторов адаптации к новой

реальности. Индивид является ресурсом силы государства.


Факторы адаптации к сетевой реальности:ГосударствоОбществоИндивидИх три: государство, общество, индивид.В век ИКТ индивид является одним из главных факторов

Слайд 12От гонки вооружений к «гонке отношений»
Эта задача «использование потенциала сетей»

- это снова о роли личности в развитии. Как говорят

сегодня политики: нужен переход «от гонки вооружений» к «гонке отношений».
В новой сетевой реальности увеличивается потенциал влияния одной личности. Личность становится фактором, способным вызвать цепную реакцию в глобальной сети.
В культуре сетевого активизма инициатива исходит не от хаба-государства, а от рядовых узлов сети.
Микроуровень индивида позволяет развивать сетевую мощь на макроуровне.
От гонки вооружений к «гонке отношений»Эта задача «использование потенциала сетей» - это снова о роли личности в

Слайд 13Причины низкого уровня использования Интернет в России
Ну, какая же у

нас сетевая мощь, когда по последним данным только 38- 42%

населения использовали Интернет в 2010 году (т.е. грубо говоря 60% населения Интернет не используют)? Средняя цифра использования Интернет по ЕС 65%.
Причины низкого уровня использования Интернет в нашей стране мало изучены. Некоторая информация есть, конечно. Так, в 2010 году мы провели пилотное обследование в 4х промышленных городах. В качестве основных причин неиспользования Интернет респонденты назвали «мне неинтересно» и «мне не нужен Интернет».

Причины низкого уровня использования Интернет в РоссииНу, какая же у нас сетевая мощь, когда по последним данным

Слайд 14(продолжение)
Отсутствие доступа к ИКТ - не единственная причина низкого процента

пользователей в стране. Причины неиспользования хранятся как в малой осведомленности

граждан о новых цифровых возможностях у населения в возрасте 45+, так и в разных моделях потребления информации человеком.
Мировой опыт показывает, что спрос на э-услуги надо формировать, используя не только технические показатели. Население 45+ надо вовлекать в использование ИКТ, объясняя и демонстрируя преимущества цифровой жизни.
В мониторинге, проводимом ИРИО, есть блок «Использование ИКТ домохозяйствами», однако использование там, практически, равнозначно оснащенности. Этот блок требует расширения.

(продолжение)Отсутствие доступа к ИКТ - не единственная причина низкого процента пользователей в стране. Причины неиспользования хранятся как

Слайд 15Новые опасности и риски, связанные с распространением ИКТ
Долгое время считалось,

что информатизация – это исключительно позитивный процесс. Однако количество негативных

процессов, связанных с распространением ИКТ, постоянно увеличивается.
В мировой науке тщательно изучаются следующие негативные процессы, связанные с информатизацией: проблемы цифрового неравенства; появление нового вида нехимической поведенческой зависимости, проблемы компьютерной этики, например кибер-запугивание и ряд других.
Новые опасности и риски, связанные с распространением ИКТДолгое время считалось, что информатизация – это исключительно позитивный процесс.

Слайд 16Развитие нового вида социального неравенства - цифрового неравенства.
Цифровое неравенство -

еще одно мало исследуемое у нас направление. Используются здесь разные

термины: информационное неравенство, цифровое неравенство, цифровой разрыв или раскол общества (digital divide).
Вы, молодежь, сейчас скажете, что кончился цифровой раскол, нет его больше: и персональных компьютеров все больше, и современные мобильники у всех есть, и мобильники проблемы доступа к Интернет решили.
К сожалению, это не так по целому ряду причин.
Развитие нового вида социального неравенства - цифрового неравенства. Цифровое неравенство - еще одно мало исследуемое у нас

Слайд 17Цифровое неравенство (продолжение)
Цифровое неравенство не исчезло. Приведу две причины. Во-первых,

проведенное в 5 европейских странах обследование показало, что существуют разные

модели использования ИКТ, включая мобильные телефоны:
1. Продвинутые пользователи, которые непрерывно осваивают все новые возможности.
2. Умеренные пользователи, которые владеют базовым для себя набором возможностей и осваивают новую возможность только убедившись в ее необходимости для себя.
3. Пользователи, осваивающие минимальный набор функций и не расширяющие его.
Вторая причина существования цифрового неравенства – появление неравенства уже не только между пользователями и не пользователями ИКТ, но и неравенство между пользователями ИКТ в масштабах и глубине использования.

Да, первая волна неравенства, неравенства в доступе к ИКТ постепенно сходит на нет. Но вторая волна цифрового неравенства, неравенства в масштабах и глубине использования Интернет накрыла весь мир, и Россию тоже.


Цифровое неравенство (продолжение)Цифровое неравенство не исчезло. Приведу две причины. Во-первых, проведенное в 5 европейских странах обследование показало,

Слайд 18Развитие нового вида социального неравенства
Ускорение темпов технологической революции ведет

к углублению неравенства между отдельными странами, регионами, личностями. Вызов везде

один – цифровой раскол.
Мы свидетели развития нового вида социального неравенства - цифрового неравенства.
В мировой практике выделяется 12 взаимосвязанных факторов, определяющих эффективность использования ИКТ. Они универсальны. Ответ на каждый вопрос позволит понять причины успеха или его отсутствия в процессе информатизация в конкретном регионе.
Развитие нового вида социального неравенства  Ускорение темпов технологической революции ведет к углублению неравенства между отдельными странами,

Слайд 19Продолжение
- Физический доступ: имеются ли в наличии и доступны ли

ИКТ людям и организациям
- Актуальность: какие именно технологии нужны с

учетом потребностей людей в их использовании
- Финансовая доступность
- Подготовленность: обладают ли люди подготовкой и навыками, необходимыми для эффективного использования технологий?
- Адекватность информационного наполнения (контента), прежде всего в языковом плане
- Доверие: доверяют ли люди технологиям и понимают ли их значение, например. в плане неприкосновенности личной жизни или безопасности?
- Интеграция: гармонично ли входит использование в повседневную жизнь людей?
- Нормативно-правовая база: ограничивает или содействует использованию, нуждается ли в изменениях?
- Социо-культурные факторы: испытивают ли люди ограничения по половому, расовому или другим социокультурным факторам?

Продолжение- Физический доступ: имеются ли в наличии и доступны ли ИКТ людям и организациям- Актуальность: какие именно

Слайд 20Развитие нового вида социального неравенства (продолжение)
Понятия информационное и цифровое неравенство

часто употребляются как синонимы, однако они не синонимичны.
Существует два основных

вида информационного неравенства: технологическое и интеллектуальное.
Технологическое неравенство – это раскол общества по принципу вовлеченности в мир цифровых технологий.
Обеспечение доступа к технологиям – это лишь средство для решения большей проблемы : информационного расслоения общества.
Как угроза информационное расслоение общества было воспринято лишь в связи с массовым распространение ИКТ.
Развитие нового вида социального неравенства  (продолжение)Понятия информационное и цифровое неравенство часто употребляются как синонимы, однако они

Слайд 21(продолжение)
Интеллектуальное неравенство – это естественное биологическое неравенство, поддающееся воспитанию за

счет развития информационной культуры личности.
Информационная культура подразумевает не только

владение ИКТ, но и умение обращаться с информацией.
Основные информационные навыки – это: способность осознать потребность в информации и определить как ее найти, способность сконструировать стратегию поиска и найти нужное; сравнить данные из разных источников и уметь применить найденную информацию для решения стоящей задачи.

(продолжение)Интеллектуальное неравенство – это естественное биологическое неравенство, поддающееся воспитанию за счет развития информационной культуры личности. Информационная культура

Слайд 22(продолжение)
В мировой практике цифровой разрыв между странами по принципу доступа

к ИКТ обычно измеряется следующими показателями: количеством телефонов, компьютеров, пользователей

Интернет.
Для оценки цифрового разрыва между людьми и группами людей единого подхода в мировой науке еще не выработано. Используют экономические, географические, демографические, культурные факторы. Чаще всего оперируют такими понятиями, как раса, пол, возраст, инвалидность, тип проживания, доходы.

(продолжение)В мировой практике цифровой разрыв между странами по принципу доступа к ИКТ обычно измеряется следующими показателями: количеством

Слайд 23Уровни решения проблемы цифрового неравенства
- технический, обеспечение доступа к ИКТ;
-

образовательный, подготовка и переподготовка кадров;
- развитие информационной культуры населения;
- демонстрационно-просветительский;
-

проверка подготовленности населения;
- реалистическая оценка потребности в ИКТ на местах
Уровни решения проблемы цифрового неравенства- технический, обеспечение доступа к ИКТ;- образовательный, подготовка и переподготовка кадров;- развитие информационной

Слайд 24Культурно-психологические аспекты развития информационного общества
Мы уже говорили о социокультурных

факторах, влияющих на использование ИКТ. Как называть эти факторы? …В

последнее время все чаще пишут о культурно-психологических факторах развития информационного общества.
Известно, что активные пользователи ИКТ – это социально активные, легко адаптирующиеся личности, быстро осваивающие все новое. Однако реальностью является и ситуация, когда человек имеет физическую и материальную возможность пользоваться Интернет, но НЕ делает этого, потому что не понимает, зачем ему это надо, как это улучшит или облегчит его жизнь.
Многим для того, чтобы пользоваться ПК и Интернет, надо преодолевать себя, надо приобретать новые знания и навыки, по-новому выстраивать логику общения, логику получения и обработки информации, учиться обрабатывать и фильтровать огромные потоки информации. Для них это вопрос коренной переделки сознания. С другой стороны, люди, уже поработавшие в сети, не хотят отказываться от новых возможностей. Но есть и третья сторона: % людей, переставших пользоваться Интернет.

Культурно-психологические аспекты развития информационного общества Мы уже говорили о социокультурных факторах, влияющих на использование ИКТ. Как называть

Слайд 25(продолжение)
Человеческое поведение во многом определяется индивидуальными предпочтениями («поведенческая экономика»).
Основной исследовательский

вопрос заключается в том, чтобы понять, когда разница в доступе

к ИКТ и в их использовании ЛИШАЕТ человека возможных преимуществ и превращается в форму исключенности из жизни общества.
Раньше, когда Интернет только начинал распространяться, не быть он-лайн имело лишь некоторые неудобства. Сейчас, когда Интернет для многих уже является рутиной повседневной жизни, становится ясным, что в будущем у тех, кто его не использует, будет возникать все больше неудобств.
(продолжение)Человеческое поведение во многом определяется индивидуальными предпочтениями («поведенческая экономика»).Основной исследовательский вопрос заключается в том, чтобы понять, когда

Слайд 26Лишения и преимущества
Отсутствие Интернета лишает людей многих преимуществ, например:
- он

лайн дешевле покупать некоторые виды товаров и услуг;
- он лайн

более безопасно выполнять некоторые задачи, так как ты знаешь, что все сделал правильно. (Например, правильно заполнил налоговую декларацию и пр.)
- некоторые заявки принимаются сегодня только в э-виде;
-пользователи Skype экономят деньги на телефонные переговоры;
- возможность участия в социальных э-сетях и пр.
Основной исследовательский вопрос заключается в том, чтобы понять, когда разница в доступе и в использовании ИКТ превращается в форму исключенности из жизни общества.

Лишения и преимуществаОтсутствие Интернета лишает людей многих преимуществ, например:- он лайн дешевле покупать некоторые виды товаров и

Слайд 27Заключение
Неравенство в использовании ИКТ определяется и экономическими, и демографическими (возраст,

пол, место жительства и др.) и культурно-психологическими факторами (мотивации, способность

наладить сети взаимообмена, усердие, энтузиазм и др.)
Информационную культуру вообще и компьютерную культуру, в частности, можно и нужно развивать и пропагандировать. Человека можно увлечь Сетью: не попробуешь, не захочешь.
Информационно-культурно-психологические аспекты информатики – это новое для России направление исследований.

ЗаключениеНеравенство в использовании ИКТ определяется и экономическими, и демографическими (возраст, пол, место жительства и др.) и культурно-психологическими

Слайд 28Заключение
Неравенство в осознании новых возможностей и неравенство в использовании ИКТ

становится все более заметным по мере того, как все больше

услуг, связанных с работой, переподготовкой, функционированием правительства, с расширением числа электронных публичных услуг становятся доступными через Интернет.
По мнению экспертов корпорации РЭНД, скорость, с которой ИКТ преобразуют мир, не изменится в ближайшие 10-20 лет.
Спрос на ИКТ увеличивается по мере возрастания активности граждан, по мере осознания ими новых возможностей. Инновационное развитие личности можно и нужно развивать и воспитывать.
Сотрудничество и демонстрационно-просветительская деятельность могут служить вовлечению все более широких слоев населения в цифровой мир.
Модернизация экономики невозможна без инновационного развития личности.





Заключение Неравенство в осознании новых возможностей и неравенство в использовании ИКТ становится все более заметным по мере

Слайд 29Контрольные вопросы
Какая идеология построения ИО принята в России?
Что такое digital

divide (цифровой раскол) и какие факторы его определяют?
Что такое гуманитарная

информатика?
Контрольные вопросыКакая идеология построения ИО принята в России?Что такое digital divide (цифровой раскол) и какие факторы его

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика