Слайд 2Цель прохождения практики: приобретение обучающимися первичных профессиональных умений и навыков,
которые включают закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе
обучения, приобретение необходимых практических умений и навыков работы в соответствии с выбранным направлением профессиональной подготовки.
Задачи практики:
закрепление полученных в процессе обучения теоретических знаний по дисциплинам гуманитарного, социально-экономического цикла и профессионального цикла;
подготовка обучающихся к изучению профильных дисциплин на последующих курсах;
получение обучающимися информации о будущей профессиональной деятельности;
осмысление содержания профессии менеджера, ее особенностей и отличий от профессий других специалистов;
закрепление и расширение теоретических и практических навыков применительно к профилю будущей работы, овладение навыками сбора материалов для написания научных работ;
сбор материалов, необходимых для составления отчета о прохождении практики.
Слайд 3Специальная часть:
1. Характеристика организационно-правовых форм российских предприятий (организаций).
2.
Сравнительная характеристика коммерческой и некоммерческой организации.
3. Законодательные и нормативные
документы, которыми руководствуются в своей деятельности российские предприятия (организации).
4. Организационные структуры российских предприятий (организаций).
5. Законодательные и нормативные документы, регламентирующие деятельность финансовых менеджеров российских предприятий (организаций).
6. Специфика деятельности менеджера (в некоммерческих организациях, в органах государственной власти, в хозяйствующих организациях).
7. Характеристика основных форм финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятий (организаций).
8. Опишите методику анализа: структуры имущества предприятия (организации) и его источников финансирования; ликвидности баланса; показателей финансовой устойчивости; показателей деловой активности; структуры доходов и расходов.
Слайд 41. Характеристика организационно-правовых форм российских предприятий (организаций).
Под организационно-правовой формой
понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие
из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности. Делятся на коммерческие и некоммерческие. К коммерческим относятся: полное хозяйственное товарищество, товарищество на вере (коммандитное), общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственное унитарное предприятие, муниципальное унитарное предприятие, хозяйственное партнерство, крестьянское (фермерское) хозяйство, публичное акционерное общество. Некоммерческие делятся на унитарные (фонды, религиозные организации, автономные учреждения и т.п.) и корпоративные (потребительские кооперативы, общественные организации, адвокатские палаты и т.п.).
Слайд 52. Сравнительная характеристика коммерческой и некоммерческой организации.
Коммерческая организация представляет
собой субъект хозяйствования, основной целью функционирования которого является приобретение прибыли.
Иными словами, все действия руководства и сотрудников направлены на то, чтобы увеличить свое благосостояние. Полученная в ходе осуществляемой деятельности прибыль распределяется между всеми участниками, организовавшими компанию, либо инвестируется в предприятие. Коммерческие организации могут иметь самые разные формы хозяйствования, а, в соответствии с этим, права, обязанности и ответственность.
Некоммерческая организация основной своей целью видит создание каких-либо социальных благ для государства и населения. К ним можно отнести благотворительные мероприятия, культурные программы, спортивные соревнования, научные конференции, мероприятия по охране здоровья людей или по защите окружающей среды. Некоммерческая организация никогда не преследует цель получения прибыли, поскольку действует на добровольных началах для достижения общественных благ. А поскольку такая организация не получает прибыли в виде денежных средств или иных материальных активов, она не может распределять ее среди своих учредителей.
Слайд 63. Законодательные и нормативные документы, которыми руководствуются в своей деятельности
российские предприятия (организации).
Любая организация на территории РФ должны подчиняться
целому ряду законодательных актов. В первую очередь это - Конституция. За конституцией следуют нормативные акты, регулирующие деятельность предприятия, которые касаются любого предприятия независимо от рода деятельности. Это Гражданский и Трудовой кодексы. Предприятие работает не только в рамках того, что дает государство. Основные документы: устав, договор о совместной деятельности и т.п. создатели предприятия должны создать сами. Ряд вопросов должен решаться руководством предприятия его распоряжениями, приказами. Внутренние распорядительные документы предприятия играют очень важную роль в управлении предприятиями и организациями.
Слайд 74. Организационные структуры российских предприятий (организаций).
На способность предприятия
адаптироваться к изменениям внешней среды влияет то, как организовано предприятие, как построена структура управления. Организационная структура предприятия — это совокупность звеньев (структурных подразделений) и связей между ними. Для различных организаций характерны различные виды структур управления. Однако обычно выделяют несколько универсальных видов организационных структур управления:
линейная (для нее характерна вертикаль: высший руководитель — линейный руководитель (подразделения) — исполнители)
линейно-штабная (аналогична предыдущей, но управление соредоточено в штабах, появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения)
функциональная (имеет место вертикаль: руководитель — функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) — исполнители)
линейно-функциональная (основные связи — линейные, дополняющие — функциональные)
матричная (в действующих структурах создаются временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений)
Иногда внутри единой компании (как правило, это крупный бизнес) происходит выделение обособленных подразделений, так называемая департаментизация. Тогда создаваемая структура будет дивизиональной (распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам; строится на основании выделения подразделений, или дивизионов). Необходимо помнить, что выбор структуры управления зависит от стратегических планов организации.
Слайд 85. Законодательные и нормативные документы, регламентирующие деятельность финансовых менеджеров российских
предприятий (организаций).
Внешние документы: законодательные и нормативные акты, касающиеся выполняемой работы. Законодательную базу финансового менеджмента составляют:
- Конституция РФ,
- Гражданский кодекс РФ (гл. 48),
- Налоговый кодекс РФ (ч. 1) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, Налоговый кодекс РФ (ч. 2)
от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ,
- Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ;
- Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке
России)»,
- Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»,
- Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности»,
- Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
- Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и
микрофинансовых организациях»,
- Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»,
- Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»,
другие нормативные правовые акты.
Внутренние документы: устав предприятия, приказы и распоряжения директора предприятия (финансового директора, начальника финансового отдела); положение о финансовом отделе, должностная инструкция финансового менеджера, правила внутреннего трудового распорядка.
Слайд 96. Специфика деятельности менеджера (в некоммерческих организациях, в органах государственной
власти, в хозяйствующих организациях).
В настоящее время для некоммерческих организаций характерна тенденция искать не столько менеджеров, сколько лидеров. Менеджер взаимодействует в двух областях: организационно-управленческой, где решения рационально обоснованы (например, они прямые: прием и увольнение, компенсаторные: помощь в трудоустройстве при увольнении); неформальной, где рационализация отношений часто невозможна (изменения обусловливаются психологическими аспектами, культурой отношений; они задают ограничения на изменения и могут даже противодействовать им). Менеджмент в государственной службе является одним из видов специального менеджмента, который изучает особенные черты, специфику проявления функций, а также особые закономерности и тенденции, отличающие менеджмент в государственной службе от менеджмента в других сферах. Конкретные цели, методы оценки результатов, отчетности, строго регламентированные процедуры контроля, взвешенная система ответственности и стимулов, вот основные особенности менеджмента в государственной службе. Специфика и особенности труда менеджера: производственные, экономические, технические и социальные задачи он решает в основном в организационном порядке, воздействуя на людей; деятельность менеджера сосредоточивается на обеспечении наилучшего использования ресурсов; организационно-техническая работа менеджера занимает огромный удельный вес в общем объеме управления.
Слайд 107. Характеристика основных форм финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятий (организаций).
Бухгалтерский баланс в структуре отчетности организации
является наиболее важным. Бухгалтерский баланс отражает состав имущества организации (актив баланса) и источники формирования этого имущества (пассив) на конкретную дату. Отчет о прибылях и убытках содержит в своих разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды. Также к основным формам финансовой отчетности относятся: отчет об изменениях капитала состоит из двух разделов и справки, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, отчет о целевом использовании полученных средств, пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение.
Слайд 118. Опишите методику анализа: структуры имущества предприятия (организации) и его
источников финансирования; ликвидности баланса; показателей финансовой устойчивости; показателей деловой активности;
структуры доходов и расходов. Финансовая устойчивость - это насколько предприятие независимо от заемного капитала и насколько велика гарантия погашения им своих долгов. Критерием финансовой устойчивости является стабильность деятельности предприятия в свете долгосрочной перспективы, степень зависимости экономики предприятия от внешних кредиторов и инвесторов. В отличие от ликвидности баланса, которая характеризует способность предприятия рассчитаться со своими краткосрочными должниками в данный момент, финансовая устойчивость - это определенное состояние предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. Этой постоянной платежеспособности можно добиться достижением хорошей экономической состоятельности. Деловая активность предприятия - это комплексная характеристика, которая воплощает различные аспекты деятельности предприятия. Она определяется системой критериев, а именно: местом предприятия на рынке конкретных товаров, географией деловых отношений, репутацией предприятия как партнёра, активностью инновационно - инвестиционной деятельности, конкурентоспособностью. Уровни деловой активности конкретной организации отражают этапы ее жизнедеятельности (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и показывают степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, качество управления.