Слайд 1СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
(для обучающихся с умеренной, тяжёлой
или глубокой
умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными
нарушениями развития )
Четверикова Татьяна Юрьевна,
к.п.н.,
доцент, зав. кафедрой
специальной педагогики ОмГПУ
ВАРИАНТ 2 СФГОС
Слайд 2ВЫБОР ВАРИАНТА ФГОС
1 вариант ФГОС
2 вариант ФГОС
Лёгкая умственная отсталость
Умеренная, тяжёлая
или глубокая умственная отсталость, тяжёлые и множественные нарушения развития
Слайд 3Для обучающихся с умеренной, тяжёлой или глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми
и множественными нарушениями развития на основе требований Стандарта и АООП
организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).
СИПР разрабатывается на основе АООП – с учётом особых образовательных потребностей (ООП) ребёнка.
Если у ребёнка есть готовность к освоению содержания варианта 1, то в СИПР могут быть включены отдельные темы, разделы, предметы из варианта 1.
Слайд 4Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
(по ФГОС, вне зависимости
от степени умственной отсталости)
ранее получение специальной помощи средствами образования;
обязательность непрерывности
коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
удлинение сроков получения образования;
систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;
Слайд 5Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
(по ФГОС, вне зависимости
от степени умственной отсталости)
специальное обучение «переносу» знаний и умений с
учётом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учётом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
Слайд 6Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
(по ФГОС, вне зависимости
от степени умственной отсталости)
развитие мотивации и интереса к познанию окружающего
мира с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой;
стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Слайд 7Удовлетворение особых образовательных потребностей детей с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью предполагает:
изменение содержания образования;
использование специфических методов и средств обучения;
дифференцированное,
«пошаговое» обучение;
обязательную индивидуализацию обучения;
формирование элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
присмотр и уход за обучающимися;
дозированное расширение образовательного пространства внутри организации и за её пределами;
Слайд 8Удовлетворение особых образовательных потребностей детей с умеренной, тяжёлой и глубокой
умственной отсталостью предполагает:
организацию обучения в разновозрастных классах (группах);
организацию взаимодействия специалистов,
участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).
Слайд 9Для обучающихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные
организации, на основе заключения медицинской организации и письменного обращения родителей
(законных представителей) обучение организуется по СИПР на дому или в медицинских организациях.
Администрация организации должна предусмотреть занятия на дому различных специалистов, консультирование родителей (законных представителей).
Слайд 10ВАРИАНТ 2 - СИПР
Специальная индивидуальная программа развития
Структура:
1) общие сведения о
ребёнке,
2) характеристика, включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы
и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;
3) индивидуальный учебный план;
4) содержание образования в условиях организации и семьи;
5) условия реализации потребности в уходе и присмотре;
6) перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
Слайд 11ВАРИАНТ 2 - СИПР
7) перечень возможных задач, мероприятий и форм
сотрудничества организации и семьи обучающегося;
8) перечень необходимых технических средств и
дидактических материалов;
9) средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.
Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в СИПР.
Слайд 12Министерство образования Омской области
Официальное название образовательной организации
Согласовано
Координационным советом
ОФИЦИАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Протокол
№ 4 от 11.08.2014
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 1 класса
Иванова Антона
Реализуется в рамках ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с Адаптированной основной образовательной программой общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) на 2016-2017 учебный год
Составитель: Фамилия, инициалы;
занимаемая должность
Омск - 2016
Слайд 131.Общие сведения о ребёнке
1) персональные данные о ребенке и его
родителях;
2) бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к
образованию ребенка;
3) заключение ПМПК.
Слайд 14Общие сведения о ребёнке
Иванов Антон родился 01 февраля 2009 года.
Зачислен в 1 класс апаптивной школы (название школы) в 2016
году в возрасте 7 с половиной лет.
До поступления в адаптивную школу в течение 2 лет мальчик посещал детский сад общего типа.
Ребёнок имеет умеренную умственную отсталость в сочетании со сниженным зрением. Антону назначена очковая коррекция: постоянно пользуется очками. Двигательная активность ребёнка снижена, отмечается гиподинамия.
Слайд 15Общие сведения о ребёнке
Антон воспитывается в неполной семье, проживает вместе
с мамой и бабушкой. Мама работает, бабушка (имеет педагогическое образование)
– на пенсии. Родных братьев и сестёр у мальчика нет.
Бытовые условия семьи являются удовлетворительными: семья проживает в двухкомнатной благоустроенной квартире. У ребёнка есть своя комната, в которой оборудовано рабочее место. Компьютерная техника отсутствует. У мальчика имеются игрушки, подобранные с учётом его возраста и пола. Члены семьи имеют возможность оказывать ребёнку помощь, поддерживают контакт со школой.
Слайд 16Общие сведения о ребёнке
Заключение ПМПК - умеренная умственная отсталость, средняя
степень амблиопии.
В соответствии с решением ПМПК и с согласия родителей
ребёнок осваивает 2 вариант ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
Слайд 17Характеристика составляется на основе психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной
организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения
зоны его ближайшего развития.
Характеристика отражает:
1) двигательное и сенсорное развитие ребенка;
2) особенности мотивационно-потребностной сферы (проявление интереса к чему-либо, реакция на поощрения и др.),
3) особенности познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
4) особенности поведения и эмоциональные реакции ребенка в разных ситуациях;
Характеристика,
включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка
(РЕКОМЕНДАЦИИ)
Слайд 185) сформированность социально значимых навыков, умений, представлений: коммуникация и речь,
предметно-практическая деятельность, самообслуживание, игра, универсальные учебные действия (умение выполнять инструкцию,
действовать по подражанию и др.), представления об окружающем мире, математические представления, бытовые и трудовые навыки;
6) степень потребности в посторонней помощи (полная, частичная, периодическая);
7) выводы: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные курсы для дальнейшей педагогической работы с ребенком.
Характеристика,
включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка
(РЕКОМЕНДАЦИИ)
Слайд 19Характеристика,
включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и
определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка
На момент составления программы
у ребёнка отмечается сниженная двигательная активность, малая подвижность (гиподинамия), что обусловлено снижением зрительного анализатора.
Ведущая рука – правая.
Наблюдается задержка сенсорного развития: различает отдельные цвета высокой контрастности (чёрный, синий, зелёный, красный), но не различает, не дифференцирует и не обозначает словесно другие цвета и оттенки. Затрудняет различать и называть геометрические фигуры, называет только две из них: круг и квадрат.
Слайд 20Характеристика,
включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и
определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка
Различает широко распространённые неречевые
звучания (голоса животных, шумы некоторых природных явлений). Не может локализовать источник звука в пространстве.
При ознакомлении с предметами и явлениями окружающей действительности в основном использует зрительный анализатор, мало опираясь на сохранные анализаторы и сенсорные системы. В результате ребёнок получает неполные и нередко искажённые сведения об окружающей действительности.
Мотивация к деятельности снижена. Игровые действия сформированы частично. Учебная деятельность не является ведущей.
Слайд 21Характеристика,
включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и
определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка
Не проявляет стойкого интереса
к какой-либо деятельности, за исключением рассматривания игрушечных машин и выполнения единообразных действий с ними (перекатывание).
К поощрениям со стороны педагога равнодушен. На замечания и инструкции реагирует, пытается действовать в соответствии с указанием педагога.
Слайд 22Характеристика,
включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и
определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка
У ребёнка отмечается грубое
недоразвитие познавательной сферы и всех познавательных процессов. Это проявляется в нарушениях мыслительных операций: ребёнок затрудняется осуществлять сравнение объектов, не выделяет их сходства и различия. Восприятие поверхностное, характеризуется замедленностью. Не может долго удерживать внимание на объекте. Память кратковременная. С трудом запоминает информацию, особенно вербальную. Отмечается быстрое забывание инструкций и иного речевого материала.
Слайд 23Характеристика,
включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и
определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка
Грубых поведенческих нарушений не
отмечается. Ребёнок замкнут. Эмоционально лабилен, проявляет равнодушие к происходящему. Отмечается значительное недоразвитие эмоций: не осознаёт причины возникновения и смены эмоций окружающих людей: близких взрослых и сверстников. В социально значимых социальных ситуациях и при большом скоплении людей демонстрирует проявление тревожности.
Слайд 24Характеристика,
включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и
определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка
Отмечается системное недоразвитие речи:
имеются нарушения звукопроизношения; словарный запас значительно обеднён; в диалог вступает, но пользуется короткой фразой. Коммуникация с окружающими людьми затруднена.
Письменной речью не владеет.
Считает до 3 с опорой на пальцы. Другие элементарные математические представления не сформированы.
Слайд 25Характеристика,
включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и
определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка
Навыки самообслуживания и гигиены
сформированы частично: умеет пользоваться гигиенической комнатой, самостоятельно мыть руки, применять расчёску. За личными вещами ухаживать не умеет.
Сведениями о себе владеет частично. Может назвать своё имя и фамилию. Свой возраст и имён близких людей не сообщает.
Выполняет действия в соответствии с простыми инструкциями, может действовать по подражанию, однако темп выполняемых действий замедлен.
Слайд 26Характеристика
Испытывает выраженные трудности при ориентировке в пространстве, боится оставаться один.
Нуждается
в частичной посторонней помощи.
Выводы.
Приоритетные образовательные области (учебные предметы) коррекционные курсы:
язык и речевая практика, математика, окружающий мир, искусство, физическая культура (адаптивная физическая культура).
Приоритетные коррекционные курсы: «Сенсорное развитие», «Предметно-практические действия», «Двигательное развитие», «Ориентировка в пространстве».
Слайд 28Индивидуальный учебный план
Примечание. Содержание данной области может быть дополнено организацией
самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР. Образец такого дополнения выделен
красным. Введён курс «Ориентировка в пространстве», т.к. у ребёнка нарушения зрения.
часы
Слайд 29Содержание образования
в условиях организации и семьи
Речь и альтернативная коммуникация
1.Понимание
обращённой речи
2.Неречевые звуки окружающей действительности
3. Голоса животных
4. Семья
5. Животные: стихи
А. Барто («Зайка», «Козлёнок», 6. «Мишка», «Слон»)
7. Первый звук в слове
8. Гласные и согласные звуки
И т.д.
Слайд 30Содержание образования
в условиях организации и семьи
Математические представления
1. Форма: круг,
треугольник, квадрат
2. Величина: большой - маленький
3. Дочисловые количественные представления:
один –
много, один – несколько,
много – мало,
поровну
4. Прямой счёт в пределах 5
6. Цифра 1
7. Цифра 2
И т.д.
Слайд 31Содержание образования
в условиях организации и семьи
Окружающий природный мир
1. Времена
года: осень
2. Признаки ранней осени
3. Перелётные птицы
4. Поздняя осень
6. Птицы
и животные осенью
7. Времена года: зима
И т.д.
Слайд 32Содержание образования
в условиях организации и семьи
Человек
1. Я человек (фамилия,
имя, возраст)
2. Я и другие
3. Моя семья
4. Мои друзья
6. Ощущения
человека
7. Приём пищи
8. Туалет
9. Гигиена
И т.д.
Слайд 33Содержание образования
в условиях организации и семьи
Окружающий социальный мир
Квартира, дом,
двор
Семья
Школа
Мебель
Одежда
Посуда
Игровая площадка
Транспорт
И т.д.
Слайд 34Содержание образования
в условиях организации и семьи
Музыка и движение
Слушание детских
песен
Пение (назвать разучиваемые песни)
Вальс: движения под музыку
Марш: движения под музыку
Полька:
движения под музыку
Игра на музыкальных инструментах:
- дудочка,
- колокольчик,
- барабан
И т.д.
Слайд 35Содержание образования
в условиях организации и семьи
Изобразительная деятельность (лепка, аппликация,
рисование)
Лепка: разминание и раскатывание пластилина
Лепка: катание колбаски, расплющивание и отщипывание
Аппликация:
ознакомление с бумагой, её свойствами и другими материалами для аппликации
Рисование: материалы и инструменты для рисования
Лепка: колобок
Аппликация: способы разрезания бумаги ножницами
Рисование: графический след на листе бумаги
И т.д.
Слайд 36Содержание образования
в условиях организации и семьи
Адаптивная физическая культура
Включает 5
разделов:
«Велосипедная подготовка» (обучение езде на трехколесном и на двухколесном
велосипеде),
«Плавание» (формирование умений двигаться в воде и навыка плавания),
«Лыжная подготовка» (формирование навыка ходьбы на лыжах и дальнейшее его совершенствование),
«Туризм» (овладение различными туристическими навыками),
«Коррекционные подвижные игры» (формирование умения взаимодействовать в процессе игры и соблюдать правила игры).
Слайд 37Сенсорное развитие
Включает 5 разделов (примерные темы указаны в скобках):
«Зрительное
восприятие» («Фиксация взгляда (на лице, движущемся объекте)», «Прослеживание взглядом за
движущимся предметом», «Зрительное восприятие цвета: красный, синий, жёлтый» и др.),
«Слуховое восприятие» («Локализация источника звука», «Различение и дифференциация неречевых музыкальных звучаний», «Различение и дифференциация неречевых природных звуков» и др.),
«Кинестетическое восприятие»,
«Восприятие запаха»,
«Восприятие вкуса».
Слайд 38Предметно-практические действия
Включает 2 раздела (примерные темы указаны в скобках):
«Действия с материалами» («Сминание ткани и бумаги», «Разрывание бумаги», «Пересыпание
круп», «Разматывание и сматывание клубков» и др.),
«Действия с предметами» («Собирание пирамиды», «Шнуровка», «Перемещение мячей разного диаметра и др.»).
Слайд 39Двигательное развитие
1. Удержание головы и движения ею
2. Движения руками
и пальцами рук
3. Действия с мячом
4.Позы: воспроизведение и изменение (в
положении лёжа, сидя, стоя)
5.Движения ногами: ходьба и бег
Слайд 40Коррекционно-развивающие занятия
(краткая характеристика данных занятий)
Эти занятия направлены:
- на реализацию
особых образовательных потребностей обучающихся, не предусмотренных содержанием программ по учебным
предметам;
- на дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;
на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Возможности усвоения программного материала ребенком определяют объем и содержание необходимой помощи каждому обучающемуся. Учитывая особенности психофизического развития и индивидуальные возможности конкретного обучающегося, в СИПР можно включить дополнительные задачи.
Слайд 41Примерная тематика коррекционно-развивающих занятий
1.Действия по подражанию: дифференциация предметов по цвету
и форме
2.Захват и удержание предметов: предметные действия одной и обеими
руками
3. Действия по словесной инструкции и образцу: штриховка
4.Общение: диалог на темы «Моя семья», «Я ученик», «Школа», «Мои друзья»
5. Учебные принадлежности: назначение, особенности использования
Примечание: если ребёнку показаны логопедические занятия, тематика должна соответствовать специфике этих занятий. Аналогично и с занятиями психолога.
Слайд 42Условия реализации потребности
в уходе и присмотре (разъяснения)
Уход необходим обучающимся
с умственной отсталостью, с ТМНР, возможности которых к самообслуживанию отсутствуют
или значительно ограничены. Уход осуществляется в процессе гигиенических процедур, одевания и раздевания, приема пищи. Деятельность осуществляющего уход специалиста не должна сводиться к механическому выполнению необходимых действий. Во время ухода ребенок должен чувствовать уважительное, доброжелательное отношение взрослого, которое будет способствовать появлению у него доверия и желания взаимодействовать с взрослым.
Присмотр происходит во время прогулки, свободной деятельности обучающегося с целью предотвращения случаев, когда обучающийся может причинить вред себе, окружающим или имуществу.
Слайд 43Условия реализации потребности
в уходе и присмотре (образец)
Уход и присмотр
обучающегося предусматриваются в следующих ситуациях:
1. Выполнение гигиенических процедур (посещение туалета,
мытьё рук, уход за личными вещами, их своевременная смена)
2. Одевание и раздевание
3. Приём пищи
4. Прогулка
5. Свободная деятельность
Примечание: пункты 1 – 3 касаются ухода.
Пункты 4 и 5 касаются присмотра
Слайд 44Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР (разъяснения)
Разработка и
реализация СИПР осуществляется междисциплинарным составом специалистов (педагогические, медицинские и социальные
работники), компетентных в понимании особых образовательных потребностей обучающихся: олигофренопедагоги (учитель начальных классов; учитель музыки; учитель изобразительного искусства), учитель-логопед, специальный психолог, специалист по лечебной физкультуре, социальный педагог, врачи (психиатр, невролог, педиатр – по согласованию с медицинской организацией).
Слайд 45Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР (образец)
Слайд 46Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи
обучающегося
Задачи:
обучение родителей методам, приёмам оказания ребёнку помощи в условиях семьи;
оказание
семье психологической поддержки;
психолого-педагогическое сопровождение семьи в целях оптимизации работы в направлении реабилитации ребёнка средствами образования и удовлетворения его особых образовательных потребностей.
Слайд 47Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи
обучающегося
Мероприятия:
проведение открытых уроков и занятий;
проведение праздников: «День знаний», «Золотая осень»,
«Новый год»;
проведение экскурсий на объекты ближайшего социального окружения: стадион, ….
посещение музея ….
Слайд 48Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи
обучающегося
Мероприятия:
индивидуальные консультации;
родительские собрания,
родительские лектории,
круглый стол...
Слайд 49Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
1.Технические средства (если необходимы)
2.Названия
учебников
3.Названия рабочих тетрадей
4.Названия дидактических пособий для работы с детьми. Например,
графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи.
Слайд 50Средства мониторинга и оценки динамики обучения
- психолого-педагогическое наблюдение;
диагностические задания
С.Д. Забрамной;
диагностические задания Е.А. Стребелевой.
Слайд 51ВАРИАНТ 2
Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП осуществляется организацией. Предмет
итоговой оценки – достижение результатов освоения СИПР последнего года обучения
и развитие жизненной компетенции обучающихся.
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимися СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Слайд 52ВАРИАНТ 2
Итоговая аттестация осуществляется в течение двух последних недель учебного
года путём наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий в
естественных и искусственно созданных ситуациях, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
Итог отражается в развёрнутой характеристике учебной деятельности ребёнка.
Для оценки результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций рекомендуется применять метод экспортной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет представителей всех заинтересованных участников образовательного процесса, тесно контактирующих с ребёнком, включая членов его семьи.
Слайд 53Приложение СИПР
Приложение рекомендуется, но не является обязательным. Оно может
включать следующие материалы:
1.Описание диагностических материалов
2.Карты, в которые заносятся результаты мониторинга
3.Упражнения,
задания, дидактические игры для различных учебных предметов, занятий, в том числе коррекционно-развивающих.