Разделы презентаций


Читательская грамотность: проблемы, пути решения

Содержание

ЦЕЛИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ…обеспечениеглобальнойконкурентоспособностироссийского образования,РоссийскойФедерации вчисло десятивхождение ведущихстран мира покачеству общегообразованияУказ Президента России от 7 мая 2018 года

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Читательская грамотность: проблемы, пути решения

Читательская грамотность: проблемы, пути решения

Слайд 2ЦЕЛИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
…обеспечение
глобальной
конкурентоспособности
российского образования,
Российской
Федерации в
число десяти
вхождение ведущих
стран мира по
качеству общего
образования

Указ Президента России от 7

мая 2018 года

ЦЕЛИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ…обеспечениеглобальнойконкурентоспособностироссийского образования,РоссийскойФедерации	вчисло	десятивхождение ведущихстран	мира	покачеству	общегообразованияУказ Президента России от 7 мая 2018 года

Слайд 3ЦЕЛИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
От 22 до 25% населения страны

не владеют функциональным чтением. Потери начинаются в… 5-6 классе…Ребенок читает

текст, не понимая прочитанного.
к 2022 году перед Россией стоит задача "вернуться в пятерку" стран по навыкам функционального чтения.

Из выступления Ольги Васильевой, министра просвещения РФ, 30 июля 2018 г., Абакан
http://tass.ru/obschestvo/5413075
ЦЕЛИ В СФЕРЕ  ОБРАЗОВАНИЯОт 22 до 25% населения страны не владеют функциональным чтением. Потери начинаются в…

Слайд 4СИТУАЦИЯ В МИРЕ. В МИРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Тенденции:
1960-е: Массовое образование должно формировать

базовые навыки для успешной жизни в меняющемся обществе.
Начало XXI века:

запрос рынка труда на развитие навыков XXI века («гибкие навыки», «универсальные навыки), появляется термин «грамотность».
Школьное образование становится лишь этапом обучения.
Устаревает содержание школьного образования: потребность в цифровой, финансовой, правовой, экологической грамотности…
Требуется не повторение лучших практик и моделей прошлого, а ориентация на будущее.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ И НОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЧЕМУ УЧИТЬ СЕГОДНЯ ДЛЯ УСПЕХА ЗАВТРА. Предварительные
выводы международного доклада о тенденциях трансформации
школьного образования // Современная аналитика образования,
№ 2(19), 2018
СИТУАЦИЯ В МИРЕ. В МИРЕ ОБРАЗОВАНИЯТенденции:1960-е: Массовое образование должно формировать базовые навыки для успешной жизни в меняющемся

Слайд 6СОВРЕМЕННЫЕ НАВЫКИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
…Расширилось понимание традиционной грамотности, суть которой
— в способности воспринимать и транслировать информацию в
различных форматах (текстовых и визуальных, на языках
формальных и т. д.). Умение обращаться с
естественных и

информацией
стало основой
обучению на протяжении
для способности к дальнейшему всей жизни, для расширения
возможностей участия в экономической и социальной
жизни.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ И НОВАЯ

ГРАМОТНОСТЬ: ЧЕМУ УЧИТЬ СЕГОДНЯ ДЛЯ УСПЕХА ЗАВТРА. Предварительные
выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования // Современная аналитика образования,
№ 2(19), 2018
СОВРЕМЕННЫЕ НАВЫКИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА…Расширилось понимание традиционной грамотности, суть которой—	в	способности	воспринимать	и	транслировать	информацию	вразличных	форматах	(текстовых	и	визуальных,	на	языкахформальных	и	т.	д.).	Умение	обращаться	сестественных	и информациейстало	основойобучению	на	протяжениидля	способности	к	дальнейшему всей		жизни,	для		расширениявозможностей участия в экономической и социальнойжизни.УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

Слайд 7ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ЭТО
способность человека понимать и использовать письменные

тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы

достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [исследование PISA]

(цит. по Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2009: Аналитический отчет. - М.: МАКС Пресс, 2012. С. 8)

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ  ГРАМОТНОСТЬ – ЭТОспособность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением

Слайд 8СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ В РОССИИ
Российские четвероклассники обладают чрезвычайно высоким

уровнем готовности к чтению для обучения (данные PIRLS).
Основное чтение для

обучения (прежде всего по учебникам истории, географии, биологии и др.) начинается в 5-7 классах
К 9-10 классу (по данным PISA) читательская грамотность российских школьников российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов
СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ В РОССИИРоссийские четвероклассники обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения (данные

Слайд 9СИЛА И СЛАБОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
П О Л У

Ч А Е Т С Я , Е С Л

И …
ответ в тексте можно найти по ключевым словам вопроса (они практически совпадают)
понимать текст не обязательно, достаточно найти фрагмент и процитировать
ответ расположен компактно, в одном абзаце

Н Е П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И …
ответ нельзя найти с помощью формальных приемов, текст нужно понимать
нужно работать с избыточной или противоречивой информацией
нужно объединять информацию из текста с графической

СИЛА И СЛАБОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИП О Л У Ч А  Е Т С

Слайд 10ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, АНАЛИЗ, ОЦЕНКА
- Информация только текстовая
Нет противоречий и возможности разной

трактовки
Один правильный ответ
П О Л У Ч А Е

Т С Я , Е С Л И … Н Е П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И …

Несколько правильных ответов
нужно работать с неоднозначной информацией, искать сходство в разных точках зрения, различать общепринятую и авторскую трактовку
Использовать наряду с текстом внетекстовое знание

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, АНАЛИЗ, ОЦЕНКА- Информация только текстоваяНет противоречий и возможности разной трактовкиОдин правильный ответП О Л У Ч

Слайд 11ПРИМЕНЕНИЕ
алгоритм
Применение соответствует типовым ситуациям
Понятно, к какому предмету, теме, закону формуле

нужно обратиться
Н Е П О Л У Ч А Е

Т С Я , Е С Л И …

П О Л У Ч А Е Т С Я , Е С Л И …
- Можно опереться на готовый

-Нужно вычленять алгоритм использования самостоятельно
Нужно использовать наряду с
текстом внетекстовое знание
Неясно, к знаниям из какой области нужно обращаться
Нужно действовать, а не
воспроизводить

ПРИМЕНЕНИЕалгоритмПрименение соответствует типовым ситуациямПонятно, к какому предмету, теме, закону формуле нужно обратитьсяН Е	П О Л У Ч

Слайд 12СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Н А Ч А

Л Ь Н А Я Ш К О Л А
Диагностические работы

в 1, 2 и 3 кл.
(единый инструментарий, школьный уровень, научно- популярные и худож. тексты)
Краевая диагностическая работа в 4 кл.
(единый инструментарий, региональный уровень, научно-популярный текст)

О С Н О В Н А Я Ш К О Л А


Краевая диагностическая работа в 6 кл.
(единый инструментарий, региональный уровень,
четыре текста с заданиями по разным предметным областям)

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕН А Ч А Л Ь Н А Я	Ш К О

Слайд 13ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ, ДИНАМИКА

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ, ДИНАМИКА

Слайд 14ВКЛАД В ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ: МАТЕМАТИКА
Тексты, освещающие абстрактные вопросы Логическое обоснование,

разъяснение, доказательные
рассуждения. При чтении важно следить за логикой изложения. Ничего

не пропускать!
Переходы от вербальной записи к графической и
символической
Правило, алгоритм, описание последовательности действий, которыми надо овладеть
Повторять за автором преобразования и построения,
«Разворачивать» то, что свернуто, проверять на своих примерах
ВКЛАД В ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ: МАТЕМАТИКАТексты, освещающие абстрактные вопросы Логическое обоснование, разъяснение, доказательныерассуждения. При чтении важно следить за

Слайд 15ВКЛАД В ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Работа с учебными, научно-популярными, справочными,

публицистическими текстами
Наличие новых терминов, которые нужно понимать в том числе

из контекста
Работа с графической информацией, в том числе графиками и диаграммами, фотографиями, схемами опытов, картами, рисунками, сопоставление ее с текстовой информацией
Работа с гипотезами, аргументами, границей знания/незнания…
ВКЛАД В ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИРабота с учебными, научно-популярными, справочными, публицистическими текстамиНаличие новых терминов, которые нужно понимать

Слайд 16ВКЛАД В ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ: ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Целенаправленная работа с составными текстами

(соотнесение информации из разных текстов и их фрагментов (в том

числе учебных и научно-популярных, учебных и справочных, учебника и документов и т.п.). Карты
Формирование умения ориентироваться в потоке социальной информации, который часто противоречив.
Оценка достоверности информации. Различение факта и
мнения.
Работа с источниками разных эпох. Работа с хронологией.
«Вертикаль» гуманитарного знания (прошлое - настоящее -
будущее)…
ВКЛАД В ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ: ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИЦеленаправленная работа с составными текстами (соотнесение информации из разных текстов и их

Слайд 17ВКЛАД В ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ: РУССКИЙ ЯЗЫК
Работа с текстами разных эпох,

типов, стилей, жанров, в том числе с художественными

Вместе с литературой

– специальное обучение стратегиям понимания

Обучение тому, как облечь свое понимание в ясную форму, в том числе в развернутом ответе…
ВКЛАД В ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ: РУССКИЙ ЯЗЫКРабота с текстами разных эпох, типов, стилей, жанров, в том числе с

Слайд 18НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Понимание, что такое читательская грамотность, группы читательских

умений, типичные трудности чтения и понимания
«Принятие» необходимости работы с читательской
грамотностью
Отказ

от попыток решить проблемы тренингом, от специальных
«уроков читательской грамотности». Опыт не значит средства
Взаимодействие предметников, работа во всех или почти во
всех предметных областях
Отказ от репрессивных мер
Реалистичные цели с учетом особенностей класса
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙПонимание, что такое читательская грамотность, группы читательских умений, типичные трудности чтения и понимания«Принятие» необходимости

Слайд 19РЕСУРСЫ
Персональная помощь учащимся с трудностями в обучении;
поддержка детей из социально

неблагополучных семей;
дифференцированные по уровню сложности задания на уроках и для

домашней работы;
работа с текстом в группах;
развитие самооценивания и взаимооценивания;
равноправное сотрудничество с учениками, адресная и точная обратная связь;
организация коммуникации между учениками;
самостоятельная работа учеников над заданием, которое они сами выбрали;
связывание содержания уроков с повседневной жизнью
учеников;
внеурочные формы работы с текстом: школьный театр, конкурсы, школьная пресса и пр.

РЕСУРСЫПерсональная помощь учащимся с трудностями в обучении;поддержка детей из социально неблагополучных семей;дифференцированные по уровню сложности задания на

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика