Слайд 1 Чтец
на эстраде
27.04.2020.
Занятия №107, 108.
Тема «Чтец и помещение. Чтец и аудитория. Пластическая выразительность» (Раздел
«МАСТЕРСТВО ИСПОЛНЕНИЯ. Чтец на эстраде»).
Слайд 2ПОВТОРЕНИЕ.
Что такое ЭСТРАДА?
Кем является чтец на эстраде?
Какова главная
задача чтеца?
Какие выразительные средства речи в искусстве художественного чтения
вы знаете?
Слайд 3 В основе эстрадного номера лежит «особая природа отношений со зрительным
залом... артист всегда обращается непосредственно к зрителям» (Игорь Ильинский).
«Артист, вышедший на
эстраду разговаривать со зрителями, не имеет права быть ниже зрителей ни по культуре, ни по образованию» (Н.П. Смирнов-Сокольский). Он не «прикрыт» гримом.
Слайд 4Чтец выступает на эстраде:
Как правило, стоя.
Перед началом чтения некоторое
время стоит молча, чтобы успокоиться, сосредоточиться и сосредоточить внимание слушателей.
По
окончании чтения так же некоторое время стоит молча, чтобы слушатель пережил прочитанное, а затем, поклонившись, уходит.
Слайд 5Пластическая выразительность
Свои чувства и эмоции чтец может передавать не только
с помощью речи, но и без слов. Это невербальное общение,
или язык тела, пластическая выразительность.
Слайд 6Пластическая выразительность
Элементы пластики:
поза, движения тела, перемещение в пространстве;
мимика;
жест
.
Слайд 7Пластическая выразительность
1) Чтец должен уметь держаться на сцене: стоять, ходить,
кланяться. Поза чтеца – положение его тела во время исполнения
произведения - должна быть естественной, непринужденной и в то же время собранной (сгорбиться или выпятить грудь колесом, отставить ногу в сторону или вытянуться в струнку, опустить голову или запрокинуть ее, склонить ее набок, упереть руки в бока, скрестить их на груди). Движения и перемещения в пространстве должны быть очень просты: шаг вперед или назад, повороты в стороны, проход вдоль рампы и т. д. Движения помогают зрителю увидеть образы, обозначить объекты. Любое действие должно быть строго мотивировано текстом исполняемого произведения.
Слайд 8Пластическая выразительность
2) Читать и рассказывать с ничего не выражающим лицом
нельзя.
Мимика – это движение мышц лица (изменение положение бровей,
губ, направления взгляда), выражающее внутреннее душевное состояние. Она определяет эмоции чтеца (гнев, страх, грусть, горе, отвращение, радость, удовлетворение). По выражению мимики лица исполнителя определяют его отношение к читаемому произведению и могут перенять его настроение. Чрезмерная выразительность лица отвлекает от художественного слова, которое является главным в данном виде искусства.
Слайд 9Пластическая выразительность
3) Жест – это некое психофизическое действие. Жестикулируя, чтец
слегка «намекает» на действия героев и отношение к ним. Жест
должен быть строг и скуп, связан со стилем исполняемого автора и характером данного произведения.
“Лишние жесты – это сор, это грязь, это пятна”, – считал К.С. Станиславский.
Слайд 10Пластическая выразительность
При выборе пластической выразительности для чтецкого искусства важно соблюдать
чувство меры, не нарушать целесообразность, проявлять художественный вкус и фантазию.
Недопустимо злоупотребление мимикой, жестами, назойливостью движений.
Главная задача чтеца – углубить содержание и
подчеркнуть значение слов и фраз в произведении.
Слайд 11Пластическая выразительность
Лучшие чтецы –
А.Я. Закушняк,
В.Н. Яхонтов,
Д.Н. Журавлев,
И.В. Ильинский,
Я.М. Смоленский –
при всем многообразии их творческого
почерка, успешно использовали в своей деятельности отточенное актерское мастерство для убедительного, яркого и глубокого воплощения на сцене
литературного произведения.
Слайд 12ВНИМАНИЕ:
Творческие работы начинающих чтецов
Слайд 13Читают студенты театральных вузов
См. Приложение 1
Слайд 14Не многим дано счастье тесного общения с художниками слова.
Поэтому ищите
возможности их услышать.
И.В. Ильинский
Слайд 16Антонина Кузнецова
См. Приложение 2
Слайд 17ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Дополните чтение выбранного вами литературного произведения неречевыми приемами выразительности.
Слайд 18Домашнее задание.
1. Сформулируйте правила использования неречевых средств выразительности.
2. Продолжите
работу над художественным чтением выбранного вами литературного произведения.
Слайд 19 Чтец
на эстраде
27.04.2020.
Занятия №107, 108.
Тема «Чтец и помещение. Чтец и аудитория. Пластическая выразительность» (Раздел
«МАСТЕРСТВО ИСПОЛНЕНИЯ. Чтец на эстраде»).