Разделы презентаций


Формы и типы развития социокультурных инициатив

Содержание

Ценностно-нормативное ядро культурыЦенности культуры, являясь своеобразными “линиями притяжения”, обеспечивают социальную консолидацию общества. Ценностно-нормативная модель – это своеобразный “культурный. код”, который обеспечивает многоуровневую идентичность личности, ее принадлежность к определенной социально-культурной и этнокультурной

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Формы и типы развития социокультурных инициатив

Формы и типы развития социокультурных  инициатив

Слайд 2Ценностно-нормативное ядро культуры
Ценности культуры, являясь своеобразными “линиями притяжения”, обеспечивают социальную

консолидацию общества.

Ценностно-нормативная модель – это своеобразный “культурный. код”, который

обеспечивает многоуровневую идентичность личности, ее принадлежность к определенной социально-культурной и этнокультурной группе, индивидуальную и социальную тождественность человека.

Ценностно-нормативное ядро культурыЦенности культуры, являясь своеобразными “линиями притяжения”, обеспечивают социальную консолидацию общества. Ценностно-нормативная модель – это своеобразный

Слайд 3Ценностное ядро и институты культуры
Ценности, принятые обществом, не являются случайным

конгломератом, но представляют собой некую целостность, «культурный паттерн», ценностное ядро

культуры. Включает:
«Культурный паттерн», Р. Бенедикт (1935) обеспечивает согласованность культурного поведения в разных сферах человеческой жизнедеятельности. Данный паттерн диктует отбор принятых в данной культуре способов поведения.

.

Ценностное ядро и институты культурыЦенности, принятые обществом, не являются случайным конгломератом, но представляют собой некую целостность, «культурный

Слайд 4Менталитет
“качество ума, характеризующее отдельного индивида или класс индивидов”, “обобщение всех

характеристик, отличающих “ум”, способность или сила разума”, “образ мыслей, направление

или характер размышлений”, “сумма мыслительных способностей или возможностей

Менталитет“качество ума, характеризующее отдельного индивида или класс индивидов”, “обобщение всех характеристик, отличающих “ум”, способность или сила разума”,

Слайд 5Ценностное ядро культуры, ментальность
Национально - культурная ментальность (народа, нации, общности) -

особая нематериальная субстанция (“душа”), концентрирующая ее духовные стремления, отражающая глубинный

и устойчивый тип индивидуального и коллективного сознания и поведения
Ценностное ядро культуры, ментальностьНационально - культурная ментальность (народа, нации, общности) - особая нематериальная субстанция (“душа”), концентрирующая ее

Слайд 6Ценностно-нормативный пласт культуры
это интегративная характеристика, отражающая ее самобытность и уникальность,

обеспечивающая ее устойчивость во времени, определяющая сам тип культурной системы,

“главная ценность культуры”, ее доминирующая черта, которая проявляется в философии, религии, этике, праве, в ее основных формах социальной, экономической и политической организации, нравах, обычаях, образе жизни и мыслей.

Ценностно-нормативный пласт культурыэто интегративная характеристика, отражающая ее самобытность и уникальность, обеспечивающая ее устойчивость во времени, определяющая сам

Слайд 7Ценностно-нормативное ядро отечественной культуры
составляют три наиболее устойчивых и

типичных для различных эпох культурной жизни России ценностных доминанты, которые

представлены:
Низкой значимостью факторов материального благополучия и ориентацией в идеальную, духовную сферу;
Неукорененностью в настоящем и обращенностью в прошлое или будущее;
Доминированием социальных ориентаций над индивидуально-личностными.

Ценностно-нормативное ядро отечественной культуры  составляют три наиболее устойчивых и типичных для различных эпох культурной жизни России

Слайд 8 Теория российского "культурного креста"

Александр Мирзоян
Север – варяги
Юг – Византия
Восток – татаро-монголы
Запад –

культурное влияние Европы

Заимствование культурных форм и доведение их до совершенства
Теория российского

Слайд 9Доминирование субкультурных эталонов в социальной жизни
Базовые и сепаратные субкультуры:
Базовые: сельских

производителей; городских производителей; элитарные; криминальные и деструктивные.
Сепаратные: частные составляющие базовых;

возрастные, корпоративные.

Доминирование субкультурных эталонов в социальной жизниБазовые и сепаратные субкультуры:Базовые: сельских производителей; городских производителей; элитарные; криминальные и деструктивные.Сепаратные:

Слайд 10Культурная трансформация
Исчезновение традиционных форм культурной жизни и «футуршок» ;
Разрушение складывавшихся

десятилетиями традиций, верований, трансформация структур престижа;
Смена культурных смыслов, значимостей, жизненных

стилей;
Смена этосов (греч. обычай, нрав, характер - совокупность стабильных черт национального и социального характера;
Состояние «аномии» - безнормативности
Культурная трансформацияИсчезновение традиционных форм культурной жизни и «футуршок» ;Разрушение складывавшихся десятилетиями традиций, верований, трансформация структур престижа;Смена культурных

Слайд 11Понятие социокультурной инициативы
«Инициатива» (фр. почин, первый шаг в каком-либо направлении-

470; 466),
Наряду с понятиями “общественная инициатива”, “частная инициатива”,

“молодежная инициатива”, “консервативная”, “производственная” "криминальная" и иными обрела статус категория “самодеятельная инициатива”

Понятие социокультурной инициативы«Инициатива» (фр. почин, первый шаг в каком-либо направлении- 470; 466),  Наряду с понятиями “общественная

Слайд 12Самодеятельная инициатива
В социологии, культурологии досуга, социальной педагогике в

конце 80-х годов стало широко использоваться понятие “самодеятельная инициатива”, отражающее

совокупность движений, творческой и просветительной деятельности различных инициативных групп и объединений, “неформалитет”, различную самодеятельную активность в социально-экономической и культурно-досуговой сферах.

Самодеятельная инициатива  В социологии, культурологии досуга, социальной педагогике в конце 80-х годов стало широко использоваться понятие

Слайд 13Развитие социокультурной инициативы

Развитие социокультурной инициативы

Слайд 14Варианты развития социокультурной инициативы
Экспансия вширь означает развитие объединения по варианту

его расширения, утверждения в социуме, «завоеванию» социального пространства;
Экспансия вглубь –

это консолидация общности на ценностно-ориентационной основе, ограничение контактов с внешней средой;
Варианты развития социокультурной инициативыЭкспансия вширь означает развитие объединения по варианту его расширения, утверждения в социуме, «завоеванию» социального

Слайд 15Варианты развития социокультурной инициативы
Интегративный вариант развития, сочетающий экспансию вглубь» и

«экспансию вширь» характерен для тайных обществ (массоны, монашеские и некоторые

рыцарские ордена, общества «теневого влияния», криминальные сообщества-мафии)
Варианты развития социокультурной инициативыИнтегративный вариант развития, сочетающий экспансию вглубь» и «экспансию вширь» характерен для тайных обществ (массоны,

Слайд 16Традиционный тип
Является преобладающим в культуре.
Общей для всех объединений

традиционного типа является их ориентация на освоение традиционной культуры, активная

познавательная деятельность, совершенствование различных сторон общественной жизни.
Традиционные самодеятельные инициативы в периоды экономического подъема социальной стабильности способствуют совершенствованию общественных отношений, утверждению культурных ценностей, становлению и развитию личности.

Традиционный типЯвляется преобладающим в культуре.  Общей для всех объединений традиционного типа является их ориентация на освоение

Слайд 17Традиционный тип инициатив представлен:
Общественными объединениями в сфере образования и культуры;

социальной сфере (красный крест); сфере бытовых условий жизни (благотворительность); традиционного

художественного творчества; искусствоведческой направленности; международной деятельности; религиозной направленности; этнокультурными объединениями; коллекционерами, семейными клубами, лайонистами, депрогграмматорами и т.д.

Традиционный тип инициатив представлен:Общественными объединениями в сфере образования и культуры; социальной сфере (красный крест); сфере бытовых условий

Слайд 18Альтернативный тип
В формировании идеологии данных движений сыграла

“франкфуртская школа”, обосновавшая теорию политического нонконформизма (т.е. концепции независимой политической

силы, альтернативной традиционным партиям), также Концепции “экосоциализма”, “базисной демократии” и “контрэкономики” (О.К.Флетхейм) “неформального” и “институционального” вариантов экономического развития, предполагающих создание децентрализованных самоуправляющихся общин с натуральным хозяйством, нового понимания природы социальных конфликтов, нового мирового порядка и др. определяют содержание деятельности огромного числа досуговых объединений данного типа.
Альтернативный тип   В формировании идеологии данных движений сыграла “франкфуртская школа”, обосновавшая теорию политического нонконформизма (т.е.

Слайд 19Асоциальный тип
Асоциальность - это особый тип развития инициативы

“вглубь”, вне традиционных и альтернативных ценностей.
В отличие

от подвижничества “альтернативистов”, асоциальные инициативы характеризует стремление уйти от общественной жизни, замкнуться на групповых интересах, невмешательство в политику, безразличие к общественной жизни.
Асоциальный тип  Асоциальность - это особый тип развития инициативы “вглубь”, вне традиционных и альтернативных ценностей.

Слайд 20Асоциальный тип
Представлен объединениями, стремящимися минимизировать контакты с социумом, создать «свой

мир», свою систему ценностей, субкультуру.
Примеры таких объединений: движения «хиппи» и

«система», растаманы, готы, эмо и др.
Район «христиания» в Копенгагене
Асоциальный типПредставлен объединениями, стремящимися минимизировать контакты с социумом, создать «свой мир», свою систему ценностей, субкультуру.Примеры таких объединений:

Слайд 21Деструктивный и криминальный тип
Особенностью данного типа инициативы является стремление к

разрушению традиционных ценностей и замены их суррогатами «криминальной» (делинкветной) субкультуры.
Это

«теневое право», аморальные традиции, оправдание насилия и жестокости, романтизация преступного образа жизни и т.п.
Деструктивный и криминальный типОсобенностью данного типа инициативы является стремление к разрушению традиционных ценностей и замены их суррогатами

Слайд 22Культурные конфликты, как правило, проявляются в ситуациях:
культурного шока;
культурной трансформации;
разрушении

институтов культуры, смены «паттерна» и «аномии»;
доминировании субкультурных эталонов в социальной

жизни

Культурные конфликты, как правило, проявляются в ситуациях:культурного шока; культурной трансформации;разрушении институтов культуры, смены «паттерна» и «аномии»;доминировании субкультурных

Слайд 23Культурный шок это:
конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций;


конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания;
пребывание в

другом обществе, которое вызывает ощущение беспомощности и дезориентированности;
результат утраты собственной идентичности.
Культурный шок это:конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций;  конфликт двух культур на уровне индивидуального

Слайд 24Механизмы преодоления культурного шока
Геттоизация. Человек прибывает в другое общество

но по ряду причин - незнание языка, природным особенностям, робости,

вероисповеданию и др. избегает всякого соприкосновения с его культурой.
Для этого старается создать собственную культурную среду отгораживаясь этим от влияния инокультурной Среды.
Механизмы преодоления культурного шокаГеттоизация.  Человек прибывает в другое общество но по ряду причин - незнание языка,

Слайд 25Механизмы преодоления культурного шока
Ассимиляция. Противоположна геттоизации. Индивид полностью отказывается от

своей культуры и старается целиком усвоить необходимый для жизни культурный

багаж чужой культуры. Это не всегда удается - как по особенностям субъекта так и из - за сопротивления культурной Среды, членом которой он намерен стать. Он выталкивается в круг соплеменников и социокультурников - “невидимая геттоизация”.
Механизмы преодоления культурного шокаАссимиляция. Противоположна геттоизации. Индивид полностью отказывается от своей культуры и старается целиком усвоить необходимый

Слайд 26Механизмы преодоления культурного шока
Культурный обмен и взаимодействие.
При

условии благожелательности с обеих сторон, что встречается очень редко, особенно

если стороны неравны - одни автохтоны (коренные), другие беженцы или эмигранты.
Механизмы преодоления культурного шокаКультурный обмен и взаимодействие.  При условии благожелательности с обеих сторон, что встречается очень

Слайд 27Механизмы преодоления культурного шока
Частичная ассимиляция - индивид жертвует своей культурой

в пользу инокультурной Среды частично, то есть какой-то из сфер

жизни, на работе, например, руководствуется требованиями и нормами инокультурной Среды, а в семье, на досуге нормами своей традиционной культуры.
Механизмы преодоления культурного шокаЧастичная ассимиляция - индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной Среды частично, то есть

Слайд 28Механизмы преодоления культурного шока
Колонизация.
Представители иной культуры, прибыв

в страну, активно навязывают населению свои собственные нормы, ценности, модели

поведения. Но это не имеет политического звучания.
Сам термин в ценностном отношении нейтрален.
Механизмы преодоления культурного шокаКолонизация.  Представители иной культуры, прибыв в страну, активно навязывают населению свои собственные нормы,

Слайд 29СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Презентацию подготовил

Д.п.н., профессор А.А. Сукало
СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика