Слайд 1 Формы и типы развития социокультурных
инициатив
Слайд 2Ценностно-нормативное ядро культуры
Ценности культуры, являясь своеобразными “линиями притяжения”, обеспечивают социальную
консолидацию общества.
Ценностно-нормативная модель – это своеобразный “культурный. код”, который
обеспечивает многоуровневую идентичность личности, ее принадлежность к определенной социально-культурной и этнокультурной группе, индивидуальную и социальную тождественность человека.
Слайд 3Ценностное ядро и институты культуры
Ценности, принятые обществом, не являются случайным
конгломератом, но представляют собой некую целостность, «культурный паттерн», ценностное ядро
культуры. Включает:
«Культурный паттерн», Р. Бенедикт (1935) обеспечивает согласованность культурного поведения в разных сферах человеческой жизнедеятельности. Данный паттерн диктует отбор принятых в данной культуре способов поведения.
.
Слайд 4Менталитет
“качество ума, характеризующее отдельного индивида или класс индивидов”, “обобщение всех
характеристик, отличающих “ум”, способность или сила разума”, “образ мыслей, направление
или характер размышлений”, “сумма мыслительных способностей или возможностей
Слайд 5Ценностное ядро культуры,
ментальность
Национально - культурная ментальность (народа, нации, общности) -
особая нематериальная субстанция (“душа”), концентрирующая ее духовные стремления, отражающая глубинный
и устойчивый тип индивидуального и коллективного сознания и поведения
Слайд 6Ценностно-нормативный пласт культуры
это интегративная характеристика, отражающая ее самобытность и уникальность,
обеспечивающая ее устойчивость во времени, определяющая сам тип культурной системы,
“главная ценность культуры”, ее доминирующая черта, которая проявляется в философии, религии, этике, праве, в ее основных формах социальной, экономической и политической организации, нравах, обычаях, образе жизни и мыслей.
Слайд 7Ценностно-нормативное ядро отечественной культуры
составляют три наиболее устойчивых и
типичных для различных эпох культурной жизни России ценностных доминанты, которые
представлены:
Низкой значимостью факторов материального благополучия и ориентацией в идеальную, духовную сферу;
Неукорененностью в настоящем и обращенностью в прошлое или будущее;
Доминированием социальных ориентаций над индивидуально-личностными.
Слайд 8
Теория российского "культурного креста"
Александр Мирзоян
Север – варяги
Юг – Византия
Восток – татаро-монголы
Запад –
культурное влияние Европы
Заимствование культурных форм и доведение их до совершенства
Слайд 9Доминирование субкультурных эталонов в социальной жизни
Базовые и сепаратные субкультуры:
Базовые: сельских
производителей; городских производителей; элитарные; криминальные и деструктивные.
Сепаратные: частные составляющие базовых;
возрастные, корпоративные.
Слайд 10Культурная трансформация
Исчезновение традиционных форм культурной жизни и «футуршок» ;
Разрушение складывавшихся
десятилетиями традиций, верований, трансформация структур престижа;
Смена культурных смыслов, значимостей, жизненных
стилей;
Смена этосов (греч. обычай, нрав, характер - совокупность стабильных черт национального и социального характера;
Состояние «аномии» - безнормативности
Слайд 11Понятие социокультурной инициативы
«Инициатива» (фр. почин, первый шаг в каком-либо направлении-
470; 466),
Наряду с понятиями “общественная инициатива”, “частная инициатива”,
“молодежная инициатива”, “консервативная”, “производственная” "криминальная" и иными обрела статус категория “самодеятельная инициатива”
Слайд 12Самодеятельная инициатива
В социологии, культурологии досуга, социальной педагогике в
конце 80-х годов стало широко использоваться понятие “самодеятельная инициатива”, отражающее
совокупность движений, творческой и просветительной деятельности различных инициативных групп и объединений, “неформалитет”, различную самодеятельную активность в социально-экономической и культурно-досуговой сферах.
Слайд 13Развитие социокультурной инициативы
Слайд 14Варианты развития социокультурной инициативы
Экспансия вширь означает развитие объединения по варианту
его расширения, утверждения в социуме, «завоеванию» социального пространства;
Экспансия вглубь –
это консолидация общности на ценностно-ориентационной основе, ограничение контактов с внешней средой;
Слайд 15Варианты развития социокультурной инициативы
Интегративный вариант развития, сочетающий экспансию вглубь» и
«экспансию вширь» характерен для тайных обществ (массоны, монашеские и некоторые
рыцарские ордена, общества «теневого влияния», криминальные сообщества-мафии)
Слайд 16Традиционный тип
Является преобладающим в культуре.
Общей для всех объединений
традиционного типа является их ориентация на освоение традиционной культуры, активная
познавательная деятельность, совершенствование различных сторон общественной жизни.
Традиционные самодеятельные инициативы в периоды экономического подъема социальной стабильности способствуют совершенствованию общественных отношений, утверждению культурных ценностей, становлению и развитию личности.
Слайд 17Традиционный тип инициатив представлен:
Общественными объединениями в сфере образования и культуры;
социальной сфере (красный крест); сфере бытовых условий жизни (благотворительность); традиционного
художественного творчества; искусствоведческой направленности; международной деятельности; религиозной направленности; этнокультурными объединениями; коллекционерами, семейными клубами, лайонистами, депрогграмматорами и т.д.
Слайд 18Альтернативный тип
В формировании идеологии данных движений сыграла
“франкфуртская школа”, обосновавшая теорию политического нонконформизма (т.е. концепции независимой политической
силы, альтернативной традиционным партиям), также Концепции “экосоциализма”, “базисной демократии” и “контрэкономики” (О.К.Флетхейм) “неформального” и “институционального” вариантов экономического развития, предполагающих создание децентрализованных самоуправляющихся общин с натуральным хозяйством, нового понимания природы социальных конфликтов, нового мирового порядка и др. определяют содержание деятельности огромного числа досуговых объединений данного типа.
Слайд 19Асоциальный тип
Асоциальность - это особый тип развития инициативы
“вглубь”, вне традиционных и альтернативных ценностей.
В отличие
от подвижничества “альтернативистов”, асоциальные инициативы характеризует стремление уйти от общественной жизни, замкнуться на групповых интересах, невмешательство в политику, безразличие к общественной жизни.
Слайд 20Асоциальный тип
Представлен объединениями, стремящимися минимизировать контакты с социумом, создать «свой
мир», свою систему ценностей, субкультуру.
Примеры таких объединений: движения «хиппи» и
«система», растаманы, готы, эмо и др.
Район «христиания» в Копенгагене
Слайд 21Деструктивный и криминальный тип
Особенностью данного типа инициативы является стремление к
разрушению традиционных ценностей и замены их суррогатами «криминальной» (делинкветной) субкультуры.
Это
«теневое право», аморальные традиции, оправдание насилия и жестокости, романтизация преступного образа жизни и т.п.
Слайд 22Культурные конфликты, как правило, проявляются в ситуациях:
культурного шока;
культурной трансформации;
разрушении
институтов культуры, смены «паттерна» и «аномии»;
доминировании субкультурных эталонов в социальной
жизни
Слайд 23Культурный шок это:
конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций;
конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания;
пребывание в
другом обществе, которое вызывает ощущение беспомощности и дезориентированности;
результат утраты собственной идентичности.
Слайд 24Механизмы преодоления культурного шока
Геттоизация. Человек прибывает в другое общество
но по ряду причин - незнание языка, природным особенностям, робости,
вероисповеданию и др. избегает всякого соприкосновения с его культурой.
Для этого старается создать собственную культурную среду отгораживаясь этим от влияния инокультурной Среды.
Слайд 25Механизмы преодоления культурного шока
Ассимиляция. Противоположна геттоизации. Индивид полностью отказывается от
своей культуры и старается целиком усвоить необходимый для жизни культурный
багаж чужой культуры. Это не всегда удается - как по особенностям субъекта так и из - за сопротивления культурной Среды, членом которой он намерен стать. Он выталкивается в круг соплеменников и социокультурников - “невидимая геттоизация”.
Слайд 26Механизмы преодоления культурного шока
Культурный обмен и взаимодействие.
При
условии благожелательности с обеих сторон, что встречается очень редко, особенно
если стороны неравны - одни автохтоны (коренные), другие беженцы или эмигранты.
Слайд 27Механизмы преодоления культурного шока
Частичная ассимиляция - индивид жертвует своей культурой
в пользу инокультурной Среды частично, то есть какой-то из сфер
жизни, на работе, например, руководствуется требованиями и нормами инокультурной Среды, а в семье, на досуге нормами своей традиционной культуры.
Слайд 28Механизмы преодоления культурного шока
Колонизация.
Представители иной культуры, прибыв
в страну, активно навязывают населению свои собственные нормы, ценности, модели
поведения. Но это не имеет политического звучания.
Сам термин в ценностном отношении нейтрален.
Слайд 29СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ
Презентацию подготовил
Д.п.н., профессор
А.А. Сукало