Слайд 1Что должен знать руководитель о риск-менеджменте
Греков Игорь Евгеньевич
Орел-2016
Слайд 2Определения РИСКА
«Опасность, возможность убытка или ущерба»
(Н. Уэбстер)
«Пускаться на удачу,
идти на авось, делать без верного расчета» (В.Даль.)
«Возможная опасность», «действие на удачу в надежде на счастливый случай» (С.Ожегов)
«Возможность наступления события с отрицательными последствиями в результате определенных решений и действий» (Большой экономический словарь)
«Риск – действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери или неуспеха» (Ю. Масленчиков)
«Риск – это вероятность возникновения убытков или неполучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом» (Е. Стоянова)
Слайд 3Понятия, сопряженные с «риском»
«неопределенность»
«вероятность»
«возможность»
«опасность»
«ущерб»
«отклонения от результата»
«волатильность» (изменчивость и непостоянство рыночной
конъюнктуры)
Слайд 4Риск и неопределенность
1. Существование риска непосредственно связано с неопределенностью
2.
Чем выше неопределенность – тем выше риск
3. Причина неопределенности –
недостаток информации
4. Следовательно, чем меньше у нас информации – тем большему риску мы подвергаемся, и наоборот
Слайд 5Риск и неопределенность
Возможны три ситуации:
Полная неопределенность (исход события неизвестен)
Ситуация риска
(известны вероятности наступления различных исходов события)
Полная определенность (заранее известен исход
события)
Управлять рисками можно только в ситуации риска
В крайних проявлениях неопределенности (полной определенности) рисками управлять нельзя (нецелесообразно)
Слайд 6Цели и задачи управления рисками
Цель – обеспечение максимальной устойчивости и
предсказуемости всем видам деятельности компании
Основная задача – своевременная идентификация рисков
и воздействие на них
Слайд 8Факторы рисков
Фактор риска – условия, обстоятельства, в рамках которых проявляются
причины риска и которые приводят к нежелательным событиям
Можно выделить две
группы факторов: внешние (не поддаются воздействию) и внутренние (на них можно оказывать влияние)
Каждый риск имеет свои специфические факторы
Пример фактора риска: Наличие значительных размеров активов, которые не покупаются и не продаются (низкая ликвидность), приведет к тому, что предприятие не сможет своевременно ответить по своим обязательствам перед контрагентами (то есть к риску снижения платежеспособности). В данном случае внутренний фактор ведет к возникновению риска потери платежеспособности
Слайд 10Идентификация рисков
Идентификация рисков означает определение рисков, способных повлиять на проект
и документирование их характеристик
Идентификация рисков - итеративный процесс, в который
вовлечена команда управления проектом, технические эксперты и внешние специалисты
В процессе идентификации рисков полезно наметить потенциальное реагирование
Слайд 11Методы идентификации рисков
Мозговой штурм
Техника Дельфи
Опросы участников
Контрольные списки
Анализ допущений
SWOT анализ
Диаграммы
Слайд 12Результаты идентификации рисков
В результате идентификации определяются:
риски и факторы рисков (риски
- это дискретные события, которые могут повлиять на проект, а
факторы рисков - это действия или окружение проекта, которые могут сделать риски более вероятными)
триггеры или признаки рисков (указатели на то, что риск произошел, или может произойти)
Слайд 13Классификация рисков
Признаки классификации
время возникновения
основные факторы возникновения
характер учета
характер последствий
сфера возникновения и
другие
Слайд 14Классификация рисков
время возникновения
основные факторы возникновения
характер учета
характер последствий
сфера возникновения
уровень
Ретроспективные
Текущие
Перспективные
Слайд 15Классификация рисков
время возникновения
основные факторы возникновения
характер учета
характер последствий
сфера возникновения
уровень
Политические
Социальные
Экономические
Экологические
Слайд 16Классификация рисков
время возникновения
основные факторы возникновения
характер учета
характер последствий
сфера возникновения
уровень
Внешние
Внутренние
Слайд 17Классификация рисков
время возникновения
основные факторы возникновения
характер учета
характер последствий
сфера возникновения
уровень
Чистые - практически
всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности (стихийные бедствия,
несчастные случаи, недееспособность руководящих сотрудников и т.п.)
Спекулятивные - несут в себе либо потери, либо дополнительную прибыль для предпринимателя (изменение конъюнктуры рынка, изменение курсов валют, изменение налогового законодательства и т.д. )
Слайд 18Классификация рисков
время возникновения
основные факторы возникновения
характер учета
характер последствий
сфера возникновения
уровень
Производственный риск -
это риск невыполнения своих обязательств и нормативных планов по производству
товаров, работ, услуг в результате воздействия как внешней среды, так и внутренних факторов
Коммерческий риск - риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем
Финансовый риск - риск потери финансовых ресурсов
Слайд 19Классификация рисков
время возникновения
основные факторы возникновения
характер учета
характер последствий
сфера возникновения
уровень
Допустимый
Критический
Катастрофический
Слайд 21Качественная оценка рисков
Качественная оценка рисков предназначена для расстановки приоритетов рисков
по степени их влияния на результаты проекта
При этом качественно оценивается
вероятность риска и важность его последствий
Слайд 22Методы качественной оценки рисков
Риски оцениваются по качественной шкале (очень высокие,
высокие, умеренные, низкие, очень низкие)
Заполнение карты рисков
Оценка риска = Вероятность
* Последствия
Слайд 23По результатам качественной оценки рисков
производится ранжирование рисков
составляется перечень приоритетных рисков
определяется
перечень рисков, которые требуют дополнительного анализа, оценки и управления
Слайд 24Что такое карта риска и чем она полезна?
Карта риска -
графическое и текстовое описание ограниченного числа рисков организации, расположенных в
прямоугольной таблице, по одной «оси» которой указана сила воздействия или значимость риска, а по другой вероятность или частота его возникновения
Слайд 25Качественное ранжирование рисков для составления карты
Слайд 27 Арабские цифры на карте – обозначения рисков, которые
были классифицированы по четырем категориям значимости и шести категориям вероятности,
причем так, чтобы каждому сочетанию вероятность/значимость был приписан один вид риска.
Слайд 28Описание структуры карты рисков
На этой карте рисков вероятность
или частота отображается по вертикальной оси, а сила воздействия или
значимость - по горизонтальной оси. В этом случае вероятность появления риска увеличивается снизу вверх при продвижении по вертикальной оси (от «почти невозможно» к «почти точно произойдет»), а воздействие риска увеличивается слева направо по горизонтальной оси:
катастрофический
критический
существенный
граничный
Слайд 29 Такая классификация, размещающая каждый риск в специфическую отдельную
«коробочку» не является обязательной, но упрощает процесс установки приоритетов, показывая
положение каждого риска относительно других (увеличивает разрешающую способность данного метода). Жирная ломаная линия - критическая граница терпимости к риску.
Описание структуры карты рисков
Слайд 30Определение границы толерантности к риску
Критическая граница терпимости
к риску - ломаная жирная линия, отделяет те риски, которые
являются в настоящее время терпимыми от тех, которые требуют постоянного контроля и именно сейчас.
Слайд 31Количественная оценка рисков
Количественная оценка рисков определяет:
вероятность недостижения целей проекта
страховые резервы
сроков и стоимости проекта
какие риски требуют наибольшего внимания
реалистические и достижимые
сроки и стоимость проекта
чувствительность параметров проекта к факторам риска
Слайд 32Формирование карты рисков с точной оценкой параметров риска
Слайд 33Определение наиболее
значимых рисков
Расчет математического ожидания риска – произведение вероятности
на ущерб. Пример:
Ущерб от риска – 80 руб.
Вероятность риска –
40%
Ожидание риска – 80 руб. х 40% = 32 руб.
Определение приемлемости риска
Риск считается приемлемым, если математическое ожидание риска меньше приемлемого значения
Пример: стоимость чистых активов – 400 млн. руб.
Риск приемлем в случае, если он не превышает 5% от стоимости чистых активов. То есть если матожидание будет больше 400 млн. руб. х 5% = 20 млн. руб., то риск неприемлем. Если меньше 20 млн. руб., то риск приемлем.
Слайд 34Методы, которые применяют при составлении карты рисков
интервью
формализованные и неформализованные
опросники
обзоры и исследования отрасли
анализ документационного комплекта компании
численные методы оценки
Слайд 35Окончательная ценность карты рисков
состоит не в определении точного воздействия или
уровня вероятности специфической угрозы, а в относительном расположении одной угрозы
относительно других угроз, и в их расположении по отношению к границе терпимости к риску.
Риски, лежащие выше границы толерантности требуют непосредственного внимания именно сейчас.
Слайд 36Методы управления рисками
Выделяют четыре
группы методов управления рисками:
методы уклонения от риска
методы локализации и переноса
риска
методы диссипации риска
методы компенсации риска
Слайд 37Методы уклонения от риска предполагают:
исключение рисковых ситуаций из
бизнеса
избегание
сделок с ненадежными
партнерами, клиентами
отказ от услуг неизвестных или
сомнительных
фирм
отказ от инновационных или
инвестиционных проектов,
если те вызывают хоть малейшую
неуверенность в успешной реализации
Слайд 38Применяется только, когда можно четко идентифицировать источники риска.
Наиболее опасные
участки производственного процесса локализуются, и над ними устанавливается контроль, снижается
уровень финансового риска.
Подобный метод используют крупные компании для внедрения инновационных проектов, освоения новых видов продукции и т. д.
В самых простых случаях для локализации риска создается специализированное подразделение в структуре компании, которое осуществляет реализацию проекта.
К этой группе также относятся методы страхования, хеджирования, аутсорсинга
Локализация и перенос риска
Слайд 39Представляют собой более гибкие инструменты управления. Один из них связан
с распределением риска между стратегическими партнерами. В качестве партнеров могут
выступать как другие предприятия, так и физические лица. Здесь могут создаваться акционерные общества, финансово – промышленные группы. Предприятия могут вступать в консорциумы, ассоциации, концерны.
Объединение предприятий в одно либо в группу носит название интеграции.
Методы диссипации (рассеивания) риска
Слайд 40Выделяют четыре основных вида интеграции риска:
Обратная интеграция - предполагает объединение
с поставщиками
Прямая интеграция - подразумевает объединение с посредниками, образующими дистрибьюторскую
сеть по сбыту продукции предприятия
Горизонтальная интеграция - предполагает объединение с конкурентами; обычно такие ассоциации создаются с целью согласования ценовой политики, разграничению зон хозяйствования, каких-либо совместных действий
Вертикальная (круговая) интеграция – это объединение организаций, осуществляющих разные виды деятельности для достижения совместных стратегических целей.
Слайд 41подразумевает увеличение разнообразия видов деятельности, рынков сбыта или каналов поставок.
Диверсификация
закупок – это увеличение количества поставщиков, что позволяет ослабить зависимость
предприятия от конкретного поставщика. (нарушение графика, форс – мажор, банкротство и др.)
Диверсификация рынка сбыта (развитие рынка) - предполагает распределение готовой продукции предприятия между несколькими рынками или контрагентами. В этом случае провал на одном рынке будет компенсирован успехами на других
Диверсификация видов хозяйственной деятельности - расширение ассортимента выпускаемой продукции, оказываемых услуг, спектра используемых технологий. При возникновении проблем с реализацией одного вида продукции, организация сможет компенсировать потери при помощи других сфер хозяйствования либо вообще перейти в другую отрасль
Другая разновидность диссипации риска – диверсификация
Слайд 42Методы компенсации риска
Данная группа методов относится к
упреждающим методам
управления
Стратегическое планирование - особенно эффективно, если
разработка стратегии проходит
через все сферы внутри предприятия.
2. Прогнозирование внешней экономической обстановки - разработка сценариев развития внешней среды предприятия, прогнозирование поведения возможных партнеров или действий конкурентов, изменений в секторах и сегментах рынка
3. Активный целенаправленный маркетинг - использование маркетинговых инструментов для интенсивного формирования спроса на продукцию предприятия: рекламные акции; позиционирование товара; дифференциация продукции; фокусирование на определенные группы потребителей
Слайд 43Методы компенсации риска
4. Создание системы резервов - создаются страховые запасы
сырья, материалов, денежных средств, создаются планы их мобилизации в условиях
кризиса. В некоторых случаях создание резервных фондов является обязательным
Основными формами этого направления являются:
формирование резервного капитала предприятия, который создается в соответствии с требованиями законодательства и устава предприятия
формирование целевых резервных фондов (резерв по ценовому риску, резерв по дебиторской задолженности, по финансовым рискам и т.д.)
5. Обучение персонала и его инструктирование
Слайд 44Поведенческие финансы
действуя в условиях неопределенности и риска, люди подвергаются влиянию
целого ряда иллюзий, эмоций, ошибочного восприятия информации и прочих «иррациональных»
факторов
«поведенческие финансы» изучают данные факторы
Слайд 45Субъективные факторы, определяющие поведение
Принято выделять две группы
ошибочное восприятие действительности или
неверная оценка реальной ситуации и, как следствие, неверные решения, вызванные
сложившимися стереотипами мышления, свойственными практически всем людям в любой сфере деятельности, в том числе финансовой
эмоциональные факторы, определяющие поведение людей в определенных обстоятельствах, также заложенные в природе человека и присущие подавляющему большинству индивидуумов
Слайд 46Проявления ошибочного восприятия действительности
люди принимают ограниченную информацию за исчерпывающую и
достаточную
люди принимают доступную, имеющуюся в их распоряжении, информацию за информацию
действительно значимую в данном случае
люди не сознают значимость имеющейся информации
владея необходимой и достаточной информацией, люди применяют неверные методы для ее оценки
люди склонны видеть закономерность там, где в действительности имеет место случайность
Слайд 47Эмоциональные проявления иррационального поведения
1. Эффект определенности (Парадокс Алле). Предпочтение
меньшего дохода, но «наверняка», т.е. со 100%-ной уверенностью, большему доходу,
но с некоторой меньшей вероятностью получения.
2. Эффект оформления. Заключается в разном восприятии подавляющим большинством людей проблемы, если она описана в разных («отрицательных» или «положительных») формулировках и соответственно разных предпочтениях, что очевидным образом противоречит теории рационального выбора.
3. Эффект изоляции. Упрощая выбор между различными перспективами, люди игнорируют общие черты, сосредотачивая внимание на различиях. Это может приводить к разным предпочтениям в одинаковых ситуациях, если возможны несколько вариантов разложения перспектив на одинаковые и различные компоненты.
4. Нелинейность предпочтений. С ростом возможных сумм выигрышей или потерь сглаживается значимость одинаковой по абсолютной величине разницы между этими суммами. Например, если приходится выбирать между возможной прибылью в 200 или 300 у.е., разница в 100 у.е. существенна. Однако если речь идет о суммах в 1200 и 1300 у.е., та же самая разница — 100 у.е. — уже не имеет такого значения. А суммы 10 200 у.е. и 10 300 у.е. воспринимаются практически одинаково.
Слайд 48Эмоциональные проявления иррационального поведения
5. Отвращение к потерям. Отрицательные эмоции людей,
переживаемые в связи с потерями, намного сильнее положительных эмоций, связанных
с получением прибыли.
6. Эффект компетентности. Люди склонны к большему риску в тех областях, в которых они более компетентны, независимо от того, могут ли их осведомленность и профессионализм каким-либо образом повлиять на вероятность того или иного исхода.
7. Эффект информационного каскада (эффект толпы). Люди часто подвержены влиянию стороннего мнения, что проявляется даже в том случае, если они точно знают, что источник мнения некомпетентен в данном вопросе.
8. Склонность воспринимать ситуацию через призму собственных желаний и ожиданий, принимать желаемое за действительное, формирующая предвзятое мнение и в результате ошибочные решения.
Слайд 49Эмоциональные проявления иррационального поведения
9. Склонность игнорировать события, противоречащие сложившемуся взгляду
на конкретный рыночный объект.
10. Эффект капкана. Капкан — это
ситуация, когда инвестор уже вложил деньги, время, усилия в некоторый проект и принимает решение продолжать это делать ради своих первичных вложений, хотя перспективы его серьезно ухудшились.
11. Иллюзия контроля. Склонность к большему риску в ситуации кажущейся возможности влияния на исход операции. Возникает, когда индивидууму необходимо производить определенные действия, на самом деле не оказывающие влияния на будущий результат.
12. Эффект консерватизма. Замедленное изменение субъектами своих убеждений под влиянием новой информации.
Выявленные эффекты и аномалии, которые в то же время являются закономерностями поведения людей в условиях неопределенности и риска, объясняют многие факты «нерационального» поведения