Слайд 1Что нужно знать директору школы про службу примирения?
Или
Собрание заблуждений
о службах примирения
Пучкина Юлия Александровна – директор АНО Ресурсный центр
«Согласие», доцент кафедры социальной работы НИ ТГУ, региональный координатор Всероссийской Ассоциации специалистов восстановительной медиации
Слайд 2ШСП выполняет только одну функцию – разгрузки школы от конфликтов
ШСП
решает задачу компенсации воспитательных дефицитов
Сверим понимание роли службы в школе
Слайд 3Сверим понимание задач службы в школе
ШСП – место разрешения
локальных конфликтов
ШСП может быть площадкой для разрешения сложных многомерных
конфликтов («дети с плохим поведением», дети с СДВГ, «трудный класс» )
ШСП работает с криминальными ситуациями
Слайд 4Сверим представления о руководителе службы
ШСП может руководить только психолог
Руководителем
может быть любой педагог в школе;
Может быть 2 руководителя –
формальный и фактический («рабочая лошадка»)
Слайд 5Сверим представления о роли детей в службе
ШСП – это «игра
с детьми»
ШСП – это очень сложная работа, это важный опыт
для детей - медиаторов
ШСП может быть и без детей
Слайд 6Сверим представления об алгоритме работы службы в школе
ШСП сама
по себе, зам. по праву (зам. по ВР) сам по
себе, директор сам по себе
Когда в школе есть ШСП, вырабатывается единый подход к реагированию на конфликты и ситуации стекаются в ШСП
Слайд 7Сверим наши знания нормативной базы
по ШСП
ШСП – это
«временный проект, поговорят – и забудут»
«О Концепции развития до 2020
года сети служб медиации…» Распоряжение Правительства
Указ Президента РФ № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»
И еще 7 нормативных документов + проект нового 120ФЗ
Слайд 8Сверим знания о возможностях методической поддержки ШСП в ЗАТО Северск
ШСП требуют создавать без денег, безо всякой поддержки из вне
2
методиста в РЦО;
свои курсы по медиации в Северске;
есть ПТГ для руководителей;
есть городской Штаб юных медиаторов;
есть возможность обратиться за консультацией в ТСП и совместно разрешить какую-то ситуацию;
возможен выход в школу;
много бесплатных мероприятий в регионе;
Слайд 9Сверим понимание финансирования деятельности ШСП
Руководителю ШСП нужно доплачивать за работу
Руководителю
ШСП нужно доплачивать за работу !!!
Размер стимулирующей выплаты варьируется от
2 до 5 тыс. в месяц.
Часто используется механизм оплаты как внеурочной деятельности.
В некоторых школах платят за проведение восстановительных программ (4-5 случаев в год)
Слайд 10 Ваши вопросы?
(далее некоторые пояснения для желающих погрузиться)
Слайд 11Восстановительный подход
Восстановительный подход подразумевает такое разрешение ситуации, при котором люди
могут:
выслушать и понять друг друга, восстановить общение, отношения и доверие;
договориться,
как они будут исправлять ситуацию и ее последствия, если кому-то был причинен вред – то как он будет заглажен;
избавиться от вражды и негативных переживаний, связанных с ситуацией;
самостоятельно прийти к общим решениям, удовлетворяющим каждого участника;
взять на себя ответственность и обсудить поведение каждого в будущем, чтобы избежать повторения ситуации;
заручиться поддержкой сообщества при осуществлении решений и позитивных изменений.
Слайд 12Восстановительные технологии:
Восстановительная беседа
Восстановительная медиация
«Круг сообщества»
Семейная конференция
(семейный совет)
Школьная конференция (школьно-семейный совет)
Слайд 13Восстановительная беседа:
Задаем восстановительные вопросы:
Что произошло?
Какие последствия у этой ситуации?
Как ты
к этому сам относишься?
Как должен быть заглажен вред?
Что ты хотел
бы сделать, чтобы разрешить ситуацию?
Условия, необходимые для успешного управления конфликтом:
Взаимодействие «личность – личность»
Разговор из «неэкспертной» позиции;
Референтность (значимость) взрослого;
Честность.
Слайд 15Принципы восстановительной медиации:
Уважение сторон
Добровольность;
Конфиденциальность;
Нейтральность;
Ответственность сторон за ситуацию и принятое решение;
Ориентация на чувства обеих сторон и работа с ними;
Заглаживание
вреда и «исцеление» жертвы
Слайд 16Предварительная встреча со сторонами конфликта:
Вступительное слово медиатора;
Прояснение ситуации, позиции стороны;
Обсуждение вариантов выхода из ситуации;
Предложение примирения и обсуждение хода
будущей примирительной встречи.
Слайд 17Примирительная встреча:
Вступительное слово и знакомство с правилами встречи;
Представление сторонами своих
позиций;
Поддержка восстановительных действий
Обсуждение вариантов выхода
Подведение итогов, заключение договора.
Слайд 18Круг сообщества
Круг примирения
Круг поддержки
Круг исцеления
Профилакти-ческий круг
Слайд 19Профилактический круг
Вступление
2. Раунд историй или размышлений (Вспомните историю из своей
жизни, когда…)
Для детей:
Что нужно для того, чтобы всем комфортно
жилось в классе? Или
Что нужно, чтобы вам было комфортно и интересно на уроке?
Что нужно для конструктивного разрешения конфликтов?
Для родителей:
Какое самое важное качество Вы хотите сформировать в своих детях? Какое качество, на ваш взгляд, должна формировать школа у ваших детей?
Для педагогов:
Какими бы Вы хотели видеть своих учеников? Какое самое главное качество Вы стремитесь в них воспитать?
Слайд 202 раунд (2-ой круг)
Что происходит в коллективе? В чем ситуация?
Как Вы относитесь к ситуации? Какие трудности Вы видите в
своем коллективе?
Безоценочность
Фиксация
Соблюдение правил
Комментарии ведущего и его позиция
Слайд 213 раунд
Что нужно делать? Какие есть предложения по исправлению ситуации?
4 раунд:
Кто что готов сделать для разрешения ситуации? В
чем ответственность каждого из вас за налаживание отношений?
Заключительный раунд:
Ритуал закрытия круга
Слайд 22Технологии разрешения конфликтов
Семейные групповые конференции
Слайд 23Школы
ШСП
Школы без ШСП
Учрежде-ния соц. защиты
Техникумы
Детские сады
КДНиЗП
ЦВСНП
ТСП
Томский гос. ун-т
Информац.-методический центр
Территориальная служба
примирения (ТСП) Томской области
УИИ
Суды
Центр «Планирование карьеры»
Родители
Слайд 24Наши контакты:
Кафедра социальной работы ТГУ:
Московский
тракт, 8. ауд. 307., тел. 52-96-10
Институт дистанционного образования ТГУ:
Тел.: 52-94-94 (Анастасия Лозинская)
АНО Ресурсный центр «Согласие»
soglasie-tomsk@mail.ru
МЫ: Пучкина Юлия Александровна и Подкладова Татьяна Дмитриевна.
Электронный адрес: puchkina2007@mail.ru
Тел. 8-913-840- 0897