Разделы презентаций


Что такое эпос?

Содержание

Что не относится к эпосу.Эпос, лирика и драма?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Что такое эпос?
Лекция 1
Столярова А. Г., Новожилова О. С.

Что такое эпос?Лекция 1  Столярова А. Г., Новожилова О. С.

Слайд 2Что не относится к эпосу.


Эпос, лирика и драма?

Что не относится к эпосу.Эпос, лирика и драма?

Слайд 3Что не относится к эпосу.


Эпос, лирика и драма

Что не относится к эпосу.Эпос, лирика и драма

Слайд 4Что не относится к эпосу.


Эпопеи?

Что не относится к эпосу.Эпопеи?

Слайд 5Что не относится к эпосу.

Что не относится к эпосу.

Слайд 6Когда создавали эпос?

Античность + Средневековье

Когда создавали эпос? Античность + Средневековье

Слайд 7Когда создавали эпос?

Примерные границы средних веков: 476 – отречение последнего императора

Западной Римской Империи 1453 – Падение Константинополя (и др. ключевые даты

ок. 1500 года)
Когда создавали эпос?Примерные границы средних веков:   476 – отречение последнего императора Западной Римской Империи

Слайд 8Античные эпосы
шумеро-аккадский («Эпос о Гильгамеше») древнеиндийский («Махабхарата», «Рамаяна» древнегреческий («Илиада» и «Одиссея»

Гомера) древнеримский («Энеида» Вергилия)

Античные эпосышумеро-аккадский («Эпос о Гильгамеше») древнеиндийский («Махабхарата», «Рамаяна»  древнегреческий («Илиада» и «Одиссея» Гомера) древнеримский («Энеида» Вергилия)

Слайд 9Эпосы средневековой Европы
скандинавский («Старшая Эдда») английский («Беовульф») французский («Песнь о Роланде») испанский («Песнь

о моём Сиде») германский («Песнь о Хильдебранде», «Песнь о Нибелунгах») кельтские скелы

(«Похищение быка из Куальнге» и др.)
Эпосы средневековой Европыскандинавский («Старшая Эдда»)  английский («Беовульф»)  французский («Песнь о Роланде»)  испанский («Песнь о

Слайд 10Зачем?!

- Зачем современная литература? - Развлечь, научить, и т.д.

Зачем?!- Зачем современная литература?  - Развлечь, научить, и т.д.

Слайд 11Зачем?!

Зачем эпос?

Зачем?!Зачем эпос?

Слайд 12Второе Мерзебургское заклинание текст из древнегерманской рукописи 10-го века
Пфол и Водан

выехали в рощу. Тут Бальдеров жеребчик вывихнул бабку. Заклинала Синтгунт с Сунною-сестрицей; Заклинала

Фрия с Фоллою-сестрицей; Заклинал и Водан; заговор он ведал От полома кости, от потока крови, от вывиха членов. Склейся кость с костью, слейся кровь с кровью, К суставу сустав, как слепленный, пристань.

Второе Мерзебургское заклинание текст из древнегерманской рукописи 10-го века Пфол и Водан выехали в рощу. Тут Бальдеров

Слайд 13Мифологическое / мифопоэтическое сознание
- моделирование ситуации - синкретизм ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ТЕКСТА

Мифологическое / мифопоэтическое сознание - моделирование ситуации - синкретизм  ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ТЕКСТА

Слайд 14Мифологическое / мифопоэтическое сознание
обожествление природы - вера в сверхъественных духов => произведения

о богах, драконах и др.
Драконы для людей средневековья – реальны.

Мифологическое / мифопоэтическое сознаниеобожествление природы - вера в сверхъественных духов  => произведения о богах, драконах и

Слайд 15Мифологическое сознание: пример
Ничто {по словам Чемберса}, не иллюстрирует так наглядно

дисбаланс «Беовульфа», в котором «неважное ставится в центр, а серьезные

вещи выносятся на периферию», чем отсылка мимоходом к истории Ингельда. Этот конфликт между заключенной помолвкой и необходимостью мести — излюбленное положение древних героических поэтов, которое они не променяли бы и на целую пустошь драконов. (цит. По Дж. Р.Р. Толкин, «Беовульф»: чудовища и критики»)
Мифологическое сознание: примерНичто {по словам Чемберса}, не иллюстрирует так наглядно дисбаланс «Беовульфа», в котором «неважное ставится в

Слайд 16У поэта были веские основания выбрать дракона (или понять его

значимость для того сюжета, который был у него в распоряжении).


В северной литературе есть только два сколько–нибудь значимых дракона: дракон Вёльсунгов Фафнир да убийца Беовульфа.
(Дж. Р.Р. Толкин, «Беовульф»: чудовища и критики»)

У поэта были веские основания выбрать дракона (или понять его значимость для того сюжета, который был у

Слайд 17Пей на пиру, но меру блюди и дельно беседуй; не прослывешь меж людей неучтивым, коль

спать рано ляжешь.

(Старшая Эдда, Речи Высокого)

Пей на пиру, но меру блюди и дельно беседуй; не прослывешь меж людей неучтивым, коль спать рано

Слайд 18Один [сказал:] "Второй дай ответ, если светел твой ум и все знаешь, Вафтруднир: луна

как возникла во тьме для людей, как создано солнце?"
Вафтруднир [сказал:] "Мундильфёри зовется отец солнца с

луною; небо обходят они каждый день, то времени мера".

(Старшая Эдда, Речи Вафтруднира)
Один [сказал:]

Слайд 19Долго правил    твердыней данов Беовульф датский,    народоводитель Скильдинг, наследник    единодержца, пока не сменил его    сын его, Хальфдан славный,

что властил    до самой смерти. - и в старости Скильдинг    бойцом был отменным. Родилось

на землю    от Хальфдана четверо: Херогар, Хродгар,    Хальга Добрый и дочь, которая,    слышал я, стала подругой Онелы    в опочивальне, супругой Скильвинга,    конунга шведского.

(Песнь о Беовульфе)
Долго правил    твердыней данов Беовульф датский,    народоводитель Скильдинг, наследник    единодержца, пока не сменил его    сын его, Хальфдан

Слайд 20Традиционное сознание.
Функция литературы – сохранение: Полезные сведения
Информации о мироустройстве
Информации об

истории всего племени (короли, важные битвы)

Традиционное сознание. Функция литературы – сохранение:   Полезные сведения Информации о мироустройстве Информации об истории всего

Слайд 21Тематика эпических произведений
Прошлое. Илиада (ок. IX – VIII вв. д.нэ.) события Троянской

войны: рубеж XIII-XIIв. до н.э

Тематика эпических произведенийПрошлое.  Илиада (ок. IX – VIII вв. д.нэ.) события Троянской войны: рубеж XIII-XIIв. до

Слайд 22Тематика эпических произведений
Прошлое. Беовульф. Древнеанглийский эпос, но первые строки: «Истинно! исстари слово

мы слышим о доблести данов, о конунгах датских»
Эпоха Великого переселения

народов (Эдда, ирландские скелы, Беовульф, Песнь и Нибелунгах…)
Тематика эпических произведенийПрошлое.  Беовульф.  Древнеанглийский эпос, но первые строки: «Истинно! исстари слово мы слышим о

Слайд 23Эпическая архаизация
«Песнь о Роланде»
В поэме: грандиозная битва Карла Великого с

маврами Историческая основа: маленькая стычка с басками

Эпическая архаизация«Песнь о Роланде» В поэме:  грандиозная битва Карла Великого с маврами  Историческая основа: маленькая

Слайд 24Эпическая архаизация
Искажение реальных личностей. Пример: Марко Королевич (сербские эпические песни)
В песнях:

народный герой, борец с турками Историческая основа: мелкий князь, турецкий вассал

Эпическая архаизацияИскажение реальных личностей.  Пример: Марко Королевич (сербские эпические песни) В песнях:  народный герой, борец

Слайд 25Коллективность эпоса, безличность эпическое «мы»
Пример из «Беовульфа»: Истинно! исстари
слово мы слышим
о доблести

данов,
о конунгах датских,
чья слава в битвах
была добыта!

Коллективность эпоса, безличность эпическое «мы»Пример из «Беовульфа»:  Истинно! исстарислово мы слышимо доблести данов,о конунгах датских,чья слава

Слайд 26стихотворение «Вульф и Эадвакер» (отрывок)
Врознь наши судьбы.
Вульфа я призывала,
истосковалась в

надежде,
когда лила я слезы
дождливыми днями,
когда обнимал меня
муж-воитель, —
то было мне

счастьем
и печалью было.
Вульф, мой Вульф,
по тебе изнывая,
плоть моя ослабла
в разлуке с тобою,
хуже голода горе
гложет душу.

стихотворение «Вульф и Эадвакер» (отрывок)Врознь наши судьбы.Вульфа я призывала,истосковалась в надежде,когда лила я слезыдождливыми днями,когда обнимал менямуж-воитель,

Слайд 27Эпос НЕ общенародный

Эпос НЕ общенародный

Слайд 28Мир эпоса
Мир вождей и дружинников, битв, поединков Основные топосы и темы: битва,

пир + море, (морское) путешествие сватовство, месть
Действующие лица: боги, герои


Мир эпосаМир вождей и дружинников, битв, поединков  Основные топосы и темы: битва, пир + море, (морское)

Слайд 29Кто автор?
Вергилий, Гомер… А остальные?
Автор неизвестен? Нет подписи?

Кто автор?Вергилий, Гомер… А остальные? Автор неизвестен? Нет подписи?

Слайд 30Гомеровский вопрос
Критический взгляд на личность Гомера (Ф.А. Вольф): поэму не мог

написать один человек.
Пример: в 5 песне «Илиады» героя Пилемена убили

(V.78) в 13 песне - он снова участник действия (XIII. 658).
И это не флэшбэк! ;)
Гомеровский вопросКритический взгляд на личность Гомера (Ф.А. Вольф): поэму не мог написать один человек. Пример:  в

Слайд 31Были ли эти произведения вообще написаны?
Тексты очень древние.
Записи 11

– 12 вв
Содержание: 5 вв (Великое переселение народов) Бесписьменные общества. Всё

исполнялось и передавалось устно (сказители, аэды)
Были ли эти произведения вообще написаны?Тексты очень древние.  Записи 11 – 12 вв Содержание: 5 вв

Слайд 32Как до письменности сказители все это запоминали? (Нет, не так

как тут пишут)

Как до письменности сказители все это запоминали?  (Нет, не так как тут пишут)

Слайд 33Эксперименты в классической филологии

Милман Перри и Альберт Лорд

Эксперименты в классической филологии  Милман Перри и Альберт Лорд

Слайд 35Экспедиция к сказителям на Балканы

Экспедиция к сказителям на Балканы

Слайд 37Зачем экспедиция? Что хотели найти?
Сохранившаяся устная традиция на Балканах
Гипотеза Перри

и Лорда: Дело не в феноменальной памяти сказителей, а в особой

технике исполнения и передачи песен.
Зачем экспедиция? Что хотели найти?Сохранившаяся устная традиция на Балканах Гипотеза Перри и Лорда:  Дело не в

Слайд 38Наличие технических средств для записи!

Наличие технических средств для записи!

Слайд 39Что нашли?
Одна и та же песня от разных сказителей отличалась.
Размером,

деталями и т.д.

Что нашли?Одна и та же песня от разных сказителей отличалась. Размером, деталями и т.д.

Слайд 40Повторная экспедиция:
Одна и та же песня от одного и того

же сказителя… ОТЛИЧАЛАСЬ!
Сами сказители не видели проблемы и говорили, что

песня та же самая.
Повторная экспедиция:Одна и та же песня от одного и того же сказителя… ОТЛИЧАЛАСЬ! Сами сказители не видели

Слайд 41Как так?!
Аналогично работают фольклор или анекдоты. Пример: история про Черную руку анекдот

«один сломал, другой потерял» Детали – отличаются. Сюжет – неизменен.

Как так?!Аналогично работают фольклор или анекдоты.  Пример:  история про Черную руку   анекдот «один

Слайд 42Неосознанное авторство
У эпоса нет автора (в современном понимании слова). Неосознанное

авторство - термин Стеблин-Каменского. Устный сказитель каждый раз создаёт песню

заново, но считает себя только исполнителем. Нет фиксированного текста. Есть канва сюжета и определенная техника исполнения.
Неосознанное авторствоУ эпоса нет автора (в современном понимании слова). Неосознанное авторство - термин Стеблин-Каменского.   Устный

Слайд 43Пример. Песня «Марко пьет в рамазан вино»
Был указ султана Сулеймана
В

рамазан не бражничать народу,
Не носить зеленые кафтаны,
Не носить и кованые

сабли,
Не кружиться с девушками в коло.
Марко водит с турчанками коло,
Марко носит кованую саблю,
Что ни день - в зеленом он кафтане,
В рамазан винище распивает,
Да еще муллам велит и ходжам,
Чтоб и турки с Марком пировали.
Бьют челом неверные султану:
"Сулейман, отец наш и владыка!
Разве ты не отдал повеленье
В рамазан не бражничать народу,
Не носить зеленые кафтаны,
Не носить и кованые сабли,
Не кружиться с девушками в коло?
Марко водит с турчанками коло,
Марко носит кованую саблю,
Что ни день - в зеленом он кафтане,
В рамазан винище распивает.
Мало что грешит он в одиночку,
Он еще муллам велит и ходжам,
Чтоб мы, турки, с Марком пировали
Пример. Песня «Марко пьет в рамазан вино»Был указ султана СулейманаВ рамазан не бражничать народу,Не носить зеленые кафтаны,Не

Слайд 44Техника исполнения.
Формулы – повторяющиеся кусочки, «кирпичики»
Определение формулы (дал Пэрри, цитирует

Лорд): «группа слов, регулярно используемая в одних и тех же

метрических условиях для выражения данной основной мысли». Примеры из Илиады: Агамемнон – «пастырь народов Атрид», Нестор – «конник геренский», «шлемоблещущий Гектор».


Техника исполнения.Формулы – повторяющиеся кусочки, «кирпичики» Определение формулы (дал Пэрри, цитирует Лорд): «группа слов, регулярно используемая в

Слайд 45Примеры из русских былин:
Мы сведем Илью к собаке царю Калину,
Что

он хочет, то над ним и сделает
реплика царя Калина:
Не служи-тко

ты князю Владимиру,
А служи-тко ты собаке царю Калину.

Примеры из русских былин:Мы сведем Илью к собаке царю Калину,Что он хочет, то над ним и сделает

Слайд 46Инструментарий сказителя
Сюжеты (!) Сюжеты существуют в традиции; все, кто внутри традиции,

знают их. Сюжетная канва каждой песни Формулы Набор топосов и личных имен

Пример: Садко – Новгород, князь Владимир – Киев
Инструментарий сказителяСюжеты (!) Сюжеты существуют в традиции; все, кто внутри традиции, знают их.   Сюжетная канва

Слайд 47Устойчивость формул:
Пример устойчивой формулы: встала из мрака младая с перстами пурпурными

Эос (Гомер)
вино пије Краљевићу Марко – Пьет вино королевич Марко

(сербские песни)

Устойчивость формул:Пример устойчивой формулы:  встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос (Гомер) вино пије Краљевићу

Слайд 48Пластичные формулы
Примеры из песен о Балканской войне (песни 1930-х годов):


Мисир даше инглиској краљици ≪Египет дали английской королеве≫
По аналогии с

московски краљица ≪московская царица≫ и багдатска краљица ≪багдадская царица≫. Ти начини сишне телиграфе ≪Ты приготовь короткие телеграммы≫
Образцом для строки служит: Ти начини ситне бујрунтије (бујрунтија - приказ паши).

Пластичные формулыПримеры из песен о Балканской войне (песни 1930-х годов):  Мисир даше инглиској краљици ≪Египет дали

Слайд 49Ключевые факты об эпических текстах:

- тексты эпической поэзии строятся из

устойчивых готовых блоков, но эти блоки не жесткие, а пластичные -

существующие письменные тексты не писал отдельный автор, просто кто-то зафиксировал услышанное
Ключевые факты об эпических текстах:- тексты эпической поэзии строятся из устойчивых готовых блоков, но эти блоки не

Слайд 50Зачем эпос стали записывать?
«Пусть в трапезной священников звучат слова Господа;

там следует слушать чтеца, а не арфиста, проповеди отцов, а

не песни язычников. Что общего у Ингельда и Христа? Дом узок: обоих ему не вместить». Из письма англосаксонского богослова Алкуина епископу Хигбальду, 797
Зачем эпос стали записывать?«Пусть в трапезной священников звучат слова Господа; там следует слушать чтеца, а не арфиста,

Слайд 51Зачем эпос стали записывать?
Запись происходит на исходе традиции. Люди письменной культуры

встречают уходящую культуру устную. Аналогия: детские страшилки сборники фольклора

Зачем эпос стали записывать?Запись происходит на исходе традиции.  Люди письменной культуры встречают уходящую культуру устную.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика