Слайд 1Что такое эпос?
Лекция 1
Столярова А. Г., Новожилова О. С.
Слайд 2Что не относится к эпосу.
Эпос, лирика и драма?
Слайд 3Что не относится к эпосу.
Эпос, лирика и драма
Слайд 4Что не относится к эпосу.
Эпопеи?
Слайд 6Когда создавали эпос?
Античность + Средневековье
Слайд 7Когда создавали эпос?
Примерные границы средних веков:
476 – отречение последнего императора
Западной Римской Империи
1453 – Падение Константинополя
(и др. ключевые даты
ок. 1500 года)
Слайд 8Античные эпосы
шумеро-аккадский («Эпос о Гильгамеше»)
древнеиндийский («Махабхарата», «Рамаяна»
древнегреческий («Илиада» и «Одиссея»
Гомера)
древнеримский («Энеида» Вергилия)
Слайд 9Эпосы средневековой Европы
скандинавский («Старшая Эдда»)
английский («Беовульф»)
французский («Песнь о Роланде»)
испанский («Песнь
о моём Сиде»)
германский («Песнь о Хильдебранде», «Песнь о Нибелунгах»)
кельтские скелы
(«Похищение быка из Куальнге» и др.)
Слайд 10Зачем?!
- Зачем современная литература?
- Развлечь, научить, и т.д.
Слайд 12Второе Мерзебургское заклинание
текст из древнегерманской рукописи 10-го века
Пфол и Водан
выехали в рощу.
Тут Бальдеров жеребчик вывихнул бабку.
Заклинала Синтгунт с Сунною-сестрицей;
Заклинала
Фрия с Фоллою-сестрицей;
Заклинал и Водан; заговор он ведал
От полома кости, от потока крови, от вывиха членов.
Склейся кость с костью, слейся кровь с кровью,
К суставу сустав, как слепленный, пристань.
Слайд 13Мифологическое / мифопоэтическое сознание
- моделирование ситуации
- синкретизм
ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ТЕКСТА
Слайд 14Мифологическое / мифопоэтическое сознание
обожествление природы
- вера в сверхъественных духов
=> произведения
о богах, драконах и др.
Драконы для людей средневековья – реальны.
Слайд 15Мифологическое сознание: пример
Ничто {по словам Чемберса}, не иллюстрирует так наглядно
дисбаланс «Беовульфа», в котором «неважное ставится в центр, а серьезные
вещи выносятся на периферию», чем отсылка мимоходом к истории Ингельда. Этот конфликт между заключенной помолвкой и необходимостью мести — излюбленное положение древних героических поэтов, которое они не променяли бы и на целую пустошь драконов.
(цит. По Дж. Р.Р. Толкин,
«Беовульф»: чудовища и критики»)
Слайд 16У поэта были веские основания выбрать дракона (или понять его
значимость для того сюжета, который был у него в распоряжении).
В северной литературе
есть только два
сколько–нибудь значимых дракона:
дракон Вёльсунгов Фафнир
да убийца Беовульфа.
(Дж. Р.Р. Толкин,
«Беовульф»: чудовища и критики»)
Слайд 17Пей на пиру,
но меру блюди
и дельно беседуй;
не прослывешь
меж людей неучтивым,
коль
спать рано ляжешь.
(Старшая Эдда, Речи Высокого)
Слайд 18Один [сказал:]
"Второй дай ответ,
если светел твой ум
и все знаешь, Вафтруднир:
луна
как возникла
во тьме для людей,
как создано солнце?"
Вафтруднир [сказал:]
"Мундильфёри
зовется отец
солнца с
луною;
небо обходят
они каждый день,
то времени мера".
(Старшая Эдда, Речи Вафтруднира)
Слайд 19Долго правил
твердыней данов
Беовульф датский,
народоводитель
Скильдинг, наследник
единодержца,
пока не сменил его
сын его, Хальфдан
славный,
что властил
до самой смерти. -
и в старости Скильдинг
бойцом был отменным.
Родилось
на землю
от Хальфдана четверо:
Херогар, Хродгар,
Хальга Добрый
и дочь, которая,
слышал я, стала
подругой Онелы
в опочивальне,
супругой Скильвинга,
конунга шведского.
(Песнь о Беовульфе)
Слайд 20Традиционное сознание.
Функция литературы – сохранение:
Полезные сведения
Информации о мироустройстве
Информации об
истории всего племени (короли, важные битвы)
Слайд 21Тематика эпических произведений
Прошлое.
Илиада (ок. IX – VIII вв. д.нэ.)
события Троянской
войны: рубеж XIII-XIIв. до н.э
Слайд 22Тематика эпических произведений
Прошлое.
Беовульф.
Древнеанглийский эпос, но первые строки:
«Истинно! исстари слово
мы слышим о доблести данов, о конунгах датских»
Эпоха Великого переселения
народов
(Эдда, ирландские скелы, Беовульф, Песнь и Нибелунгах…)
Слайд 23Эпическая архаизация
«Песнь о Роланде»
В поэме:
грандиозная битва Карла Великого с
маврами
Историческая основа:
маленькая стычка с басками
Слайд 24Эпическая архаизация
Искажение реальных личностей.
Пример: Марко Королевич (сербские эпические песни)
В песнях:
народный герой, борец с турками
Историческая основа:
мелкий князь, турецкий вассал
Слайд 25Коллективность эпоса, безличность
эпическое «мы»
Пример из «Беовульфа»:
Истинно! исстари
слово мы слышим
о доблести
данов,
о конунгах датских,
чья слава в битвах
была добыта!
Слайд 26стихотворение «Вульф и Эадвакер» (отрывок)
Врознь наши судьбы.
Вульфа я призывала,
истосковалась в
надежде,
когда лила я слезы
дождливыми днями,
когда обнимал меня
муж-воитель, —
то было мне
счастьем
и печалью было.
Вульф, мой Вульф,
по тебе изнывая,
плоть моя ослабла
в разлуке с тобою,
хуже голода горе
гложет душу.
Слайд 28Мир эпоса
Мир вождей и дружинников, битв, поединков
Основные топосы и темы:
битва,
пир + море, (морское) путешествие
сватовство, месть
Действующие лица: боги, герои
Слайд 29Кто автор?
Вергилий, Гомер… А остальные?
Автор неизвестен? Нет подписи?
Слайд 30Гомеровский вопрос
Критический взгляд на личность Гомера (Ф.А. Вольф):
поэму не мог
написать один человек.
Пример:
в 5 песне «Илиады» героя Пилемена убили
(V.78)
в 13 песне - он снова участник действия (XIII. 658).
И это не флэшбэк! ;)
Слайд 31Были ли эти произведения вообще написаны?
Тексты очень древние.
Записи 11
– 12 вв
Содержание: 5 вв (Великое переселение народов)
Бесписьменные общества.
Всё
исполнялось и передавалось устно (сказители, аэды)
Слайд 32Как до письменности сказители все это запоминали?
(Нет, не так
как тут пишут)
Слайд 33Эксперименты в классической филологии
Милман Перри и Альберт Лорд
Слайд 35Экспедиция к сказителям на Балканы
Слайд 37Зачем экспедиция? Что хотели найти?
Сохранившаяся устная традиция на Балканах
Гипотеза Перри
и Лорда:
Дело не в феноменальной памяти сказителей, а в особой
технике исполнения и передачи песен.
Слайд 38Наличие технических средств для записи!
Слайд 39Что нашли?
Одна и та же песня от разных сказителей отличалась.
Размером,
деталями и т.д.
Слайд 40Повторная экспедиция:
Одна и та же песня от одного и того
же сказителя… ОТЛИЧАЛАСЬ!
Сами сказители не видели проблемы и говорили, что
песня та же самая.
Слайд 41Как так?!
Аналогично работают фольклор или анекдоты.
Пример:
история про Черную руку
анекдот
«один сломал, другой потерял»
Детали – отличаются. Сюжет – неизменен.
Слайд 42Неосознанное авторство
У эпоса нет автора (в современном понимании слова). Неосознанное
авторство - термин Стеблин-Каменского.
Устный сказитель каждый раз создаёт песню
заново, но считает себя только исполнителем.
Нет фиксированного текста. Есть канва сюжета и определенная техника исполнения.
Слайд 43Пример. Песня «Марко пьет в рамазан вино»
Был указ султана Сулеймана
В
рамазан не бражничать народу,
Не носить зеленые кафтаны,
Не носить и кованые
сабли,
Не кружиться с девушками в коло.
Марко водит с турчанками коло,
Марко носит кованую саблю,
Что ни день - в зеленом он кафтане,
В рамазан винище распивает,
Да еще муллам велит и ходжам,
Чтоб и турки с Марком пировали.
Бьют челом неверные султану:
"Сулейман, отец наш и владыка!
Разве ты не отдал повеленье
В рамазан не бражничать народу,
Не носить зеленые кафтаны,
Не носить и кованые сабли,
Не кружиться с девушками в коло?
Марко водит с турчанками коло,
Марко носит кованую саблю,
Что ни день - в зеленом он кафтане,
В рамазан винище распивает.
Мало что грешит он в одиночку,
Он еще муллам велит и ходжам,
Чтоб мы, турки, с Марком пировали
Слайд 44Техника исполнения.
Формулы – повторяющиеся кусочки, «кирпичики»
Определение формулы (дал Пэрри, цитирует
Лорд): «группа слов, регулярно используемая в одних и тех же
метрических условиях для выражения данной основной мысли».
Примеры из Илиады: Агамемнон – «пастырь народов Атрид», Нестор – «конник геренский», «шлемоблещущий Гектор».
Слайд 45Примеры из русских былин:
Мы сведем Илью к собаке царю Калину,
Что
он хочет, то над ним и сделает
реплика царя Калина:
Не служи-тко
ты князю Владимиру,
А служи-тко ты собаке царю Калину.
Слайд 46Инструментарий сказителя
Сюжеты
(!) Сюжеты существуют в традиции; все, кто внутри традиции,
знают их.
Сюжетная канва каждой песни
Формулы
Набор топосов и личных имен
Пример: Садко – Новгород, князь Владимир – Киев
Слайд 47Устойчивость формул:
Пример устойчивой формулы:
встала из мрака младая с перстами пурпурными
Эос (Гомер)
вино пије Краљевићу Марко – Пьет вино королевич Марко
(сербские песни)
Слайд 48Пластичные формулы
Примеры из песен о Балканской войне (песни 1930-х годов):
Мисир даше инглиској краљици ≪Египет дали английской королеве≫
По аналогии с
московски краљица ≪московская царица≫ и багдатска краљица ≪багдадская царица≫.
Ти начини сишне телиграфе ≪Ты приготовь короткие телеграммы≫
Образцом для строки служит: Ти начини ситне бујрунтије (бујрунтија - приказ паши).
Слайд 49Ключевые факты об эпических текстах:
- тексты эпической поэзии строятся из
устойчивых готовых блоков, но эти блоки не жесткие, а пластичные
-
существующие письменные тексты не писал отдельный автор, просто кто-то зафиксировал услышанное
Слайд 50Зачем эпос стали записывать?
«Пусть в трапезной священников звучат слова Господа;
там следует слушать чтеца, а не арфиста, проповеди отцов, а
не песни язычников. Что общего у Ингельда и Христа? Дом узок: обоих ему не вместить».
Из письма англосаксонского богослова Алкуина епископу Хигбальду, 797
Слайд 51Зачем эпос стали записывать?
Запись происходит на исходе традиции.
Люди письменной культуры
встречают уходящую культуру устную.
Аналогия:
детские страшилки
сборники фольклора