Слайд 1Что такое сквернословие
и
как с ним бороться
Проектная работа
Автор: Васильева
Екатерина Александровна, учащаяся группы 21 ЮВ1
Руководитель: Горбунова Ирина Ивановна, преподаватель
русского языка и литературы
Москва 2013
Слайд 2 Цель работы:
Проанализировать речь учащихся колледжа с точки зрения использования ими
обсценной лексики и определить способы решения проблемы сквернословия.
Чтобы достичь этой
цели, необходимо решить следующие задачи:
1) Дать определение понятия «сквернословие»;
2) изучить историю появления сквернословия;
3) выявить особенности влияния сквернословия на человека;
4) провести социологический опрос среди учащихся групп НПО Политехнического колледжа №13, позволяющий выявить отношение к сквернословию и мату;
5) изучить законы РФ, касающиеся вопроса нецензурной лексики;
6) проанализировать полученную информацию об опасности распространения сквернословия в подростковой среде и в обществе и наметить пути решения проблемы.
Слайд 3Что есть сквернословие?
«Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами» (С.И.
Ожегов «Словарь русского языка»).
Обсценная лексика (от лат. obscenus— «непристойный, распутный,
безнравственный», непечатная брань, нецензурные выражения, ненормативная лексика, сквернословие, срамословие) — сегмент бранной лексики различных языков, включающий грубейшие бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию.
Русский мат является одной из разновидностей обсценной лексики.
Слайд 4Сквернословие и мат используется для:
1)повышения эмоциональности речи,
2)эмоциональной разрядки,
3)оскорбления, унижения адресата
речи,
4)демонстрации агрессии,
5)демонстрации отсутствия страха
6)демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7)демонстрации
принадлежности к «своим»
Слайд 5Методы борьбы со сквернословием
(по мнению учащихся)
В ОБЩЕСТВЕ
В
КОЛЛЕДЖЕ
Слайд 6Отношение государства к ненормативной лексике
Ст. 130 «Оскорбление» Уголовного кодекса
РФ.
- Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок
и общественную безопасность
Статья 20.1. Мелкое хулиганство «Кодекса РФ об административных правонарушениях»
14 января Профильный комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал парламенту принять закон, вводящий крупные штрафы за нецензурную лексику в СМИ.
Слайд 7Лозунги-антиреклама сквернословию и мату:
Ты не злись и не ругайся, быть
воспитанным старайся!
С матом дружен – никому не нужен
Сквернословить позабудешь –
умён, любим и нужен будешь!
Хочешь поругаться – начни улыбаться (убираться).
Жизнь без мата событиями богата.
С матерком, что с ветерком, - от здоровья ты бегом!
От мата вянут уши и коробит душу.
Мат мне не брат.
Мат – смертельный яд.
Без мата жизнь богата.
Шах и мат! – Долой тебя, мат!
Мат, сквернословие, ругань отбрось ты в дальний угол!
Если матом ругаешься, в глазах людей опускаешься.
Без мата жизнь сладка, как вата.
Мат уродует девчат.
Кто ругается матом, никогда не будет дипломатом.
Будешь ругаться матом – расстреляют из автомата.
Слайд 8Методами борьбы со сквернословием являются:
1) ужесточение закона о ненормативной лексике;
2)
формировать привычку грамотной и культурной речи за счёт чтения художественной
литературы;
3) Не дублировать ругательства словечками типа «елки-палки, блин, японский городовой».
4) заучивание стихотворений, афоризмов и отрывков из произведений не столько для развития памяти, сколько для развития чувства художественного вкуса, чувства языка;
5) посещение выставок, галерей и музеев, приобщение к духовной сфере общества;
6) ужесточение цензуры: не заменять ругательства начальными буквами.