Разделы презентаций


Этиопатогенез

Содержание

Для появления заикания важен ряд факторов: определенный возраст ребенка;состояние его центральной нервной системы; индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза; особенности формирования функциональной асимметрии мозга;наличие психической травматизации; генетический фактор; половой диморфизм.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Этиопатогенез

Этиопатогенез

Слайд 2Для появления заикания важен ряд факторов:
определенный возраст ребенка;
состояние его

центральной нервной системы;
индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза;
особенности формирования

функциональной асимметрии мозга;
наличие психической травматизации;
генетический фактор;
половой диморфизм.

Для появления заикания важен ряд факторов:  определенный возраст ребенка;состояние его центральной нервной системы; индивидуальные особенности протекания

Слайд 3Появлению заикания могут предшествовать также соматическая ослабленность, неправильные формы воспитания,

аномальные черты характера, неблагоприятная социальная среда и другие негативные факторы,

каждый из которых, независимо от того, является ли он ведущим в возникновении заикания, в первую очередь снижает адаптивные свойства центральной нервной системы ребенка.

К возникновению данной речевой патологии, как правило, приводит не специфическая одиночная причина, а сочетание ряда этиологических факторов.
Появлению заикания могут предшествовать также соматическая ослабленность, неправильные формы воспитания, аномальные черты характера, неблагоприятная социальная среда и

Слайд 4Определенный возраст ребенка
В подавляющем числе случаев первые признаки заикания появляются

в возрасте 2-6 лет. (редко после 7-ми лет).
Это связано

с интенсивным формированием координаторных механизмов речевой деятельности.
Определенный возраст ребенкаВ подавляющем числе случаев первые признаки заикания появляются в возрасте 2-6 лет. (редко после 7-ми

Слайд 5Состояние центральной нервной системы
Нередко у заикающихся отмечается органическое поражение мозга

резидуального характера. Это поражение, как правило, бывает диффузным, в то

же время обычно отмечаются те или иные отклонения в состоянии моторных структур мозга.
Для заикающихся характерна недостаточность двигательной сферы, выраженная в разной степени.
У части заикающихся исследования не обнаруживают органического поражения мозга. В то же время они характеризуются такими чертами поведения, как повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новым условиям, что свидетельствует об особом, более ранимом состоянии центральной нервной системы, чем в норме.

Состояние центральной нервной системыНередко у заикающихся отмечается органическое поражение мозга резидуального характера. Это поражение, как правило, бывает

Слайд 6Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза
Для начала заикания особое значение имеет

период интенсивного формирования речи.
Выявляется значительное несоответствие между пока еще

недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз.
Психическая сторона речи в этот период опережает возможности ее моторной реализации. В психической стороне речи наряду с наличием высокой степени речевой мотивации имеется выраженная несформированность процесса внутреннеречевого программирования. С этим несоответствием связано появление в речи у детей физиологических итераций в виде повторения слогов, слов, словосочетаний.
Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенезаДля начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи. Выявляется значительное несоответствие

Слайд 7Темп речевого развития
Появление развернутой фразовой речи к 1,6-1,8 года жизни

делает формирующуюся функциональную систему речи более ранимой.
Аналогичная ситуация возникает при

некоторой задержке речевого развития. У детей с задержкой речевого развития нередко наблюдается интенсивное развитие фразовой речи в 3,5-4,5 года, что ослабляет координаторные механизмы формирующейся речевой системы и может способствовать появлению заикания.
В этот период речевого развития имеет большое значение поведение взрослых, окружающих ребенка. Фиксация внимания ребенка на итерациях может провоцировать появление заикания. Вредным также является и психологическое травмирование детей частыми указаниями на ошибки в их речи.

Темп речевого развитияПоявление развернутой фразовой речи к 1,6-1,8 года жизни делает формирующуюся функциональную систему речи более ранимой.Аналогичная

Слайд 8Особенности формирования функциональной асимметрии мозга
При левшестве у детей наблюдаются высокая

общая эмоциональность, боязливость, тревожность и другие показатели, которые нередко ведут

к невротическому реагированию при воздействии различных патогенных раздражителей.
Электрофизиологические исследования свидетельствуют о том, что у заикающихся нарушается ведущая роль левого полушария в организации устной речи (И. В. Данилов, И.П. Черепанов, 1970).
Особенности формирования функциональной асимметрии мозгаПри левшестве у детей наблюдаются высокая общая эмоциональность, боязливость, тревожность и другие показатели,

Слайд 9Наличие психической травматизации
Реакция на психическую травму в виде заикания характерна

для психомоторного уровня реагирования центральной нервной системы, что свойственно детям

дошкольного возраста.
В большинстве случаев психическая травма является пусковым моментом в возникновении заикания. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера.

Наличие психической травматизацииРеакция на психическую травму в виде заикания характерна для психомоторного уровня реагирования центральной нервной системы,

Слайд 10Генетический фактор
Отягощенная наследственность по заиканию может прослеживаться на уровне нескольких

поколений.
Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет

18%.
У дизиготных (разнояйцевых) близнецов заикание встречается в 32%.
У монозиготных (однояйцевых) — в 77%.
Заикающиеся мужчины и женщины могут иметь заикающихся детей с большей вероятностью, чем незаикающиеся родители.
При этом у заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%.
Для женщины риск появления заикающихся детей выше: в этом случая появляется 36% заикающихся мальчиков и 17% заикающихся девочек.
По наследству передается определенная слабость центральных речевых механизмов, которые повышенно подвержены воздействию факторов риска. Генетическая наследственность той или иной патологии проявляется, как правило, только при наличии дополнительной вредности.
Генетический факторОтягощенная наследственность по заиканию может прослеживаться на уровне нескольких поколений. Частота возникновения заикания у родных братьев

Слайд 11Половой деморфизм
У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза

чаще, чем у девочек.

Половой деморфизмУ мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек.

Слайд 12В 70-е годы в психиатрии были предложены клинические критерии для

разграничения невротических и неврозоподобных расстройств и наметилась тенденция и к

разграничению заикания на невротическую и неврозоподобную формы (Н. М. Асатиани, Б. 3. Драпкин, В. Г. Казаков, Л. И. Белякова и др.).
Заикание невротическое — заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов; термин часто употребляют как синоним термина «Заикание функциональное».
Заикание неврозоподобное — заикание, по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имеющее непсихогенное происхождение, чаще всего вызывается органическим поражением центральной нервной системы; термин нередко используют как синоним термина «Заикание органическое».

В 70-е годы в психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротических и неврозоподобных расстройств и наметилась

Слайд 13Невротическое заикание
Наличие врожденных или рано приобретенных отклонений от нормы в

состоянии нервной системы, выраженных в особом состоянии эмоциогенных структур мозга,

что связано, главным образом, с низким уровнем адаптивных возможностей организма.
В силу этих характеристик центральной нервной системы у таких детей под влиянием психического стресса может формироваться очаг застойной патологической активности в эмоциогенных структурах мозга.
Невротическое заиканиеНаличие врожденных или рано приобретенных отклонений от нормы в состоянии нервной системы, выраженных в особом состоянии

Слайд 14НЕВРОТИЧЕСКОЕ ЗАИКАНИЕ
Невротическая форма заикания появляется чаще всего при воздействии патогенных

эмоциогенных воздействий внешней среды.
Острая или хроническая психическая травма, переживаемая

ре­бенком, находится в непосредственной связи с появлением «рече­вых» судорог. Это свидетельствует о первенствующем значении гиперактивации эмоциогенных структур мозга при этой форме заи­кания.
НЕВРОТИЧЕСКОЕ ЗАИКАНИЕНевротическая форма заикания появляется чаще всего при воздействии патогенных эмоциогенных воздействий внешней среды. Острая или хроническая

Слайд 15НЕВРОТИЧЕСКОЕ ЗАИКАНИЕ
Резкое опережение развития речи на лексико-грамматическом уров­не и несоответствие

этому уровню моторного (артикуляторно-дыхательного) обеспечения указывают на дизонтогенез речевых меха­низмов

у детей с невротической формой заикания.


НЕВРОТИЧЕСКОЕ ЗАИКАНИЕРезкое опережение развития речи на лексико-грамматическом уров­не и несоответствие этому уровню моторного (артикуляторно-дыхательного) обеспечения указывают на

Слайд 16НЕВРОТИЧЕСКОЕ ЗАИКАНИЕ
Заикание появляется в гиперсензитивные фазы речевого развития - в

период интенсивного формирования фразовой речи.
Нарушение речедвигательного акта имеет тенденцию к

фиксации патологических взаимосвязей.
очага повышенного возбуждения в эмоциогенных структурах мозга
+
поток пропреоцептивных импульсаций с речевых мышц, вовлеченных в аномальную деятельность (обратная афферентация в функциональной системе речедвигательного акта).
НЕВРОТИЧЕСКОЕ ЗАИКАНИЕЗаикание появляется в гиперсензитивные фазы речевого развития - в период интенсивного формирования фразовой речи.Нарушение речедвигательного акта

Слайд 17Дети с невротическим заиканием имеют низкий уровень компенсаторных возможностей мозга,

в связи с чем быстро формируется патологическая функциональная система речи

= заикание.
Патологическая функциональная система начинает подавлять нормальную функциональную речевую систему.
Любое усиление эмоционального возбуждения ухудшает состояние центральной нервной системы, способствует «закреплению» патологической функциональной системы речи, ребенок все чаще заикается.
Сосуществование двух речевых систем — патологической и нормальной — при невротической форме заикания отчетливо прослеживается даже при тяжелой степени этой речевой патологии.
Дети с невротическим заиканием имеют низкий уровень компенсаторных возможностей мозга, в связи с чем быстро формируется патологическая

Слайд 18Неврозоподобное заикание
При схожести судорожных речевых запинок имеет иную клиническую картину.


Заикание этой формы появляется у детей в возрастном диапазоне 3

— 4 года. Оно возникает как бы исподволь, без видимой причины и обнаруживается родителями не сразу.
У носителей этой речевой патологии в анамнезе есть признаки аномального протекания пре- или перинатального периода жизни. Отмечается задержка развития моторных функций организма, а также их качественные отличия от возрастной нормы:
Неврозоподобное заиканиеПри схожести судорожных речевых запинок имеет иную клиническую картину. Заикание этой формы появляется у детей в

Слайд 19Механизм неврозоподобного заикания заключается в наличии патологической активности подкорковых моторных

(стрио-паллидарных) структур мозга и ослаблении регулирующих влияний со стороны его

высших (корковых) отделов.
Дополнительными условиями является декомпенсация регулирующих механизмов мозга в связи с активным становлением фразовой речи.
Механизм неврозоподобного заикания заключается в наличии патологической активности подкорковых моторных (стрио-паллидарных) структур мозга и ослаблении регулирующих влияний

Слайд 20Сочетание повышенной активности в стриопалли-дарных структурах мозга,
особое состояние речевых

зон коры больших полушарий
и
декомпенсация регулирующих механизмов мозга являют­ся

основными блоками патогенетических механизмов при неврозоподобной форме заикания.
Сочетание повышенной активности в стриопалли-дарных структурах мозга, особое состояние речевых зон коры больших полушарий и декомпенсация регулирующих

Слайд 21Вывод
Первичное поражение нервной системы (при невротической форме заикания —

эмоциогенных структур мозга, при неврозоподобной — моторных) и слабость ее

регулирующих механизмов создают условия для возникновения заикания только при наличии эндогенных изменений в собственно речевых отделах центральной нервной системы.
Вывод Первичное поражение нервной системы (при невротической форме заикания — эмоциогенных структур мозга, при неврозоподобной — моторных)

Слайд 22При невротической форме заикания терапевтические воздействия должны быть направлены на

снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга, что может достигаться с помощью

сочетания медикаментов и различных психотерапевтических приемов, от стресс-терапии, гипноза до аутогенной тренировки. Логопедические занятия на этом фоне проходят значительно эффективнее.
При невротической форме заикания терапевтические воздействия должны быть направлены на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга, что может

Слайд 23Заикающиеся с неврозоподобной формой речевого дефекта нуждаются в длительных коррекционно-педагогических

воздействиях, способствующих развитию регулирующих функций мозга (стимуляция внимания, памяти и

других психических процессов), в специальном медикаментозном лечении, направленном на редукцию последствий раннего органического поражения мозга. Логопедические занятия должны быть регулярными в течение значительного времени.

Заикающиеся с неврозоподобной формой речевого дефекта нуждаются в длительных коррекционно-педагогических воздействиях, способствующих развитию регулирующих функций мозга (стимуляция

Слайд 24Для невротической формы заикания характерны следующие особенности:
Тенденция к раннему речевому

развитию до появления заикания.
Наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения.
Характерологические

свойства (впечатлительность, тревожность и т.п.).
Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травматизация).
Заикание может появиться в возрасте от 2 до 6 лет.
Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения.
Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.)
Для невротической формы заикания характерны следующие особенности:Тенденция к раннему речевому развитию до появления заикания.Наличие развернутой фразовой речи

Слайд 25Для неврозоподобной формы заикания характерны следующие особенности:
До появления заикания отмечается

тенденция к некоторой задержке речевого развития, нарушение звукопроизношения.
Отмечается патология моторных

функций разной степени выраженности.
Судорожные запинки появляются у детей в возрасте 3 — 4 лет.
Появление судорожных запинок совпадает с фазой развития фразовой речи.
Начало заикания постепенное, вне связи с психотравмирующей ситуацией.
Отсутствуют периоды плавной речи, качество речи мало зависит от речевой ситуации.
Привлечение активного внимания заикающихся к процессу говорения облегчает речь; физическое или психическое утомление ухудшают качество речи.

Для неврозоподобной формы заикания характерны следующие особенности: До появления заикания отмечается тенденция к некоторой задержке речевого развития,

Слайд 261. Исходя из этиопатогенеза и сравнительной характеристики клинических форм заикания,

составить 10-15 вопросов для родителей

1. Исходя из этиопатогенеза и сравнительной характеристики клинических форм заикания, составить 10-15 вопросов для родителей

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика