Слайд 1Ранний железный век
Кубани: сарматы
Автор – кандидат исторических наук Константин
Викторович Скиба
Слайд 2Появление сарматов
Первое упоминание об ираноязычных
кочевниках-савроматах, в которых ученые склонны
видеть предков сарматов,
есть у греческого путешественника и историка Геродота
(V век до н.э.): «За рекой Танаис
(Дон) уже не скифские края, но земли
там принадлежат савроматам», которые родственны скифам и говорят на
«издревле искаженном скифском языке».
Родина сарматов - степи Южного
Урала, откуда они и пришли в степи
Восточной Европы.
Слайд 3Два века спустя, в III веке до нашей эры, сарматы
сменили скифов в причерноморских степях.
На древних картах привычное название
Скифия сменяется на Сарматия.
..
Слайд 4Этноним «сарматы» - историческое обобщение. Они не были единым народом
и представляли собой группу родственных племен: аорсы, аланы, роксоланы, сираки,
языги.
Эти племена не всегда были дружественны между собой, сменяя друг друга
в степях Причерноморья.
Сарматские племена
Слайд 6Большинство сарматских всадников были легковооруженными конными лучниками,
но теперь решающий
удар в бою наносил новый вид войска - тяжелая панцирная
конница, которую греки назвали «катафракта» («панцироносные»,
«покрытые броней»).
Катафракта
Слайд 7Тактика боя
Сражение начинала легкая конница, осыпавшая неприятеля дождем
стрел и
дротиков, чтобы расстроить
его ряды, затем следовал таранный копейный удар
клинообразного
строя тяжелой кавалерии,
переходивший в рукопашную схватку.
В сарматском войске пика и меч становится основным оружием, а
лук - вспомогательным.
Слайд 8Оружие сарматов: пики
В описании
вооружения сарматских «катафрактов»
римский историк Тацит
упоминает длинные пики, которые они держали обеими руками.
При этом
он уточняет,
что эти воины не пользуются щитами.
Их вместе с лошадьми хорошо защищали доспехи...
Слайд 9Оружие сарматов: доспехи
Вожди и знатные сарматы носили панцири из
железных
или бронзовых чешуек, нашитых на
кожаную основу; простые воины использовали
«шлемы и панцири из сырой воловьей кожи» или «костяные доспехи» из лошадиных копыт, которые разрезали на кругляши-пластины, просверливали, сшивали лошадиными и бычьими жилами и
собирали из них «нечто вроде змеиной чешуи» или
«еловой шишки». Ни красотой, ни крепостью
«они не уступают эллинским, они выдерживают
даже удары и раны, наносимые в рукопашной».
В I веке до н.э. у сарматов на Кубани появляются
кольчуги, в том числе и кольчужные попоны для
защиты лошадей.
Слайд 10Вместо короткого колющего
скифского меча-акинака у
сарматов появился
длинный всаднический
меч
(клинок длиной от 70 до 130 см.),
он привешивался
к поясу слева.
И если скифы сражались мечами
только пешими, то сарматы
уже рубили этим длинным
мечом с коня. Ножны мечей окрашивались в красный цвет различных оттенков или
обтягивались красной кожей.
Оружие сарматов: мечи
Слайд 11Оружие сарматов: кинжалы
С правой стороны,
на бедре, часто
носили кинжалы,
аналогичные
по форме
длинным мечам.
Слайд 12Римский историк о сарматах: «Свирепое лицо,
грубый голос,
ни волосы,
ни борода
не пострижены,
между ними нет
ни одного, который
не
носил бы налучья,
лука и синеватых от
змеиного яда стрел».
Оружие сарматов: луки и стрелы
Сарматский лук был больше скифского; получив
костяные накладки, он стал мощнее и дальнобойнее,
а наконечники стрел, в отличие от скифских бронзовых,
стали железными.
Слайд 13Многие древние источники сообщают, что как и скифы, сарматы поклоняются
мечу.
О почитании меча аланами писал римский историк
Аммиан Марцеллин:
«У них не видно ни храмов,
ни святилищ, нигде не усмотреть у них даже покрытых соломой хижин, а они по варварскому обычаю втыкают в землю обнаженный меч и с благоговением поклоняются
ему как Марсу - покровителю стран по которым они кочуют».
Культ меча
Слайд 14Воинственность сарматов
У одного римского автора есть интересное
сообщение о языгах,
которые не знают
«убеленного сединами возраста».
Когда пожилой человек не
в состоянии
владеть оружием в бою, то сын или более
молодой потомок помогает уйти ему из
жизни при помощи меча.
У аланов же «счастливым считается...
тот, кто умирает в бою, а тот, кто доживает до
старости и умирает естественной смертью, преследуются у них жестокими
насмешками как трусы»...
Слайд 15Греческие и римские историки
так описывали их жизнь и быт:
«Кибитки номадов (кочевников) сделаны
из войлока и прикреплены к повозкам,
на которых они живут...
В них мужья спят со своими женами, в них рождаются и вскармливаются дети...
Вокруг палаток пасется скот, молоком, сыром и мясом которого они питаются.
Они следуют за пастбищами, всегда по
очереди выбирая богатые травой места,
зимой на болотах около Меотиды, а
летом на равнинах».
Кочевой быт сарматов
Слайд 16У римского поэта Овидия мы находим описание внешнего облика сарматов:
«Они защищаются от жестоких
морозов шкурами животных и
сшитыми штанами,
и из всего тела
только лицо остается у них открытым.
Волосы при движении часто звенят
от висящих на них льдинок,
и белая борода блестит,
покрытая инеем».
Кочевой быт сарматов
Слайд 17Кочевой быт сарматов
Места и границы кочевок сарматов были не хаотичными,
это хорошо показывают курганы, которые они возводили вдоль своих традиционных
маршрутов и часто возвращались
к ним, чтобы похоронить
в своем «родовом кургане-кладбище» новых покойников.
Слайд 18Кочевой быт сарматов
Питались сарматы в основном кисломолочными продуктами, свежим молоком
и различным мясом.
Причем предпочитали кобылье молоко, смешанное
с кровью.
Кроме этого, была популярна и просяная каша с молоком или с кровью. Иногда ели
просто сырую просяную муку, замешанную
на кобыльем молоке или крови.
Кроме кумыса - слабоалкогольного напитка,
сарматы иногда доводили себя до опьянения «курением трав»: «...усевшись вокруг костра,
как вокруг чаши, потчуют друг друга запахом...
и действительно опьяняются им, подпрыгивают,
поют и пляшут».
Слайд 19Антрополог Мария Балабанова:
«По костям мы поняли, что сарматы,
которые
например жили в Волгоградской
области, были очень невысокого роста:
мужчины
не выше 160-165 сантиметров.
Самые высокие дамы и вовсе вырастали до
полутора метров. Они не были полными.
Сами понимаете, еды у них было немного.
В самые голодные времена кочевники питались кровью своей лошади, которую собирали из
вскрытой жилы голени, - об этом пишут античные авторы. Иногда они смешивали просяную крупу с кровью. При вечных вылазках растолстеть на
таком меню просто невозможно».
Слайд 20Историк Плиний в «Естественной истории» писал, что сарматские мужчины и
женщины носят на теле татуировки.
Секст Эмпирик добавляет, что сарматы
татуируют своих детей.
Кочевой быт сарматов
Наиболее распространенным мотивом татуировок были стилизованные изображения животных. Подобные
татуировки были обнаружены на «ледяных мумиях»
скифов из курганов на плато Пазырык в горном Алтае.
Слайд 21Кочевой быт сарматов
Котел для всех кочевников - символ их рода
и сплоченности семьи. Часто об этом говорят значки-тамги на котлах.
Кроме
«обычных» котлов существовали и «специальные», которые применялись в ритуальных родовых и религиозных церемониях. Чем больше котел в могиле – тем
выше был статус его владельца при жизни.
Слайд 22Кочевой быт сарматов
Бронзовые сарматские котлы
Слайд 23Коневодство и скотоводство
являлись основой хозяйства сарматов.
Конь - постоянный
спутник кочевника. От коня, от его выносливости зависела сама жизнь
сармата и его общины. «Лошадь для него - это все».
Поэтому конские украшения
были очень богатыми.
Фалары - круглые пластины из
золота или серебра - элементы
парадной конской упряжи.
Они размещались на перекрестьях упряжных ремней.
Самый крупный фалар
размещался на груди скакуна.
Кочевой быт сарматов
Слайд 25Кочевой быт сарматов
Детские глиняные игрушки
Слайд 26Сарматы на Кубани
В III в. до н. э. прикубанские степи
захватило
одно из сарматских племен - сираки.
Они переселились сюда
из Поволжья.
В источниках того времени упоминаются
«цари» сираков. Однако их власть не была наследственной, сираки выбирали
своих «царей» (военных вождей).
Вслед за сираками сюда вторгались
племена аорсов, роксоланов и, позднее всех, - аланов, каждое из которых покоряло и поглощало своих предшественников.
Слайд 27Сарматы на Кубани
Кочевники-сарматы подчинили своей власти оседлые меотские племена -
они уничтожили их знать и обязали платить себе дань. Но
вскоре началось постепенное сближение культур сарматов и
меотов Прикубанья.
Этот период в истории Кубани ученые назвали
«меото-сарматской эпохой».
Слайд 28Часть кочевников перешла к оседлой
жизни, у них появились городища,
в том
числе «столица сираков - город Успа».
Правда, стены
их строились не из
камня, а из плетней с насыпанной между
ними землей, а сами эти города
представляли, по всей вероятности, укрепленные убежища на случай военной тревоги. Возможно также, что
часть населения кочевала летом в степях,
а зимой собиралась в эти «города».
Сарматы на Кубани
Слайд 29Сарматизация Боспорского царства
Прорисовка фрески из каменного склепа Пантикапея
Со временем сарматы
стали смешиваться с населением крупных и небольших греческих
полисов, среди
жителей этих городов появляется множество людей, носивших сарматские имена
Саваг, Сорак, Фарсаг и др., изменилось
вооружение и одежда местных греков.
Слайд 30Сарматизация Боспорского царства
Сами сарматы стали хоронить своих
соплеменников среди греков
в городских
некрополях, а в середине I в. н.э. в
Боспорском
царстве к власти пришла сарматская династия Спартокидов. Так, под воздействием сарматов,
произошла «варваризация» культуры греков.
Слайд 31Сарматизация Боспорского царства
Золотые статеры «друга римлян» боспорского царя
Савромата II
(в повязке), в венке - римский император.
Слайд 32Сарматизация Боспорского царства
Родовой герб
сарматской
династии
боспорских
царей
Слайд 33В 49 г. н.э. сарматы приняли участие в Боспорской войне
понтийского царя Митридата VIII, который решил
отложиться от Рима.
Долго
вынашиваемый план Митридата выдал императору Клавдию его брат Котис.
Тогда римляне низложили Митридата, царем Боспора объявили Котиса, а на Боспор
направили легионы
под командованием
Дидия Галла и Гая Аквилы
Орлы римских легионов на Кубани
Слайд 34Орлы римских легионов на Кубани
В ходе этой войны аорсы
поддержали римлян, а сираки выбрали Митридата.
Объединенное войско римлян и
аорсов осадило столицу
сираков – город Успу.
Но его стены, состоящие из
плетеных изгородей,
обмазанных глиной, оказались слишком слабыми,
чтобы выдержать штурм.
«Ночь не остановила осаждавших. Осада была завершена в
течение суток»...
Слайд 35Орлы римских легионов на Кубани
Все население города, для
устрашения
других, перебили.
Царь сираков Зорсин,
«выдав заложников, простерся ниц перед
изображением Цезаря, что принесло великую славу римскому войску».
Война 49-го года серьезно ослабила сираков, вскоре
они были покорены и поглощены новой конфедерацией
сарматских племен - аланами.
Слайд 36Сарматы и Римская империя
Сами сарматы рассматривали
Рим как источник богатой
добычи и поэтому
часто нападали на ее границы по Дунаю.
Римский
поэт Овидий оставил
описание сарматских набегов: «Враг, сильный
конем и далеко летящий стрелой, широко
опустошает соседнюю землю. Одни из жителей разбегаются, и с покинутых без охраны полей разграбляются необерегаемые богатства.
Часть жителей уводится в плен, тщетно
оглядываясь на деревни и свои жилища, а
часть гибнет жалкой смертью,
пронзенная стрелами».
Слайд 37Пешие воины-даки и сарматская кавалерия в «чешуйчатой броне» на «колонне
Траяна» в Риме. Сцена из войн
императора Траяна в Дакии
в 101-102 гг.
Сарматы и Римская империя
Слайд 38Сарматы и Римская империя
Но со временем сарматы
стали предпочитать служить
в римских легионах, чем воевать
с ними. Отряды сарматской кавалерии
нанимались
на службу в римскую армию, часто попадая
в такие отдаленные провинции огромной Римской империи как Галлия и Британия.
Слайд 39Один из отрядов сарматской
конницы, был отправлен в Британию,
служить
на пограничный «вал Адриана», отбивать набеги воинственных пиктов.
По версии
историка Жоржа Дюмезиля,
именно эти сарматы стали источником кельтских мифов о короле Артуре и
рыцарях круглого стола.
Сарматы и Римская империя
Слайд 40Курганы - единственные памятники
700-летнего пребывания сарматов на Кубани.
Самое
известное из сарматских захоронений в нашем регионе -
«Золотое кладбище».
«Золотое кладбище»
Так его назвал столичный археолог
Н. И. Веселовский, который в 1901-1903 гг. раскопал
120 курганов по правому берегу реки Кубани от станицы Казанской и до станицы Воронежской.
Слайд 41«Золотое кладбище»
Эти курганы –
могилы аланской воинской знати; мужчин «в
возрасте», похороненных в защитных доспехах, комбинирующих кольчугу и панцирь, с
шлемами, копьями, наконечниками стрел, железными секирами,
мечами и кинжалами и т.д.
Судя по большому количеству импортной бронзовой и серебряной посуды, стеклянных кубков, дорогих украшений из золота и серебра, захороненные здесь сарматы были наемниками или участниками войн Римской империи
за мировое могущество на пике ее славы,
во второй половине I-II веках н. э.
Слайд 42Доказательства тому - найденная в этих курганах повседневная римская посуда,
которой снабжались легионеры, бронзовое навершие римского штандарта в виде головы
кабана или этот кельтский шлем из погребения сарматского воина.
Слайд 43Ссылка:
https://vk.com/kuban_line?w=wall-148607192_22178
Сарматский воин из Бойко-Понуры
Слайд 44Но откуда мы знаем о знатности этих воинов?
В их могилах,
кроме «обычных» украшений, массово
находили такие «символы власти» как шейные
гривны и
богато украшенные воинские пояса.
«Золотое кладбище»
Слайд 45Поясная пряжка с изображением
сражающихся варваров. II в. до н.э.
Слайд 46Иногда эти гривны были
специально повреждены...
Слайд 47Загадки археологии
Северо-Западного Кавказа. Могильник в поселке Мезмай: сарматы в
горах
Кавказа.
Ссылка:
https://vk.com/kuban_line?w=wall-148607192_526
Слайд 48Главные признаки
сарматских могил
Слайд 49Сарматское оружие
(длинные мечи, копья, панцири и др.)
Слайд 50Но почему так важно оружие?
Пример - погребение
мальчика 6-8 лет.
Ему
мало лет, но он уже прошел
«обряд посвящения во взрослые».
Поэтому
там нет игрушек и
его снабдили «в путь» не только кувшином, но и оружием -
колчаном со стрелами...
Слайд 51Обычно погребенные лежат вытянуто на
спине и ориентированы
в западном
и южном секторах.
Руки погребенных
иногда помещены
кистями в область
таза либо на грудь,
ноги могут лежать
ромбом («поза всадника»), согнуты в коленях, скрещены в голенях.
Слайд 52Всадники с вытянутыми черепами...
Слайд 53Один из главных признаков погребений сарматов - обычай искусственной деформации
черепов. Головы некоторых сарматских детей специально перетягивали перебинтовывали при помощи
лент и дощечек.
Слайд 54По словам археологов, это могло делаться для обозначения высокого социального
статуса.
Это подтверждают слова греческого автора
Зенобия-софиста (II в. н.
э.): «сираки дают царский
венец самому рослому или... имеющему самую длинную голову».
Слайд 55Искусственное вытягивание черепа
известно не только в наших местах -
этот обычай прижился почти во всех частях света. Менять форму
головы на
более «статусную» детям начинали едва ли
не с самого рождения.
Голову младенца могли по кругу
обтянуть тугой лентой или приложить
к ней две дощечки и тоже замотать повязкой.
Слайд 56Броши-фибулы
«со щитком»
в полихромном стиле
Слайд 57Еще один признак сарматской могилы - драгоценная застежка-фибула, выполненная в
«полихромном стиле».
Важной чертой «сарматского звериного стиля» стала его многоцветность.
Это достигалось
благодаря широкому использованию драгоценных и полудрагоценных камней, стекла и цветной эмали.
Слайд 59В сарматских могилах, в отличие от скифских, появляются импортные изделия
из стекла
Кстати стеклянные изделия были тогда дороже золотых...
Слайд 61В сарматских могилах
часто встречаются бронзовые зеркала, нередко пробитые, разбитые
или наглухо зашитые
в специальном футляре.
Сарматы считали, что в
личных вещах живет часть души покойного, после
смерти владельца она
тоже должна отправиться
за хозяином в «мир иной». Повреждая вещи умершего,
они старались обезопасить
себя от его возвращения в
мир живых...
Слайд 62Обычным украшением женщин были бусы, которые
поступали к сарматам из
самых разных мест
(Греция, Египет, Средняя Азия и др.)
Бусы и
подвески-амулеты
из египетского фаянса
(в том числе и жуки-скарабеи).
Греческие бусы-пронизи
с личинами
Слайд 64«Гинекократия» по-гречески – «власть женщин»,
высокое положение женщин в семье
и обществе, пережитки матриархата. Греки часто называли сарматов «женоуправляемым» народом.
Древние
античные авторы сообщали, что сарматки могли быть вождями племен и верховными жрицами. Курганные кладбища
часто формировались вокруг захоронения такой женщины.
Слайд 65В погребениях старых
сарматских жриц – «посредников между людьми и
миром богов» часто присутствуют ритуальные жезлы «в виде мирового дерева».
У
этих жезлов есть навершие
«с птичками, быками, баранами, оленями» и подставками
для маленьких чаш-светильников или курильниц.
Слайд 66Иногда у таких
жезлов были
треножники-подставки.
Найденные в сарматских погребениях
жезлы
почти
всегда намеренно повреждены...
Слайд 67В могилах сарматских жриц часто встречаются небольшие ритуальные бронзовые котлы,
каменные переносные
алтарики-жертвенники и глиняные курильницы-жаровни, которые они использовали при
совершении ритуалов.
Попадаются и такие магические амулеты как зубы акулы...
Слайд 68Свидетельство о важности
культа огня у сарматов –
для прекращения
кровной
мести достаточно было
прибегнуть к огню очага
своего врага
и вымазаться
его сажей...
Слайд 69А как проходили эти обряды?
Об этом может рассказать сарматское святилище
в Курганинском районе Краснодарского края, где был
найден такой «жезл
в виде мирового дерева».
Это была площадка, расположенная в насыпи
огромного кургана на глубине 1 метра от поверхности.
Здесь были разбросаны разные приношения, в том
числе бронзовый шлем, жезл, части кольчуги,
наконечники стрел, бусы, золотые украшения и
множество фрагментов керамики.
Многие вещи были искусственно повреждены.
Прослежены следы человеческих жертвоприношений
в виде отрубленных четырех черепов и
разбросанных костей рук.
Судя по тому, что в насыпи найдены 103 погребения сарматского времени, это было родовое кладбище...
Слайд 70Сарматская гинекократия: погребение старой сарматской
жрицы в кургане у кубанского
хутора
Песчаный
Ссылка:
https://vk.com/kuban_line?w=wall-148607192_20953
Слайд 71Гинекократия
Геродот отмечал, что их женщины
«ездят верхом на охоту с
мужьями и без них,
выходят на войну и носят одинаковую
с
мужчинами одежду... Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет трех врагов».
2. В женских захоронениях всегда есть хотя бы
один наконечник стрелы и
«свидетельство всадника» – железные удила.
3. Гиппократ приводит удивительную деталь:
матери своим дочкам выжигали железом правую грудь, «чтобы вся сила и жизненные соки перешли
в правое плечо и руку и сделали женщину
сильной наравне с мужчиной».
Слайд 72Очень часто, даже у скелетов
девочек в возрасте 13-14 лет,
отмечаются кривые ноги – свидетельство того, что
сарматки учились ездить
верхом раньше, чем ходить...
Немного о женской красоте...
Слайд 73 Геродот, который первым дал описание сарматских племен, записал и
легенду о происхождении сарматов
от браков скифов с забредшими в
их землю амазонками.
Конечно же для греков, у которых женщина не могла даже пойти на рынок без сопровождения, вдруг увидеть женщину, скачущую на коне, владеющую луком и стрелами, мечущую копье и дротики, было крайне удивительно...
Легенда о амазонках
Слайд 74Сарматские амазонки
Сохранилось предание о царице Амаге, жене сарматского вождя Медоссака,
которая
«видя, что муж ее предается роскоши и пьянству», сама
чинила суд и расправу, сама расставляла гарнизоны в своей стране, отражала набеги
врагов и помогала обижаемым соседям».
Когда скифы осадили Херсонес и жители
города запросили помощи, Амага с отрядом в
120 всадников прискакала ко двору царя
скифов, уничтожила стражу, убила царя и его родственников, а власть вручила сыну убитого, но
приказала ему править справедливо и всегда
помнить о смерти своего отца...
Слайд 75Около 375 года сарматские племена под
управлением аланов потерпели
сокрушительное
поражение от гуннов.
Одна часть сарматского населения кубанской
степи была
уничтожена, другая часть
сарматских племен вошла в гуннский союз и
ушла в Европу, а третья часть ушла в горы,
где продолжила свою историю, создав там
свое государство – Аланию, которая пережила
свой расцвет в X-XII веках и погибла в
результате нашествий монголов (XIII в.) и
Тамерлана (XIVв.).
Но это уже совсем другая история...
Конец господства сарматов