Слайд 1Чувственное и рациональное познание. Холизм и редукционизм.
Слайд 3Чувственное познание – вид познания, преимущественно опирающийся на данные органов
чувств
1. Ощущения – это наиболее элементарные чувственные данные, своего рода
«сенсорные атомы» чувственного познания. Как правило, они просты по сенсорной модальности, т.е. представляют собой чистый звук, цвет, вкус и т.д., и, кроме того, мгновенны во времени.
2. Восприятия – это уже более интегральные формы чувственного познания, представляющие собой комплексы ощущений, организованные в пространстве и времени.
3. Представления являются еще более высоким уровнем организации чувственного восприятия, объединяющим в себе множество восприятий в пространстве и времени. Могут вызываться и убираться человеком по собственной воле.
Слайд 4Характеристики чувственного познания
Конкретность - оно сообщает нам уникальную информацию о
нашем материальном мире в отдельном месте и времени.
Конечность - мы
можем получить информацию только о конечном – конечном числе объектов, событий, конечной части пространства и времени.
Слайд 5Рациональное познание – познание на основе мышления и логики
1. Понятия
– это формы мышления, которые выражаются в виде имен объектов,
событий.
2. Суждение – следующая форма рационального познания, представляющая собой определенную связь понятий.
3. Умозаключение обычно организовано в виде мыслительного перехода от одной группы суждений, которые называются посылками, к другой группе суждений, называемых заключениями.
Слайд 61. Понятия
Общие понятия – это понятия, обозначающие все объекты некоторого
класса. «ученый»
Частные понятия – понятия, обозначающие часть некоторого класса объектов.
«некоторые ученые».
Единичное понятие – понятие, обозначающее один объект некоторого класса. «Теофраст»
Слайд 72. Суждения
Императивные «Иди сюда!»
Истинностные «Земля – третья планета Солнечной системы»,
«На Земле нет ни одного океана»
Элементы истинностных суждений (S есть
P)
1) (логический) субъект суждения – это то, о ком или о чем говорится в данном суждении (S).
2) предикат – то, что говорится в суждении о субъекте (Р).
3) связка «есть» - связка, соединяющая субъект и предикат.
«дом - деревянный», «человек - умный»
Слайд 8Характеристики рационального познания
Бесконечность - в мышлении возможно получение информации о
бесконечном множестве объектов, событий, о бесконечных пространствах и временах.
Например, «Если
А, то В», «если на тело не действуют внешние силы, то тело движется равномерно и прямолинейно».
Абстрактность - замена объекта познания некоторой абстракцией, которая выражает лишь одну из его сторон.
Слайд 9Эмпирические методы познания
1. Наблюдение – это простейший вид научного познания,
опирающийся на данные органов чувств.
вооруженное (использующее приборы, допустим, микроскоп, телескоп)
и невооруженное (приборы не используются),
полевое (наблюдение в естественной среде существования объекта) и лабораторное (в искусственной среде).
Слайд 10Условия наблюдения
длящееся во времени высококачественное восприятие объекта;
нейтральность - минимальное влияние
на естественную активность объекта;
разнообразие времени, места и т. д.;
замечание малейших
изменений объекта;
протокольность - фиксирование результатов;
интерсубъективность (создание условий, при которых любой человек может произвести подобное наблюдение);
теоретическая ненагруженность (беспристрастность, неторопливость при вынесении выводов).
Слайд 11Философия наблюдения
Феноменализм - наблюдаться может только то, что воспринимается внешними
органами чувств – зрением, слухом, вкусом, обонянием и осязанием (Позитивизм).
Ноуменализм
– возможно наблюдение не только на основе внешних, но и внутренних органов чувств – интуиции, интеллектуального созерцания, интроспекции. Предполагается, что у человека существуют особые внутренние органы чувств, позволяющие ему столь же непосредственно наблюдать более глубокий слой бытия, сокрытый за данными внешнего восприятия (В. Дильтей «интроспекция» - самонаблюдение).
Слайд 12Эмпирические методы познания
2. Измерение предполагает наличие некоторого измеряемого объекта и
некоторой шкалы, на основе которой протекает измерение.
Шкала – это специальная
математическая структура с множеством элементов, операций и отношений на этих элементах.
Измерение представляет собой процедуру отнесения объекта к тому или иному элементу шкалы.
Слайд 13Шкалы
Номинальная - множество элементов с заданными на нем отношениями равенства
и неравенства.
Шкалы порядка. К средствам номинальных шкал в этом типе
шкал добавляется отношение строгого порядка (подобное строгому неравенству > «больше»), т.е. такое отношение R(a,b) на любых двух элементах a и b шкалы, для которого выполнены свойства
1) Нерефлексивности: для любого элемента а шкалы не верно R(a,a). Не верно (a > a)
2) Несимметричности: для любых элементов а и b шкалы из верности R(a,b) (a > b) следует неверность R(b,а) (не верно (b > a))
3) Транзитивности: для любых элементов а, b и с шкалы верность R(a,b) и R(b,с) влечет верность R(a,c) a > b > c
Шкала интервалов. В этой шкале к средствам шкалы порядка добавляются операции сложения и вычитания элементов, позволяющие в качестве элементов шкалы определять также и разницы между элементами шкалы.
Шкала отношений. В этой шкале к средствам шкалы интервалов добавляются операции умножения и деления
Слайд 143. Эксперимент
субъект познания не ограничивается ролью простого регистратора происходящих событий,
но пытается активно воздействовать на объект познания
прямой (при котором осуществляется
воздействие непосредственно на объект исследования) и модельный (объект заменяется в эксперименте моделью),
полевой (эксперимент проводится в естественных для объекта условиях) и лабораторный (объект исследуется в искусственно-созданной обстановке).
По целям: поисковый (когда исследуется влияние какого-то фактора на объект исследования), измерительный (осуществляется сложное измерение объекта), проверочный (в этом случае идет проверка и отбор гипотез) эксперименты.
По методам: проводимые на основе метода проб и ошибок (делаются случайные пробы, на основе ошибок отбрасываются неудачные пробы), с использованием определенного алгоритма, проводимый по методу «черного ящика» (когда на основе знания функции предполагают определенную структуру объекта) или «белого ящика» (наоборот, от известной структуры переходят к гипотезе о функции объекта).
Слайд 15Каузальный эксперимент
Каузальная гипотеза: фактор А является причиной (одной из причин)
для фактора В.
Факторы А и B являются существенными, а
остальные факторы,
способные повлиять на
объект исследования, рассматриваются как
несущественные.
Каждый из существенных факторов А и В представляется как величина, которую можно измерить.
Формируют две группы исследуемых объектов, одна из которых называется контрольной, другая – экспериментальной группой.
В экспериментальной группе для каждого элемента группы создают ситуацию возникновения или усиления фактора А, в контрольной группе такое действие не проводится.
Если в экспериментальной группе, вслед за возникновением фактора А, возникает или заметно усиливается фактор В, а в контрольной группе такое изменение отсутствует, А является по крайней мере одной из причин B.
Слайд 16Теоретические методы познания
Индукция и дедукция
Как методы выступают правилами научной деятельности
отдельного ученого или целого научного сообщества;
как логические выводы выражают себя
как правила и нормы мышления – одной из активностей познающего субъекта.
Индукция
Обобщение Вероятностный вывод
(переход от частного
к общему)
Дедукция
Переход от общего Достоверный
к частному вывод
Слайд 17Теоретическая нагруженность эмпирического познания - та или иная его зависимость
от теоретического уровня научного знания. Нарастает при движении от наблюдения
через измерение к эксперименту.
Слайд 18Холизм
Качество целого всегда превосходит сумму качеств его частей
В целом присутствует
некий остаток, который существует вне качеств частей, возможно, до них.
Это качество целого как такового обеспечивает единство предмета и влияет на качества отдельных частей.
Слайд 19Холизм
Подчеркивает принципиальное отличие живых организмов от неживых тел.
В живом есть
некоторое особое качество, которое отсутствует в неживой природе и принципиально
отличает живое от неживого.
Иррациональный - особое качество жизни непознаваемо.
Рациональный - допуская принципиальное отличие живого от неживого, утверждает, что возможно научное познание этого отличия.
Слайд 20Редукционизм (Меризм)
Часть предшествует целому,
Совокупность частей не порождает качественно ничего
нового
Целое детерминируется частями.
Познание объекта - его расчленение на более мелкие
части
Такой подход к исследованию объекта получил в науке название элементаристского, основанного на методе редукции (сведения) сложного к простому.
Слайд 21Редукционизм
Принципиальных различий между живым и неживым нет, различие только количественное
– живые организмы представляют собой очень сложные физико-химические системы.
Сильный -
отрицает особенности живых организмов даже как физико-химических систем, для объяснения феномена жизни достаточно классических разделов физики, например, механики.
Слабый – необходимо создание новой неклассической физики для объяснения феномена жизни.