Слайд 1Дисциплина
«Этика делового общения»
Слайд 2 Лектор
Канд. философ.н., доцент,
доцент кафедры «Политические науки и философия»
ГАЛЯС
ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Слайд 3«Этика делового общения»
«ЭДО» - 3 курс. 5 семестр.
2 кредита
– 72 часа.
Аудиторных – 34 ч.
Самостоятельных – 38
ч.
Лекций – 8 занятий / 17 час.,
Семинаров и ПЗ – 8 занятий /17 час.
Итог – Зачет без оценки.
Слайд 4Лекция №1
Вводная
Тема:
«Этика делового общения» как учебная дисциплина
Слайд 5Вопросы:
1. Предмет, цели и задачи курса «ЭДО».
2. Специфика морали, ее
сущность, структура и функции.
Слайд 6Литература
Алексина, Т. А. Деловая этика: учебник для бакалавриата и специалитета
/ Т. А. Алексина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019.
— 384 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-06659-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/432853.-
Слайд 7 Литература
2. Лавриненко, В. Н. Деловая этика и этикет :
учебник и практикум для академическогобакалавриата / В. Н. Лавриненко, Л.
И. Чернышова, В. В. Кафтан ; под редакцией В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 118 с.
3. Психология делового общения : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Лавриненко [и др.]. — Москва :Издательство Юрайт, 2016. — 350 с
Слайд 8Основные понятия
Этика: мораль и нравственность, нравственная культура общения, этикет
Психология:
общение, деловое общение
Слайд 9Цитаты
Общение –
человеческое общение –
это ключ к личному и
профессиональному успеху.
Пол Джон Майер
Слайд 10МЕНЕДЖМЕНТ -
совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством
и производственным персоналом с использованием. достижений науки управления.
Основная цель
менеджмента:
- достижение высокой эффективности производства,
- лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании;
- грамотное руководство предприятием, фирмой, корпорацией.
Слайд 12Этика делового общения -
раздел прикладной этики, который определяет совокупность нравственных
норм, правил и представлений (идеалов и ценностей), регулирующих поведение и
отношения людей в процессе их производственной деятельности (в системе горизонтальных и вертикальных отношений).
Слайд 13Предмет ЭДО -
нравственно - психологические проблемы культуры делового общения;
нравственно
- психологическая сторона деятельности и общения людей в разного рода
рабочих или деловых группах, прогнозирование и определение линии поведения руководителя и подчиненных в тех или иных ситуациях, изучение факторов, влияющих на общение в деловой сфере.
Слайд 14Предмет ЭДО предполагает
1. Выявление сущности, принципов и ценностей, норм и
правил общения, принятых в деловой сфере
2. Прогнозирование и определение линии
поведения руководителя и подчиненных, изучение факторов, влияющих на общение в деловой сфере.
Слайд 15Этика (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) -
это
учение о морали и нравственности
Термин «этика» ввел Аристотель. «Этика» -
это совокупность этических добродетелей. Вопросы:
Какова природа морали и в чем ее сущность?
Что такое добродетель?
Что должен делать человек, чтобы быть добродетельным.
Что есть Добро и что есть Зло?
Слайд 16Аристотель
Не для того человек изучает этику, чтобы узнать, что такое
добродетель, а для того, чтобы стать добродетельным.
Кто двигается вперед в
знании, но отступает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.
Слайд 17Великие моралисты человечества
Конфуций, Будда, Иисус Христос
Мухаммед
Сократ, Пифагор, Платон, Аристотель
Августин Блаженный
Пьер
Абеляр, Фома Аквинский
Иммануил Кант
Георг Вильгельм Гегель
Альберт Швейцер
Слайд 18«Этика» сегодня понимается в двух значениях:
во-первых, как философская дисциплина,
изучающая мораль и нравственность и определяющая присущую данному обществу совокупность
принципов человеческого общения.
во-вторых, как совокупность норм поведения, мораль отдельного человека или общественной группы.
Слайд 21Сущность прикладной этики
заключается в ее практической функции обучения людей
должному поведению в конкретных ситуациях,
в определенных сферах их жизнедеятельности.
Слайд 23Структура курса ЭДО
СМ – 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
(4 темы)
Тема 1. Этика делового общения как учебная дисциплина
Тема 2.
Психология общения
Тема 3. Деловое общение как вид взаимодействия и коммуникации
Тема 4. Корпоративная этика
Слайд 24Структура курса ЭДО
СМ – 2. ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
(4
темы)
Тема 5. Современный этикет в практике межличностных отношений
Тема 6.
Деловой этикет
Тема7. Имидж делового человека
Тема 8. Национальные особенности делового общения
Слайд 25Цель курса:
формирование этического сознания личности инженера - профессионала в деловой
сфере, усвоение им основных ценностных ориентаций и этических стандартов делового
общения; овладение инструментарием для анализа и принятия этических решений в конкретных ситуациях деловой жизни.
.
Слайд 26Задачи курса:
выделить моральные регуляторы делового общения; показать тесную взаимосвязь деловой
этики и этикета с ситуацией успеха;
показать этическую основу вербальных и
невербальных средств общения;
сформировать представление о нормах и ценностях, определяющих поведение людей в бизнесе, при деловом общении.
Слайд 27Вывод
ЭДО вооружает личность нравственными знаниями (принципами, ценностями и нормами) в
соответствии с которыми деловой человек может реализовать себя на пути
духовного самосовершенствования и успеха в деловой сфере.
Слайд 28Мораль/нравственность -
это особая культурно-нормативная (духовно-практическая) форма внебиологической регуляции человеческих
отношений, которая опирается на систему ценностей и регламентируется совестью и
общественным мнением.
Сущность морали – достижение гармонии личного и общественного блага через регуляцию и регламентацию поведения человека в обществе.
Слайд 29Типы морали
Мораль - теория о Должном «Я»
Нравственность - практика
– мир человеческих поступков. Сущее «Мы»
Мораль - явление конкретно-историческое.
Первобытная
мораль, мораль рабовладельческого общества, мораль феодального общества, буржуазная мораль,
мораль социалистического общества, современная мораль.
Слайд 32Природа морали
религиозный, возводящий мораль к божественному началу,
натуралистический, выводящий мораль из
законов природы (биологической эволюции),
социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из
социальных, социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества.
Слайд 34Свойства морали
Императивность (от лат. imperative - повелевать) - требование определенного
поведения, выполнения предписаний морали.
Универсальность/общезначимость – внеситуативность и вневременность, мораль не
локализована ни ситуативно, ни во времени. Нравственное предписание распространяется на всех людей без исключения.
Слайд 35Свойства морали
3. Вездесущность – через человека охватывает все сферы жизни
общества она вездесуща и повсюдна.
4. Антиномичность/противоречивость – внутренняя борьба человека
с самим собой. Как поступить? Добро или Зло?
5. Внеинституциальность – отсутствие социальной структурированности, социальных институтов.
Слайд 37Нравственное сознание –
это выражение идеального долженствования, на которое необходимо
ориентироваться.
Главная задача – восприятие всякого явления с точки зрения
его ценности.
Элементы: идеалы, нормы, принципы, ценности
Слайд 38Нравственные отношения –
– это совокупность зависимостей и связей, которые
возникают в процессе нравственной практики.
Внутренним стержнем нравственных отношений являются:
отношение личности к обществу и отношение общества к личности. Важнейшая черта НО – это оценка общественных явлений с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости.
Слайд 39Нравственная практика -
это область реально практикуемых индивидуально-массовых форм поведения. Базовым
элементом нравственной практики является поступок. Именно в том, насколько действие
человека наполнено общественно-значимым смыслом и служит высоким целям, проявляется нравственный потенциал человека и уровень его нравственного развития.
Слайд 40Структура поступка
Мотив – намерение –
Постановка цели - выбор средства
–
Принятие решения – деяние/поступок–
последствия –
оценка (самооценка).
Слайд 41Система этических категорий:
этический идеал – абсолютное основание долженствования,
моральная
норма – норма поведения, воспроизводимая в однотипных поступках множества людей
как нравственный закон для каждого,
совесть – способность человека понимать, критически оценивать и эмоционально переживать несоответствие своего поведения должному.
Слайд 42Функции морали
1. Регулятивная - регламентирует поведение людей в обществе
2.
Гуманизирующая и воспитательная
3. Ценностная
4. Коммуникативная
5. Познавательная
Сущность морали:
обеспечение баланса (гармонии) личного и общественного Блага.
Слайд 43Тенденции развития морали
1. Демократизация нравственных норм и отношений (приобщение к
ним всех людей цивилизованного мира).
2. Возрастание плюрализма в морали (расширяется
веер допустимого поведения).
3. Персонификация в морали – человек может быть самим собой, предъявлять обществу свою индивидуальность (субкультуры), не оглядываясь на общественное мнение.
Слайд 44Тенденции развития морали
4. Усиление гражданского аспекта в морали – возрастает
национальное самосознание, политическая ответственность, забота граждан не только о правах,
но и обязанностях.
5. Гуманизация нравственных отношений – высокая ценность человеческой жизни и свободы.
6. Экологизация морали – включение природы в систему нравст. отношений
Слайд 45Вывод
1. Этика – это «философия практической жизни» анализирует поведение «человека
общественного» и является основой для поиска оптимальной модели гуманных и
справедливых отношений в человеческом обществе.
2. Мораль выступает как особый духовно-практический способ освоения человеком действительности (мира) и обусловлена его мировоззрением.