Слайд 1Д. В. Иванов. Виртуализация общества
Модерн - постмодерн
Подготовила Булычева Юлия
Студентка гр.
ЖУР 3-19-06
Слайд 2Дмитрий Владиславович
Иванов
Доктор социологических наук
Профессор кафедры теории и истории социологии СПбГУ
Имеет
множество публикаций
Автор «Виртуализации общества», о которой и пойдет речь
Слайд 3«В представляемой работе модель виртуализации общества дается как набросок, эскиз
новой теории общественных изменений. Эта модель далека от идеала теории
в строгом, то есть в старом добром смысле. Она сформулирована не на уровне однозначных и систематически связанных утверждений-пропозиций, а на уровне эмпирических обобщений и метафорических концептуальных связок между ними»
Слайд 4ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ФАНТОМ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭРЫ
Слайд 5Прогнозы теоретиков информационного общества оказались несостоятельны в первую очередь потому,
что их авторы отождествляют информацию и знание. Информации в современном
обществе много, она играет колоссальную роль, но отсюда вовсе не следует, что в современном обществе знание - сила. Чтобы понять, что такое информация и почему она играет такую роль в современную эпоху, нужно четко различать сообщение (или послание), интерпретацию (или восприятие) и коммуникацию. Сообщение (message) - это "вещь", то есть передаваемый продукт интеллектуальной деятельности человека; интерпретация - это "мысль", то есть приобретаемое знание; коммуникация - это лишь операция передачи, трансляции.
В современном нам обществе, именно эта операция трансляции - определяющее, доминирующее звено в триаде сообщение-коммуникация-интерпретация.
Слайд 6За словом "информация" кроется именно коммуникация, а не знание. Наблюдая
современных политиков, биржевых брокеров, журналистов и их аудиторию, нетрудно заметить:
более информированный человек - это не тот, кто больше знает, а тот, кто участвует в большем числе коммуникаций.
Слайд 7Информация - это коммуникация, операция трансляции символов,
побуждающая к действию.
Информация не
столько ресурс, сколько стимул (мотив) деятельности.
Слайд 8Человек эпохи Модерн, застающий себя в социальной
реальности, воспринимает ее всерьез, как естественную данность, в которой приходится
жить.
Человек эпохи Постмодерн, погруженный в виртуальную реальность, увлеченно "живет" в ней, сознавая ее условность, управляемость ее параметров и возможность выхода из нее. Перспектива того, что отношения между людьми примут форму отношений между образами, и есть перспектива виртуализации общества.
Слайд 9МОДЕРНИЗАЦИЯ: ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Анализ современного социокультурного сдвига предполагает наличие четкого представления
о том, что такое модернизация общества.
Как это ни парадоксально,
но базовые для дискуссии между модернизмом и постмодернизмом представления об обществе современного типа остаются весьма неопределенными и плохо согласуются друг с другом.
Слайд 10Атрибутами общества современного типа являются
экономика массового производства и потребления
государство массовой
демократии и массовых партий
массовая культура - наука и искусство
социальная стратификация
как специфическая форма дифференциации статусов, упорядочения отношений между людьми.
Слайд 11Социальный статус индивида определяется не принадлежностью его к общности -
клану, классу или сословию (предписываемый статус), а является результатом индивидуальной
оценки его качеств и деятельности по универсальным критериям (достигаемый статус).
Слайд 12Все социокультурные феномены середины XIX-конца XX в. в Европе и
Северной Америке редуцируются к двум базовым ценностям: идеям Свободы и
Прогресса.
Эти ценности в культуре Модерн – конечные.
Слайд 13ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ СТРОЙ: РЕАЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА
Беспрецедентное овеществление общества именно в эпоху Модерн
происходит потому, что к формированию социальных институтов - комплексов универсальных
и абстрактных норм, регулирующих взаимодействие людей и превращающих это взаимодействие в систему социальных ролей, приводит ориентация деятельности на ценности Свободы и Прогресса.
В институциональных нормах, реализующих идеи Свободы и Прогресса применительно к хозяйственной деятельности, отчетливо проступает отношение к ней как к эффективному обращению с вещами, как к практике сугубо материальной, а не сакральной.
Институты предстают по отношению к целям индивидов реальностью, с которой необходимо считаться.
Слайд 14Во всех сферах - экономике, политике, науке, искусстве, семье, прослеживается
одна и та же тенденция: стремление к освобождению от произвола,
к равноправию, к определенности и управляемости отношений приводит к подчинению взаимодействий универсальным безличным нормам.
Следствием институционализации практик явились деперсонификация индивидов и возникновение общества как исторического феномена. В ходе модернизации складывается общество как система институтов.
Таким образом, процесс реализации базовых для культуры Модерн ценностей Свободы и Прогресса, подлинное содержание которых - располагание сущим в любых его ипостасях, выливается в процесс овеществления общества.
Слайд 15ПОСТМОДЕРНИЗМ: СИМПТОМЫ РАЗВЕЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА
Становление постмодернизма как эстетического и идейного
течения приходится на I960-70-е гг.
Начало использованию термина "постмодернизм»
было положено в 1960-х гг., когда поборники нового направления в архитектуре отказались следовать принципу рационализации конструкций зданий, и на смену стилевому единообразию в духе функционализма пришла "игровая" архитектура намеренно вычурных и запросто совмещаемых стилизаций.
Хотя Лиотар и определяет новую культурную ситуацию посредством сугубо эстетической категории, сама эта категория в контексте противопоставления Постмодерна и Модерна имеет явно общесоциологический смысл.
Слайд 16Суть постмодернизма в развенчании "идолов" Свободы и Прогресса. Основание постмодернизма
- недоверие к "великим преданиям" эпохи Модерн, сомнение в том,
что научный и технический прогресс, подчинение природных и управление социальными силами есть безусловное благо, что все это освобождает человека от нужды, угнетения и предрассудков; сомнение в том, что "новое" обесценивает, делает ненужным "старое". Характерная тенденция Постмодерна - беззастенчивое использование плодов Модерна в антимодернистском отрицании его. Поэтому понятие цинизма здесь вполне уместно. Цинизм здесь - это усилие освободиться от модернистских ценностей, овеществленных в социальных институтах, посредством модернистских же социальных технологий.
Слайд 17Постмодернизм и как теория, и как практика возможен потому, что
Свобода и Прогресс перестают быть проблемой. Рационализация общества и эмансипация
индивида все-таки состоялись, хотя результаты этих процессов неожиданны и болезненны для сознания, поглощенного модернистской идеологией: процесс реализации ценностей оказался процессом овеществления. В отрегулированном, автоматизированном обществе массового потребления и массовой демократии
можно быть скептиком и нигилистом в отношении Свободы и Прогресса, нет нужды быть деятельным и целеустремленным.
Слайд 18Развеществление - это сугубо негативная характеристика.
Она указывает на отрицание
старого и характеризует новое лишь как отсутствие старого. Но общество,
развеществляясь, не исчезает. Ироничная симуляция институциональных образцов в постмодернистских практиках - это новый модус "бесплотного" существования общества. Концепция симуляции раскрывает социокультурный смысл постмодернизма как продолжение Модерна после его окончания.
Слайд 19По словам склонного к эпатирующим метафорам Бодрийяра «социальное по сути
мертво, но продолжается в отвратительной форме, подобно росту ногтей и
волос у трупа».
Но возможна и менее эмоционально окрашенная и лучше поддающаяся социологической операционализации метафора развеществления общества. Это - виртуальная реальность.
Слайд 20Спасибо за внимание, буду рада вашим вопросам:)