Разделы презентаций


Д. В. Иванов. Виртуализация общества Модерн - постмодерн

Содержание

Дмитрий Владиславович ИвановДоктор социологических наукПрофессор кафедры теории и истории социологии СПбГУИмеет множество публикаций Автор «Виртуализации общества», о которой и пойдет речь

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Д. В. Иванов. Виртуализация общества Модерн - постмодерн
Подготовила Булычева Юлия
Студентка гр.

ЖУР 3-19-06

Д. В. Иванов. Виртуализация общества Модерн - постмодернПодготовила Булычева ЮлияСтудентка гр. ЖУР 3-19-06

Слайд 2Дмитрий Владиславович Иванов
Доктор социологических наук
Профессор кафедры теории и истории социологии СПбГУ
Имеет

множество публикаций
Автор «Виртуализации общества», о которой и пойдет речь

Дмитрий Владиславович ИвановДоктор социологических наукПрофессор кафедры теории и истории социологии СПбГУИмеет множество публикаций Автор «Виртуализации общества», о

Слайд 3«В представляемой работе модель виртуализации общества дается как набросок, эскиз

новой теории общественных изменений. Эта модель далека от идеала теории

в строгом, то есть в старом добром смысле. Она сформулирована не на уровне однозначных и систематически связанных утверждений-пропозиций, а на уровне эмпирических обобщений и метафорических концептуальных связок между ними»
«В представляемой работе модель виртуализации общества дается как набросок, эскиз новой теории общественных изменений. Эта модель далека

Слайд 4ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ФАНТОМ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭРЫ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ФАНТОМ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭРЫ

Слайд 5Прогнозы теоретиков информационного общества оказались несостоятельны в первую очередь потому,

что их авторы отождествляют информацию и знание. Информации в современном

обществе много, она играет колоссальную роль, но отсюда вовсе не следует, что в современном обществе знание - сила. Чтобы понять, что такое информация и почему она играет такую роль в современную эпоху, нужно четко различать сообщение (или послание), интерпретацию (или восприятие) и коммуникацию. Сообщение (message) - это "вещь", то есть передаваемый продукт интеллектуальной деятельности человека; интерпретация - это "мысль", то есть приобретаемое знание; коммуникация - это лишь операция передачи, трансляции. В современном нам обществе, именно эта операция трансляции - определяющее, доминирующее звено в триаде сообщение-коммуникация-интерпретация.
Прогнозы теоретиков информационного общества оказались несостоятельны в первую очередь потому, что их авторы отождествляют информацию и знание.

Слайд 6За словом "информация" кроется именно коммуникация, а не знание. Наблюдая

современных политиков, биржевых брокеров, журналистов и их аудиторию, нетрудно заметить:

более информированный человек - это не тот, кто больше знает, а тот, кто участвует в большем числе коммуникаций.
За словом

Слайд 7Информация - это коммуникация, операция трансляции символов, побуждающая к действию. Информация не

столько ресурс, сколько стимул (мотив) деятельности.

Информация - это коммуникация, операция трансляции символов, побуждающая к действию.  Информация не столько ресурс, сколько стимул

Слайд 8Человек эпохи Модерн, застающий себя в социальной

реальности, воспринимает ее всерьез, как естественную данность, в которой приходится

жить. Человек эпохи Постмодерн, погруженный в виртуальную реальность, увлеченно "живет" в ней, сознавая ее условность, управляемость ее параметров и возможность выхода из нее. Перспектива того, что отношения между людьми примут форму отношений между образами, и есть перспектива виртуализации общества.
Человек  эпохи  Модерн,  застающий себя в социальной реальности, воспринимает ее всерьез, как естественную данность,

Слайд 9МОДЕРНИЗАЦИЯ: ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Анализ современного социокультурного сдвига предполагает наличие четкого представления

о том, что такое модернизация общества.
Как это ни парадоксально,

но базовые для дискуссии между модернизмом и постмодернизмом представления об обществе современного типа остаются весьма неопределенными и плохо согласуются друг с другом.
МОДЕРНИЗАЦИЯ: ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВААнализ современного социокультурного сдвига предполагает наличие четкого представления о том, что такое модернизация общества. Как

Слайд 10Атрибутами общества современного типа являются
экономика массового производства и потребления
государство массовой

демократии и массовых партий
массовая культура - наука и искусство
социальная стратификация

как специфическая форма дифференциации статусов, упорядочения отношений между людьми.
Атрибутами общества современного типа являютсяэкономика массового производства и потреблениягосударство массовой демократии и массовых партиймассовая культура - наука

Слайд 11Социальный статус индивида определяется не принадлежностью его к общности -

клану, классу или сословию (предписываемый статус), а является результатом индивидуальной

оценки его качеств и деятельности по универсальным критериям (достигаемый статус).
Социальный статус индивида определяется не принадлежностью его к общности - клану, классу или сословию (предписываемый статус), а

Слайд 12Все социокультурные феномены середины XIX-конца XX в. в Европе и

Северной Америке редуцируются к двум базовым ценностям: идеям Свободы и

Прогресса. Эти ценности в культуре Модерн – конечные.
Все социокультурные феномены середины XIX-конца XX в. в Европе и Северной Америке редуцируются к двум базовым ценностям:

Слайд 13ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ СТРОЙ: РЕАЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА
Беспрецедентное овеществление общества именно в эпоху Модерн

происходит потому, что к формированию социальных институтов - комплексов универсальных

и абстрактных норм, регулирующих взаимодействие людей и превращающих это взаимодействие в систему социальных ролей, приводит ориентация деятельности на ценности Свободы и Прогресса.
В институциональных нормах, реализующих идеи Свободы и Прогресса применительно к хозяйственной деятельности, отчетливо проступает отношение к ней как к эффективному обращению с вещами, как к практике сугубо материальной, а не сакральной.
Институты предстают по отношению к целям индивидов реальностью, с которой необходимо считаться.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ СТРОЙ: РЕАЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВАБеспрецедентное овеществление общества именно в эпоху Модерн происходит потому, что к формированию социальных институтов

Слайд 14Во всех сферах - экономике, политике, науке, искусстве, семье, прослеживается

одна и та же тенденция: стремление к освобождению от произвола,

к равноправию, к определенности и управляемости отношений приводит к подчинению взаимодействий универсальным безличным нормам. Следствием институционализации практик явились деперсонификация индивидов и возникновение общества как исторического феномена. В ходе модернизации складывается общество как система институтов. Таким образом, процесс реализации базовых для культуры Модерн ценностей Свободы и Прогресса, подлинное содержание которых - располагание сущим в любых его ипостасях, выливается в процесс овеществления общества.
Во всех сферах - экономике, политике, науке, искусстве, семье, прослеживается одна и та же тенденция: стремление к

Слайд 15ПОСТМОДЕРНИЗМ: СИМПТОМЫ РАЗВЕЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА
Становление постмодернизма как эстетического и идейного

течения приходится на I960-70-е гг.
Начало использованию термина "постмодернизм»

было положено в 1960-х гг., когда поборники нового направления в архитектуре отказались следовать принципу рационализации конструкций зданий, и на смену стилевому единообразию в духе функционализма пришла "игровая" архитектура намеренно вычурных и запросто совмещаемых стилизаций.
Хотя Лиотар и определяет новую культурную ситуацию посредством сугубо эстетической категории, сама эта категория в контексте противопоставления Постмодерна и Модерна имеет явно общесоциологический смысл.
ПОСТМОДЕРНИЗМ: СИМПТОМЫ РАЗВЕЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВАСтановление  постмодернизма как эстетического и идейного  течения приходится на I960-70-е гг. Начало

Слайд 16Суть постмодернизма в развенчании "идолов" Свободы и Прогресса. Основание постмодернизма

- недоверие к "великим преданиям" эпохи Модерн, сомнение в том,

что научный и технический прогресс, подчинение природных и управление социальными силами есть безусловное благо, что все это освобождает человека от нужды, угнетения и предрассудков; сомнение в том, что "новое" обесценивает, делает ненужным "старое". Характерная тенденция Постмодерна - беззастенчивое использование плодов Модерна в антимодернистском отрицании его. Поэтому понятие цинизма здесь вполне уместно. Цинизм здесь - это усилие освободиться от модернистских ценностей, овеществленных в социальных институтах, посредством модернистских же социальных технологий.
Суть постмодернизма в развенчании

Слайд 17Постмодернизм и как теория, и как практика возможен потому, что

Свобода и Прогресс перестают быть проблемой. Рационализация общества и эмансипация

индивида все-таки состоялись, хотя результаты этих процессов неожиданны и болезненны для сознания, поглощенного модернистской идеологией: процесс реализации ценностей оказался процессом овеществления. В отрегулированном, автоматизированном обществе массового потребления и массовой демократии можно быть скептиком и нигилистом в отношении Свободы и Прогресса, нет нужды быть деятельным и целеустремленным.
Постмодернизм и как теория, и как практика возможен потому, что Свобода и Прогресс перестают быть проблемой. Рационализация

Слайд 18Развеществление - это сугубо негативная характеристика. Она указывает на отрицание

старого и характеризует новое лишь как отсутствие старого. Но общество,

развеществляясь, не исчезает. Ироничная симуляция институциональных образцов в постмодернистских практиках - это новый модус "бесплотного" существования общества. Концепция симуляции раскрывает социокультурный смысл постмодернизма как продолжение Модерна после его окончания.
Развеществление - это сугубо негативная характеристика.  Она указывает на отрицание старого и характеризует новое лишь как

Слайд 19По словам склонного к эпатирующим метафорам Бодрийяра «социальное по сути

мертво, но продолжается в отвратительной форме, подобно росту ногтей и

волос у трупа». Но возможна и менее эмоционально окрашенная и лучше поддающаяся социологической операционализации метафора развеществления общества. Это - виртуальная реальность.
По словам склонного к эпатирующим метафорам Бодрийяра «социальное по сути мертво, но продолжается в отвратительной форме, подобно

Слайд 20Спасибо за внимание, буду рада вашим вопросам:)

Спасибо за внимание, буду рада вашим вопросам:)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика