Слайд 1ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Слайд 2В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений:
Этимологическая трактовка
«Демократия»
переводится с древнегреческого как «народовластие»
«Правление народа, избранное народом и
для народа» Авраам Линкольн
2. Оганизационная трактовка
Демократия как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству.
Слайд 33. Мировоззренческая трактовка
Демократия рассматривается как основанный на определенной системе
ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение.
К числу составляющих
этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет и некоторые другие.
4. Активистская трактовка
Демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Это движение возникло в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом за освобождение и равноправие третьего сословия и в ходе истории постепенно расширяет диапазон своих целей и участников.
Слайд 4Нормативный подход к демократии
Предполагает построение категории исходя из человеческих
идеалов, ценностей и пожеланий.
Демократия характеризуется в этом случае как
идеал, основанный на таких ценностях, как свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность.
В первую очередь именно своему ценностному содержанию демократия обязана такой популярностью в современном мире.
Слайд 5Слабость нормативного подхода — в отрыве от действительности, в идеализации
демократии.
Итог – разочарование в демократии
Власть большинства превращается во власть элитного
хорошо организованного привилегированного меньшинства
Слайд 6Эмпирический подход к анализу демократии
Выявление элемента утопизма, несоответствия между нормативным
понятием демократии и реальностью, между идеалом и жизнью
Демократия трактуется, например,
как форма правления, основанная на конкуренции потенциальных руководителей за доверие избирателей, выражаемое на выборах (И. Шумпетер).
Роберт Даль и некоторые другие политологи предлагают ввести для обозначения реально существующих государств, называемых демократиями, специальный термин «полиархия».
Полиархия, по Далю, это правление меньшинства, избираемого народом на конкурентных выборах.
Демократия в отличие от полиархии — это идеал, предполагающий равное участие всех граждан в управлении.
Слайд 7ПЛАТОН О ДЕМОКРАТИИ
Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки,
одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а
остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию.
Слайд 8Прежде всего это будут люди свободные: в государстве появится полная
свобода и откровенность и возможность делать что хочешь.
— А где
это разрешается, там, очевидно, каждый устроит себе жизнь по своему вкусу.
— Я думаю, что при таком государственном строе люди будут очень различны.
— Казалось бы, это самый лучший государственный строй. Словно ткань, испещренная всеми цветами, так и этот строй, испещренный разнообразными нравами, может показаться всего прекраснее. Вероятно, многие подобно детям и женщинам, любующимся всем пестрым, решат, что он лучше всех.
Слайд 9— В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в
управлении, даже если ты к этому и способен; не обязательно
и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, Или соблюдать подобно другим условия мира, если ты мира не жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты все же можешь управлять и судить, если это тебе придет в голову. Разве не чудесна на первый взгляд и не соблазнительна подобная жизнь?
— Эти и подобные им свойства присущи демократии — строю, не имеющему должного управления, но приятному и разнообразному. При нем существует своеобразное равенство — уравнивающее равных и неравных.
Слайд 10ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК У ПЛАТОНА
— Изо дня в день такой человек
живет, угождая первому налетевшему на него желанию: то он пьянствует
под звуки флейт, то вдруг пьет одну только воду и изнуряет себя, то увлекается телесными упражнениями; а бывает, что нападает на него лень, и тогда ни до чего ему нет охоты. Порой он проводит время в беседах, кажущихся философскими. Часто занимают его общественные дела: внезапно он вскакивает, и что придется ему в это время сказать, то он и выполняет. Увлечется он людьми военными — туда его и несет, а если дельцами, то тогда в эту сторону. В его жизни нет порядка, в ней не царит необходимость: приятной, вольной и блаженной называет он эту жизнь и так все время ею и пользуется.
— Ты отлично показал уклад жизни человека, которому все безразлично.
— Я нахожу, что этот человек так же разнообразен, многолик, прекрасен и пестр, как его государство. Немало мужчин и женщин позавидовали бы жизни, в которой совмещается множество образчиков государственных укладов и нравов.
Слайд 11АРИСТОТЕЛЬ О ДЕМОКРАТИИ (384–322 гг. до н. э.)
Аристотель рассматривает демократию
как качественно худшую форму государственного строя по сравнению с тремя
идеальными, «правильными» (полития, аристократия, монархия), но как лучшую, то есть более приближенную к справедливости, более умеренную (μετριώτατη) из реально существующих отклонений от идеальных государственных типов (демократия – отклонение от политии, олигархия – от аристократии, тирания – от царской власти)
Слайд 12«Демократия обыкновенно определяется двумя признаками: сосредоточением верховной власти в руках
большинства и свободой»
свобода: «возможность делать всякому что угодно»; «каждый
живет по своему желанию», «жить так, как каждому хочется» (тогда как рабство – «отсутствие возможности жить, как хочется»
Слайд 13Аристотель выделяет следующие общие принципы, характерные для демократического строя, очевидным
образом исходя из афинского опыта развитой демократии:
1) все должностные лица
назначаются из всего состава граждан;
2) все управляют каждым, в отдельности взятым, каждый 3) всеми, когда до него дойдет очередь;
4) должности замещаются по жребию либо все, либо за исключением тех, которые требуют особого опыта и знания;
5) занятие должностей не обусловлено никаким имущественным цензом или обусловлено цензом самым невысоким;
6) никто не может занимать одну и ту же должность дважды, за исключением военных должностей;
Слайд 147) все должности, либо те, где это представляется возможным, краткосрочны;
8) судебная власть принадлежит всем, избираются судьи из всех граждан
и судят по всем делам или по большей части их, именно по важнейшим и существеннейшим...
9) народное собрание осуществляет верховную власть во всех делах...
10) все получают вознаграждение: народное собрание, суд, должностные лица
Слайд 15ЧЕТЫРЕ ВИДА ДЕМОКРАТИИ У АРИСТОТЕЛЯ
Первый вид – «самый древний и
самый лучший»
– характеризуется равенством, основанном на законе;
«Равенство
же, гласит основной закон этой демократии, состоит в том, что ни неимущие, ни состоятельные не имеют ни в чем каких-либо преимуществ; верховная власть не сосредоточена в руках тех или других, но те и другие равны» . Она бывает в небольших земледельческих общинах, где состояния скромные и где каждый должен работать. Нехватка досуга приводит к тому, что народное собрание созывается редко, только по необходимости, «решение предоставляется не всем гражданам в полном составе, но между ними соблюдается известная очередность», а текущее управление находится в руках нескольких граждан – тех, кто достаточно состоятелен и может позволить себе заниматься политикой; правят в такой демократии законы, а занятие должностей обусловлено невысоким имущественным цензом
Слайд 16Второй вид демократии близок к предыдущему:
в управлении могут участвовать
«только те, кто может иметь досуг (то есть люди достаточно
состоятельные. ); в такого рода демократии властвуют законы», народ живет скотоводством – это занятие самое близкое к земледелию и развивающее полезные качества воина.
Слайд 17Третий вид демократии:
– «тот, при котором всякий, лишь бы
он был гражданином, пользуется правом занимать должности, властвует же опять-таки
закон»;
но на самом деле в управлении участвуют не все, а те, у кого есть досуг. Способ принятия решений и управления в таких демократиях следующий: граждане «совещаются все вместе, но сходятся только для избрания должностных лиц» и для решения наиболее важных вопросов, «касающихся законодательства, войны, мира и принятия отчетов»; остальными делами управляют должностные лица
Слайд 18Четвертый вид – крайняя демократия. Для нее характерны следующие признаки:
1) «верховная власть принадлежит массе неимущих, а не законам», верховная
власть принадлежит не закону, а простому народу», и осуществляется она через принятие декретов народного собрания («демократия есть один из видов государственного устройства ...при котором все управляется постановлениями народного собрания». Или еще сильнее: «верховная власть народа стоит выше закона», «народ становится выше самих законов».
2) Верховодят в таком государстве демагоги: «в тех демократических государствах, где решающее значение имеет закон, демагогам нет места, там на первом месте стоят лучшие граждане; но там, где верховная власть основана не на законах, появляются демагоги»
Слайд 193) Неимущие, получая вознаграждение, пользуются досугом и реально могут принимать
участие в управлении государством; богатым же гражданам мешает забота о
собственных делах, «так что они часто не присутствуют на народных собраниях и судебных разбирательствах».
4) Такая демократия характерна для больших государств, а народ в ней состоит из ремесленников, торговцев, поденщиков – это «городская чернь», торчащая на площади и в городе и с легкостью устраивающая народные собрания.
5) Практика управления и принятия решения такова: «Все граждане совещаются в объединенном собрании обо всех государственных делах; должностные лица ни по какому вопросу не могут выносить своего решения, но дают только предварительное заключение».
Слайд 206) Власть, которую осуществляет простой народ (масса неимущих), он осуществляет
не в интересах общего блага, а к собственной выгоде.
Таким
образом, в отличие от предыдущих, в последнем типе демократии воля народной массы не сдерживается никакими укорененными в прошлом общими правилами или законами; такая демократия напоминает тиранию, а в роли тирана выступает народ: «в этом случае простой народ, являясь монархом, стремится и управлять по-монаршему (ибо в этом случае закон им не управляет) и становится деспотом (почему и льстецы у него в почете), и этот демократический строй больше всего напоминает из отдельных видов монархии тиранию; поэтому и характер у них один и тот же: и крайняя демократия, и тирания поступают деспотически с лучшими гражданами»
Слайд 21Доводы Аристотеля в пользу демократии.
Демократии более стабильны и долговечны
по сравнению с олигархиями благодаря наличию в них среднего класса,
особенно в крупных полисах: «...Крупные государства по той же самой причине – именно потому, что в них многочисленны средние граждане, – менее подвержены распрям; в небольших же государствах население легко разделяется на две стороны, между которыми не остается места для средних, и почти все становятся там либо бедняками, либо богачами.
Демократии, в свою очередь, пользуются большей в сравнении с олигархиями безопасностью; существование их более долговечно благодаря наличию в них средних граждан... Но когда за отсутствием средних граждан неимущие подавляют своей многочисленностью, государство оказывается в злополучном состоянии и быстро идет к гибели». Но крайняя демократия нестабильна, «если только она не скреплена законами и нравами граждан»
Слайд 22
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
ДЕМОКРАТИИ
Юридическое признание и институциональное выражение
суверенитета, верховной власти народа.
Народ, а не монарх, аристократия, бюрократия
или духовенство
выступают официальным источником власти.
Суверенитет народа выражается в том, что именно ему принадлежит
учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает
своих представителей и может периодически
сменять их, а во многих странах имеет также право непосредственно
участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных
инициатив и референдумов.
Слайд 232. Периодическая выборность основных органов государства
3. Ограниченность сроков нахождения у
власти
4. Равенство прав граждан на участие в управлении государством
Этот принцип требует как минимум равенства избирательных прав.
В современной, сложно организованной политической системе он предполагает также свободу создавать политические партии и другие объединения для выражения воли граждан, свободу мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве
Слайд 24
5. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при
их осуществлении
6. Защита прав и интересов меньшинства
Слайд 25ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ДЕМОКРАТИИ
Прямая демократия
Граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении
и принятии решений.
Такая форма участия доминировала в античных демократиях.
Практически она возможна в сравнительно небольших коллективах (на производственных предприятиях, в общинах, городах и т.п.), причем в тех случаях, когда принимаемые решения достаточно просты и участие в их подготовке и обсуждении не требует специальной квалификации.
В современных политических система существует в виде референдума
Слайд 26Плебисцитарная демократия
Возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены.
Им предоставляется право
посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона
или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой.
Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики даже в тех случаях, когда непосредственно самим гражданам предоставляется право подготавливать и выносить их на рассмотрение законодательных органов или на всенародное голосование.
Слайд 27Представительная демократия
Ее суть — в опосредованном участии граждан в принятии
решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных
выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.
Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.
Слайд 28
Либеральная демократия
Современные демократические системы ведут свое начало от
форм правления,
возникших в конце XVIII—XIX в. под прямым
и разносторонним влиянием
либерализма.
Это идейное и политическое течение выступило под знаменем
свободы личности, ограждения ее от
государственной тирании.
Родина либеральных идей и первым местом практического
воплощения - Англия.
1215 г. первый прообраза современных конституций —
Великой Хартии Вольностей («Magna Charta Libertatum»).
с XIV в. в Англии существовал парламент, который в 1689 г.
с принятием «Билля о правах» окончательно получил
законодательные права.
Слайд 29
Идеологи раннего либерализма — Джон Локк, Шарль-Луи Монтескье и другие
— были озабочены никак не обеспечением всем гражданам равных политических
прав и их привлечением к управлению государством, но стремились оградить класс собственников, а часто и аристократию от произвола со стороны монарха, устранить феодальные ограничения, препятствующие частнопредпринимательской деятельности.
Слайд 30Основные черты либеральной демократии
Отождествление народа как субъекта власти с собственниками-мужчинами,
исключение низших слоев, прежде всего наемных рабочих, а также женщин
из числа обладающих избирательным правом граждан.
Индивидуализм, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над законами государства. Права личности в целях защиты закрепляются в конституции, неукоснительное выполнение которой контролирует независимый суд.
Слайд 313. Узкополитический, формальный характер демократии, вытекающий из узкого, негативного понимания
свободы как отсутствия принуждения, ограничений.
В отличие от античной демократии
свобода здесь трактуется не как возможность активного равноправного участия в политике, а как пассивное индивидуальное право быть огражденным от вмешательства со стороны государства и других людей.
4. Парламентаризм, преобладание представительных форм политического влияния.
5. Ограничение компетенции и сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, социального мира и т.п., его невмешательство в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные процессы.
Слайд 326. Разделение властей, создание сдержек и противовесов как условия эффективного
контроля граждан над государством, предотвращения злоупотреблений властью.
Как отмечал еще
в XVIII в. Монтескье, общество в состоянии проконтролировать лишь ту власть, которая раздроблена и отдельные части которой противопоставлены друг другу.
7. Ограничение власти большинства над меньшинством, обеспечение индивидуальной и групповой автономии и свободы.
Меньшинство обязано подчиняться большинству лишь в строго определенных вопросах, за пределами которых оно полностью свободно. Меньшинство вправе иметь свое мнение и отстаивать его в рамках закона, невзирая на принятые большинством решения.
Слайд 33Коллективистская (идентитарная) демократия
Исходит из целостности народа (нации, класса), наличия у
него единой воли еще до акта ее публичного выражения и
идентичности этой воли и действий представителей власти.
Первым наиболее ярко выразил и обосновал важнейшие принципы этого типа демократии Жан Жак Руссо (1712—1778). Подверг критике либеральное разделение общества на «публичное» и «частное». По его мнению, утверждаемые либеральными мыслителями индивидуализм и эгоизм разрушительны для гражданских добродетелей и самого общества. Идеал гражданина демократической республики Руссо — это не ушедший в частную жизнь индивидуалист, а активный член общества, являющийся источником жизни единого «общественного тела».
Исходит из принадлежности всей власти народу, образованному путем добровольного слияния изолированных, атомизированных индивидов в единое целое.
Слайд 34Формирование народа означает полное отчуждение «каждого из членов ассоциации со
всеми правами в пользу своей общины».
С этого момента личность
утрачивает свои права. Они становятся ей не нужны, так как целое — государство — подобно любому другому живому организму, заботится о своих членах, которые в свою очередь обязаны думать о благе государства.
Слайд 35- Сам народ неделим. Он обладает единой, общей волей и
неотчуждаемым суверенитетом.
- Внутри него не существует устойчивого большинства и
меньшинства, а потому и нет необходимости в защите последнего.
- Власть народа как целого ничем не ограничена.
«Если кто-либо откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому принужден всем организмом, а это означает не что иное, как то, что его силой принудят быть свободным»
- Народ как коллективное существо может быть представлен только самим собой, а не избранными представителями. Его общая воля выражается непосредственно на собраниях. Она определяет законы и деятельность правительства, функции которого сводятся лишь к исполнению и техническому обслуживанию решений народа.
Слайд 36Основные черты коллективистской демократии
коллективизм в трактовке народа, признание народа единым
однородным целым, имеющим объективные, существующие еще до своего осознания общий
интерес и волю;
отсутствие противоречий внутри народа, рассмотрение политической оппозиции как патологии или врага, подлежащего насильственному устранению;
коллективистское (близкое к античному) понимание свободы как активного равноправного участия гражданина в делах всего государства и общества;
Слайд 374) тоталитарность, всепроникающий абсолютный характер власти, на деле осуществляемой вождями,
отождествляемыми с народом (классом, нацией), полная беззащитность меньшинства, в том
числе отдельной личности;
5) устранение самой проблемы прав человека, поскольку целое — государство — и без того заинтересовано в благополучии своих собственных составных частей;
6) всеобщая политическая мобилизация, преимущественно прямое участие граждан в управлении, рассмотрение представительных органов и должностных лиц не как самостоятельных в пределах закона и ответственных за принятые решения руководителей, а лишь как проводников воли народа, его слуг;
7) декларирование социальной демократии, перенесение главного акцента с юридического провозглашения политических прав на обеспечение социальных условий для участия граждан в управлении.