Разделы презентаций


Департамент образования и науки Тюменской области Государственное автономное

Русская культура 16-17 веков.На рубеже 16-17 веков активное воздействие на духовную жизнь и развитие культуры оказали: 1.  Образование единого Российского государства.2.  Освобождение страны от монголо-татарского владычества.3.  Завершение формирования Русской народности и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение


Тюменской области
«Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»

Тема:« Культура Руси 16-17

в»

Выполнил: студент группы TO-1-19,
Рябков А.В.
Проверил: преподаватель,
Пелевина Е.С.

Департамент образования и науки Тюменской областиГосударственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области«Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»Тема:«

Слайд 2Русская культура 16-17 веков.

На рубеже 16-17 веков активное воздействие на

духовную жизнь и развитие культуры оказали:
1.  Образование единого Российского

государства.

2.  Освобождение страны от монголо-татарского владычества.

3.  Завершение формирования Русской народности и единого русского языка.

4.  Огромное влияние церкви на культуру (церковь активно борется с «латинством», распространением светских знаний, была установлена жёсткая регламентация зодчества, живописи, литературы)

17 век стал переломным периодом в Русской культуре. Главным содержанием культурно-исторического процесса стала тенденция к обмирщению, т. е. освобождению от влияния церкви, разрушение религиозного средневекового мировоззрения.

Русская культура 16-17 веков.На рубеже 16-17 веков активное воздействие на духовную жизнь и развитие культуры оказали: 1. 

Слайд 3Просвещение и книгопечатание.

Расширение сферы торгово-ремесленной деятельности, рост аппарата власти, усиление

внешнеполитических связей России, потребности обороны страны требовали увеличения числа образованных

людей.

Если в 16 веке обучение в основном сводилось к выучиванию правил чтения, письма, арифметики под руководством церковников, то в 17 веке было создано несколько государственных школ. В 17 веке появляются и широко распространяются первые единообразные учебные пособия:
*Букварь Василия Бурцева 1634г
*«Грамматика» Милетия Смотрицкого 1648г
* «Большой букварь» и Энциклопедия «Полис» Кореона Истомина 1694г.
В конце 17 века читать и писать умел каждый 3 горожанин. Неграмотным в основном оставалось крестьянство.

В 1665г в Заиконоспасском монастыре открывается школа под руководством Симеона Полоцкого.

1687г по инициативе Сильвестра Медведева открывается первое в России высшее учебное заведение Славяно – Греко - Латинское училище (с 1701 академия). Первые преподаватели - профессора братья Лихуды.

Просвещение и книгопечатание.Расширение сферы торгово-ремесленной деятельности, рост аппарата власти, усиление внешнеполитических связей России, потребности обороны страны требовали

Слайд 4Развитие образования обусловило начало книгопечатания. В 1564г была издана первая

русская книга «Апостол». Работы по устройству типографии в Кремле начались

в 1553г после взятия Казани. Причина: потребность унифицировать церковные книги и распространить их среди присоединённого населения Поволжья. Эта работа была поручена Ивану Фёдорову. В последствии Фёдоров выехал в Ливонию с тем, чтобы пропагандировать православие на завоёванных Иваном IV землях Прибалтики. В конце своей жизни Фёдоров работал во Львове.

В 17веке типографским способом было издано около 500 книг. Большинство из них религиозного содержания. В 1672г в Москве открылась первая книжная лавка. В 17 веке при аптекарском приказе открывается первая в России научная библиотека.

Научные знания.
В 16-17 веках идёт активный процесс накопления научных знаний без теоретического их осмысления и попыток их систематизации. Научные знания носили прикладной практический характер. В 17 веке появляется письменное руководство в области геометрии, физики, химии, математики. В 1543г был переведён немецкий медицинский справочник «Вертоград». В 1581г в Москве появляется первая аптека, которая обслуживала нужды царской семьи.
17 век стал веком великих русских географических открытий:
* – Илья Перфильев и Иван Ребров – р. Яна и р. Индигирка
*1648 - Семён Дежнёв и Федот Алексеев – открыли пролив между Азией и Америкой
* – Поярков и Хабаров – путь по р. Амур. Сахалин – это остров.
* – Атласов – обследовал Камчатку.
Развитие образования обусловило начало книгопечатания. В 1564г была издана первая русская книга «Апостол». Работы по устройству типографии

Слайд 5*1696 – Семеон Ремезов – начал работу над картой «Чертёжная

книга Сибири»
*Описание Китая оставили посольства Петлина и Спофария.
В целом же

Российская наука отставала от западноевропейской науки из-за низкого уровня теоретических разработок.

Общественно - политическая мысль и литература.
В центре внимания общественно-политической мысли стояли вопросы о форме политического строя государства, о роли церкви в едином русском государстве.
В первой четверти 16 века формируется политическая доктрина государства. В историческом повествовании «Сказание о князьях Владимирских» подчёркивается идея преемственности власти, московских государей от Византийских императоров: происхождений русских князей возводилось к Римскому императору Августу, а князю Владимиру Всеволодовичу приписывалось получение царских регалий от императора Константина Мономаха. Эти легенды обосновывали право московских князей на самодержавную форму правления.
Среди церковников был выдвинут тезис о Москве – «третьем Риме». Первый Рим – «вечный город» погиб в результате нашествия варваров. «Второй Рим» - Константинополь захвачен мусульманами. «Третий Рим» - истинный хранитель христианства – Москва будет существовать вечно. Автор: Филафей (15 в.)
В 40-70г 16 века центральное место в публицистике занимает творчество . Он создал теорию дворянского государства.
В 16 веке ведётся письменная полемика между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским.

*1696 – Семеон Ремезов – начал работу над картой «Чертёжная книга Сибири»*Описание Китая оставили посольства Петлина и

Слайд 660-70гг. 17 века Семеон Полоцкий «Вертоград многоцветный».
70гг. 17века «Житие» Протопопа

Аавакума.
16 век «Великие Четьи-минеи» 12 томов собрания всех книг, читаемых

в России.
Большое распространение получают исторические повести:
* История о Казанском царстве 16 век,
*Повесть о царе Фёдоре Ивановиче 16 век,
*Домострой – Сильвестр, 16 век – это наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей.
В 17 веке в связи с общей тенденцией обмирщения в литературе формируется светское начало. Это проявилось в появлении новых жанров – сатира, повести (которые обличают нравы дворянской среды), мемуары, любовная лирика.
*Повесть о Шемякином суде,
*Повесть о Ерше Ершовиче,
*Повесть о горе злосчастье

Архитектура.
Одним из распространённых стилей строительства в XVI в. становится шатровый стиль. В отличие от крестово-купольных храмов, шатровые не имет внутри столбов и вся масса здания держится на фундаменте:
*Церковь Вознесения в Коломенском – построена в честь рождения Ивана Грозного 1532г
*Покровский собор в Москве на Красной площади – построен в честь взятия Казани – 1553 г.
Но строительство шатровых храмов не получило широкого распространения. В середине XVIIв патриарх Никон запретил их возведение. Но шатёр остался в строительстве

60-70гг. 17 века Семеон Полоцкий «Вертоград многоцветный».70гг. 17века «Житие» Протопопа Аавакума.16 век «Великие Четьи-минеи» 12 томов собрания

Слайд 7колоколен.
Другим направлением в архитектуре XVI в. стало строительство больших пятиглавых

монастырских храмов:
* Успенского Собора Московского кремля.
*Успенский собор в Троице Сергиевом

монастыре
*Смоленский собор Новодевичьего монастыря

Ещё одним направлением в архитектуре XVIв было строительство небольших каменных и деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод и посвящались определённому святому покровителю данного ремесла.
В XVIв велось активное строительство каменных кремлей. В 30-е гг. XVI в. прилежащая с востока к Московскому кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной. Так появился Китайгород. В XVI в – Белый город и Земляной город (деревянная стена 15км на валу. (Современное Садовое кольцо)
Наиболее опасные дороги, откуда были возможно вражеское нападение прикрывали монастыри-крепости – Новодевичий, Донской, Данилов, Новоспасский, Андроников.
Такие же монастыри были возведены в древнерусских городах – Нижний Новгород, Казань, Астрахань, Тула, Коломна, Смоленск.
Общая тенденция обмирщения культуры в XVIIв проявилась и в архитектуре. Сооружения в XVIIв. отличались большой живописностью – многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать рельефами наличники окон.
*Теремной дворец царя Михаила Фёдоровича в Кремле , созданный архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шаратиным, Л. Ушаковым. Дворец богато украшен изразцами, резными белокаменными наличниками, золочённой кровлей, красочными


колоколен.Другим направлением в архитектуре XVI в. стало строительство больших пятиглавых монастырских храмов:* Успенского Собора Московского кремля.*Успенский собор

Слайд 8узорами.
Летний деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском

под Москвой. Этот дворец имел 270 комнат и примерно 3000

окон. Он был построен русскими мастерами во главе с холопом Семеоном Петровым и стрельцом Михайловым и просуществовал до середины XVIII в. Был разобран при Екатерине II из-за ветхости.
*Новоиерусалимский монастырь – 17 век.
В XVIIв были надстроены башни Московского кремля. К середине XVIIв крепости украшали своё военное значение и четырехкратная крыша на Спасской, а затем и на других башнях была заменена шатром. Именно в 17 веке главная площадь Москвы стала называться Красной.
Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название «Нарышкинского» или «Московского» барокко (17 век).
Для него характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве здания. Чётко прослеживается применение в качестве декоративных украшений колонны, капители. Почти во всех зданиях этого стиля можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины:
*Церковь Покрова в Филях.
*Церковь и колокольня Новодевичьего монастыря.
Живопись.
XVIв – Дионисий
- фресковые росписи Рождественского Собора Ферапонтова монастыря под Вологдой.
-икона с изображением сцен из жизни Московского митрополита Алексея.
Особенности: Яркость, праздничность, изысканность, которой он достигал применяя: удлинение пропорции человеческого тела, утончённость в отделке каждой детали иконы

узорами. Летний деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой. Этот дворец имел 270 комнат

Слайд 9или фрески.
XVIIв – Симон Ушаков, «Спас Нерукотворный»
Особенности: объёмное изображение лица.
Тенденция

к обмирщению тесно связана с распределением портретной живописи – «парсуна»
*Портрет

царя Фёдора Ивановича.
*Портрет царя Скопина-Шуйского.
Техника была аналогична иконописной – писали на досках яичными красками. В конце XVIIв появляются первые парсуны, писанные маслом на холсте.

или фрески.XVIIв – Симон Ушаков, «Спас Нерукотворный»Особенности: объёмное изображение лица.Тенденция к обмирщению тесно связана с распределением портретной

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика