Слайд 1Развитие любительских форм самодеятельного творчества на рубеже ХХ –ХХI веков
Слайд 2Историческая обстановка в конце
ХХ века
Острота проблем культурно-досуговой деятельности, так
как азвитие современной цивилизации связано с кардинальным изменением роли досуга
в духовной жизни общества.
В 90-е годы вместе с политическим и социально-экономическим кризисом произошел кризис культуры, многие самодеятельные коллективы были распущены из-за их нерентабельности.
Слайд 3Историческая обстановка в конце
ХХ века
Активизация любительской деятельности как проявление
самостоятельности, инициативы и творчества в атмосфере свободы личности, возможности индивидуального
самовыражения.
Слайд 4Противоречия, связанные с потерей стратегических приоритетов культурной политики
неразвитость у значительной
части населения духовно-эстетических интересов;
чувство растерянности, вызванное крушением идеалов, которые
питали патриотизм нескольких поколений;
проявление в отдельных кругах элементов национализма, местничества, потребительского отношения к жизни;
потеря исторических перспектив развития своего Отечества.
Слайд 5Основные тенденции развития любительских коллективов
1.Стремление получить статус профессионального, а вместе
с ним материально-финансовую поддержку;
2. Существование в домашних условиях, камерность («квартирники»).
Слайд 6Любительские театральные коллективы на рубеже ХХ века
Эти годы породили театр
подвалов, цокольных этажей, улиц.
Разнообразие содержания: играют стихи, прозу, документальную
хронику, пьесы, которые создают сами.
новые тенденции театральной практики – игровое начало, аскетизм, метафора, студийность, завоевание пространства (малая сцена, где звучит вызов, психологический бунт), новая театральная эстетика, связанная с подачей материала зрителю лицом к лицу.
Слайд 7Современное состояние любительских театров
Современный любительский театр перешагнул кризисную черту 90-х
годов, растет количество самодеятельных коллективов, продолжается традиция проведения фестивалей (городских,
областных, всероссийских, а также международных), присуждаются звания народных театров.
Слайд 8Направления развития любительских театров в начале XXI века
1. Постановка
психологически тонких спектаклей, отличающихся тщательной проработкой каждой детали, требующих большого
количества времени и сил.
2. Постановка больших театрализованных представлений, шоу с громкой музыкой, яркими декорациями, спецэффектами.
Слайд 9Развитие музыкальной самодеятельности на современном этапе
Различные формы: домашнее музицирование, занятий
в кружках и студиях;
Выступления на смотрах самодеятельности и на телевизионных
шоу («Минута славы», «Утренняя звезда», «Голос»).
Широк и возрастной диапазон участников: хоры ветеранов труда и детские студии джазовой импровизации, студенческие театральные труппы и школьные вокально-инструментальные ансамбли.
Неорганизованное, стихийное любительство (электронные инструменты, экзотические инструменты).
Слайд 10Компьютер и Интернет вызвали к жизни целое движение в области
музыкального любительства (увлечение компьютерными программами создания музыки)
Три основные формы:
1)
простейшая примитивная музыка (танцевальная, чаще всего, в стиле "техно");
2) песенные и танцевальные фонограммы с достаточно сложными аранжировками;
3) экспериментальная электронная музыка неприкладного характера.
Слайд 11Формы эти приблизительно соответствуют трем возрастным группам: 1) подросток (до
16 лет), 2) старшеклассник или студент (от 17 до 25
лет), 3) молодой человек (25-30).
Слайд 12Художники-любители
В классическом изобразительном искусстве развита целая система художественных средств для
прочтения замысла картины. Особенностью любительского творчества является то, что самодеятельные
художники пишут картины вне правил живописи. Их творчество основывается на чувствах и природном таланте. Не имея профессионального образования и не будучи знакомы с законами изобразительного языка, художники-любители творят, чтобы выразить душевные переживания, выплеснуть переполняющие их эмоции
Слайд 17Направления эффективного использования культуросозидающего потенциала досуга сегодня
гуманизация социально-культурной деятельности
в свободное время, освобождении ее от не свойственных природе досуга
идеологических и производственных функций;
актуализация национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей;
Слайд 18 создание системы материального, правового, психолого-педагогического и организационно-методического обеспечения широкой
доступности культурно-досуговой деятельности для всех слоев населения, государственных гарантий защиты
от коммерциализации культуры и нарушения принципов социальной справедливости, стимулирования свободы творчества и общественных инициатив в сфере рационального использования свободного времени людей;
Слайд 19разработка и осуществление федеральных, региональных и муниципальных культурно-досуговых программ, обеспечивающих
отдых и дальнейшее духовное и физическое развитие всех проживающих на
данной территории групп населения;
Слайд 20всестороннее развитие инфраструктуры культурно-досугового творчества путем совершенствования традиционных (клубы, парки,
музеи, библиотеки, кинотеатры и т.д.) и создания новых общественно-государственных центров
досуга, отвечающих требованиям обогащения духовной жизни региона;
коренная перестройке образования в сфере культуры и досуга, перевода его в новое качество, отвечающее требованиям научно-технического, социального и духовного прогресса начала XXI века.