Слайд 1«Дервиш» – 75!
Выполнил: ученик 7
«В» класса
гимназии №3
г. Архангельска
Черников
Алексей
Слайд 2Как понять слово «Дервиш»?
«Дервиш» в переводе с персидского
языка значит «нищий бродяга». Так называли монахов, почитаемых на востоке
за умение исцелять болезни и предсказывать судьбу. 75 лет назад первая морская операция по доставке военных грузов в Советский Союз получила кодовое обозначение «Дервиш». Тогда, в августе 1941 года, британское Адмиралтейство вряд ли предполагало, что этим положит начало другому братству - братству северных конвоев.
Конвой - это специальное формирование транспортных судов и кораблей охранения для безопасности морских перевозок.
Слайд 3 Около двух недель (2000 миль) занимал переход союзных конвоев из портов Британии
и Исландии в Мурманск или Архангельск. Но какой ценой давались
эти мили через бушующие полярные моря, буквально нашпигованные германскими подводными лодками, постоянной угрозой с воздуха - самолетам люфтваффе требовалось полчаса, чтобы подняться с аэродромов в Норвегии и нанести свой удар. Тем не менее, этот путь в Советский Союз был не только самым опасным, но и самым коротким, а в критический период войны фактор времени был важен для советской армии как никогда.
Слайд 5 Уже в августе 1941 года в Архангельск прибыл первый союзный конвой «Дервиш»,
а вскоре пошла целая серия северных конвоев под кодовым обозначением «PQ» на
восток и «QP» в обратном направлении.
Германское командование не сразу оценило степень важности союзных конвоев, но когда, наконец, это произошло, борьба с конвоями превратилась в приоритетную цель как для военно-морских сил, так и для самолетов люфтваффе.
Слайд 6 Караван, состоящий из шести судов под флагами Великобритании и Голландии,
прибыл в столицу Русского Севера 31 августа 1941 года. Он доставил
в порт важнейшие стратегические грузы, в том числе 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн», вспомогательное судно «Олдерсдейл» с топливом, а также 10 тысяч тонн каучука, 1.5 тонны форменных ботинок, олово, шерсть, инвентарь и оборудование.
Слайд 7 Большая часть всех потопленных конвойных судов была на совести германских подводных лодок, действующих
по принципу «волчьей стаи». При любых обстоятельствах, не взирая на
потери, конвой был обязан идти не останавливаясь. Однако малым кораблям охранения удавалось многих спасти. Требовалась не только сноровка, но и быстрота, ведь даже летом температура воды в этих морях не превышает +8 С.
Слайд 8 Это настоящая сага о мужестве и стойкости моряков, бросивших вызов
стихии и сильному врагу. Это было единственное место военных действий,
на котором сражались вместе и английские, и американские, и советские моряки, борясь с фашистскими захватчиками.
Арктическим союзным конвоям ещё предстояло занять своё место среди величайших сражений Второй Мировой войны. И особенно в сознании моряков.
Слайд 9 Каждый шестой истребитель, каждый пятый бомбардировщик для Красной Армии, 2/3
всех грузовиков, свыше 500 боевых кораблей, а локомотивы, а тысячи
железнодорожных вагонов, по сути дела предотвративших транспортный паралич, не говоря уже об огромном количестве заводского оборудования, медикаментов и обмундирования - все эти грузы не свалились с неба на причалы советских портов. Тысячи людей из разных стран должны были доставить их в СССР. Это была их работа, но зачастую платой за нее становилась жизнь. Можно спорить по поводу боевых качеств каких-то образцов поставленной техники, можно иронизировать по поводу знаменитой тушенки, прозванной у советских солдат «вторым фронтом», которой, кстати, американцы действительно не рисковали кормить своих солдат. Ради исторической справедливости всё же обратим внимание на масштабы союзнических поставок и условия, в которых они проводились.
Слайд 10 Тысячи моряков нашли свой последний приют в студеных водах полярных
морей. Общим врагом для всех становилась погода, которая здесь редко
бывает хорошей. Она заставляла людей постоянно находиться на пределе своих возможностей, будто это предательский полярный день, длящийся в этих широтах целых четыре месяца или столь же продолжительная полярная ночь, жестокое единоборство не утихало ни на минуту. Особенно незавидно была участь экипажей малый кораблей охранения. Каково было советским крошечным морским охотниками, которые отважно выходили навстречу конвоям даже к острову Медвежий, где проходила граница советской зоны ответственности, а это означало почти тысячемильный переход. Другой серьезной постоянной угрозой для конвоев были германские военно-воздушные силы. И не удивительно, ведь число боевых самолетов люфтваффе на аэродромах северной Норвегии порой превышало цифру в 300 единиц.
Слайд 11 Жертвами врага стало более ста кораблей и судов, что составило почти
6 процентов от их общего числа и превысило потери союзников
в атлантических конвоях в процентном отношении почти в 8 раз. Немецких подводных лодок погибло 787 единиц. Вот это потери, вот это действительно немцы воевали так себе. Опытных германских подводников из-за больших потерь оставалось всё меньше, зато навыки и техническая оснащённость конвойных сил стремительно возрастали. Совершенная акустика, радиолокация, палубная авиация и мощное оружие, а главное - опыт моряков делали своё дело. Несмотря на то, что к моменту капитуляции в норвежских базах насчитывало около 220 немецких подводных лодок, их успехи стали весьма ограниченными.
Слайд 12 И вот - в 1944 году ситуация окончательно изменилась в
пользу союзников. Многолетнее сражение было выиграно совместными усилиями союзников, порой
относившиеся друг к другу с подозрением, но явившихся невзирая ни на что. Высочайший пример эффективного боевого содружества, выдержки и повседневного героизма. В те времена союзные моряки редко встречались друг с другом, но уже тогда зародилась настоящая боевая дружба. Она могла возникнуть и закалиться только в горниле борьбы с сильным и коварным врагом, а наш долг -остаться верными памяти отцов и дедов, которые вместе с союзниками переломили хребет фашизму.
Слайд 14Открытие памятника
Арктическим Конвоям.