Разделы презентаций


Дети с задержкой психического развития, особенности работы

Содержание

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Пункт 16 статьи 2

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дети с задержкой психического развития, особенности работы
Замашнюк Елена Вадимовна,
канд.

пед. наук,
доцент

Дети с задержкой психического развития, особенности работы Замашнюк Елена Вадимовна, канд. пед. наук, доцент

Слайд 2ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это

дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие

получению образования без создания специальных условий. Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
Категория обучающихся с ЗПР неоднородная по составу группа школьников.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР  Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,

Слайд 3Классификация задержки психического развития
1. Задержка психического развития конституционального происхождения.
Эмоционально-волевая сфера

напоминает развитие ребенка более меньшего возраста.
Характерна быстрая утомляемость и интеллектуальная

пассивность.
Очень активны в игровой деятельности.
Интеллектуально сохранны.
Нарушение поведения и эмоциональной возбудимости, которые требуют медикаментозного лечения, коррекции с помощью психолого-педагогических приемов.
Классификация задержки психического развития1. Задержка психического развития конституционального происхождения.Эмоционально-волевая сфера напоминает развитие ребенка более меньшего возраста.Характерна быстрая

Слайд 42. Задержка психического развития соматогенного происхождения.
Обусловлен длительными простудными заболеваниями, инфекционными

болезнями, аллергическими реакциями, врожденными или приобретёнными пороками развития.
Характерно нарушение интеллектуальной

деятельности при первично сохранном интеллекте.
Низкая работоспособность, плохая сосредоточенность при выполнении задания.
Нарушение процессов памяти и внимания.
Ограниченность представлений об окружающей деятельности, бедность словарного запаса, недоразвитие словесно-логического мышления.
2. Задержка психического развития соматогенного происхождения.Обусловлен длительными простудными заболеваниями, инфекционными болезнями, аллергическими реакциями, врожденными или приобретёнными пороками

Слайд 53. Задержка психического развития психогенного происхождения.
Обусловлен неблагоприятными условиями воспитания

в семье.
Наблюдается нарушение психического развития по типу психической неустойчивости.
Гипоопека –

снижается уровень познавательной активности, в сочетании с незрелостью эмоционально-волевой сферы в виде аффективности, импульсивности и повышенной внушаемости приводят к нарушению обучения.
Гиперопека – неспособность выполнять самостоятельно даже посильную деятельность, отсутствие инициативности, постоянная ориентированность на помощь взрослого.
3. Задержка психического развития психогенного происхождения. Обусловлен неблагоприятными условиями воспитания в семье.Наблюдается нарушение психического развития по типу

Слайд 64. Задержка психического развития церебрально-органического генеза.
Преобладание игровых интересов над учебными,

в тоже время и игровые действия однообразны, отсутствует творчество и

воображение.
Внушаемы.
В эмоционально-волевой сфере отсутствует живость и яркость.
Недоразвиты психические процессы памяти, внимания, пространственного гнозиса.
Иной характер нарушения познавательной деятельности, чем у детей с умственной отсталостью.
4. Задержка психического развития церебрально-органического генеза.Преобладание игровых интересов над учебными, в тоже время и игровые действия однообразны,

Слайд 7Трудности в усвоении учебных программ обусловлены:
недостаточными познавательными способностями;
специфическими расстройствами

психологического развития (школьных навыков, речи и др.);
нарушениями в организации

деятельности и/или поведения.

Трудности в усвоении учебных программ обусловлены: недостаточными познавательными способностями;специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.);

Слайд 8
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени

выраженные недостатки:

нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов;
нарушения умственной

работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом;
замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности;

Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки:нарушения внимания, памяти, восприятия и др.

Слайд 9недостаточность произвольности, самоконтроля, саморегуляции в поведении и деятельности;
нарушения речевой и

мелкой ручной моторики;
нарушения зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
нарушения умственной работоспособности

и эмоциональной сферы.
удовлетворительная обучаемость, часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.

недостаточность произвольности, самоконтроля, саморегуляции в поведении и деятельности;нарушения речевой и мелкой ручной моторики;нарушения зрительного восприятия и пространственной

Слайд 10Методические приемы, помогающие включить детей с задержкой психического развития в

образовательный процесс
1. Для развития артикуляционной моторики рекомендовать ежедневно проводить артикуляционную

гимнастику, предложенную логопедом. (2-3 упражнения).
2. Для развития мелкой моторики рук можно использовать работу с пластилином, мозаикой, работу с ножницами (аппликацию), пальчиковые гимнастики, штриховки, обводки, карточки для обводки через кальку.
Методические приемы, помогающие включить детей с задержкой психического развития в образовательный процесс1. Для развития артикуляционной моторики рекомендовать

Слайд 113. Не акцентировать на красоте письма, т.к. ученику со нарушенной

моторикой трудно переключиться с одного мелкого и точного движения на

другое.
4. Для развития произвольного внимания необходимо использовать приемы его активизации.
Задавая вопрос предупредить: «Готовься, скоро твой вопрос».
Чаще задавать уточняющие вопросы: «Что еще здесь нарисовано?»
Нельзя использовать прием: «Еще раз посмотри внимательно!»

3. Не акцентировать на красоте письма, т.к. ученику со нарушенной моторикой трудно переключиться с одного мелкого и

Слайд 125. Если задание предусматривает найди различия на двух изображениях, нельзя

спешить спрашивать: «Нашел?», но в тоже время не давать долго

рассматривать картинку, т.к. оно может переключить внимание на что-то другое (1-1,5 на объект).
Активизировать на рассматривание по алгоритму.
6. В качестве наглядного материала надо использовать рисунки с четкими контурами, яркие, контрастные, реалистичные.

5. Если задание предусматривает найди различия на двух изображениях, нельзя спешить спрашивать: «Нашел?», но в тоже время

Слайд 137. Внимание ученика редко может быть распределено. Использовать установки: «Слушаем,

а теперь пишем…»
8. Достаточный уровень сформированности произвольного внимания помогает развитию

произвольности восприятия. Все увиденное должно быть узнано, названо и классифицировано.
7. Внимание ученика редко может быть распределено. Использовать установки: «Слушаем, а теперь пишем…»8. Достаточный уровень сформированности произвольного

Слайд 149. Активное действие с материалом облегчает запоминание.
Можно написать запоминаемое стихотворение.

Разрезать его на отдельные строки.
Предложить ученику разложить строчки в правильном

порядке.
Чтобы лучше запомнить, надо придать запоминаемому эмоциональную окраску (прошептать, пропеть).
9. Активное действие с материалом облегчает запоминание.Можно написать запоминаемое стихотворение. Разрезать его на отдельные строки.Предложить ученику разложить

Слайд 15Необходимое условие запоминания – осмысление материала, осознание содержащихся в нем

фактов.
Осмысленное запоминание отличается от механического заучивания тем, что оно всегда

происходит в единстве с процессами мышления, способствующими лучшему закреплению материала в памяти, большей точности и прочности.
Можно использовать сравнения, разбивать текст для запоминания на смысловые части и коротко называть их, подбирать к уроку материал, имеющий личностное значение.
При разучивании стихотворений ребенок усваивает образцы правильного согласования частей речи, овладевает нормами грамматики.
Необходимое условие запоминания – осмысление материала, осознание содержащихся в нем фактов.Осмысленное запоминание отличается от механического заучивания тем,

Слайд 1610. Совершенствование диалоговой речи – один из компонентов работы, направленной

на повышение уровня общего развития
Потребность в диалоге возникает при

доверительных, теплых отношениях с педагогом, при спокойной, дружелюбной обстановке в груаае.
Необходимо побуждать к речевым высказываниям, вырабатывать умение задавать вопросы: «О чем ты хочешь меня спросить?»
Надо слушать подростка, задавать уточняющие вопросы, давать советы, помогать делать вывод.
10. Совершенствование диалоговой речи – один из компонентов работы, направленной на повышение уровня общего развития Потребность в

Слайд 1711. Трудности перехода обучающихся с ЗПР к монологической речи обусловлены

характерным для них слабовыраженным и быстро исчерпывающимся побуждением к речи.

Поэтому более доступным для них видом речи является диалог.
Начинать работу надо с составления рассказов по картинкам, на которых изображены понятные и близкие ребенку действия, явления.
Наличие картинок поддерживает и конкретизирует начальный мотив, их последовательность предопределяет последовательность событий и ход развития сюжета. В результате развернутость рассказа возрастает.
Выполнение словесных заданий служит одним из показателей того, как ребенок понимает обращенную речь.
11. Трудности перехода обучающихся с ЗПР к монологической речи обусловлены характерным для них слабовыраженным и быстро исчерпывающимся

Слайд 1812. Ошибочно на начальном этапе обучения повторять задание, требующее сложной

деятельности в незнакомых условиях. Особенно трудными являются инструкции, в которых

указывается только конечный результат.
Пересказ инструкции и воплощение в действие – два вида деятельности, которые не соотносятся в нужной мере у обучающихся с ЗПР.
Давая задание надо наблюдать за тем, как ученик его выполняет, уточнять дальнейшее действие на каждом этапе.
12. Ошибочно на начальном этапе обучения повторять задание, требующее сложной деятельности в незнакомых условиях. Особенно трудными являются

Слайд 1914. Наиболее сложным видом произвольной деятельности для обучающихся ЗПР является

чтение и письмо.
На каждом новом этапе обучения трудности проявляются в

новом качестве.
Основные трудности в начальном периоде обучения письму и чтению.
1. Резкое отставание в общем речевом развитии, особенно недостаточная готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слова – основная причина, затрудняющая процесс овладения грамотой.
14. Наиболее сложным видом произвольной деятельности для обучающихся ЗПР является чтение и письмо.На каждом новом этапе обучения

Слайд 202. Трудности соотнесения звука речи с буквой.
Имеются ввиду трудности запоминания

буквы как образа звука, параллельно идет смешивание сходных по написанию

букв (по оптическому, кинематическому признаку и т.д.).
3. Выраженные нарушения пространственной ориентировки и пространственных представлений.
Ученик путает буквы с одинаковыми, но различно расположенными элементами, теряет строку, пишет зеркально, читает справа налево.
2. Трудности соотнесения звука речи с буквой.Имеются ввиду трудности запоминания буквы как образа звука, параллельно идет смешивание

Слайд 21Указывая направления движения, дублировать их названиями реальных предметов: налево к

окну, направо к двери.
4. Особенности освоения орфографических правил.
Правило нужно

запомнить, в правиле говорится о том, что нельзя потрогать руками.
Если ребенок его выручил, то он с трудом распространяет его на слова, не указанные в правиле, особенно редко употребляемые.
Со временем правило воспроизводится в укороченном виде, упрощается за счет пропуска отдельных компонентов. Часто правила уподобляются один другому.
Нельзя переходить к изучению нового пока не автоматизировано ранее изученное.
Изучая новое, постоянно повторять изученное.
Указывая направления движения, дублировать их названиями реальных предметов: налево к окну, направо к двери.4. Особенности освоения орфографических

Слайд 225. Трудности чтения как деятельности.
Ребенок долго не может осознать соотношение

буквы и слова, то есть сущность чтения и письма.
Заучиваются буквы

ради самих букв, не осознавая для чего это делается. Как только ребенок поймет, что читать буквы значит заставлять звучать слово, слышать его, представлять прочитанное – происходит качественный скачок в формировании читателя.
Нарушение мотивации деятельности снижает интерес к чтению.
Важен пример родителей.
5. Трудности чтения как деятельности.Ребенок долго не может осознать соотношение буквы и слова, то есть сущность чтения

Слайд 23Как сделать чтение желанным процессом?
Найти журналы, книги, чтение которых будет

интересно.
Скорость чтения не самый главный показатель. Важно научить понимать смысл

прочитанного, для этого надо предлагать отвечать на контрольные вопросы.
Как сделать чтение желанным процессом?Найти журналы, книги, чтение которых будет интересно.Скорость чтения не самый главный показатель. Важно

Слайд 2414. Действовать активно – значит действовать осмысленно. Осмысление действия лучший

прием для понимания, для развития мышления, для овладения новыми знаниями.
Мыслительные

операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения у обучающихся с ЗПР формируются в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами.
14. Действовать активно – значит действовать осмысленно. Осмысление действия лучший прием для понимания, для развития мышления, для

Слайд 25Недостатки речи затрудняют возможности выявления сущностных явлений и связей между

ними, что отчетливо проявляется в недоразвитии вербально-логического мышления.
Трудности в

выделении признаков необходимых для воспроизведения и описания.
Помощь:
рассматривать предмет с помощью внешней речи учителя или рисуночного плана-описания;
задавать вопросы, побуждающие учеников рассматривать предметы с точки зрения их практического использования.
Недостатки речи затрудняют возможности выявления сущностных явлений и связей между ними, что отчетливо проявляется в недоразвитии вербально-логического

Слайд 26При сравнении предметов вовлекает оба сопоставляемых объекта, соскальзывает на описание

одного из них.
Обучение сравнению проводится на предметах одного вида, имеющих

резкие отличия по цвету, форме, величине, материалу.
Сравнивать не значит называть только различия, но общие черты, сходство.
Сравнение будет эффективнее после практических действий с предметами.

Трудности классификации предметов по разным основаниям.
Научить выделять общий признак.
При сравнении предметов вовлекает оба сопоставляемых объекта, соскальзывает на описание одного из них.Обучение сравнению проводится на предметах

Слайд 27Трудности установления причинно-следственных связей и их речевое оформление не позволяют

ребенку выделить главное и второстепенное, уловить взаимосвязь между явлениями.
Трудно научить

обучающегося с ЗПР размышлять, думать.
Бесполезно обращение «Подумай еще, подумай хорошенько!»
Помощь:
Говорить: «Думай, как я!»
Проговаривать вслух способ решения задачи.
Проговаривать столько, сколько нужно конкретному ребенку.

Трудности установления причинно-следственных связей и их речевое оформление не позволяют ребенку выделить главное и второстепенное, уловить взаимосвязь

Слайд 2815. Важным вектором развития ребенка с ЗПР в общеобразовательной организации

должно стать воспитание.
Фундаментом воспитания должны стать
- формирование личности;
- формирование

познавательных интересов;
- формирование эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы;
- формирование произвольных видов деятельности.

Обучающиеся с ЗПР испытывают потребность:
в чувстве покоя, безопасности, эмоционально-насыщенных положительных отношениях с окружающими.
15. Важным вектором развития ребенка с ЗПР в общеобразовательной организации должно стать воспитание.Фундаментом воспитания должны стать -

Слайд 29Их необходимо вовлекать в психически посильные для них образовательные события

(дежурства, спортивные соревнования и др.)
Поощрять любое проявление заинтересованности в общественной

жизни.
Хвалить и справедливо оценивать при других учениках и их родителях.
Волевая активность, возникающая в процессе произвольной деятельности (труд, участие в кружках, спортивных секциях) в значительной мере способствует умственному, речевому, личностному развитию.
Их необходимо вовлекать в психически посильные для них образовательные события (дежурства, спортивные соревнования и др.)Поощрять любое проявление

Слайд 30Для успешной социальной адаптации к требованиям общеобразовательной организации надо
научить

ребенка ценить доброе отношение к себе;
привить желание быть полезным, нужным

окружающим;
выработать адекватную самооценку;
правильно оценивать свои возможности.

Для успешной социальной адаптации к требованиям общеобразовательной организации надо научить ребенка ценить доброе отношение к себе;привить желание

Слайд 31Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика