Слайд 1Детские страхи и способы их коррекции при помощи
Арт-терапии
Выполнила:
Магистрант
1 курса
Домашенкина А.С.
Слайд 2Что такое детские страхи?
Страх – это чувство, которое возникает в
ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный
инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.
Слайд 3Классификация детских страхов по возрасту
Детские страхи у малышей от 0
до 3 лет
Каким бы странным это ни казалось, но дети
первого года жизни также подвержены детским страхам
Например, это может быть страх перед новой обстановкой. Наверняка любая мама замечала, как меняется малыш, стоит ему попасть в незнакомое помещение.
Также у малышей распространен страх потерять маму
Он настолько распространен, что описывать проблему просто не имеет смысла. Однако, к сожалению, очень часто подобный страх принимается за избалованность и капризы ребенка.
В возрасте от одного до трёх лет появляются новые детские страхи, невольными виновниками которых становятся родители крохи
К примеру, страх темноты, когда ребенка пугают «бабайкой» и прочими мифическими персонажами.
Слайд 4Существует также страх ребенка остаться одному хотя бы на минуту
Как
правило, возникает он именно из-за того, что элементарную потребность малыша
в родителях в первый год жизни взрослые сочли за обычную избалованность, и ребенок был лишён постоянного тесного контакта с мамой.
Ночные страхи. В большинстве случаев они являются продолжение страха темноты. Помните о том, что просмотр некоторых современных мультиков способен значительно усугубить ситуацию.
Слайд 5Детские страхи у детей 3-5 лет
Для возрастной категории трёх-пяти лет
наиболее характерны такие страхи, как:
Панический страх перед одиночеством;
Страх темноты.
Также в
этом возрасте некоторые родители с удивлением замечают, что у их крохи появился страх замкнутого пространства, например, ребёнок может отказаться заходить в лифт или начать требовать оставить открытой дверь в спальню. Психокоррекция такого детского страха обязательна, в противном случае этот страх может всплыть во взрослом возрасте, обернувшись клаустрофобией.
Детский ночной страх в этом возрасте вызывается сказочными персонажами, так ребёнок в этом возрасте отождествляет их с вполне реальными людьми.
Слайд 6Страхи у детей 5-7 лет
В возрасте 5-7 лет синдромы детских
патологических страхов становятся гораздо разнообразнее. Кругозор ребёнка расширяется, а вместе
с ним в жизни маленького человечка могут появиться новые страхи.
К примеру, ночные страхи в 7 лет приобретают новую форму – ребёнок начинает бояться засыпать, так как во сне он видит страшные сны. А это является весьма серьёзной нагрузкой на нервную систему ребёнка, поэтому коррекция ночных страхов 7 лет просто обязательна.
Появляется боязнь перед наказанием. Как уже говорилось, это весьма тревожный сигнал о том, что с отношениями между родителями и детьми не всё в порядке. Психокоррекция детских страхов перед наказанием должна начинаться с изменения подхода родителей к процессу воспитания ребёнка. Давно признан тот факт, что физическое воздействие на малыша не приносит ничего, кроме вреда.
Под воздействием разговоров взрослых людей и просмотров телепередач у ребёнка может возникнуть непреодолимый страх перед животными, чаще всего собаками. Кстати, зачастую взрослые усиливают сей страх, излишне опекая ребёнка.
В этом возрасте ребёнок сталкивается с таким печальным явлением человеческой жизни, как смерть. Однако осознать до конца этого ребёнок ещё не может, и поэтому у малыша появляется страх перед собственной смертью, смертью родителей.
Кроме того, страх смерти у ребенка, как следствие, влечёт за собой возникновение страха перед всевозможными пожарами, стихийными бедствиями, ДТП и прочее.
Слайд 7Страхи у детей 7-13 лет
У детей в возрастном промежутке от
7 до 11 лет появляются новые страхи, связанные с новым
этапом в их жизни.
Страх перед школой.
Страх коллектива, вызванный сложной адаптацией.
Страхи перед получением плохой оценки.
7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.
Слайд 8Принято выделять три вида страхов:
Навязчивые страхи
Эти страхи ребенок испытывает
при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например,
страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
Слайд 9Бредовые страхи
Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике
ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например,
ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
Слайд 10Сверхценные страхи
Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются
в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи
соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».
Слайд 11Причины возникновения детских страхов
Самая очевидная причина детских страхов – это
пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть
большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу.
Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть. Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.
Слайд 13Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе
детских страхов:
Гиперопека
Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке
со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
Недостаток внимания родителей
Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
Слайд 14Недостаток физической активности
Отсутствие достаточного количества физической активности так же может
стать причиной возникновения страхов.
Агрессия матери по отношению к ребенку
Если мать
в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
Нестабильная атмосфера в семье
Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.
Слайд 15Способы коррекции детских страхов
Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности,
направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития
личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи
Особенно широко в коррекционной работе используется ведущая деятельность детей. В дошкольном возрасте - это игра в различных ее разновидностях (сюжетная, дидактическая, подвижная, игра-драматизация, режиссерская). Ее успешно применяют как для коррекции личности ребенка, его взаимоотношений с окружающими, так и для коррекции познавательных, эмоциональных, волевых процессов общения. Игра безоговорочно признана универсальной формой коррекции в дошкольном периоде. Опора на игровые, значимые для дошкольника мотивы в коррекционных занятиях делает их особо привлекательными и способствует успеху в коррекции.
Слайд 16Важное место в коррекционной работе отводится художественной деятельности. Основные направления
коррекционных воздействий средствами искусства:
1) увлекающие занятия;
2) самораскрытие в творчестве.
Слайд 17Арт-терапия
Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через
искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно
победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.
Слайд 18Несколько примеров упражнений:
рисование страха – абстракция:
на листке бумаги
предлагается изобразить свой страх – с помощью линий и оттенков,
рисунок должен быть абстрактным, затем необходимо подробно прокомментировать каждую деталь и ее значение; рисование страха – материализация: страх изображается на бумаге в произвольной форме, затем с творением необходимо сделать разрушающее действие – смять и выбросить, порвать, сжечь, уничтожить другим произвольным методом;
Слайд 19 игровая процедура
«кинопробы» (может использоваться не только для
детей, но и для взрослых): придумывается сценарий, где существует главный
герой – победитель страха; сам страх (в виде отрицательного персонажа) и прочие роли, помогающие изобразить победоносный сюжет – предлагается разыграть сценку, исполняя каждую роль поочередно;
нить повествования:
берется клубок толстых ниток или бечевки; придумывается начало истории – например, о ребенке Коле, умном и добром, у которого вроде и все в порядке, но есть страх… – на этом клубок передается ребенку (конец нити остается в руках родителя), он должен рассказать о страхе и продолжить историю, передав клубок назад; повествование (передача клубка) продолжается до логического конца, где страх перестает быть устрашающим
Слайд 20Упражнение «Веселый страх»
Цель: коррекция тревожности, страхов.
Психолог рассказывает сказку: «Жил –
был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с
ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него. Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело?…». Дети предлагают свои варианты.
Упражнение «Защитный амулет»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Материалы: бумага А4, цветной картон, цветная бумага, пластилин, клей, ножницы, нитки, ленточки, пуговицы, стразы, блёстки, крупы (гречка, рис), макаронные изделия (разные по форме, размеру), бусинки, ракушки.
Процедура: Предлагается из предложенных материалов сделать себе личный амулет для защиты от страхов.
Вопросы:
Представьте свой амулет другим.
Как действует ваш амулет?
Какими свойствами он обладает?
Как он поможет Вам справиться с Вашим страхом?
Почему были выбраны именно эти материалы?
Слайд 21Упражнение «Нарисуй свой страх»
Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха,
снижение эмоционального напряжения.
Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
Процедура: Участникам
предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.
Вопросы:
Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
Изменилось ли твоё отношение к данному страху теперь?
Упражнение «Рисование страха»
Цель. Релаксация. Отреагирование через изобразительную деятельность. Диагностика «базового страха».
Материал. Бумага, краски, карандаши, фломастеры.
Содержание. Ведущий просит детей нарисовать «страшный рисунок, что-нибудь страшное». При отказе ребенок рисует то, что хочет (это является дополнительным диагностическим фактором).
Слайд 22• Упражнение «Пещера страхов»
Цель: дифференциация тревожности и страхов, их первичная стабилизация.
Средства:
изобразительные, экспрессивные, вербально-коммуникативные.
Форма: индивидуальная.
Возраст: старший дошкольный, младший школьный.
Материал:
Эскиз «пещера страхов».
Цветные
карандаши (краски, фломастеры).
Ход занятия:
Часть 1. Рисунок
Ребенку предлагается для рассмотрения эскиз рисунка «пещера страхов». Затем вводится инструкция по сказочному содержанию эскиза и установка на образное (объективированное) изображение страхов. Инструкция задается психологом в свободной форме.
Слайд 23Часть 2. Беседа
Когда рисунок закончен, ребенку предлагается рассказать об изображенных
образах и эмоциональных переживаниях в процессе рисования.
Стимулирующие вопросы:
Кто/что это? Почему
он/они страшные? Кого он/они пугают? Как? Когда? А ты их / его боишься? Почему? Его/их можно победить? Как?
Что ты чувствовал, когда рисовал? Что вспоминал? О чем думал?
Почему выбрал эти цвета, линии?
Часть 3.
Трансформация. Дорисовать или изменить пищеру. Чтобы она перестала быть страшной.
Дополнительная часть. Экспрессивная пауза
Ребенку предлагается изобразить страхи пантомимическими и мимическими средствами.
Слайд 24Этюд «У страха глаза велики»
Ход упражнения: Психолог вместе с детьми
встает в круг (На расстоянии вытянутых рук друг от друга)
и предлагает всем представить, что у них большой, огромный страх. (Широко разводит руки в стороны.) «У всех, кто боится, от страха большие глаза», – добавляет психолог. (Изображает большие, круглые глаза при помощи рук.) Дети повторяют движения вслед за педагогом. «Но теперь страх уменьшается», – говорит он и делает вновь руками соответствующие движения, предлагая детям повторить его за ним.
Выполняя с детьми упражнение, психолог подводит их к тому, что страх постепенно уменьшается, а затем совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.) В конце упражнения психолог предлагает детям посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого из них нет больше «больших глаз» и, следовательно, они ничего не боятся, так как страх исчез.
Слайд 25Упражнение «Волшебные зеркала»
Цель: формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в
себе, снижение тревожности.
Материалы: цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
Процедура: Участникам
предлагается нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных: в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоящимся ничего и сильным.