Слайд 1 Подготовила: педагог –психолог МОУ СОШ №4 Титова И.В.
Диагностика и мониторинг универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования
Слайд 2 Разработка концепции развития универсальных учебных действий в
системе общего образования отвечает новым социальным запросам.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Слайд 3 НОВЫЙ СТАНДАРТ ВЫДЕЛЯЕТ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
КОМПЕТЕНЦИИ:
- ПРЕДМЕТНЫЕ;
- МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ;
- ЛИЧНОСТНЫЕ
Слайд 4 НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕРЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПОТРЕБУЕТ
СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, А ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ И
ИЗМЕРЕНИЯ УКАЗАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАНОВЯТСЯ ОДНИМ ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ПРЕДМЕТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА.
Слайд 5
ВАЖНОЕ МЕСТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЗАНИМАЮТ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ, ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ, СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ И КОМФОРТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
Слайд 6
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет
всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и
видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Слайд 7РАБОТА ПСИХОЛОГА СТАНОВИТСЯ НЕОБХОДИМЫМ ЭЛЕМЕНТОМ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ШКОЛЫ,
ПОСКОЛЬКУ РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПОЛАГАЮТ ОЦЕНКУ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
ПО РЯДУ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КРИТЕРИЕВ. ВВЕДЕНИЕ УКАЗАННЫХ КРИТЕРИЕВ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВЕСЬ ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Слайд 8
Целью психологического мониторинга является создание социально – психологических условий для
развития личности учащихся и их успешного обучения.
Слайд 9· систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического
развития в процессе школьного обучения.
· формировать у обучающихся способности к
самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
· оказание помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
В ходе психологического мониторинга решаются
следующие задачи:
Слайд 10 1. Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития
ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний,
навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества;
- изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
Основные направления деятельности
школьной психологической службы:
Слайд 11 - формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов
психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);
-
разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
Основные направления деятельности
школьной психологической службы:
Слайд 12ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ:
2. Психопрофилактическая работа - обеспечение
решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
-
разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
Слайд 13 - выявление психологических особенностей ребенка, которые в
дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
- предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
Основные направления деятельности
школьной психологической службы:
Слайд 14 3. Психологическое консультирование – помощь в решении
тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.
4. Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
Слайд 15 Основой разработки критериев и методов оценки сформированности
универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические
измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
Слайд 161. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка.
Осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и
сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка.
I этап (1 класс) – поступление ребенка в школу
Слайд 17Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника.
Оцениваемые УУД:
Действия,
направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и
школьной действительности;
Действия устанавливающие смысл учения.
Методика: Беседа о школе
(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).
Действия самоопределения и смыслообразования (6,5 – 7 лет).
Слайд 182. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников.
-Групповая
консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической
культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий.
I этап (1 класс) – поступление ребенка в школу
Слайд 19I ЭТАП (1 КЛАСС) – ПОСТУПЛЕНИЕ РЕБЕНКА В ШКОЛУ
- Индивидуальные
консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют
низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.
Слайд 20I ЭТАП (1 КЛАСС) – ПОСТУПЛЕНИЕ РЕБЕНКА В ШКОЛУ
3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном
этапе общий ознакомительный характер.
Слайд 21 Без преувеличения его можно назвать самым сложным для
детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа
(с сентября по январь) предполагается:
II этап – первичная адаптация детей к школе
Слайд 22II ЭТАП – ПЕРВИЧНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
1.
Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на
ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и оказания помощи детям.
2. Проведение индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.
Слайд 23II ЭТАП – ПЕРВИЧНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
3. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило,
психологом во внеурочное время. Проводится развивающая система занятий психолога в период адаптации «Тропинка к своему Я» Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
Слайд 24
Основной формой ее проведения являются различные
игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям
быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
Слайд 25II ЭТАП – ПЕРВИЧНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Организованная групповая развивающая работа с детьми, направленна на повышение уровня
их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.
Слайд 26II ЭТАП – ПЕРВИЧНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
3.
Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и
родителей в период первичной адаптации первоклассников.
Слайд 27III ЭТАП – ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ
1.
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности
в освоении универсальных учебных действий.
2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики
Слайд 28III ЭТАП – ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ
3.
Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей
учащихся. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации.
Слайд 29III ЭТАП – ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ
4.Организация групповой
психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.
Выявление детей с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.
Слайд 30
Психологическая диагностика и сопровождение участников образовательного
процесса позволяет повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов являются
основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволяют сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.