в развитии ребенка.
Был ли период нормативного развития, период утраты
навыков и с чем его связывают.
Особенности: поведения ребенка, взаимодействия с детьми и взрослыми, игровой деятельности. Наличие избирательности в различных сферах жизнедеятельности, необоснованных страхов. Сформированность чувства опасности, навыков опрятности, навыков самообслуживания.
Наблюдение за поведением и спонтанной деятельностью ребенка на приеме:
Характеристика поведения: «полевое», в сфере собственных интересов, целенаправленное.
Первичный объект фиксации.
Эмоциональный фон: эйфоричный, депрессивный, колеблющийся, наличие аффективных реакций, наличие агрессии/самоагрессии.
Особенности моторики: двигательная расторможенность/заторможенность, мышечный тонус, стереотипные движения, чувство пространства – вписывается/задевает предметы, спотыкается.
Выбор игрушек и характер манипуляций с ними.
Особенности речи.
Наблюдение за взаимодействием близких взрослых и ребенка:
Контакт – полноценный (показывает игрушки, просит помощи, подходит когда устал, подходит чтобы пожалели), формальный (в сфере собственных интересов тянет за руку в сторону желаемого предмета, сам забирается на руки, контакт дозирует), симбиотический (паталогическая привязанность).
Реакция на уход матери или другого близкого взрослого из кабинета.
Диагностические пробы:
Реакция на имя.
Реакция на обращение и просьбы.
Установление зрительного контакта.
Доступность тактильного контакта .
Аффективные реакции – игнорирование, тревожность, сопротивление, агрессия.
Взаимодействие с ребенком в организованной деятельности с педагогом, в зависимости от демонстрируемых им возможностей:
Невербальное взаимодействие.
Вербальное взаимодействие – выполнение простых просьб/команд «сядь», «дай», «покажи» и т.п.
Опосредованное взаимодействие в игровой деятельности – сенсорные игры, предметные игры.
Зрительный контакт – сосредоточение на предъявляемом предмете или объекте, слежение за перемещением объекта, взгляд в сторону указующего жеста.
Определение типа аутистического дизонтогинеза