Разделы презентаций


Диалоги на полях: чему нам имеет смысл учиться у тех, кого мы учим?

Содержание

Я вправе говорить о том, нравится ли мне, как учится ребёнок, лишь в том случае, если я интересуюсь тем, нравится ли ему, как я его учу.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Диалоги на полях: чему нам имеет смысл учиться у тех,

кого мы учим?
Леонид Сергеевич Илюшин
доктор пед.наук, проф. СПбГУ и НИУ

ВШЭ
14 июня 2018 г
Диалоги на полях:  чему нам имеет смысл  учиться  у тех, кого мы учим?Леонид Сергеевич

Слайд 2Я вправе говорить о том, нравится ли мне, как учится

ребёнок, лишь в том случае, если я
интересуюсь тем, нравится

ли ему, как я его учу.



Я вправе говорить о том, нравится ли мне, как учится ребёнок, лишь в том случае, если я

Слайд 3Главные образовательные ресурсы школьника
1. Личное время

2. Внимание и активность

3. Опыт совершения

выбора в процессе получения образования

Главные образовательные ресурсы школьника1. Личное время2. Внимание и активность3. Опыт совершения выбора в процессе получения образования

Слайд 4 Кто кого?...
«Школьная усталость»

ИЛИ

«Инновационное образовательное поведение»

Кто кого?...«Школьная усталость» 			             ИЛИ«Инновационное

Слайд 5«школьная усталость»
эмоциональное и физическое
состояние ученика

устойчивое желание избегать

активного познавательно и исследовательского поведения по отношению к образовательным задачам,

кем бы они ни ставились.

«школьная усталость» эмоциональное и физическое состояние ученика устойчивое желание избегать активного познавательно и исследовательского поведения по отношению

Слайд 6Инновационное образовательное поведение [ Азбель, Илюшин 2015 г. «Тетрадь кейсовых

практик» ]
– совокупность мотивов и действий личности, направленных на создание

и освоение новых (более эффективных) способов решения образовательных задач.
Такое поведение формируется в условиях осознанного выбора человеком своей позиции в потоке непрерывного образования.

Инновационное образовательное  поведение  [ Азбель, Илюшин 2015 г. «Тетрадь кейсовых практик» ]– совокупность мотивов и

Слайд 7Маркеры инновационного образовательного поведения
желание понять, (по)чему именно необходимо учиться
желание найти

наиболее эффективный способ учиться
желание постоянно применять то, чему научился, на

практике

Маркеры  инновационного образовательного  поведения желание понять, (по)чему именно необходимо учитьсяжелание найти наиболее эффективный способ учитьсяжелание

Слайд 8ЧЕТЫРЕ дефицита школьного образования

ЧЕТЫРЕ  дефицита школьного образования

Слайд 91. Дефицит радости и удовольствия в процессе образования
Что делать?



Школьные стены
Юмор
Встречи с новыми людьми
Внеурочка как «счастливые часы»

1. Дефицит радости и удовольствия  в процессе образованияЧто делать? Школьные стеныЮморВстречи с новыми людьмиВнеурочка как «счастливые

Слайд 102. Дефицит ощущения «потока»

и вовлечённости в школьной среде.
Что делать?

Живые исследования
Групповые проекты
Настольные (и

не только) игры
Science Slam, Дебаты


2. Дефицит ощущения «потока»        и вовлечённости в школьной среде. Что

Слайд 113. Дефицит понимания смысла образования и конкретных учебных действий.

Что делать?
переводы

с «официального» на «детский»
работа с личностными стратегиями
практика критического мышления
сокращение пафоса

и имитации

3. Дефицит понимания смысла образования и конкретных учебных действий. Что делать?переводы с «официального» на «детский»работа с личностными

Слайд 124. Дефицит взаимного сочувствия и уважения между взрослыми и детьми.
Что

делать?

открытые дискуссии детей и взрослых
практика обратной связи в обучении
система формирующего

оценивания
помощь в преодолении волнения и страха

4. Дефицит взаимного сочувствия и уважения между взрослыми и детьми. Что делать?открытые дискуссии детей и взрослыхпрактика обратной

Слайд 13 Демотивирующие факторы
Сарказм и насмешка
Перегрузка
Лозунги и имитация
Назидательность
Страх

Демотивирующие факторы Сарказм и насмешкаПерегрузкаЛозунги и имитацияНазидательностьСтрах

Слайд 14 Мотивирующие факторы
Юмор
Поток
Смысл
Уважение и сочувствие
Осознанная ответственность

Мотивирующие факторы ЮморПотокСмыслУважение и сочувствиеОсознанная ответственность

Слайд 15Диалоги на полях
общих тетрадей

Диалоги на полях общих тетрадей

Слайд 16 1. Думать VS знать.  

1. Думать VS знать.  

Слайд 17Знание – это карта. Мышление – свобода передвижения.
естественно-научное мышление
инженерное

мышление
художественное мышление
языковое мышление
историческое мышление

Знание – это карта. Мышление – свобода передвижения. естественно-научное мышлениеинженерное мышлениехудожественное мышлениеязыковое мышлениеисторическое мышление

Слайд 18  2. Вопросы VS ответы.

  2. Вопросы VS ответы.

Слайд 19 От любопытства к любознательности
«Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать бОльшую

часть ответа».
(Роберт Шекли «Верный вопрос»)

От любопытства к 							любознательности«Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать бОльшую часть ответа». 				(Роберт Шекли «Верный вопрос»)

Слайд 20 3. Творчество VS алгоритм

3. Творчество VS алгоритм

Слайд 21
Если не знаешь, что делать – напиши об этом.

Если не знаешь, что делать – напиши об этом.

Слайд 22 4.Инициатива VS привычка

4.Инициатива VS привычка

Слайд 23Не попробуешь - не узнаешь.
 
Авторство vs Авторитет

Не попробуешь - не узнаешь.  Авторство vs Авторитет

Слайд 24 5. Эмоции VS информация

5. Эмоции VS информация

Слайд 25Восхищение, отвращение, восторг, разочарование, радость, грусть, азарт, скука, решимость, страх,

вдохновение, усталость.

Восхищение, отвращение, восторг, разочарование, радость, грусть, азарт, скука, решимость, страх, вдохновение, усталость.

Слайд 26 6. Работа над ошибками VS имитация верных решений

6. Работа над ошибками VS имитация верных решений

Слайд 27ошибка плагиата
ошибка подмены смысла
ошибка невнимания к деталям
ошибка страха неудачи
ошибка отказа

от выбора


ошибка плагиатаошибка подмены смыслаошибка невнимания к деталямошибка страха неудачиошибка отказа от выбора

Слайд 28 Современный учитель учит(ся) :
Проектирование исследований и исследование проектов

Управление процессами своей

жизни

Переговоры для сотрудничества

Современный учитель учит(ся) : Проектирование исследований и исследование проектовУправление процессами своей жизниПереговоры для сотрудничества

Слайд 29Дивергентное мышление из любой точки

Активный и эффективный отдых

Умение создавать интересный

текст

Самопрезентация и самооценка


Дивергентное мышление из любой точкиАктивный и эффективный отдыхУмение создавать интересный текстСамопрезентация и самооценка

Слайд 30Структура учебной мотивации

Структура учебной мотивации

Слайд 31Внешние требования + манипулятивные тактики;
Понимание практической пользы, смысла учебных действий;

Радость/удовольствие

от процесса и результата учебной деятельности.

Внешние требования + манипулятивные тактики;Понимание практической пользы, смысла учебных действий;Радость/удовольствие от процесса и результата учебной деятельности.

Слайд 33
Экспериментально обоснованные результаты изучения учебной мотивации школьников

* По материалам

российских и зарубежных исследований 2005 – 2015.

Экспериментально обоснованные результаты изучения учебной мотивации школьников* По материалам российских и зарубежных исследований 2005 – 2015.

Слайд 34Доказано что:
объяснение ученику каждой «ступени успеха» мотивирует больше, чем эмоциональная

оценка «высоты лестницы», на которую ему необходимо подняться;

Доказано что:объяснение ученику каждой «ступени успеха» мотивирует больше, чем эмоциональная оценка «высоты лестницы», на которую ему необходимо

Слайд 35«живые» артефакты (вещи и тексты «извне») повышают интерес к изучению

предмета

«живые» артефакты (вещи и тексты «извне») повышают интерес к изучению предмета

Слайд 36рассказывая ученикам о своих позитивных впечатлениях от процесса проверки заданий,

учитель снижает барьер неприятия самой идеи «домашней работы»;

рассказывая ученикам о своих позитивных впечатлениях от процесса проверки заданий, учитель снижает барьер неприятия самой идеи «домашней

Слайд 37Возможность выбора учеником:
уровня сложности,
формата работы/задания,
способа презентации, контроля,
авторства/соавторства и т.п.
развивает его

внутреннюю мотивацию и навык самоорганизации;

Возможность выбора учеником:уровня сложности,формата работы/задания,способа презентации, контроля,авторства/соавторства и т.п.развивает его внутреннюю мотивацию и навык самоорганизации;

Слайд 38игровые, импровизационные практики в классе дают особенно высокий шанс развития

внутренней мотивации слабо успевающим ученикам;

игровые, импровизационные практики в классе дают особенно высокий шанс развития внутренней мотивации слабо успевающим ученикам;

Слайд 39доля плохих результатов из-за не(до)понимания учениками того, что именно надо

было сделать, существенно выше, чем привык считать учитель;

доля плохих результатов из-за не(до)понимания учениками того, что именно надо было сделать, существенно выше, чем привык считать

Слайд 40От плотности, периодичности «всплесков» удивления, интереса и сосредоточенного внимания зависит

ощущение «потока» (the flow) - сильнейший ресурс внутренней мотивации ученика;

От плотности, периодичности «всплесков» удивления, интереса и сосредоточенного внимания зависит ощущение «потока» (the flow) - сильнейший ресурс

Слайд 41признание, похвала со стороны «внешнего эксперта» (т.е., не своего учителя)

повышает мотивацию, т.к. помогает выйти из зоны «заниженной самооценки»;

признание, похвала со стороны «внешнего эксперта» (т.е., не своего учителя) повышает мотивацию, т.к. помогает выйти из зоны

Слайд 42стратегии обучения с использованием «живых» технологий:
блоги;
сетевые конференции;
Youtube-видео;
развивают у учеников внутреннюю

мотивацию выполнения заданий и проектов;

стратегии обучения с использованием «живых» технологий:блоги;сетевые конференции;Youtube-видео;развивают у учеников внутреннюю мотивацию выполнения заданий и проектов;

Слайд 43вовлечение учеников в создание правил оценивания повышает их ответственность при

выполнении заданий именно за счет внутренней, а не внешней мотивации;

вовлечение учеников в создание правил оценивания повышает их ответственность при выполнении заданий именно за счет внутренней, а

Слайд 44ученик, у которого получилось что-то объяснить другим ученикам, радуется больше,

чем если он рассказывал что-то учителю;

ученик, у которого получилось что-то объяснить другим ученикам, радуется больше, чем если он рассказывал что-то учителю;

Слайд 45поддержка усилий создает больше оснований для личностного развития школьника, чем

«ставка» учителя на его способности и восхищение талантом;

поддержка усилий создает больше оснований для личностного развития школьника, чем «ставка» учителя на его способности и восхищение

Слайд 46сопереживание успеху другого учит школьника строить собственные учебных планы на

будущее;

сопереживание успеху другого учит школьника строить собственные учебных планы на будущее;

Слайд 47Чего же мне хочется?...

Чего же мне хочется?...

Слайд 48
Образовательная мотивация
как ресурс развития способностей

Образовательная мотивация как ресурс развития способностей

Слайд 49Учим и учимся
профессиональная любознательность
скорость педагогической реакции
импровизация и

интуиция
поиск логики и смысла в собственной деятельности
неприятие пафоса

и имитации
чувство юмора и социальный оптимизм
восхищение и сочувствие






Учим и учимся профессиональная любознательность скорость педагогической реакции импровизация и интуиция поиск логики и смысла в собственной

Слайд 50Радость и юмор
Поток
Смысл
Уважение и сочувствие
Ответственность

Сарказм и ирония
Перегрузка
Лозунги
Назидательность и морализаторство
Страх




Что и

как МЫ выбираем?

Радость и юморПотокСмыслУважение и сочувствиеОтветственностьСарказм и иронияПерегрузкаЛозунгиНазидательность и морализаторствоСтрахЧто и как МЫ выбираем?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика