Слайд 1
«Дидактические игры и методические пособия для
социально - коммуникативного
развития детей»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
– детский сад №93»
МБДОУ «ЦРР-детский сад № 93»
Подготовила:
воспитатель Лукьянчикова С. В.
Курск 2020
Слайд 2Социально-коммуникативное развитие
дошкольников направлено на:
Слайд 4Дидактические игры могут отличаться:
по обучающему содержанию
по игровым действиям и
правилам
по организации и взаимоотношениям детей
по познавательной деятельности детей
по
роли воспитателя
Слайд 5Цель:
развитие социально-коммуникативных способностей дошкольников через дидактическую игру
Слайд 7Дидактическая игра состоит из:
*Правила игры задает педагог.
Слайд 8В зависимости от материала
дидактические игры можно
разделить на 3
вида:
1. Игры с предметами
3. Словесные игры
2. Настольно – печатные
Слайд 91. Игры с предметами (игрушки, природный материал и т. д.).
«Комплименты»
Цель:
развитие коммуникативности, доброжелательности друг к другу.
Ход игры: воспитатель объясняет детям
значение слова «комплимент» (добрые, приятные слова, которые говорят человеку о нем). Дети становятся в круг, передают мяч по кругу, делая комплименты друг другу. Желательно учить детей описывать не только внешний вид друг друга, а называть положительные черты характера своих друзей. И ребенок, которому сказали комплимент, благодарит. Если детям трудно выразить комплимент, то это должен сделать воспитатель
Слайд 10«Цветок добрых дел»
Цель: Развитие адекватной оценочной деятельности дошкольников, направленной на
анализ собственного поведения и поступков своих товарищей, умение оценивать положительные
и отрицательные поступки.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку оторвать лепесток любого цвета, и рассказать о своем добром поступке, или добром деле
Слайд 11«Мы такие разные»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, умения различать индивидуальные особенности
других людей и народов разных национальностей.
Ход игры: С помощью воспитателя
дети рассматривают пособие и обсуждают костюмы разных национальностей, обычаи народов,особенности внешнего различия и составляют рассказы о своих семейных традициях и обязанностях.
Слайд 12«Салон красоты»
Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности;
воспитание культуры
поведения в общественных местах, уважения, вежливого обращения к старшим и к
друг другу.
Ход игры:
Дети обыгрывают сюжет игры, договариваются между собой о ролях, контролируют выполнение правил.
Игровые отношения между детьми разворачиваются на основе отношений мастера салона и посетителя.
Слайд 13«Магазин»
Задачи: Научить детей описывать предметы не называя их, воспитывать дружеские
взаимоотношения,
развивать воображение и речь.
Ход игры:
Купить игрушку, не называя ее,
а описывая, при этом смотреть на игрушку нельзя.
Слайд 14«Поликлиника»
Цель: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения
и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; формирование положительных установок
к различным видам труда.
Ход игры:
Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, смотрит горло, делает назначение.
Слайд 15«Колпак-невидимка»
Цель: воспитание положительного и внимательного отношения детей друг к другу;
умение замечать отсутствие какого-либо игрока и угадывать его.
Ход игры:
По
команде воспитателя дети приседают, закрывают глаза. Затем взрослый накрывает одного ребенка колпаком. Дети открывают глаза, угадывают, кто накрыт. В старших и подготовительных группах предлагается детям побыть ведущими в этой игре и самим выбирать, кого прятать.
Слайд 162. Настольно – печатные игры.
Рассказы по картинкам
«Опиши эмоцию»
Задачи:
распознавать
основные эмоции других детей; закрепить умение соотносить настроение с мимическими
реакциями; активизировать использование в речи слов названий эмоций.
Ход игры: предложить детям выбрать ту или иную эмоцию, чувства, обозначить их словами и обсудить, почему у созданного персонажа такое настроение. Что у него случилось, какая история произошла? Или помочь герою сменить печаль на радость, а затем вместе с педагогом придумать историю.
Слайд 17Наглядно-дидактическое пособие «Что хорошо, что плохо»
Цель : развитие адекватной оценочной
деятельности дошкольников, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей ,
умение оценивать положительные и отрицательные поступки.
Ход игры:
Дети рассматривают пособие, составляют рассказы по картинкам, оценивая поступки героев и указывают на положительные и отрицательные качества персонажей.
Слайд 18«Шашки»
Данные настольные игры предполагают совместную детскую деятельность, поэтому способствуют
социализации, развитию навыков общения, приучают дошкольников доброжелательно относиться друг к
другу. Ведь мнение, что шашки и шахматы — это тихие игры, является заблуждением. Дошкольники не умеют скрывать свои эмоции, а чаще всего рассуждают вслух, проговаривают ходы, делятся впечатлениями.
Слайд 19Лото
«Герои русских сказок»
Задачи: подобрать нужные картинки, найти среди многообразия
персонажей героев конкретной истории, назвать их имена и определить победителя
игры, собравшего быстрее всех свои карточки на игровом поле.
Ход игры:
Каждое игровое поле – одна сказка с 6 соответствующими карточками. Дети называют имена персонажей. С карточками они могут пересказывать сюжет сказки, наглядно иллюстрируя ее. Дети могут взять на себя роли героев и «разыграть» сказку, последовательно выкладывая карточки с персонажами на поле.Правила предлагают несколько вариантов игр, в том числе сравнение героев, вопросы по сюжету, описания животных.
Слайд 20Правила
дорожного движения
Цели: уточнение представлений о транспорте и правилах дорожного
движения; активизация процессов мышления, внимания и речи детей; воспитание сообразительности
и находчивости.
Ход игры:
Воспитатель задает вопросы детям. Кто из детей знает правильный ответ, поднимает руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Слайд 21«Путешествие в мир эмоций»
Цели: развитие эмоционального мира ребенка, активизация умения
чувствовать настроение. Умение сопереживать персонажам игры, обучение языку эмоций, умение
определять, как выглядят различные эмоции. Совершенствование способности различать основные эмоциональные состояния и определять их по лицам персонажей сказок.
Ход игры: для игры потребуется кубик, на гранях которого изображены схемы эмоций и 18 карточек с персонажами сказок. Ведущий раскладывает карточки на столе лицевой стороной вверх. Игрок бросает кубик, смотрит на выпавшую схему эмоции, называет ее и находит карточку сказочного героя с таким же эмоциональным состоянием. Составляют портрет героя, используя карточки с изображениями частей лиц.
Слайд 22«Раздувайся, пузырь»
3. Словесные игры.
Слайд 23Цель:
развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Описание игры:
Дети стоят в
кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают, по
команде ведущего делают шаги назад — «пузырь» увеличивается. По сигналу останавливаются, идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
Слайд 24«Подарки»
Цель: формирование дружеских взаимоотношений между детьми.
Ход игры:
При помощи считалки выбирается
водящий, который встает в центре круга. Дети ходят по кругу
и произносят слова:
Принесли мы всем подарки –
кто захочет, тот возьмет,
Вот вам кукла, мишка, зайка,
Конь, волчок и самолет.
Водящий выбирает “подарок”. В соответствии с выбранным подарком, дети производят имитацию. Зайчик – дети прыгают, как зайчики. Кукла – дети танцуют. Мишка – дети двигаются в соответствии со словами потешки “Мишка косолапый”. Конь – дети бегут по кругу перескоками. Волчок – дети кружатся вокруг себя. Самолет – дети бегают врассыпную, с прямыми вытянутыми по сторонам руками.
Слайд 25«Где мы были, мы не скажем»
Задачи:
учить детей называть действие словом; развивать творческое
воображение, сообразительность; правильно употреблять глаголы; воспитывать положительное отношение к другу
другу.
Игровые правила.
Все дети правильно изображают действие, так чтобы можно было догадаться, назвать его.
Слайд 26«Ожившие игрушки»
Цель: развитие умения чувствовать и понимать другого; способствовать доверительному отношению к
сверстникам и взрослым; воспитание положительного отношения к коммуникативным играм и
играм без слов.
Ход игры: Дети показывают свои любимые игрушки. После окончания игры, взрослый вновь собирает детей вокруг себя и предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребенка ещё раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.
Слайд 27«Зеркало»
Задача: Развивать внимание дошкольников, двигательную активность, память, фантазию.
Ход игры:
Выбираются
два игрока. один в роли зеркала, а другой - “отражение”,
в точности повторяющее движение зеркала.
Побеждает та пара игроков, которая была самой точной в своих движениях.
Слайд 28«Иголочка - ниточка»
Цель: активизация совместной деятельности, работа в
группе.
Ход игры:
Один ребенок берет на себя роль «иголки» и
встает первым, остальные дети «ниточка» встают за ним, держа друг друга за пояс. По сигналу взрослого «иголочка» начинает двигаться в любом направлении, «ниточка» старается двигаться в такт, чтобы не отстать (не порваться). Играть можно несколько раз и менять ведущего.
Слайд 29«Слепой и поводырь»
Цель: формирование доверия к сверстникам, взрослым и товарищам.
Ход
игры:
выбирается два игрока, один из них будет слепым (глаза
закрыты или завязаны), другой - его поводырем, который старается аккуратно и бережно перевести “слепого человека” через полосу препятствий, оберегая его от столкновений.
Слайд 30«Мирилки»
Цели: формирование положительных контактов между детьми, и умение разрешать конфликтные
ситуации мирным путем.
Помочь в игровой форме примирить детей, урегулировать
ситуацию в положительную сторону. Сохранить доброжелательные отношения детей друг к другу в течение всего дня.
Дети с помощью стихотворений-мирилок разрешают свои спорные моменты.