Слайд 2Методы обучения: сущность понятия
Понятие «метод» (от греч. «methodos») – путь,
способ продвижения к истине, ожидаемому результату.
Метод обучения характеризуется 3 признаками:
-
цель обучения;
- способ усвоения;
- характер взаимодействия субъектов обучения.
Понятие метода обучения отражает:
1) способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;
2) специфику их работы по достижению различных целей обучения.
Слайд 3Определение понятия
Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и
учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач(Пидкасистый П.И)
Метод
обучения является системой действий учителя, организующего практическую и познавательную деятельность ученика, которая устойчиво ведёт к усвоению содержания образования (И.Я. Лернер)
Метод можно определить как «…конструируемую с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся и усвоение ими определённой части содержания образования» (В.В. Краевский)
Слайд 4Структура метода
Цель учителя → Деятельность учителя – Средства учителя ↔Цель
ученика → Деятельность ученика – Средства ученика ↔ Изменение ученика
под влиянием его деятельности → Достигнутая цель
Слайд 5Классификация методов
1. Классификация на основе видов деятельности педагога и обучающегося:
а) методы работы педагога: рассказ, объяснение, беседа;
б) методы работы обучающихся:
упражнение, самостоятельная работа.
2. Классификация по источнику получения знаний:
а) словесные методы (источник – устное или печатное слово);
б) наглядные методы (источник – наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (источник – выполняемые практические действия).
Слайд 6Словесные методы
Словесные методы относятся к группе методов организации и осуществления
чувственного восприятия учебной информации (перцептивные методы).
Взаимодействие педагога и ученика в
условиях словесной передачи и слухового восприятия учебной информации может быть рассмотрено в форме лекции, рассказа, беседы.
Лекция
Рассказ – описание (описание прибора, структуры растений…), рассказ – повествование (изложение событий, фактов из жизни писателей, исторических деятелей…).
Беседа: сообщающая (введение новых знаний на основе имеющихся), воспроизводящая (восстановление ранее полученных знаний), эвристическая (на основе изученного формулируются новые понятия, выводы, правила…)
Слайд 7Наглядные методы
Метод наблюдений – изучение объектов в естественных условиях.
Метод демонстраций
– наглядный показ различных предметов, материалов, пособий и опытов.
Слайд 8Практические методы
Метод упражнений
Учебно – практические работы
Творческие работы
Слайд 9Классификация методов
3. Классификация методов в зависимости от характера познавательной деятельности
обучающихся (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер):
а) объяснительно – иллюстративный;
б) репродуктивный;
в) проблемное
изложение;
г) частично – поисковый;
д) исследовательский
Слайд 10Объяснительно – иллюстративный метод
Объснительно – иллюстративный или информационно – рецептивный
метод: схема взаимодействия учителя и ученика в момент, когда учитель
предъявляет знания а ученик их воспринимает.
Требования к предъявлению готовых знаний со стороны учителя предполагают учитывать постепенное их структурирование:
- знания в ходе изложения раскрываются всегда в их ближайших взаимосвязях;
- изучаемые события, явления, законы, теории по возможности характеризуются как система взаимосвязанных элементов;
- существенные процессы освещаются так, чтобы становился ясным механизм их протекания;
- учащихся учат самостоятельному структурированию знаний.
Слайд 11Репродуктивный метод
Сущность репродуктивного метода: учитель конструирует, отбирает задания, выполняя которые
учащиеся отрабатывают способы применения знаний.
Применение знаний на двух уровнях: по
образцу и творческое:
- точное указание порядка действий;
- обобщенные предписания действий и их последовательность;
- ориентиры в определении области поиска конкретных знаний и способов деятельности.
Репродуктивный метод проявляется в двух формах:
- предъявление одного и того же задания для неоднократного повторения;
- предъявление вариативных заданий, сходство которых с ранее усвоенным образцом легко опознаваемо
Слайд 12Исследовательский метод
Метод, организующий творческую деятельность обучающихся посредством решения ими проблем
и проблемных задач, называется исследовательским.
Сущность метода: учитель конструирует методическую систему
проблем и проблемных задач, адаптирует её к конкретной ситуации учебного процесса, предъявляет учащимся, а учащиеся, решая проблемы, постепенно овладевают процедурой творчества, творчески усваивают и методы познания.
Дидактические условия применения метода:
- дифференциация идей: идеи, которые будут изложены педагогом; идеи, понятия, которые дети сами добудут в процессе изучения темы;
- конструирование исследовательских (проблемных) задач так, чтобы первая группа идей выступала как средство, а вторая – как результат деятельности.
Слайд 13Классификация проблемных ситуаций (задач)
Познавательные проблемные ситуации (задачи):
- самостоятельное определение или
характеристика понятий;
- объяснение причин явления;
- сравнение;
- выдвижение гипотезы.
Оценочные проблемные ситуации:
-
опровержение ложных концепций и суждений;
- изучение положительных и отрицательных сторон предметов и явлений;
- оказание помощи в совершенствовании деятельности.
Организаторско – производственные проблемные ситуации:
- обнаружение неполадок в деятельности человека, установление причин;
- поиски путей улучшения деятельности;
- подбор и расстановка кадров;
- поиск наиболее оптимальных условий организации деятельности.
Слайд 14Эвристический метод
Сущность эвристического (частично – поискового) метода: под руководством учителя
учащийся не решает целостные проблемные задачи, а выполняет только отдельные
шаги, части процесса решения.
Алгоритм работы:
-учитель сообщил факты, направил мысль учащихся в необходимое русло, а вывод учащиеся делают сами;
-учитель поставил проблему, а гипотезу выдвигают ученики;
- учитель раскрывает логику доказательств, а учеников просит предсказать очередной шаг рассуждений;
- учитель даёт задачу и по мере затруднений в её решении упрощает ход работы: даёт сходную облегчённую задачу, делит трудную задачу на две – три более простые, а затем возвращается к исходной задаче.
Слайд 15Проблемное изложение
Проблемное изложение как эталон культуры творческого научного мышления.
Сущность метода:
учитель формулирует проблему и сам раскрывает противоречивый процесс её доказательного
решения, а ученики следят за ходом мысли, рассуждений учителя, мысленно проверяют степень их логичности и убедительности.
Вопросы, возникшие у учеников в процессе проблемного изложения материала педагогом, задаются в конце занятия.
Слайд 16Классификация методов
4. Классификация методов на основе целостного подхода к процессу
обучения (Ю.К. Бабанский):
а) методы организации и осуществления учебно – познавательной
деятельности:
- словесные, наглядные, практические (аспект передачи информации);
- индуктивные и дедуктивные (логический аспект);
- репродуктивные и проблемно – поисковые (аспект мышления);
- самостоятельной работы и работы под руководством педагога (аспект управления учением);
б) методы стимулирования и мотивации:
- интереса к учению;
- долга и ответственности в учении;
в) методы контроля и самоконтроля в обучении:
- устный, письменный и лабораторно - практический
Слайд 17Выбор методов обучения
Выбор методов обучения зависит:
- от общих целей образования
и ведущих установок современной дидактики;
- от особенностей содержания и методов
данной науки и изучаемого предмета, темы;
- от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;
- от цели, задач, содержания материала конкретного занятия;
- от времени, отведённого на изучение того или иного материала;
- от возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей;
- от уровня подготовленности обучающихся;
- от материальной оснащённости учебного заведения;
- от возможностей и особенностей педагога.