Слайд 1Дидактика
Общие основы теории обучения
Основные понятия
Слайд 2В обществе нет согласия по поводу целей и задач образования;
Нет
такого согласия и в образовательной среде;
Начались финансовые вливания в систему
образования, они будут увеличиваться – это момент для того, чтобы сформулировать общие преставления о целях и задачах;
Мы все вовлечены в модернизацию образования: институциональное изменение норм, правил и условий реализации образовательной деятельности.
Проблемы
современного образования
Слайд 3Результаты образования
в России и оэрс
«...ребенок несет эту ответственность ни в коем
случае не в первую очередь. Столько взрослых людей, целая государственная система работают,
а оценивается только ребенок! Судьба зависит от того, какую он получит оценку, а ведь в этой оценке — работа всех».
И.М. Логвинова, зам. директора ИСИ РАО
Слайд 7Основные функции теории обучения
Теоретическая
Изучение реальных процессов обучения,
Установление фактов и закономерностей
обучения
Раскрытие их сущности
Выявление тенденций развития обучения
Нормативно-прикладная
Разработка содержания образования
Установление принципов обучения
Установление
нормативов применения методов и средств обучения
Слайд 8Системный подход
Личностный подход
Деятельностный подход
Культурологический подход
Этнопедагогический подход
Антропологический подход
Основные подходы к образованию
Слайд 9Основные этапы развития теории обучения в ХХ веке
1920 - 1940-е-
ассоциативно-рефлекторная теория
1950-70 – общая теория систем
1950-1980 – использование неосознаваемых
процессов при обучении
1960- ТСО в учебном процессе
1960, 1990 – развивающее обучение, проблемное обучение
1960-1970- программированное обучение, теория поэтапного формирования умственных действий,
1970- 1980- теория педагогических систем, суггестопедия, кибернетическая педагогика
1970-1990- оптимизация обучения, суггестокибернетика
Слайд 10Подходы к определению понятия «образование»
Б.М. Бим-Бад, А.В. Петровский: процесс педагогически
организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.
В.С. Леднев: общественно
организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане процесс
становления личности в соответствии с генетической и социальной программами.
Слайд 11Показатели качества современного процесса обучения
Обеспечение разностронности развития личности и выполнения
поставленной педагогической задачи на каждом отрезке обучения,
Построение содержания обучения или
его целостных тематических фрагментов как взаимосвязанной системы, отвечающей целям и потребностям общества
Структурированность знаний в доступной учащимся целостной системе как в ходе обучения, так и в его итоге. Включение в содержание образования знаний о процессах и методах познания, механизмах изучаемых процессов, принципах осуществляемых действий,
Овладение оптимальными способами усвоения изучаемого материала, умственной деятельности с перспективой перехода к самообразованию,
Слайд 12Расширение содержания образования за счет включения учащихся в программируемую внеучебную
деятельность, соотнесенную с учебными предметами,
Овладение учащимися системой ценностей, соответствующих интересам
общества, мотивам учения,
Соответствие общедидактических методов обучения характеру видов содержания учебного материала и способам его усвоения, а также соответствие конкретных методов обучения дидактическим задачам и специфике усвоения данного содержания,
Рациональное применение средств обучения,
Своевременный учет закономерностей усвоения различнсых элементов социального опыта и его конкретного воплощения в разнородном учебном материале,
Постоянный контроль за успешностью обучения.
Слайд 14Парные принципы обучения
П-п воспитывающего и развивающего обучения
П-п связи обучения с
жизнью
П-п систематичности и последовательности в обучении
П-п сознательности и творческой активности
обучающихся
П-п коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся
П-п положительного эмоционального фона
П-п наглядности обучения и развития теоретического мышления
П-п прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся
П-п научности и посильной трудности обучения
Слайд 15Принципы организации учебного процесса
П-п самоорганизации
П-п развития
П-п самодеятельности
П-п ролевого участия
П.п ответственности
П-п
коллективизма
П-п психологического обеспечения
Слайд 19Способы структурирования содержания образования
Линейный: отдельные части учебного материала образуют последовательность
тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых, как правило, только один
раз. Особенно важна последовательность учебного материала, систематичность, доступность, историчность в изложении (история, языки, литература, музыка и т.д.)
Концентрический: основан на повторе учебного материала с его постепенным расширением и углублением, установлением связей и зависимостей (физика, химия, биология и пр.)
Спиральный: рассмотрение исходной проблемы с постепенным расширением и углублением связанных с ней знаний (общественные, социальные, психологические и т.д. науки).
Смешанный: комбинация 1-3 способов, позволяет маневрировать при организации содержания образования, излагать отдельные его части различными способами.
Слайд 20Четыре революции в области методов обучения
Учителя – «родители» уступили место
профессиональным учителям
Замена устного слова письменным
В обучение введено печатное слово
Частичная автоматизация
и компьютеризация обучения