Разделы презентаций


Дифференциальная психология

Содержание

Дифференциальная психофизиология (Ратанова Т.А., 2008)Отрасль психологии, исследующая индивидуальные психофизиологические различия между людьми. Изучает зависимость индивидуальных особенностей психики от индивидуальных различий в деятельности мозга.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дифференциальная психология
Тема 1. Предмет и методы дифференциальной психологии

Дифференциальная психологияТема 1. Предмет и методы дифференциальной психологии

Слайд 2Дифференциальная психофизиология (Ратанова Т.А., 2008)
Отрасль психологии, исследующая индивидуальные психофизиологические различия

между людьми. Изучает зависимость индивидуальных особенностей психики от индивидуальных различий

в деятельности мозга.
Дифференциальная психофизиология (Ратанова Т.А., 2008)Отрасль психологии, исследующая индивидуальные психофизиологические различия между людьми. Изучает зависимость индивидуальных особенностей психики

Слайд 3Методологические подходы, использующиеся в дифференциальной психофизиологии (Ратанова Т.А., 2008)
Сопоставление физиологических

и психологических параметров, полученных в независимых экспериментах и изучение изменений

физиологических функций во время той или иной деятельности.
Методологические подходы, использующиеся в дифференциальной психофизиологии (Ратанова Т.А., 2008)Сопоставление физиологических и психологических параметров, полученных в независимых экспериментах

Слайд 4Для дифференциальной психофизиологии характерны (Ратанова Т.А., 2008)
Исследование отдельных свойств, а

не типов ВНД;
Признание у одного и того же свойства многих

проявлений, образующих синдром;
Выделение в синдроме основного показателя, наиболее значимого (референтного) для данного свойства;
Отказ от оценочного подхода к свойствам нервной системы, от признания свойств слабости и инертности отрицательными свойствами.
Для дифференциальной психофизиологии характерны  (Ратанова Т.А., 2008)Исследование отдельных свойств, а не типов ВНД;Признание у одного и

Слайд 5Возбуждение
Свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение; переход

нервной клетки или нервного волокна от состояния покоя к состоянию

активности, проявляющейся в генерации нервных импульсов или увеличении их частоты.
ВозбуждениеСвойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение; переход нервной клетки или нервного волокна от состояния

Слайд 6Торможение
Активный процесс, проявляющийся в ослаблении или прекращении деятельности нервных центров

(центральное торможение, открытое в 1863 г. И.М. Сеченовым) или рабочих

органов (периферическое, открытое в 1840 г. Эр. и Эд. Вебер).
ТорможениеАктивный процесс, проявляющийся в ослаблении или прекращении деятельности нервных центров (центральное торможение, открытое в 1863 г. И.М.

Слайд 7Отечественная дифференциальная психология
теория свойств нервной системы, выдвинутая в основных чертах

И.П.Павловым – основа дифференциальной психофизиологии.


Отечественная дифференциальная  психологиятеория свойств нервной системы, выдвинутая в основных чертах И.П.Павловым – основа дифференциальной психофизиологии.

Слайд 8Основные свойства нервных процессов по И.П. Павлову
Сила возбуждения и торможения;
Их

подвижность;
Уравновешенность.

Индивидуальные особенности ВНД всегда обусловлены не каким-либо одним из свойств,

а всегда – их сочетанием.
Основные свойства нервных процессов по И.П. ПавловуСила возбуждения и торможения;Их подвижность;Уравновешенность.	Индивидуальные особенности ВНД всегда обусловлены не каким-либо

Слайд 9Типы ВНД (по И.П. Павлову)
Сильный уравновешенный быстрый (живой) – соответствует

сангвиническому темпераменту;
Сильный уравновешенный медленный (спокойный) – флегматическому темпераменту;
Сильный неуравновешенный (безудержный)

( сильный возбудительный процесс и относительно слабое торможение)– холерическому темпераменту;
Слабый тип (слабые и возбуждение и торможение, в особенности) – меланхолическому темпераменту.
Типы ВНД (по И.П. Павлову)Сильный уравновешенный быстрый (живой) – соответствует сангвиническому темпераменту;Сильный уравновешенный медленный (спокойный) – флегматическому

Слайд 10Концепция свойств нервной системы (по И.П. Павлову)
Введено и использовано понятие

элементарных характеристик нервной ткани (клеток) экзогенных по отношению к сущности

организации поведения;
Так, например, сила нервной системы связана с индивидуальным уровнем содержания гипотетического «возбудимого вещества»;

Концепция свойств нервной системы (по И.П. Павлову)Введено и использовано понятие элементарных характеристик нервной ткани (клеток) экзогенных по

Слайд 11Концепция свойств нервной системы (по И.П. Павлову)
Свойства нервной системы могли

быть соотнесены с любым измеримым (непрерывным или дискретным) индивидуальным параметром,

а не только с некоторыми типами поведения (например, с Павловскими типами).
Концепция свойств нервной системы (по И.П. Павлову)Свойства нервной системы могли быть соотнесены с любым измеримым (непрерывным или

Слайд 12Школа Б.М. Теплова –в ней развивались идеи И.П. Павлова о

свойствах нервной системы
В.Д. Небылицын, Л. А. Шварц, К. М. Гуревич;

Н.С. Лейтес, В.И. Рождественская, И.В. Равич-Щербо и др.
Исследования этой школы показали, что можно выделить (кроме Павловских) – дополнительные свойства нервной системы (лабильность, динамичность, концентрированность).
Школа Б.М. Теплова –в ней развивались идеи И.П. Павлова о свойствах нервной системыВ.Д. Небылицын, Л. А. Шварц,

Слайд 13Положения, лежащие в основе исследований свойств нервной системы в школе

Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына
Необходимость изучения свойств нервной системы, а

не типов ВНД;
Установление связи свойств нервной системы с динамическими, формальными особенностями поведения, а не с содержательной стороной психики;
Использование не одной, а нескольких методик для диагностики каждого свойства нервной системы, предпочтительность непроизвольных показателей свойств;
Положения, лежащие в основе исследований свойств нервной системы в школе Б.М. Теплова – В.Д. НебылицынаНеобходимость изучения свойств

Слайд 14Оценка свойства как комплекса (синдрома) коррелирующих проявлений;
Отказ от оценочного подхода

к свойствам, утверждение одинаковой биологической ценности полярных свойств (сила-слабость, подвижность-инертность);
Широкое

использование математико-статистических методов (корреляционного, факторного анализа) для выделения и исследования природы свойства нервной системы.

Положения, лежащие в основе исследований свойств нервной системы в школе Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына

Оценка свойства как комплекса (синдрома) коррелирующих проявлений;Отказ от оценочного подхода к свойствам, утверждение одинаковой биологической ценности полярных

Слайд 15Структура индивидуально-психологических различий (по Б.М. Теплову)
Темперамент (как динамическая характеристика психической

деятельности личности);
Предпосылки способностей (общих и специальных).

Структура индивидуально-психологических различий (по Б.М. Теплову)Темперамент (как динамическая характеристика психической деятельности личности);Предпосылки способностей (общих и специальных).

Слайд 16Вклад Б.М. Теплова в развитие дифференциальной психофизиологии
Согласно Б.М. Теплову, свойства

нервной системы проявляют себя, прежде всего и преимущественно, в динамическом

(или формально-динамическом) аспекте поведения (скорость, темп, напряженность, вариабельность и др.) и в меньшей степени обнаруживаются в содержательных аспектах деятельности ( побуждения, мотивы, цели, знания и др.).
Вклад Б.М. Теплова в развитие дифференциальной психофизиологииСогласно Б.М. Теплову, свойства нервной системы проявляют себя, прежде всего и

Слайд 17Вклад Б.М. Теплова в развитие дифференциальной психологии
Сформулированная Б.М. Тепловым стратегия

типологических исследований определялась первичным детальным изучением отдельных свойств нервной системы

исходя из их физиологического содержания, а в отдаленной перспективе — выделением характерных сочетаний данных фундаментальных характеристик мозга и их психологических проявлений в определенных типах высшей нервной деятельности (1954-1959).
Вклад Б.М. Теплова в развитие дифференциальной психологииСформулированная Б.М. Тепловым стратегия типологических исследований определялась первичным детальным изучением отдельных

Слайд 18Понятия «тип», «типологический» в дифференциальной психологии соотносится с определенным сочетанием

свойств нервной системы.

Понятия «тип», «типологический» в дифференциальной психологии соотносится с определенным сочетанием свойств нервной системы.

Слайд 19Термин «дифференциальная психофизиология»
Впервые использован в 1963 г. В.Д. Небылицыным для

обозначения мультидисциплинарной области психологии, которая образовалась на пересечении физиологии высшей

нервной деятельности (и нейрофизиологии) и дифференциальной психологии (психологии индивидуальных различий).
Термин «дифференциальная психофизиология»Впервые использован в 1963 г. В.Д. Небылицыным для обозначения мультидисциплинарной области психологии, которая образовалась на

Слайд 20Предмет дифференциальной психофизиологии
дифференциальная психофизиология имеет свой специфический предмет, связанный

с изучением конституциональных, природных, стабильных, генотипически обусловленных свойств индивида, в

том числе и свойств его нервной системы (И.В. Равич-Щербо, 1975).
Предмет дифференциальной психофизиологии дифференциальная психофизиология имеет свой специфический предмет, связанный с изучением конституциональных, природных, стабильных, генотипически обусловленных

Слайд 21Дифференциальная психофизиология
Дифференциальная психофизиология была сфокусирована на изучении механизмов детерминации индивидуально-психологических

различий (в том числе и различий в темпераменте и способностях

особенностями нейродинамической организации индивидуальности.
Дифференциальная психофизиологияДифференциальная психофизиология была сфокусирована на изучении механизмов детерминации индивидуально-психологических различий (в том числе и различий в

Слайд 22В.Д.Небылицын
Дифференциальная психофизиология -направление психологической науки, призванное изучать унитарные

параметры целого мозга как задатки целостных общеличностных особенностей человека
(В.Д.Небылицын,

1968).
В.Д.Небылицын  Дифференциальная психофизиология -направление психологической науки, призванное изучать унитарные параметры целого мозга как задатки целостных общеличностных

Слайд 23Вклад В.Д. Небылицына в разработку концепции свойств нервной системы
Основываясь на

имеющихся фактах, полученных в работах П.К. Анохина, А.Р. Лурия, Е.Д.

Хомской, В.Д. Небылицын полагал, что индивидуальные проявления таких существенных функций, как организация целенаправленных движений и действий, сложные интеллектуальные операции, высшие гностические процессы, программирование конструктивной деятельности, целенаправленная активность, высшие формы эмоций и потребностей, должны быть так или иначе связаны с общими свойствами как фундаментальными особенностями регуляторной системы мозга человека.
Вклад В.Д. Небылицына в разработку концепции свойств нервной системыОсновываясь на имеющихся фактах, полученных в работах П.К. Анохина,

Слайд 24Вклад В.Д. Небылицына в разработку концепции свойств нервной системы
Предложено понятие

общих свойств нервной системы, которые являются детерминантами индивидуальных особенностей поведения

в наиболее его общих проявлениях и чертах;
Согласно гипотезе Небылицына, в качестве общих свойств нервной системы следует рассматривать физиологические параметры комплексов мозговых структур, которые имеют значение для целостной психической деятельности индивида и детерминируют проявления общеличностных характеристик индивидуальности.
Вклад В.Д. Небылицына в разработку концепции свойств нервной системыПредложено понятие общих свойств нервной системы, которые являются детерминантами

Слайд 25Общие свойства нервной системы
По В.Д. Неблицыну, общие свойства -унитарные нейрофизиологические

параметры, характеризующие мозг как целое и лежащие в основе общеличностных

проявлений.
Как возможный субстрат общих свойств, позволяющий приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей поведения, рассматривались фронтальные мозговые структуры.


Общие свойства нервной системыПо В.Д. Неблицыну, общие свойства -унитарные нейрофизиологические параметры, характеризующие мозг как целое и лежащие

Слайд 26Морфологический субстрат общих свойств нервной системы
В результате теоретического обобщения широкого

круга нейро- и психофизиологических данных В.Д. Небылицын предположил, что морфологическим

субстратом общих свойств является регуляторная система, куда входят лобные доли или антецентральная кора, лежащие кпереди от центральной борозды, и функционально связанные с ними нижележащие подкорковые образования.
Морфологический субстрат общих свойств нервной системыВ результате теоретического обобщения широкого круга нейро- и психофизиологических данных В.Д. Небылицын

Слайд 27Вклад В.Д. Небылицына в разработку концепции свойств нервной системы
Темперамент (наряду

с общими способностями) выступает одним из важнейших референтов при выделении

показателей общих свойств нервной системы.
В структуре темперамента выделяются два параметра:
- общая активность;
- эмоциональность.
Вклад В.Д. Небылицына в разработку концепции свойств нервной системыТемперамент (наряду с общими способностями) выступает одним из важнейших

Слайд 28Структура темперамента. Общая активность (по В.Д. Небылицыну)
Общая активность обусловливает «внутреннюю

потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению

относительно внешнего мира».
Три уровня (аспекта) внешней активности:
- моторный;
- интеллектуальный;
- социальный.
Структура темперамента. Общая активность (по В.Д. Небылицыну)Общая активность обусловливает «внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней

Слайд 29Структура темперамента. Общая активность (по В.Д. Небылицыну)
Общая активность объединяет такие

индивидуальные качества, которые соответствуют понятию формально-динамических особенностей личности, образующих континуум

от «инертности и пассивного созерцательства.. до высших степеней энергии»;
Индивидуальные характеристики активности связаны с особенностями лобно-ретикулярного комплекса мозговых структур.
Структура темперамента. Общая активность (по В.Д. Небылицыну)Общая активность объединяет такие индивидуальные качества, которые соответствуют понятию формально-динамических особенностей

Слайд 30Структура темперамента. Эмоциональность (по В.Д. Небылицыну)
Эмоциональность – «целый комплекс качеств,

описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения различных эмоциональных состояний»;
Три аспекта

эмоциональности:
- впечатлительность (эмоциональная чувствительность);
- импульсивность;
- эмоциональная лабильность.
Структура темперамента. Эмоциональность (по В.Д. Небылицыну)Эмоциональность – «целый комплекс качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения различных

Слайд 31Структура темперамента. Эмоциональность (по В.Д. Небылицыну)
Индивидуальные характеристики эмоциональности детерминируются лобно-лимбической

системой мозга.

Структура темперамента. Эмоциональность (по В.Д. Небылицыну)Индивидуальные характеристики эмоциональности детерминируются лобно-лимбической системой мозга.

Слайд 32Впечатлительность (эмоциональная чувствительность)
Выражает эмоциональную восприимчивость индивида, его чувствительность к эмоциогенным

стимулам (или ситуациям).

Впечатлительность (эмоциональная чувствительность)Выражает эмоциональную восприимчивость индивида, его чувствительность к эмоциогенным стимулам (или ситуациям).

Слайд 33Импульсивность
Отражает, насколько легко трансформируются эмоции в побуждение (мотив) к действиям

без их предварительного обдумывания.

ИмпульсивностьОтражает, насколько легко трансформируются эмоции в побуждение (мотив) к действиям без их предварительного обдумывания.

Слайд 34Эмоциональная лабильность
Характеризует скорость перехода от одного эмоционального состояния к другому.

Эмоциональная лабильность Характеризует скорость перехода от одного эмоционального состояния к другому.

Слайд 35В плане разработки гипотезы В.Д. Небылицына о регуляторной мозговой системе

как возможном субстрате общих свойств основное внимание исследователей уделено детальному

изучению ее двух основных комплексов — фронто-лимбическому и фронто-ретикулярному.
В плане разработки гипотезы В.Д. Небылицына о регуляторной мозговой системе как возможном субстрате общих свойств основное внимание

Слайд 36Структурно-системный подход В.Д. Небылицына к анализу физиологических факторов человеческого поведения
Свойства

нервной системы имеют 2 уровня организации: уровень нервных элементов (нейронов)

и уровень структурных комплексов мозга;
Роль и проявление одного и того же свойства нервной системы на разных уровнях могут быть совершенно различными. При этом, наиболее общие формально-динамические характеристики индивидуального поведения (включая свойства темперамента) связаны преимущественно с более высоким уровнем комплексов мозга.
Структурно-системный подход В.Д. Небылицына к анализу физиологических факторов человеческого поведенияСвойства нервной системы имеют 2 уровня организации: уровень

Слайд 37Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии (В.Д. Небылицын)
систематическое изучение психофизиологического уровня индивидуальных

различий, с поиском нейрофизиологических факторов индивидуального человеческого поведения (1968). Такая

ориентация работ должна была способствовать разрешению ряда проблем, выявившихся в ходе развития учения о типологии человека. В частности, остро встала проблема парциальности или региональности основных свойств нервной системы, возникшая из-за несовпадения индивидуальных особенностей разных областей головного мозга (В.Д. Небылицын, 1968; В.М. Русалов, 1979 и др.).
Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии (В.Д. Небылицын)систематическое изучение психофизиологического уровня индивидуальных различий, с поиском нейрофизиологических факторов индивидуального человеческого

Слайд 38Связь дифференциальной психологии с другими науками
Психофизиология
Общая психология
Возрастная психология и психология

развития

Связь дифференциальной психологии с другими наукамиПсихофизиологияОбщая психологияВозрастная психология и психология развития

Слайд 39Основные ритмы ЭЭГ (Источник: http://eeg-online.ru/)
Дельта (delta) ритм – колебания частотой менее

3.5 Гц (Walter, 1936). Нижней границей дельта в клинической ЭЭГ

является, как правило, 0.3-0.5 Гц. В зависимости от уровня бодрствования и локализации дельта колебания свидетельствуют либо о локальной/диффузной церебральной дисфункции (опухоль, кровоизлияние, кома, и др.), либо отражают физиологическое снижение уровня активации головного мозга (сон). Отдельная медленная волна может являться также компонентом патологических комплексов, например, эпилептиформного паттерна спайк-волна, и др.
Тета (theta) ритм – 4-7.5 Гц (Walter and Dovey, 1944). Так же как и дельта, колебания тета-диапазона могут отражать локальную или диффузную церебральную дисфункцию, или физиологически обусловленное снижение уровня бодрствования. 
Основные ритмы ЭЭГ (Источник: http://eeg-online.ru/)Дельта (delta) ритм – колебания частотой менее 3.5 Гц (Walter, 1936). Нижней границей

Слайд 40Основные ритмы ЭЭГ (Источник: http://eeg-online.ru/)
Альфа (alpha) – 8 -13 Гц, доминирует

в задних отделах, у взрослых имеет в сред-нем амплитуду до

70-80 микровольт, бло-кируется при открывании глаз, связан со зрительными структурами мозга (Berger, 1929). Альфа-ритм формируется в пер-вые месяцы и годы жизни, имеет вначале частоту 3-4 Гц, постепенно достигая таких же значений, как и у взрослых, к возрасту 3-х лет. Это первый описанный и наибо-лее изученный ритм, наиболее выражен в нормальной ЭЭГ расслабленного бодр-ствования, с его описания обычно начи-нается составление заключения ЭЭГ.

Основные ритмы ЭЭГ (Источник: http://eeg-online.ru/)Альфа (alpha) – 8 -13 Гц, доминирует в задних отделах, у взрослых имеет

Слайд 41Основные ритмы ЭЭГ (Источник: http://eeg-online.ru/)
Бета (beta) ритм – колебания от 14

Гц и выше. На практике верхней границей бета активности обычно

являются значения 30-35 Гц. Частоты выше 30 Гц иногда описываются как гамма ритм. В норме у взрослого челове-ка в состоянии расслабленного бодрст-вования амплитуда бета-ритма обычно зна-чительно ниже, чем амплитуда альфа, чаще менее 20-30 микровольт, с тенденцией к максимуму в передних отделах. Доминиро-вание бета-активности может являться следствием воздействия различных меди-каментов. Следует различать собственно бета активность мозгового происхождения от электромиографических артефактов.
Основные ритмы ЭЭГ (Источник: http://eeg-online.ru/)Бета (beta) ритм – колебания от 14 Гц и выше. На практике верхней

Слайд 42Другие ритмы и колебания, которые могут описываться в клинической практике
Мю

(mu) ритм – та же частота, что и альфа, но

имеет другую пространственную организацию (максимум в центральных отделах), форму, реактивность, блокируется при произвольных движениях, связан с сенсомоторной корой (Jasper and Andrews, 1938).
Лямбда (lambda) волны – колебания, возникающие в задних отделах при следящих движениях глаз (Gastaut, 1951; Evans, 1952).  
Другие ритмы и колебания, которые могут описываться в клинической практикеМю (mu) ритм – та же частота, что

Слайд 43Ритмы, которые в основном описываются в научной литературе, использование которых

необязательно в клинической практике
Каппа (kappa) – колебания в альфа-диапазоне с

максимумом в передне-височных отделах (Laugier and Liberson, 1937) Пи (pi) - медленные колебания (3-4 Гц) в задних отделах мозга (Dutertre, 1977), отличающиеся от основного затылочного ритма и не являющиеся его гармоникой. Фи (phi) – медленные колебания дельта диапазона в задних отделах, характерно возникающие при закрытии глаз (Belsh et al., 1983) Сигма (sigma) – аналогично «сонным веретенам» (Kugler, 1981) Ро (rho) - аналогично позитивным затылочным острым компонентам (POSTS) (Kugler, Laub, 1973).

Ритмы, которые в основном описываются в научной литературе, использование которых необязательно в клинической практике Каппа (kappa) –

Слайд 44Депрессия альфа-ритма при открывании глаз

Депрессия альфа-ритма при открывании глаз

Слайд 45Литература
Базылевич Т.Ф. К психологии целостной индивидуальности. — М.: Издательство «Институт

психологии РАН», 1997.
Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.:

Наука, 1976.
Поворинский А. Г. , Заболотных В. А. ПОСОБИЕ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ http://www.mks.ru/library/books/eeg/kniga01/index.html
Психофизиология. Учебник для вузов 2-е издание, дополненное и переработанное. Под редакцией Ю. И. Александрова Серия «Учебник нового века» СПб.: Питер, 2003. -496 с. 363-378.



ЛитератураБазылевич Т.Ф. К психологии целостной индивидуальности. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997.Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования

Слайд 46Литература:
Ратанова Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности: Учебное пособие.- М.: Изд-во Московского

психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2008.- 160 с.

Литература:Ратанова Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности: Учебное пособие.- М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «Модек», 2008.-

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика