Слайд 1ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ
Слайд 2Изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы
необходимо выяснить,
как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются именно в малой
группе, потому что здесь создается конкретная ткань коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов;
нужно показать, каков механизм, посредством которого малая группа «доводит» до личности всю систему общественных влияний, в частности, содержание тех ценностей, норм, установок, которое формируется в больших группах;
каким образом активность личности в группе реализует усвоенные влияния и осуществляет определенную отдачу.
Слайд 3Групповая динамика
Набор проблем, изучаемых в школе К. Левина + концептуальный
строй
Набор определенных методик
Совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в
группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.
Слайд 4Образование малой группы
Рассматриваются традиционно образование реальных естественных малых групп
Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами
(в более широкой социальной системе)
Слайд 5Психологическое оформление группы
2 пути исследования:
Феномен давления группы на индивида
Формирование групповой
сплоченности
Слайд 6Феномен группового давления
Конформизм
конформность (мера подчинения индивида групповому давлению)
/ социальное влияние (Зимбардо, Ляйппе, Чалдини)
Слайд 7Конфликт между мнением индивида и мнением группы
Мера конформности — это
мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно
воспринималось индивидом как конфликт
Негативизм - отрицание всех стандартов группы, сопротивление давлению
Слайд 8Шериф, смещение точки на определенное расстояние, 1935 (внушаемость)
Аутокинетический эффект: в
результате внушения возникла групповая норма, которой подчинились испытуемые
Слайд 9Аш, 1951, 2 карточки с линиями
Метод подставной группы
В эксперименте Аша
более одной трети (37%) «наивных субъектов» дали ошибочные ответы, т.е.
продемонстрировали конформное поведение.
Слайд 10Откуда берется конформность?
Личностные характеристики
Ситуация эксперимента
Состав группы
Слайд 11Критика эксперимента Аша
Значимость высказанного мнения?
Значимость деятельности?
Абстрактная природа участвующих индивидов? (Бейлс)
Какой
вид конформности? (к группе или к экспериментатору?)
Упрощенная модель: 2 вида
поведения: конформное/некомформное
Слайд 12Три типа поведения (Петровский, 1973)
1) внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное
принятие мнения группы;
2) конформность — осознанное внешнее согласие при
внутреннем расхождении;
3) коллективизм, или коллективистическое самоопределение, — относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.
Слайд 13Информационная теория конформности М. Дойча и Г. Джерарда
Слайд 14Групповая сплоченность
Проблема групповой сплоченности также имеет солидную традицию ее
исследования, которая опирается на понимание группы прежде всего как некоторой
системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу.
Слайд 15Социометрия: индекс групповой сплоченности
где С — сплоченность, r(+) — положительный
выбор, N — число членов группы
Слайд 16Фестингер
сплоченность анализировалась на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых
в группе
Сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы
удерживать их в ней
Сила как привлекательность группы или как удовлетворенность членством
Слайд 17Соотношение наград и потерь
Превышение выигрышей над потерями
Слайд 18Т. Ньюком «согласие»
Идея необходимости возникновения сходных ориентации членов группы по
отношению к каким-то значимым для них ценностям
Достижение согласия, мыслилось
как снятие напряжений в поле действия индивидов, причем снятие это осуществляется на основе определенных эмоциональных реакций индивидов
Слайд 19А. Бейвелас, характер групповых целей
Операциональные цели группы — это построение
оптимальной системы коммуникаций;
Символические цели группы — это цели, соответствующие
индивидуальным намерениям членов группы.
Сплоченность зависит от реализации и того, и другого характера целей
Слайд 20Сплоченность/совместимость
Совместная деятельность как главный интегратор группы
Слайд 21А.В. Петровский
«стратометрическая концепция групповой активности», а позднее — «теория деятельностного
опосредования межличностных отношений в группе»
Три уровня развития групповой сплоченности
1) эмоциональные
межличностные отношения
2) ЦОЕ
3) ядро (ценности, связанные с более общим отношением к труду, к окружающим, к миру )
Слайд 22Структура малой группы с точки зрения стратометрической концепции
Слайд 23Задание: нужна ли человеку конформность, какие есть риски и как
их избежать, и какие факторы могут ее усиливать? (эссе: 1-2
стр)