Разделы презентаций


Динамика исторического развития культуры России

Содержание

Учебные и воспитательные цели:Раскрыть основы анализа социодинамики отечественной культуры;Формирование представлений о самобытности культуры России и перспективах её развития;3. Сформировать познавательный интерес у обучающихся к динамике исторического развития культуры многонациональной России.II. Учебно-материальное

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ФГБВОУ ВПО
«АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ»
Кафедра философии, истории и

культурологии

исп. Федорук В.С.
Дисциплина: Д-46/3 Культурология


Тема № 4.1 Динамика исторического

развития культуры многонациональной России


ХИМКИ - 2016

1

ФГБВОУ ВПО «АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ»Кафедра философии, истории и культурологииисп. Федорук В.С.Дисциплина: Д-46/3 Культурология Тема №

Слайд 2Учебные и воспитательные цели:
Раскрыть основы анализа социодинамики отечественной культуры;
Формирование представлений

о самобытности культуры России и перспективах её развития;
3. Сформировать познавательный

интерес у обучающихся к динамике исторического развития культуры многонациональной России.
II. Учебно-материальное обеспечение:
мультимедийная система
документальный фильм:
- Гибель империи. Византийский урок;
выставка литературы
Время: 2 ч.

Учебные и воспитательные цели:Раскрыть основы анализа социодинамики отечественной культуры;Формирование представлений о самобытности культуры России и перспективах её

Слайд 3III. Расчет учебного времени:
Содержание занятия

время, мин

Введение

5
Учебные вопросы:
Основы анализа социодинамики отечественной культуры 30

2. Самобытность культуры России и перспективы ее развития 50

Заключение 5

III. Расчет учебного времени:Содержание занятия         время, мин Введение

Слайд 4Литература:
Конституция Российской Федерации. - М.: Ось-89, 2013.
Стратегия национальной безопасности (утверждена

Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683) [Электронный

ресурс]. URL: http://publicationСтратегия национальной безопасности (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683) [Электронный ресурс]. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Стратегия национальной безопасности (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683) [Электронный ресурс]. URL: http://publication. pravo.gov.ru/ Dokument/View/Стратегия национальной безопасности (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683) [Электронный ресурс]. URL: http://publication. pravo.gov.ru/ Dokument/View/-Стратегия национальной безопасности (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683) [Электронный ресурс]. URL: http://publication. pravo.gov.ru/ Dokument/View/-001201512-310038?index=0 (дата обращения: 09.03.2016 г.).
Послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному собранию 3 декабря 2015г.// Российская газета. - 2015.- 4 дек.
«Основы государственной культурной политики». Указ Президента Российской Федерации. № 808//Российская газета. - 2014. - 25 дек.



Литература:Конституция Российской Федерации. - М.: Ось-89, 2013.Стратегия национальной безопасности (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г.

Слайд 55. Выступления В.В. Путина на итоговой пленарной сессии международного дискуссионного

клуба «Валдай», 19 сентября 2013 г.- Российская газета. – 2013.

- 20 сентября.
6. В.В. Путин Россия: национальный вопрос. - Независимая газета. – 2012.- 23 янв.
7. Инв. № 2761у Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник и практикум/ Н. Г. Багдасарьян; Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрайт, 2015. - 556 с. - 20 экз. Рекомендовано методсоветом по направлению.
8. Кравченко А.И. Культурология: учебник. – М: Проспект, 2013.
9. Инв. №1922у/30 Кравченко А.И. Культурология: учебник. – М: Проспект, 2009.
5. Выступления В.В. Путина на итоговой пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай», 19 сентября 2013 г.- Российская

Слайд 610. Культурология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред.

Ю.Н. Солоника, Е.Э. Суровой. – СПб.: Питер, 2004.
11. Немировская Л.З.

Культурология: курс лекций. – М: Проспект, 2014.
12. Инв. № 579у/97 Культурология: учеб. для студ. техн. вузов/Колл. авт.; под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1999.
10. Культурология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. Ю.Н. Солоника, Е.Э. Суровой. – СПб.: Питер,

Слайд 7 V. Организационно - методические указания:
Накануне лекции обучающихся самостоятельно знакомятся с

содержанием данной лекции по учебнику и учебному пособию. В ходе

лекции они конспектируют основные положения содержания. На самоподготовке обучающуюся дорабатывают конспект лекции на основе изучения рекомендованной литературы.

V. Организационно - методические указания: Накануне лекции обучающихся самостоятельно знакомятся с содержанием данной лекции по учебнику

Слайд 8Вопрос лекции:
1

1. Основы анализа социодинамики отечественной культуры

Вопрос лекции: 11. Основы анализа социодинамики отечественной культуры

Слайд 9 социум – «общество»


греческого динамика
социодинамика

Изучение социодинамики культуры имеет огромное

значение для понимания изменений, постоянно происходящих в обществе




что означает

состояние движения, ход развития
Отечественная культура - продукт истории, она возникла на
основе синтеза многих культур, в том числе и греческой
культуры.





Античное наследие пришло на Русь не прямо, а через
посредство Византийской культуры.


социум – «общество» греческого динамикасоциодинамикаИзучение социодинамики культуры имеет огромное значение для понимания изменений, постоянно происходящих в

Слайд 10Эволюционные
Инновационные
из существующих культурных
элементов возникают новые
системы

трансформация, модер-
низация уже возникших
культурных форм

и систем

но изменения в культуре могут быть прогрес-
сивными и

регрессивными, постепенными и
революционными, в состоянии кризиса и стагна-
ции или застоя.



В ходе культурной динамики
происходят

изменения


ЭволюционныеИнновационныеиз существующих культурныхэлементов возникают новыесистемы трансформация, модер-низация уже возникшихкультурных форм и систем но изменения в культуре могут

Слайд 11



идеи цикличности и
волновых
колебаний








синергетиче-ская





Модели социокультурных динамических
процессов




эволюцион-ная








обобщенные

представ-
ления об универсаль-
ной форме внутренней
динамики макро-
социокультурного
объекта (этнос, общест-
во, цивилизация) в
период

его сущест-
вования от возникно-
вения до распада


изучение динами-
ческих процессов в
различных системах,
в том числе и в
культуре


эволюционизм
понимает культуру
как процесс
адаптации людей
к природному окруже-
нию. Механизмы
адаптации (биоло-
гические и куль-
турные) и составляют
эволюционное
развитие

идеи цикличности иволновых колебаний синергетиче-скаяМодели социокультурных динамических процессов эволюцион-наяобобщенные представ-ления об универсаль-ной форме внутреннейдинамики макро-социокультурногообъекта (этнос,

Слайд 12представлена в:
движении культурно-
исторических типов у
Н.Я. Данилевского

теории циклов мировой
конъюнктуры Н.Д. Кондратьева



жизни «культурных

организмов»
концепции
О. Шпенглера





круговороте «локаль-
ных цивилизаций»
А. Тойнби




теории «этногенеза»
Л.Н. Гумилева


Идея цикличности и волновых колебаний противостояла идее
прогрессивного поступательного развития человеческой
культуры и была

представлена в:  движении культурно-исторических типов у Н.Я. Данилевского  теории циклов мировой конъюнктуры Н.Д. Кондратьева

Слайд 13


Христианство в форме православия стало идеологической
основой

государства


проникновение византийской и римской культуры; распрост-
ранение письменности, создание

школ

начало летописания, развитие славянского искусства-храмовой
архитектуры и храмовой живописи


Крещение Руси (988 г.)

возникновение новых ремесел

«Принятие христианства было переворотом, обновившим и
оживотворившим Русь и указавшим ей историческую дорогу»
Н.И. Костомаров






православные заповеди являлись основой общественной морали;
в руках церкви был суд, ведавший делами о нарушениях
нравственных и семейных норм




Русь, приняв христианство, стала равноправным членом тогдашнего
цивилизованного мира, наиболее близким представителем которого была
Византийская империя

Христианство в форме православия стало идеологической основой государства  проникновение византийской и римской культуры; распрост-ранение

Слайд 14
Крещение Руси князем Владимиром в 988 г., явилось крупнейшим событием

как по результатам, так и по последствиям. Христианский идеал, внесенный

в языческую среду, стимулировал духовное развитие, очеловечивал эту среду.
Важной особенностью принятия христианства на Руси было наличие у нее своей письменности. Было слово, обращенное к народу на его языке и его алфавите.
Славянские просветители братья Кирилл и Мефодий были создателями славянской азбуки, которые впервые перевели с греческого языка на славянский язык богослужебные книги.







Крещение Руси князем Владимиром в 988 г., явилось крупнейшим событием как по результатам, так и по последствиям.

Слайд 15На основе греческого письма с добавлением нескольких славянских букв была

создана кириллица, которая стала началом русского алфавита.
Крещение Руси способствовало созданию

памятников письменности, искусства, архитектуры. Складывалась древнерусская народность.
* Великорусское «начало», по видению д.ф.н. Немировской Л.З., относится к XIII веку.

На основе греческого письма с добавлением нескольких славянских букв была создана кириллица, которая стала началом русского алфавита.Крещение

Слайд 16 Об образовании собственно русской национальной культуры, целесообразно говорить примерно

с конца XIV в., времени победы русского войска во главе

с Великим московским князем Д.И. Донским.
Культурно-историческая роль православ-ного проповедника С. Радонежского. Именно он благословил русское ополчение на битву с войском Золотой Орды на Куликовом поле.
Статья русского историка В.О. Ключевского «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства».
Имя преподобного Сергия символизирует нравственное возрождение русского народа, сделавшего возможным и возрождение политическое.

Об образовании собственно русской национальной культуры, целесообразно говорить примерно с конца XIV в., времени победы русского

Слайд 17 Деятельность Сергия Радонежского очень важна в аспекте истории культуры:

она явилась подтверждением того, что политика государства, народа прочна только

тогда, когда она держится на силе нравственной (вывод В.О. Ключевского).
С именем преподобного Сергия и иных русских подвижников связано понятие русской духовности. В дальнейшем с развитием русской культуры духовность приумножалась.
Культура Российского государства (XVI-XVII вв.) формирование и упрочение идеи Москва-третий Рим. Общество Москвы как столицы России, в 1687 г. открытие Славяно-греко-латинской академии в Москве.


Деятельность Сергия Радонежского очень важна в аспекте истории культуры: она явилась подтверждением того, что политика государства,

Слайд 18К числу крупных достижений русской культуры этого периода, стоящих вровень

с лучшими достижениями Западной Европы, целесообразно отметить начало книго-печатания.
В России

– в 1564 г. Ив. Федоровым издается первая печатная книга «Апостол».
Крупнейшим событием, также имеющим глубокий историко-культурный смысл, было продвижение русских землепроходцев на Восток, к берегам Тихого океана (Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев и др.).
В XVII в. во всех областях культурной жизни появилось много новых явлений. Главная суть перемен заключалась в заметном падении влияния религии и церкви, усилении светских элементов.

К числу крупных достижений русской культуры этого периода, стоящих вровень с лучшими достижениями Западной Европы, целесообразно отметить

Слайд 19 развитие ремесел, тор­говли, формирование русского языка, традиций, обычаев, храмовое

строительство в крупных городах.
значительным событием общекультур-ного значения было оформление

в зодчестве стиля так называемого московского барокко.

развитие ремесел, тор­говли, формирование русского языка, традиций, обычаев, храмовое строительство в крупных городах. значительным событием общекультур-ного

Слайд 20 Самобытность культуры России и перспективы ее развития.
О русском народе

и его культуре создана огромная и разнообразная литература: художественно-публицистическая, истори-ческая,

философ­ская, социологическая, культурологическая. При всем различии взгля­дов и подходов многочисленных авторов к проблеме, через их труды красной нитью проходит одна очень важная мысль: русский историче­ский и социокуль-турный процесс имеет самостоятельный, самобытный, во многом своеобразный характер.

Самобытность культуры России и перспективы ее развития. О	русском народе и его культуре создана огромная и разнообразная

Слайд 21

природных




экономических




внутренних



социальных

выступает сложной, многоуровневой,
диалектически противоречивой системой

Обусловленная
совокупностью


и внешних условий





Русская

культура






природныхэкономическихвнутреннихсоциальных выступает сложной, многоуровневой, диалектически противоречивой системойОбусловленная совокупностьюи внешних условийРусская культура

Слайд 22
Русская культура постоянно словно
«двоится», являя нам то одно, то другое
лицо



общинно-
коллективистское





религиозное






языческое






православное








оседлое






кочевое






светское






азиатское






европейское







частно-собственни-
ческое




эти и подобные пары противоположностей свойственны
русской культуре с древнейших времен
до сегодняшнего дня

Русская культура постоянно словно«двоится», являя нам то одно, то другоелицо  общинно-коллективистское  религиозное  языческое

Слайд 23Прерывность, непрерывность и преемст-венность в развитии русской цивилизации и ее

культуры.
По мнению многих русских ученых (С.М. Соловьева, В.О. Ключевского), в

том числе авторитетного русского философа и культуролога Николая Александровича Бердяева, русский народ и его культура развивались через прерывность и изменение типа цивилизаций. Отсюда многослойность и противоречия русского типа культуры.
Обратимся (по видению Н.А. Бердяева - Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1999. С. 7.) к основным этапам развития русской цивилизации и культуры:

Прерывность, непрерывность и преемст-венность в развитии русской цивилизации и ее культуры.По мнению многих русских ученых (С.М. Соловьева,

Слайд 24Россия Киевско-Новгородская - Древ-няя Русь, в генезисе языческая, а затем

христианская, раннефеодальное государст-во, в котором развивался вечевой строй, преобладали идеи

общинности, собор-ности.
Россия Московская - борьба за спасение и создание новой русской государст-венности, национальной и культурной независимости, кристаллизация фунда-ментальных ценностей народа: сво­бодолюбия, героизма, патриотизма, приоритета духовного над материальным, общинного (соборного) над личным, эгоистическим, индивидуалистическим.


Россия Киевско-Новгородская - Древ-няя Русь, в генезисе языческая, а затем христианская, раннефеодальное государст-во, в котором развивался вечевой

Слайд 25 Россия «петровская» (масштабные реформы по качественному обновлению и укреплению

государства и общества, европеизация и «обмирщение» (от слова «мирской» –

светский) культуры (проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов), светское знание и сознание, наступление ее нового этапа, формирование русского Просвещения);
Россия «петровская» (масштабные реформы по качественному обновлению и укреплению государства и общества, европеизация и «обмирщение» (от

Слайд 26Россия «императорская» («золотой век» русской культуры, взлет национального самосознания народа,

великие достиже-ния в области литературы, искусства, науки, развитие капитализма, культурно-философские

искания интеллигенции идей социальной правды и справед-ливости и мироустройства);
Россия советская (историческая попыт-ка народного перехода к новому типу цивилизации рабоче-крестьянской, где власть, собственность и культура принадлежат трудовому народу, науки, образования, искусства, расцвет национальных культур народов СССР)

Россия «императорская» («золотой век» русской культуры, взлет национального самосознания народа, великие достиже-ния в области литературы, искусства, науки,

Слайд 27Россия постсоветская, современная (смена культурно-ценностного вектора развития общества, культ частной

собственности, утверждение либераль-ных (буржуазных) свобод, новый период строительства капитализма, политический

и публицистический плюрализм, многовариантность в развитии культурных форм, ориентация на западные ценности)
Россия постсоветская, современная (смена культурно-ценностного вектора развития общества, культ частной собственности, утверждение либераль-ных (буржуазных) свобод, новый период

Слайд 28Как видим, в истории русской культуры отчетливо выделяются несколько больших

периодов ее развития, с одной стороны, достаточно самостоятельных, а с

другой, внутренне связанных друг с другом.
Такая динамика исторического развития - отчетливый показатель особенностей формирования русской национальной культуры, в содержании которой прослеживается период от замедленного движения на ранних стадиях к бурным и даже стремительным темпам в дальнейшем, особенно в ХIX-XX столетиях.


Как видим, в истории русской культуры отчетливо выделяются несколько больших периодов ее развития, с одной стороны, достаточно

Слайд 29Такое убыстрение далеко не случайно: оно связано:
во-первых, с нарастающим

могущест-вом самого русского национального государства;
во-вторых, с ростом национального самосознания

народа;
в-третьих, со все большим и большим вовлечением масс населения России в активное историческое социокультур-ное творчество.

Такое убыстрение далеко не случайно: оно связано: во-первых, с нарастающим могущест-вом самого русского национального государства; во-вторых, с

Слайд 30Непрерывность, преемственность в историческом социокультурном разви-тии - прямой и главный

результат приверженности русских к сохранению своей собственной, национально само-бытной концепции

бытия, выработанных в течение столетий традиционных ценност-ных представлений и ориентаций.
Специфическим для России и ее культуры является то, что народ выработал собственную систему мате-риально-практической деятельности, обес-печившую ему не только достойное место в истории, но и успешное продвижение по пути цивилизационного прогресса.



Непрерывность, преемственность в историческом социокультурном разви-тии - прямой и главный результат приверженности русских к сохранению своей собственной,

Слайд 31 А главным, определяющим в жизне-устройстве русских был общинный уклад

на протяжении многих и многих столетий.
Именно на общинно-коллективистской основе

зародился, вырос и стал самостоятельным явлением культурный архетип (базисные эле­менты культуры, формирующие кон­стантные модели духовной жизни) русского народа.
На самобытность культуры России оказали
следующие факторы:
Природно-климатические условия;
Многовековая борьба народа с инозем-ными захватчиками. Вся наша земля обильно полита кровью ее защитников.


А главным, определяющим в жизне-устройстве русских был общинный уклад на протяжении многих и многих столетий. Именно

Слайд 32 Россия защищала свою землю, свободу и собственную культуру, в

буквальном смысле слова телами своих сыновей и дочерей. Из каждых

трех лет наш народ был вынужден 2 года воевать.
Полиэтнизм русской цивилизации, жизнь на стыке материков Запад-Восток, Север-Юг;
Сегодня в России в едином культурном «пространстве» живут более 160 национальностей и народностей (Шейкина Г. Как не потерять языки России// Столичность.-2011.- 9 мая.);
Поликонфессиональность русской цивили-зации: в ней исторически представлены как все мировые, так и многие национальные религии народов нашего государства.

Россия защищала свою землю, свободу и собственную культуру, в буквальном смысле слова телами своих сыновей и

Слайд 33Таким образом, наш многонациональный народ, скрепом которого являются русские,

создали одну из великих культур на Земле.
В постреволюционное время

и по сей день в мировой культуре широко обсуждается актуальная проблема евразийства, т.е. единства Европы и Азии (осуществляемого Россией), впервые поставленная в русской религиозно-философской мысли начала XX века.
В современной Европе Россия часто называется Евразией. Евразия предстает в качестве особого материка и особой культуры.
Таким образом, наш многонациональный народ, скрепом которого являются русские,  создали одну из великих культур на Земле.

Слайд 34Таким образом, отечественная культура, возникнув в результате синтеза многих культур,

продолжает играть некую связующую роль в межкультурном общении. Благодаря своему

особому расположению, занимая положение между Востоком и Западом, Европой и Азией, Россия создала особый «срединный» тип культуры. Это позволяет России наследовать все лучшее в развитии цивилизаций и создавать новый, открытый тип культуры.

Таким образом, отечественная культура, возникнув в результате синтеза многих культур, продолжает играть некую связующую роль в межкультурном

Слайд 35в ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и

западных госуд-ных образований;
потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной

территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть и иметь народное ополчение.
Этапы формирования древнерусской государственности (см История России/ А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др.- М.: Проспект, 2010.).

в ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных госуд-ных образований;потребность в постоянной защите от

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика