Слайд 1ФГБВОУ ВПО
«АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ»
Кафедра философии, истории и
культурологии
исп. Федорук В.С.
Дисциплина: Д-46/3 Культурология
Тема № 4.1 Динамика исторического
развития культуры многонациональной России
ХИМКИ - 2016
1
Слайд 2Учебные и воспитательные цели:
Раскрыть основы анализа социодинамики отечественной культуры;
Формирование представлений
о самобытности культуры России и перспективах её развития;
3. Сформировать познавательный
интерес у обучающихся к динамике исторического развития культуры многонациональной России.
II. Учебно-материальное обеспечение:
мультимедийная система
документальный фильм:
- Гибель империи. Византийский урок;
выставка литературы
Время: 2 ч.
Слайд 3III. Расчет учебного времени:
Содержание занятия
время, мин
Введение
5
Учебные вопросы:
Основы анализа социодинамики отечественной культуры 30
2. Самобытность культуры России и перспективы ее развития 50
Заключение 5
Слайд 4Литература:
Конституция Российской Федерации. - М.: Ось-89, 2013.
Стратегия национальной безопасности (утверждена
Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683) [Электронный
ресурс]. URL: http://publicationСтратегия национальной безопасности (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683) [Электронный ресурс]. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Стратегия национальной безопасности (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683) [Электронный ресурс]. URL: http://publication. pravo.gov.ru/ Dokument/View/Стратегия национальной безопасности (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683) [Электронный ресурс]. URL: http://publication. pravo.gov.ru/ Dokument/View/-Стратегия национальной безопасности (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683) [Электронный ресурс]. URL: http://publication. pravo.gov.ru/ Dokument/View/-001201512-310038?index=0 (дата обращения: 09.03.2016 г.).
Послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному собранию 3 декабря 2015г.// Российская газета. - 2015.- 4 дек.
«Основы государственной культурной политики». Указ Президента Российской Федерации. № 808//Российская газета. - 2014. - 25 дек.
Слайд 55. Выступления В.В. Путина на итоговой пленарной сессии международного дискуссионного
клуба «Валдай», 19 сентября 2013 г.- Российская газета. – 2013.
- 20 сентября.
6. В.В. Путин Россия: национальный вопрос. - Независимая газета. – 2012.- 23 янв.
7. Инв. № 2761у Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник и практикум/ Н. Г. Багдасарьян; Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрайт, 2015. - 556 с. - 20 экз. Рекомендовано методсоветом по направлению.
8. Кравченко А.И. Культурология: учебник. – М: Проспект, 2013.
9. Инв. №1922у/30 Кравченко А.И. Культурология: учебник. – М: Проспект, 2009.
Слайд 610. Культурология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред.
Ю.Н. Солоника, Е.Э. Суровой. – СПб.: Питер, 2004.
11. Немировская Л.З.
Культурология: курс лекций. – М: Проспект, 2014.
12. Инв. № 579у/97 Культурология: учеб. для студ. техн. вузов/Колл. авт.; под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 1999.
Слайд 7
V. Организационно - методические указания:
Накануне лекции обучающихся самостоятельно знакомятся с
содержанием данной лекции по учебнику и учебному пособию. В ходе
лекции они конспектируют основные положения содержания. На самоподготовке обучающуюся дорабатывают конспект лекции на основе изучения рекомендованной литературы.
Слайд 8Вопрос лекции:
1
1. Основы анализа социодинамики отечественной культуры
Слайд 9 социум – «общество»
греческого динамика
социодинамика
Изучение социодинамики культуры имеет огромное
значение для понимания изменений, постоянно происходящих в обществе
что означает
состояние движения, ход развития
Отечественная культура - продукт истории, она возникла на
основе синтеза многих культур, в том числе и греческой
культуры.
Античное наследие пришло на Русь не прямо, а через
посредство Византийской культуры.
Слайд 10Эволюционные
Инновационные
из существующих культурных
элементов возникают новые
системы
трансформация, модер-
низация уже возникших
культурных форм
и систем
но изменения в культуре могут быть прогрес-
сивными и
регрессивными, постепенными и
революционными, в состоянии кризиса и стагна-
ции или застоя.
В ходе культурной динамики
происходят
изменения
Слайд 11
идеи цикличности и
волновых
колебаний
синергетиче-ская
Модели социокультурных динамических
процессов
эволюцион-ная
обобщенные
представ-
ления об универсаль-
ной форме внутренней
динамики макро-
социокультурного
объекта (этнос, общест-
во, цивилизация) в
период
его сущест-
вования от возникно-
вения до распада
изучение динами-
ческих процессов в
различных системах,
в том числе и в
культуре
эволюционизм
понимает культуру
как процесс
адаптации людей
к природному окруже-
нию. Механизмы
адаптации (биоло-
гические и куль-
турные) и составляют
эволюционное
развитие
Слайд 12представлена в:
движении культурно-
исторических типов у
Н.Я. Данилевского
теории циклов мировой
конъюнктуры Н.Д. Кондратьева
жизни «культурных
организмов»
концепции
О. Шпенглера
круговороте «локаль-
ных цивилизаций»
А. Тойнби
теории «этногенеза»
Л.Н. Гумилева
Идея цикличности и волновых колебаний противостояла идее
прогрессивного поступательного развития человеческой
культуры и была
Слайд 13
Христианство в форме православия стало идеологической
основой
государства
проникновение византийской и римской культуры; распрост-
ранение письменности, создание
школ
начало летописания, развитие славянского искусства-храмовой
архитектуры и храмовой живописи
Крещение Руси (988 г.)
возникновение новых ремесел
«Принятие христианства было переворотом, обновившим и
оживотворившим Русь и указавшим ей историческую дорогу»
Н.И. Костомаров
православные заповеди являлись основой общественной морали;
в руках церкви был суд, ведавший делами о нарушениях
нравственных и семейных норм
Русь, приняв христианство, стала равноправным членом тогдашнего
цивилизованного мира, наиболее близким представителем которого была
Византийская империя
Слайд 14
Крещение Руси князем Владимиром в 988 г., явилось крупнейшим событием
как по результатам, так и по последствиям. Христианский идеал, внесенный
в языческую среду, стимулировал духовное развитие, очеловечивал эту среду.
Важной особенностью принятия христианства на Руси было наличие у нее своей письменности. Было слово, обращенное к народу на его языке и его алфавите.
Славянские просветители братья Кирилл и Мефодий были создателями славянской азбуки, которые впервые перевели с греческого языка на славянский язык богослужебные книги.
Слайд 15На основе греческого письма с добавлением нескольких славянских букв была
создана кириллица, которая стала началом русского алфавита.
Крещение Руси способствовало созданию
памятников письменности, искусства, архитектуры. Складывалась древнерусская народность.
* Великорусское «начало», по видению д.ф.н. Немировской Л.З., относится к XIII веку.
Слайд 16 Об образовании собственно русской национальной культуры, целесообразно говорить примерно
с конца XIV в., времени победы русского войска во главе
с Великим московским князем Д.И. Донским.
Культурно-историческая роль православ-ного проповедника С. Радонежского. Именно он благословил русское ополчение на битву с войском Золотой Орды на Куликовом поле.
Статья русского историка В.О. Ключевского «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства».
Имя преподобного Сергия символизирует нравственное возрождение русского народа, сделавшего возможным и возрождение политическое.
Слайд 17 Деятельность Сергия Радонежского очень важна в аспекте истории культуры:
она явилась подтверждением того, что политика государства, народа прочна только
тогда, когда она держится на силе нравственной (вывод В.О. Ключевского).
С именем преподобного Сергия и иных русских подвижников связано понятие русской духовности. В дальнейшем с развитием русской культуры духовность приумножалась.
Культура Российского государства (XVI-XVII вв.) формирование и упрочение идеи Москва-третий Рим. Общество Москвы как столицы России, в 1687 г. открытие Славяно-греко-латинской академии в Москве.
Слайд 18К числу крупных достижений русской культуры этого периода, стоящих вровень
с лучшими достижениями Западной Европы, целесообразно отметить начало книго-печатания.
В России
– в 1564 г. Ив. Федоровым издается первая печатная книга «Апостол».
Крупнейшим событием, также имеющим глубокий историко-культурный смысл, было продвижение русских землепроходцев на Восток, к берегам Тихого океана (Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев и др.).
В XVII в. во всех областях культурной жизни появилось много новых явлений. Главная суть перемен заключалась в заметном падении влияния религии и церкви, усилении светских элементов.
Слайд 19 развитие ремесел, торговли, формирование русского языка, традиций, обычаев, храмовое
строительство в крупных городах.
значительным событием общекультур-ного значения было оформление
в зодчестве стиля так называемого московского барокко.
Слайд 20 Самобытность культуры России и перспективы ее развития.
О русском народе
и его культуре создана огромная и разнообразная литература: художественно-публицистическая, истори-ческая,
философская, социологическая, культурологическая. При всем различии взглядов и подходов многочисленных авторов к проблеме, через их труды красной нитью проходит одна очень важная мысль: русский исторический и социокуль-турный процесс имеет самостоятельный, самобытный, во многом своеобразный характер.
Слайд 21
природных
экономических
внутренних
социальных
выступает сложной, многоуровневой,
диалектически противоречивой системой
Обусловленная
совокупностью
и внешних условий
Русская
культура
Слайд 22
Русская культура постоянно словно
«двоится», являя нам то одно, то другое
лицо
общинно-
коллективистское
религиозное
языческое
православное
оседлое
кочевое
светское
азиатское
европейское
частно-собственни-
ческое
эти и подобные пары противоположностей свойственны
русской культуре с древнейших времен
до сегодняшнего дня
Слайд 23Прерывность, непрерывность и преемст-венность в развитии русской цивилизации и ее
культуры.
По мнению многих русских ученых (С.М. Соловьева, В.О. Ключевского), в
том числе авторитетного русского философа и культуролога Николая Александровича Бердяева, русский народ и его культура развивались через прерывность и изменение типа цивилизаций. Отсюда многослойность и противоречия русского типа культуры.
Обратимся (по видению Н.А. Бердяева - Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1999. С. 7.) к основным этапам развития русской цивилизации и культуры:
Слайд 24Россия Киевско-Новгородская - Древ-няя Русь, в генезисе языческая, а затем
христианская, раннефеодальное государст-во, в котором развивался вечевой строй, преобладали идеи
общинности, собор-ности.
Россия Московская - борьба за спасение и создание новой русской государст-венности, национальной и культурной независимости, кристаллизация фунда-ментальных ценностей народа: свободолюбия, героизма, патриотизма, приоритета духовного над материальным, общинного (соборного) над личным, эгоистическим, индивидуалистическим.
Слайд 25 Россия «петровская» (масштабные реформы по качественному обновлению и укреплению
государства и общества, европеизация и «обмирщение» (от слова «мирской» –
светский) культуры (проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов), светское знание и сознание, наступление ее нового этапа, формирование русского Просвещения);
Слайд 26Россия «императорская» («золотой век» русской культуры, взлет национального самосознания народа,
великие достиже-ния в области литературы, искусства, науки, развитие капитализма, культурно-философские
искания интеллигенции идей социальной правды и справед-ливости и мироустройства);
Россия советская (историческая попыт-ка народного перехода к новому типу цивилизации рабоче-крестьянской, где власть, собственность и культура принадлежат трудовому народу, науки, образования, искусства, расцвет национальных культур народов СССР)
Слайд 27Россия постсоветская, современная (смена культурно-ценностного вектора развития общества, культ частной
собственности, утверждение либераль-ных (буржуазных) свобод, новый период строительства капитализма, политический
и публицистический плюрализм, многовариантность в развитии культурных форм, ориентация на западные ценности)
Слайд 28Как видим, в истории русской культуры отчетливо выделяются несколько больших
периодов ее развития, с одной стороны, достаточно самостоятельных, а с
другой, внутренне связанных друг с другом.
Такая динамика исторического развития - отчетливый показатель особенностей формирования русской национальной культуры, в содержании которой прослеживается период от замедленного движения на ранних стадиях к бурным и даже стремительным темпам в дальнейшем, особенно в ХIX-XX столетиях.
Слайд 29Такое убыстрение далеко не случайно: оно связано:
во-первых, с нарастающим
могущест-вом самого русского национального государства;
во-вторых, с ростом национального самосознания
народа;
в-третьих, со все большим и большим вовлечением масс населения России в активное историческое социокультур-ное творчество.
Слайд 30Непрерывность, преемственность в историческом социокультурном разви-тии - прямой и главный
результат приверженности русских к сохранению своей собственной, национально само-бытной концепции
бытия, выработанных в течение столетий традиционных ценност-ных представлений и ориентаций.
Специфическим для России и ее культуры является то, что народ выработал собственную систему мате-риально-практической деятельности, обес-печившую ему не только достойное место в истории, но и успешное продвижение по пути цивилизационного прогресса.
Слайд 31 А главным, определяющим в жизне-устройстве русских был общинный уклад
на протяжении многих и многих столетий.
Именно на общинно-коллективистской основе
зародился, вырос и стал самостоятельным явлением культурный архетип (базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни) русского народа.
На самобытность культуры России оказали
следующие факторы:
Природно-климатические условия;
Многовековая борьба народа с инозем-ными захватчиками. Вся наша земля обильно полита кровью ее защитников.
Слайд 32 Россия защищала свою землю, свободу и собственную культуру, в
буквальном смысле слова телами своих сыновей и дочерей. Из каждых
трех лет наш народ был вынужден 2 года воевать.
Полиэтнизм русской цивилизации, жизнь на стыке материков Запад-Восток, Север-Юг;
Сегодня в России в едином культурном «пространстве» живут более 160 национальностей и народностей (Шейкина Г. Как не потерять языки России// Столичность.-2011.- 9 мая.);
Поликонфессиональность русской цивили-зации: в ней исторически представлены как все мировые, так и многие национальные религии народов нашего государства.
Слайд 33Таким образом, наш многонациональный народ, скрепом которого являются русские,
создали одну из великих культур на Земле.
В постреволюционное время
и по сей день в мировой культуре широко обсуждается актуальная проблема евразийства, т.е. единства Европы и Азии (осуществляемого Россией), впервые поставленная в русской религиозно-философской мысли начала XX века.
В современной Европе Россия часто называется Евразией. Евразия предстает в качестве особого материка и особой культуры.
Слайд 34Таким образом, отечественная культура, возникнув в результате синтеза многих культур,
продолжает играть некую связующую роль в межкультурном общении. Благодаря своему
особому расположению, занимая положение между Востоком и Западом, Европой и Азией, Россия создала особый «срединный» тип культуры. Это позволяет России наследовать все лучшее в развитии цивилизаций и создавать новый, открытый тип культуры.
Слайд 35в ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и
западных госуд-ных образований;
потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной
территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть и иметь народное ополчение.
Этапы формирования древнерусской государственности (см История России/ А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др.- М.: Проспект, 2010.).