Слайд 1Дисгармоническое развитие личности
.
Слайд 2Дисгармоническое психическое развитие
это тип дизонтогенеза, основой которого является врожденная или
рано приобретенная диспропорциональность развития психики ребенка, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.
этот вид дизонтогенеза клинически определяется как психопатия или патологическое развитие личности.
Дисгармоничность психики первично обусловлена нарушениями в эмоционально- волевой сфере ребенка при первично сохранном интеллекте.
Слайд 3Типы дисгармонического развития:
Экстрапунитивный тип.
Интрапунитивный тип.
Дисгармония, связанная с недостаточностью
психического тонуса (апатический тип).
Слайд 4Экстрапунитивный тип дисгармоничного развития.
Наиболее типичные диагнозы:
для детского возраста: «формирование
личности по истерическому типу», «характерологические и патохарактерологические реакции»;
для подросткового
возраста: «психопатия возбудимого типа», «характерологические и патохарактерологические реакции», «патологическое формирование личности», «истерический невроз», «вызывающее оппозиционное расстройство».
Слайд 5Для детей данного типа характерно:
Достаточно выраженная специфика поведения ребенка:
от нарочитой независимости до выраженной демонстративности, порой демонстративного негативизма. В
дошкольном возрасте игра развернутая, драматизированная, с бурным фантазированием. Высокие притязания на успех, завышенная самооценка. Они чрезвычайно требовательны к окружающим. Достаточная ориентация в проявлениях эмоционального состояния других людей по отношению к себе при отсутствии собственно эмоционального контроля и эмпатии по отношению к другим людям. Уровень сформированности произвольной регуляции собственной деятельности соответствует возрастным показателям, а иногда даже развит выше, чем в среднем по возрасту. Достаточная работоспособность, но пресыщаемость однотипной деятельностью, что часто и вызывает демонстративные, агрессивные и протестные реакции. Несколько сниженная критичность к своему поведению. В целом достаточный общий уровень познавательного развития.
Слайд 6Основная форма работы с детьми данного типа:
психокоррекционная / психотерапевтическая помощь
с целью гармонизации аффективной сферы, телесно- ориентированной практики, семейной психотерапии.
Ведущим специалистом в данном случае следует считать психолога или психотерапевта. При формах, значительно нарушающих социальную адаптацию необходимо привлечение врача-психиатра.
Слайд 7Интрапунитивный тип дисгармоничного развития
Наиболее типичные диагнозы:
для детей младшего возраста:
«формирование личности по тормозимому типу», «невротическое развитие личности», «расстройства привычек
и влечений детского возраста»; «астено-невротический синдром»;
для подросткового возраста: «невроз навязчивых состояний», «психопатия тормозимого типа», различные варианты психосоматического развития, «расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов», «смешанные расстройства поведения и эмоций», «эмоциональные расстройства, специфичные для детского возраста», «другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте».
Слайд 8Для детей данного типа характерно:
Робость, неуверенность в себе, мнительность. Внешне
они выделяются сутулостью, моторной и эмоциональной «зажатостью». Невысокий фон настроения
и часто сниженные показатели общей психической активности. Самостоятельная игра может быть очень творческой, развернутой, полностью соответствовать возрастным параметрам и даже превышать их. Но при совместной игре с другими детьми такой ребенок часто теряется, становится неуверенным, не может настоять на своем. Достаточно высокая произвольная регуляция поведения, функции программирования и контроля собственной деятельности, рефлексии при недостаточной регуляция межличностных взаимодействий. Сверхкритичность к результатам своей деятельности. Работоспособность ниже возрастных показателей - за счет соматической ослабленности, недостаточности уровня психической активности в целом. В целом соответствие возрасту показателей когнитивного развития. Однако продуктивность познавательной деятельности у одного и того же ребенка может значительно разниться в зависимости от ситуации, в которой предъявляются задания, и стиля общения взрослого, эмоционального состояния и общего уровня психической активности ребенка.
Слайд 9Основная форма работы с детьми данного типа
психокоррекционная / психотерапевтическая помощь
с целью гармонизации системы аффективной регуляции, создание ситуации успеха и
принятия в широком смысле этого слова. Не менее важной является и психокоррекционная работа с родителями и ближайшим окружением ребенка. Ведущим специалистом следует считать психолога или психотерапевта. При формах, значительно нарушающих социальную адаптацию необходимо привлечение врача-психиатра.
Слайд 10Апатический вид
Наиболее выраженные проявления этого типа развития наблюдаются в предподростковом
и подростковом периоде. В дошкольном и младшем школьном возрастах данный
тип имеет стертую, чрезвычайно «смазанную» симптоматику.
Слайд 11Для детей данного типа характерно:
Вялость, собственно апатичность, отсутствие каких-либо жизненных
интересов, опустошенность. Безразличие как к результатам собственной деятельности, так и
к их оценке. В некоторых случаях возможные проявления негативистичных и протестных реакций. Однако это «пассивный» негативизм. В старшем дошкольном и младшем школьном возрастах этот тип развития проявляется в общем снижении психического тонуса, отсутствии специфических детских интересов и живости реагирования. Грубое снижение жизненного тонуса за счет выраженной недостаточности всей системы аффективной тонизации. Одновременное пресыщение и в то же время длительное, монотонное, «безэмоциональное» и механическое выполнение какого-либо задания.
Слайд 12Основная форма работы с детьми данного типа
Вопрос о возможной развивающей
и коррекционной работе должен решаться совместно с психиатром, как ведущим
в этом случае специалистом. В то же время при невыраженных случаях апатичного типа дисгармонического развития и отсутствии противопоказаний к применению психологической коррекции со стороны врача может проводиться тонизация аффективной сферы за счет постепенно нарастающей сенсорной стимуляции в сочетании с психотерапевтической работой с ребенком и его семьей.