Слайд 1Диссертация по педагогическим наукам– научно-исследовательская работа с продолжением
Адольф В.А.
Слайд 2Диссертация
От лат. - рассуждение, исследование.
Излагаются результаты научной, исследовательской работы, подготовленной
для публичной защиты.
Способ представления объективно новых результатов в науке и
практике.
Слайд 3Этапы (уровни)
научных исследований
Идея—(ресурс- интеллектуальный и эмоциональный опыт людей)
(тип знания--- научные факты)
Идея---(вера, уверенность, сомнение, мифы-
форма культуры)
( слово, понимание, учение)
Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться ?
Возможности познания мира.
Потенциал---(мироощущение, мировосприятие, миропонимание).Знаю, понимаю, умею, владею).
Мыслю, следовательно, существую.
Слайд 4Признаки науки
Возникает из потребностей общества
Имеет свой предмет исследования
Наличие собственного категориального
аппарата
Методы исследования
Представляет собой систему достоверных и обобщенных знаний об объективных
законах развития природы,общества, человека и его сознания.
Информация---- сведения о чем либо. Знание--- результат познавательной деятельности.
Слайд 5Преднаука ---- наука
(мировоззрение)
Сложное, напряженное, противоречивое единство знаний
и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования
и веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого мышления.
Реально различимы- по степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силы аргументов, теоретические и практические пласты,уровни.
Идея--- гипотеза--- теория
Гипотеза--- способ построения предполагаемой проблемы и возможности достижение результата.Предположение, утверждение.
Теория - особый тип знания,( метод познавательной деятельности- методология).
Слайд 6Понятие научного исследования
Научным исследованием называют один из видов познавательной деятельности,
отличительной особенностью которого является выработка новых знаний.
СОЦИОЛОГИЯ—ОБЪЕКТ (ПЕДАГОГИКА) –
образование(ПАРАДИГМЫ)
Требования к получаемому знанию:
быть объективно новым, т.е. неизвестным профессиональному и научному сообществу, а не только исследователю;
быть полученным с применением специальных средств исследования, обеспечивающих его объективность;
раскрывать определенные закономерности специально выделенного объекта действительности;
выражено в терминах и категориях соответствующей отрасли знания и деятельности.
Слайд 7Научная новизна
Разрешению проблемы отделения субъективно нового от объективно
нового способствует понимание того, почему другие не смогли или не
успели получить те данные, которые планируем получить мы.
Слайд 8Назначение диссертации
Совершенствование методологической культуры исследователя и оценивание уровня ее развития
Под методологической культурой педагога-исследователя будем понимать механизм, который сохраняет
его в смысловом поле деятельности, очерченной сферой педагогической науки( педагогического поиска).
Слайд 9Методологическая культура педагога-исследователя обеспечивает (Кабанов П.Г.):
- сохранение, передачу от
поколения к поколению многообразных форм познавательной и практической деятельности в
качестве образца, способа, методологических установок (идей, принципов и т.д.);
- осознание необходимого соотношения традиций (уже оправдавших себя способов) и инноваций (поиск новых способов);
- «субстанциональное единство» мира человека, понимание человеком мира (понимание иного – текста, поступка, проблемы, средств и методов их решения; понимание своего – позиции, действий).
Слайд 10Наука---педагогика
Объект—область действительности, которую изучает данная наука(образование как способ приобщения человека
к жизни в обществе, выявления и развития «человеческого в человеке»
Предмет---
выявление законов и закономерностей соответствующей сферы природы и общества(закономерности возникновения, становления и развития системы отношений в образовательном процессе
или как закономерности педагогической деятельности)
Слайд 11Совершенствование методологической культуры
Уровень методологической культуры по своей
сути является характеристикой личности профессионала в сфере образования, отражая его
научное мировоззрение, личностную позицию как исследователя, методологическую компетентность.
Слайд 12Методологическая компетентность педагога-исследователя
может быть выражена формулой: «я делаю это и
именно так, потому что я знаю, что это наиболее правильно
и эффективно в данной ситуации и поэтому приведет к наилучшим желаемым результатам в сегодняшних изменившихся условиях».
Слайд 13Оценивание уровня развития методологической культуры исследователя
Готовность к решению определенного круга
задач научно-исследовательской деятельности заданной степени сложности.
Готовность – компетентностная граница методологической
культуры педагога, критерий качества подготовки к профессиональной деятельности.
Слайд 14Научное исследование
Исследовать – «… извлечь «из следа», т.е. восстановить порядок
вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных
предметах» (А.В. Леонтович)
Триада:
Прошлое – настоящее – будущее
Настоящее – миг между прошлым и будущим…
Слайд 15Исторический контекст методологии научных исследований в педагогике
Десятилетиями советским педагогам-исследователям приходилось
«онаучивать» указания вышестоящих инстанций и лишь немногие в какой-то степени
противостояли таким установкам.
Общей методологией считалась философия марксизма – диалектический материализм.
У педагогов-исследователей не было особого интереса к методологическим и теоретическим проблемам науки педагогики.
Краевский В.В., 2004 г.
Слайд 16Исторический контекст методологии научных исследований в педагогике
Сциентизм
Абсолютизация роли науки
в системе культуры человеческого общества.
Абсолютизация стиля и общих методов построения
знания, свойственного естественным и точным наукам, которые рассматриваются в качестве парадигмы, образца научного знания вообще.
Игнорирование специфики сферы образования, в которой главным является отношение «человек – человек».
Краевский В.В., 2004 г.
Слайд 17Исторический контекст методологии научных исследований в педагогике
Крен в пользу объяснения
в ущерб понимания.
Объяснение направлено на выявление сущности изучаемого предмета, подведение
его под закон с выявлением причин и условий, источников развития механизмов действия.
Понимание – это всегда подключение к смыслам человеческой деятельности, форма взаимодействия, предметной заданностью понимаемого (текста) и интерпретатором.
Слайд 18Исторический контекст методологии научных исследований в педагогике
Положения, заслуживающие особого внимания,
в обозначенных условиях:
Системообразующая роль принципа гуманизации образования. Гуманистические ориентиры становятся
исходными в стратегии научного поиска.
Принцип информатизации образования как часть процесса информатизации современного общества. Не должен вступать в противоречие с гуманитаризацией образования.
Краевский В.В., 2004 г.
Слайд 19Уровни методологии научного исследования в педагогике (Э.Г. Юдин)
Философский
Общенаучный
Конкретнонаучный
Методика и техника
исследования.
Слайд 20Философский уровень методологии – ориентация на будущее
Обусловленность
Привычные схемы мышления и
действия человека перестают работать.
Глобальные кризисы (экологический, антропологический).
Глубинные кризисы в жизни
отдельных людей.
Слайд 21Функции философии в научном познании
Интегративная (синтетическая) – целостное обобщение и
синтез форм познания, практики, культуры.
Критическая – целостность оценки явления.
Онтологическая –
«модели» реальности (возможность смены основного вопроса философии)
Гностическая – закономерности познавательного процесса, «сетка логических категорий» - плюрализм.
Слайд 22Функции философии в научном познании
Методологическая – наиболее общие методологические принципы.
Аксиологическая
– мировоззренческие, ценностные установки, смысложизненные ориентиры.
Селективная (отборочная) – когда есть
из чего выбирать.
Умозрительно-прогнозирующая – отсроченная значимость
Вспомогательная – производный от практики критерий истины
Слайд 23Философский уровень методологии – ориентация на будущее
Философские методы не всегда
проявляются в явном виде. Они могут учитываться либо стихийно, либо
сознательно.
В любом исследовании есть элементы всеобщего значения (законы, категории, понятия, принципы и пр.).
Любая наука использует практически весь арсенал категорий диалектики: взаимосвязи материального и идеального, субъекта и объекта и пр.
Слайд 24Понятийно-категориальный аппарат научного исследования – тезаурус
«Язык» научного исследования.
Категории –
наиболее общие, предельные понятия (количество, качество, форма, содержание и пр.)
Движение:
философские категории – специально-научные категории.
Понятия – теоретический «знаниевый» план предметной области, в его основных разграничительных линиях, компонентах и связях между ними.
Термины – закрепленные в признаках понятия.
Слайд 25Общенаучный уровень методологии
Системный подход
Предполагает рассмотрение объекта как целостного множества
элементов в совокупности отношений и связей между ними, рассмотрение объекта
как системы.
Блауберг И.В., Юдин Э.Г., Ракитов А.И., Уемов А.И. и др.
Имеет свои ограничения:
- системная определенность - неопределенность мира,
системная непротиворечивость – противоречивость ценностных ориентаций субъектов в системе,
системная целостность – отсутствие целостности в информационных потоках, ресурсах.
Слайд 26Общенаучный уровень методологии
Деятельностный подход
Философы: Э.В. Ильенков, Г.С. Батищев, М.К. Мамардашвили,
Г.П. Щедровтцкий, Э.Г. Юдин и др.
Психологи: А.Н. Лентьев, П.Я. Гальперин,
В.В. Давыдов и др. (развитие идей Л.С. Выготского), школа С.Л. Рубинштейна.
Современные исследователи: Лекторский В.А., Громыко Ю.В., Розин В.М., Зинченко В.П., Слободчиков В.И.
Слайд 27Изучение феномена с позиций деятельностного подхода
Общие составляющие деятельности:
Цель
Средства
Процесс
Результат
Описание ситуации с
позиции деятельности:
Потребность
Мотив
Цели
Действия
Операции
Способы регулирования
Контроль
Анализ достигаемых результатов
Слайд 28Нормативная структура деятельности
Слободчиков В.И. Деятельность как антропологическая категория. // Вопросы
философии, №3, 2001. – С. 48-57.
Слайд 29Категории и характеристики, не вошедшие в нормативную структуру деятельности
Процедура
Орудие
Инструмент
Проблема
Слайд 30Формы рефлексивной деятельности
Исследование( Прогнозирование)
Конструирование( Моделирование)
Проектирование
Управление
Слайд 31Конкретно-научный уровень методологии
Объединяет в себе множество подходов к пониманию и
исследованию педагогической реальности.
Множественность подходов позволяет получать достоверное научное знание.
Подход в
педагогике – онтологические представления, основанные на ведущем системообразующем элементе.
Слайд 32Подходы в педагогике
Культурологический
Аксиологический
Антропологический
Личностно-ориентированный (гуманистический)
Феноменологический
Герменевтический
Компетентностный
Информационный
Синергетический
Пространственно-средовый
Акмеологический
Психологическая педагогика
Слайд 33Методы научного исследования
(метод-путь исслед.,способ деятельности, совокупность приемов деятель.,система(способ)действия, теория,
учение )
Слайд 34Степень надежности и обоснованности
интуитивный
эмпирический
научный (эмпирическое исследование,
теоретическое исследование)
Мониторинг – нормативный, диагностический, оценочный
Виды мониторинга - предметный, внутри и внешний ОУ, экологический и др.
Объект ( в трех плоскостях) предметный, функциональный, генетический
Слайд 35Методика и техника исследования
Уровни исследования: теоретический, эмпирический.
Замысел исследования –
основная идея, определяющая организацию и порядок проведения исследования, его этапы.
Раскрытие
замысла - предъявление выявленных пробелов в научных знаниях и представление возможностей разрешения противоречий на основе переходов от неизвестного к известному и обратно.
Слайд 36Моделирование научно-исследовательской деятельности
- целевой блок;
- блок субъектности;
- деятельностный блок.
Слайд 37Схема акта деятельности
(Г.П. Щедровицкий)
ПР – продукт, получающийся в результате
процедуры и производимых преобразований; ИСМ – исходный материал, из которого
этот продукт производят; ОР – орудия и любые внешние выраженные средства, используемые в этих действиях; А…А’ – действия, приложенные к материалу; Знание – знания, фиксируемые в особых знаковых формах; ТАБЛО – «сознание» субъекта деятельности; ВСР – внутренние средства; СП – способности, необходимые для оперирования всеми средствами и осуществления действий; Цл – цели деятельности; Пр – проблемы; Зд – задачи.
Слайд 38Целевой блок
Проблема педагогического исследования
Цель педагогического исследования
Гипотеза исследования
Задачи педагогического исследования
Слайд 39Блок субъектности
Методологическая культура
Ценностные ориентации и смыслы деятельности
Исследовательская компетентность
Умения конструктивной и
гностической деятельности: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные
Способности – методологическая рефлексия, интуитивность,
эвристичность мышления
Методологические знания
Слайд 40Деятельностный блок
Исходный материал - объект и предмет исследования
Орудия, средства
преобразования материала
- методы исследования (теоретические и эмпирические)
программа проведения
исследования
методика проведения опытно-экспериментальной работы
Продукты исследовательской деятельности (тезисы, статьи, учебные пособия, методические рекомендации, диссертация)
Слайд 43Оформление диссертации
Титульный лист – тема исследования
Введение
Глава 1
1.1.
1.2.
1.3.
Глава 2
2.1.
2.2.
2.3.
Заключение
Библиографическия
Приложение
Слайд 44Тема исследования
Формулировка темы, как правило, неоднократно уточняется вплоть до последних
этапов, предшествующих защите диссертации.
Определяется научной специальностью.
Количество слов в названии темы
- чем меньше слов в названии темы, тем она шире, чем больше слов в названии, тем тема уже. Тема не должна быть ни слишком широкой, ни слишком узкой.
Слайд 45Введение
Актуальность исследования.
Обсуждение настоящего состояния науки в изучаемой области, основанного на
предыдущих исследованиях или исследованиях, проводимых в настоящий момент. Краткий обзор
состояния науки начинается с описания ситуации в более широкой области, а потом сужается всё больше и больше, направляя внимание непосредственно к предмету исследования.
Противоречие и проблема исследования
Цель исследования
Объект и предмет исследования
Гипотеза исследования
Задачи исследования
Теоретико-методологическая база
Методы исследования
База исследования
Достоверность исследования
Научная новизна
Теоретическая значимость
Практическая значимость
Положения, выносимые на защиты
Публикации
Апробация и внедрение результатов исследования
Структура диссертации
Слайд 46Основное содержание
Глава 1. Теоретическая
1.1.Актуализация темы исследования.Описание объекта
исследования, выделение в нем предмета исследования.
1.2. Уточнение основных
научных понятий, характеризующих предмет исследования, их структур и сущности.
1.3.Теоретическое обоснование возможности проведения опытно-экспериментальной работы.
Глава 2. Практическая
2.1. Описание целей и содержания опытно-экспериментальной работы.
2.2. Описание организации и способов реализации опытно-экспериментальной работы.
2.3.Интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы
Слайд 47Требования к содержанию излагаемого материала
Концептуальная направленность
Сущностный анализ и обобщение
Аспектная определенность
Сочетание
социального и индивидуально-личностного контекста
Определенность и однозначность употребляемых понятий и терминов
Четкое
выделение нового, найденного в исследовательском поиске и авторской позиции
Сочетание однозначности и вариативности
Конструктивность рекомендаций
Слайд 48Способы написания текста диссертации:
конструктивно-синтетический способ - создание первоначального варианта, представляющего
собой общий набросок, предварительную компоновку всего материала;
-критико-аналитический способ - уточнение,
отделка отдельных частей и фраз, дополнения и перестановки, идет работа над точностью и выразительностью изложения, шлифуется язык, уточняются ссылки, составляются справочный аппарат и библиография.
Слайд 49Изложение текста диссертационного исследования
Способы изложения: индукция – дедукция, дедукция –
индукция.
Уровень языка и академический стиль (рассуждения и доказательства).
Синтаксический строй –
сложные предложения.
Стиль безличного монолога.
Принцип лексической точности и ясности.
Крткость.
Слайд 50Этапы опытно-экспериментальной работы
Первичная обработка эмпирического материала (систематизация, представление данных, статистические
таблицы, графическая интерпритация)
Эмпирические и теоретические распределения (кривые распределений, квантили, распределения
вероятностей, нормальное распределение)
Меры центральной тенденции (среднее арифмитическое, медиана, мода, сравнение средних, среднее значение нормально распределенной случайной величины)
Мера изменчивости (размах как мера изменчивости, дисперсия, стандартные отклонения и коэффициент вариации, среднее абсолютное отклонение)
Центральные моменты распределения (ассиметрия, центральные моменты распределения, стандартизация данных)
Слайд 51Принципы научного исследования
принцип целенаправленности – исследование выполняется в соответствии
с задачам совершенствования практики образования;
принцип объективности – теоретические модели в
исследовании должны отражать реальные педагогические объекты и процессы в их многомерности и многообразии;
принцип прикладной направленности – результаты исследования должны способствовать объяснению, прогнозированию и совершенствованию образовательной практики при множественности путей ее развития;
принцип системности – результаты исследования включаются в систему научного знания, дополняют имеющуюся информацию новыми сведениями;
принцип целостности – компоненты образовательного объекта изучаются в динамике многомерной картины их взаимосвязей и взаимозависимостей;
принцип динамизма – раскрываются закономерности становления и развития изучаемых образовательных объектов, объективный характер их многоаспектности и многовариантности.
Слайд 52Зачем нужны принципы научного исследования?
Повысить эффективность
(результативность,востребованность) научного исследования. Обеспечить качественный результат. Принципы базируются на закономерностях
познавательной деятельности, научного исследования и специфике образовательной практики
Слайд 53Функции—принципы --признаки
культурно--- мировоззренческие
производительной силы
социальной силы
Научное познание--- различные виды познаватель-ной деятельности.
ПРИЗНАКИ
(Принципы) - ПОЗВОЛЯЮТ ОТЛИЧИТЬ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТ ОБЫДЕННОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Слайд 54Заключение
Выводы – «сухой остаток»
Перспективы продолжения исследования
Слайд 55Виды педагогической
деятельности в образовании
Слайд 56Степень надежности и обоснованности
интуитивный
эмпирический
научный (эмпирическое исследование,
теоретическое исследование)
Мониторинг – нормативный, диагностический, оценочный
Виды мониторинга - предметный, внутри и внешний ОУ, экологический и др.
Объект ( в трех плоскостях) предметный, функциональный, генетический
Слайд 57Библиография
Содержит перечень использованных литературных и рукописных источников. Материалов на электронных
носителях, располагаемых либо последовательно по алфавиту, либо с подразделением на
вилы источников.
Оформляется в соответствии с ГОСТ.
Слайд 58Приложения
Различные материалы, способствующие расширению представлений о различных аспектах проведенного исследования.
Слайд 59Резюме:
Работа над диссертацией отражает способность педагога-исследователя выбирать и применять методы
и методологические установки, наиболее соответствующие целям научно-исследовательской деятельности.
Публичная защита диссертации
определяет результативность деятельности, является подлинным критерием методологической культуры педагога-исследователя.