Слайд 1Дисциплина:
«Автоматизированный электрический привод»
Лекция № 6:
МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ В
ДВИГАТЕЛЬНОМ И ТОРМОЗНЫХ РЕЖИМАХ
Доцент кафедры к. т. н.
ГОРПИНЧЕНКО
Александр Владимирович
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И СЕТИ»
Слайд 2 Влияние параметров сети и двигателя на механическую характеристику АД.
2.
Механические характеристики АД в тормозных режимах.
1
ВОПРОСЫ
ЛИТЕРАТУРА
М.Г.Чиликин, А.С.Сандлер
«Общий курс электропривода»,
стр. 82…89.
Слайд 32
Знание механических характеристик АД необходимо для оценки работы двигателя:
1) при
ухудшении качества электроэнергии в питающей сети (U1, f1);
2) при формировании
пускового режима АД;
3) при регулировании скорости вращения АД.
(1)
(2)
1. Влияние параметров сети и двигателя на механическую характеристику АД
Слайд 43
а) изменение напряжения сети
U1 = var , f1
= const, тогда Ω0 = const, т.к.
.
Если допустить, что R1 мало, то из (1) , где
xк = x1 + x’2 ,
Mк ≡ U12 из (2).
Рисунок 1. Механические характеристики АД при изменении напряжения.
Слайд 54
б) изменение частоты сети
f1 = var , U1 =
const, тогда
, а из (2).
Рисунок 2 - Механические характеристики АД при изменении
частоты.
Слайд 65
в) изменение сопротивления в цепи ротора
Такой вариант возможен только
для двигателя с фазным ротором.
R′2п = R′2 + R′п =
var.
Из (1) , а Mк из (2) не зависит от R′2 , следо-
вательно Mк = const.
Рисунок 3 Механические характеристики АД при изменении R′2
Слайд 76
г) изменение сопротивления в цепи статора
R1п = R1 +
Rп = var. При этом из (1)
и из (2).
Рисунок 4 – Механические характеристики АД при изменении активного сопротивления статора.
Слайд 87
д) изменение числа пар полюсов р
р = vаr ,
, из (2) Mк ≡ p .
Рисунок 5 – Механические характеристики АД при изменении числа пар полюсов
Слайд 98
Для торможения АД могут применяться те же способы, что и
для ЭД постоянного тока:
1) генераторное торможение с отдачей энергии в
сеть;
2) торможение противовключением;
3) динамическое торможение.
а) генераторное торможение с отдачей энергии в сеть
Генераторное торможение возможно при скорости вращения ротора выше синхронной, т.е. при Ω > Ω0.
Проводники обмотки статора пересекаются вращающимся магнитным полем в прежнем направлении, а проводники ротора – в обратном, в связи с чем направление ЭДС меняет знак
( ).
2. Механические характеристики АД в тормозных режимах
Слайд 109
Используем выражение для тока ротора, записанного в комплексной форме из
Т- образной схемы замещения АД
(3)
(4)
Изменение направления активной составляющей тока соответствует углу сдвига между U1 и I1 на угол φ1 > π / 2 , при таком угле φ1 причиной тока является уже не напряжение сети, а ЭДС E1, т.е. двигатель работает генератором, создавая тормозной момент (рисунок 6).
Слайд 1110
Рисунок 6 – Векторная диаграмма АД при рекуперативном торможении
Слайд 1211
В режиме генераторного торможения электромагнитная мощность меняет свой знак.
(5)
Отсюда ; (6)
Следовательно, при s < 0 Pэм < 0
Из Г- образной схемы замещения АД (7)
Отсюда
(8)
Механические характеристики АД при рекуперативном торможении
Генераторному торможению соответствуют участки механических
характеристик, расположенные в верхней части квадранта II. Точка установившегося режима спуска соответствует точке (a) с координатами (Ω, Mc).
Слайд 1413
Торможение с отдачей энергии в сеть будет иметь место также
при уменьшении скорости асинхронного двигателя переключением числа пар полюсов с
р на 2р.
При этом (рисунок 8).
Рисунок 8 – Механические характеристики АД при переключении полюсов
Слайд 1514
б) торможение противовключением
Режим противовключения, это такой режим, при котором исполнительный
механизм вращает двигатель в сторону, обратную действию момента, развиваемого двигателем.
У АД ротор при этом будет вращаться в направлении, обратном направлению вращающегося поля.
Слайд 1615
Торможение противовключением можно получить, изменением очередности чередования фаз статора у
вращающегося двигателя. При этом изменяется направление момента двигателя, т.к. меняется
направление вращения поля (рис. 10). При этом скольжение s > 1, а ток достигает значений
I1 ≥ (6 ÷ 8) I1Н.
Для ограничения величины тока и увеличения тормозного момента в АД с фазным ротором при противовключении в цепь ротора включают добавочные активные сопротивления (рис.9).
Слайд 1716
Рисунок 9 – Механические характеристики АД при его реверсе.
Кривая (1)
– короткозамкнутый АД,
(2) – АД с фазным ротором с включенным Rд.
Короткозамкнутые АД с двойной клеткой и глубокопазные, у которых при больших скольжениях существенно повышается, имеют более благоприятные условия торможения.
Слайд 1817
Если в цепь фазного ротора двигателя при подъеме груза включить
большое сопротивление, то при Mc > M получим также режим
противовключения.
Рисунок10 – Механические
характеристики АД с
фазным ротором при
торможении
противовключением.
Слайд 1918
в) динамическое торможение
При динамическом торможении АД работает генератором, нагрузкой которого
является сопротивление цепи обмотки ротора.
При этом может быть применено независимое
возбуждение или самовозбуждение.
Поскольку, при тормозном режиме работы отсутствует вращающееся магнитное поле Ω0 = 0 и – Ω / Ω0 = ν ,
где: ν – относительная скорость вращения ротора.
Величина момента определяется по аналогичной для АД формуле
(9)
Анализ работы АД в режиме динамического торможения целесообразно провести считая, что обмотка статора питается не постоянным, а эквивалентным трёхфазным током Iэкв. Такая замена предполагает равенство намагничивающих сил. Fэкв = Fпост
Слайд 2019
При соединении обмотки статора звездой и включении на постоянное напряжение
2-х фаз результирующий намагничивающий ток определим при помощи векторной диаграммы
намагничивающих сил 2-х фаз (рисунок 11).
Рисунок 11– Векторная диаграмма намагничивающих сил 2-х фаз АД при динамическом торможении.
Слайд 2120
отсюда
Значение тока I’2 , которое необходимо подставить в (9), удобнее
выразить через величину эквивалентного тока Iэкв , воспользовавшись упрощённой векторной
диаграммой
(рис. 12), где Iэкв – эквивалентный ток обмотки статора,
I’2 – приведённый ток ротора,
E1 и E’2 – Э.Д.С. статора и приведённая Э.Д.С. ротора,
Iμ– намагничивающий ток двигателя.
Слайд 2221
Рисунок 12 – Упрощенная векторная диаграмма АД при динамическом торможении
Из
Δ OAB Iμ = Iэкв + I’2, а также по
теореме косинусов
I2экв = I’22 + Iμ2 - 2 I’2 Iμ cos (90o + ψ2) = I’22 + Iμ2 + 2 I’2 Iμ sin ψ2 (10)
Слайд 2322
При остановке ЭД Iμ = Iэкв (I’2 =0), так как
с Ω↓→E’2↓→I’2↓→ 0.
Для упрощения расчётов полагаем xμ и R’2 постоянными.
Из
Т- образной схемы замещения
(11)
Если исключить из последних 2-х уравнений (11) E’2: определить его из первого и подставить во второе, определить и подставить значение Iμ в выражении (10) для I2экв и разрешить последнее относительно I’2 , то получим:
(12)
Слайд 2423
Для величины тормозного момента (9)
(13)
Отсюда видно, что тормозной момент, если считать xμ = const и R’2= const определяется величиной тока Iэкв и относительной скоростью ν.
Значение νк , при котором момент Mэм имеет максимум:
; (14)
(15)
Слайд 2524
Рисунок 13 – Механические характеристики АД при динамическом торможении