Слайд 1Дисциплина:
Гигиена и экология человека
Лекция 19
Тема: Анатомо-физиологические особенности детского и
подросткового возраста.
Cостояние здоровья и физическое развитие детей и подростков.
школьная зрелость
Преподаватель: Бочкарева Алла Александровна
Слайд 2Гигиена Трушкина Л.Ю. и др.
Раздел VII
Гигиена Крымская И.Г.
стр.263-277
Источники
Слайд 3условия среды обитания и деятельности детей и подростков,
влияние факторов
среды на их здоровье,
функциональное состояние растущего организма в разные
возрастные периоды;
Цель: создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, оптимальный уровень функций и благоприятное развитие организма детей и подростков
Гигиена детей и подростков
изучает
Слайд 4ОСНОВОПОЛОЖНИКИ
Эрисман Фридрих Фридрихович
(1842-1915)
Лесгафт Петр Францевич
(1837-1909)
Гундобин Николай
Петрович
(1860-1908)
Мольков Альфред Владиславович
(1870-1947)
Слайд 5Лесгафт П.Ф.-
основоположник науки о физическом воспитании; «курс
теория телесных движений»: естественные движения с постепенным усложнением - решающее
условие развития организма
«Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста»
Слайд 6Гундобин Н.П.-
зав.кафедрой детских болезней ВМА.
«Детский врач должен быть воспитателем и
гигиенистом». Познание течения физиологических и патологических процессов в детском возрасте
и особенности профилактики должны опираться на точное знание возрастных особенностей: «…Ребенок резко разнится от взрослого и заслуживает изучения специального»
Работы: «школьная гигиена», «Гигиена детства», «Современные задачи школьной гигиены»
Слайд 7Мольков А.В.-
основатель кафедр гигиены воспитания во II МГУ
(1925) и I МГУ (1926)
Первый учебник «Школьная гигиена»
З научных центра:
Кабинет
по физическому развитию детей и подростков
Экспериментальный класс с лучистым отоплением и климатической камерой
Кабинет ФР и здоровья детей и подростков
Слайд 8Основные направления и проблемы гигиены детей и подростков
Оценка состояния здоровья
и физического развития (возрастная периодизация, акселерация и ретардация, заболеваемость)
Гигиенические основы
учебного процесса (распорядок дня, режим учебных занятий, учебная нагрузка, режим питания в учебных заведениях, гигиенические требования к учебным пособиям, учебникам, мебели, одежде, обуви)
Гигиенические основы физического воспитания (питание, режим дня, способы закаливания, гигиенические основы занятий физкультурой и спортом)
Гигиена трудовой деятельности (гигиенические основы физической, умственной, психической нагрузки в процессе трудовой деятельности)
Планировка, санитарное благоустройство и противоэпидемический режим работы детских и подростковых учебных заведений
Слайд 9В дополнение определения ВОЗ здоровья взрослых - «Здоровье – это
состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только
отсутствие болезней и физических дефектов» в понятия «здоровье детского населения» включается «и степень гармоничного развития в соответствии с возрастом и полом».
Понятие
«здоровье детского населения»
Слайд 10наличие наследственных заболеваний (гемофилия, диабет и др.) определяет 4-8% патологии;
здоровье
родителей, наличие у них хронических заболеваний и вредных привычек, неуравновешенный
образ жизни;
природно-климатические факторы определяют заболеваемость соответственно в холодный или в жаркий период года и т.д.;
социальные факторы: питание (недостаточное, несбалансированное), образ жизни детей (вредные привычки, гиподинамия, отсутствие физической культуры) и социальное благополучие;
эпидемические факторы - детские инфекционные болезни (до 15% в общей заболеваемости);
эндемические болезни – флюороз, кариес зубов, эндемический зоб и др.;
экологические факторы определяют 25-40% заболеваний у детей;
Факторы, формирующие здоровье детей
Слайд 11наличие/отсутствие хронических заболеваний определяется при плановых медосмотрах детей в поликлинике
с участием всех основных специалистов (окулист, ЛОР, педиатр, хирург, психиатр);
уровень
функционального состояния основных органов и систем организма выявляется клиническими методами, иногда с помощью приборов;
о степени сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям судят по количеству острых заболеваний и обострений хронических заболеваний в предыдущем году. Часто болеющие дети – это 4 раза в году и более или одно заболевание более 25 дней;
уровень нервно-психического развития устанавливается детским психоневрологом;
степень физического развития и его гармоничности определяются путем сравнения индивидуальных показателей со средними для каждого возраста.
Показатели здоровья разработаны Институтом гигиены детей и подростков МЗ РФ
Слайд 12В соответствии с приказом Минздрава РФ № 621 «О комплексной
оценке здоровья детей» (2003) дети от 3 до 17 лет
разделяются на 5 групп здоровья:
здоровые, с нормальным уровнем морфологического, функционального, биологического и умственного развития; не имеющие дефектов, гармонично развитые;
здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения (в росте и весе), сниженную сопротивляемость организма к заболеваниям (болеющие 4 раза в году и более), отставшие по выраженности вторичных половых признаков;
Группы здоровья
Слайд 133. дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными
функциональными возможностями организма; с ожирением 1-2 степени (на 20-29% и
на 30-49%);
4. дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма; с ожирением 3-й степени (более 50%);
5. дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма – эти дети не посещают школу, обучаются на дому и медосмотрами не охватываются.
Группы здоровья
Слайд 14Распределение детей Иркутской области
по группам здоровья в 2010 и
2014 гг.
(по данным профилактических медицинских осмотров, %)
Слайд 15Доля детей в Иркутской области и РФ
с I и
II группами здоровья в 2012-2014 г. (проценты)
Слайд 16для 1-й группы нет ограничений, педиатр проводит профилактические медосмотры в
плановые сроки, а врачебные назначения состоят из общеоздоровительных мероприятий.
Дети 2-й
группы (группа риска) требуют более пристального внимания врачей; им обязательно нужен комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма: оптимальная двигательная активность, закаливание, рациональный режим дня и дополнительные витамины.
Дети 3,4 и 5 групп находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, получают необходимую лечебную и профилактическую помощь; в детских учреждениях организуется щадящий режим дня, более продолжительный отдых и сон, ограничиваются физические упражнения.
Определяется учебная, спортивная или трудовая деятельность
Слайд 17степень развития морфо-функциональных признаков, которые указывают на запас его физических
сил и являются критерием нормальности его роста и формирования организма
соответственно его возрасту и полу.
Физическое развитие детей и подростков
Слайд 18Возрастной период – это время, требующееся для завершения определённого этапа
морфофункционального развития организма и достижения готовности ребёнка к той или
иной деятельности.
На Международном симпозиуме в Москве в 1965 г. была предложена схема возрастной периодизации, основанная на оценке особенностей роста и развития организма.
В биологической периодизации было выделено 7 периодов созревания. Возрастные периоды чаще меняются в первые годы жизни.
Слайд 19Биологическая возрастная периодизация
Слайд 20Социальная возрастная периодизация
Социальное деление на возрастные группы в основном не
противоречит биологическому делению.
Исключение составляет подростковый возраст (его иногда называют
старшим школьным), к которому относятся дети с 15, а не с 12-13 лет.
Слайд 21В грудном возрасте темпы роста весьма значительны.
В этот период происходит существенное
увеличение основных морфологических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки).
К концу 1-го года жизни рост увеличивается на 47 % по отношению к первоначальному.
Наибольшая прибавка массы тела приходится на 1-й год жизни: к 4-5 мес. она удваивается, а к 1 году увеличивается в 3 раза.
Слайд 22В период раннего и первого детства происходят бурное совершенствование ЦНС,
координированности движений, овладение речью,
счетом, чувством ритма, отмечается значительный рост нижних конечностей (в возрасте
4-7 лет длина тела ежегодно увеличивается на 5-7 %), уменьшается свойственная предшествующим годам округлость форм.
Дети начинают рисовать, писать, лепить.
Длительное пребывание в сидячей позе при неподходящей мебели и недостаточном внимании со стороны воспитателей и родителей может привести к нарушению осанки.
Эффективно формируются двигательные навыки.
Вместе с тем в этот возрастной период наиболее часты детские инфекционные заболевания.
Слайд 23В младшем школьном возрасте отмечается:
недостаточная твердость костей из-за преобладания в них органических
веществ над минеральными (кальций, фосфор, магний). В связи с этим
возможны деформации скелета, и надо следить за правильной позой во время чтения и письма.
Мышечная система усиленно, но неравномерно развивается: развитие крупных мышц туловища происходит быстрее, чем мелких мышц, например кистей рук, что затрудняет выполнение мелких и точных движений.
Несовершенство движений зависит также от недостаточного развития координационных механизмов в коре большого мозга.
Характерны неустойчивость нервных процессов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, чем объясняются сравнительно быстрое снижение внимания и наступление утомления как при умственной, так и при физической работе.
Слайд 24структура костной ткани примерно такая же, как у взрослых, но
окостенение позвоночника еще не завершено и остается опасность его искривлений
при длительном напряжении и неправильном положении тела в результате сидения за партой и давлении на грудь края стола.
Отмечается неполное сращение отдельных частей скелета, в частности таза, что может вызвать смещение тазовых костей при прыжках с неправильным сращением в дальнейшем, а у девочек неблагоприятно сказаться впоследствии при родах.
Поэтому недопустимы чрезмерные физические нагрузки, умеренные же способствуют укреплению костной ткани и исправлению намечающихся нарушений осанки.
В подростковом возрасте
Слайд 25В подростковом возрасте:
Мышечная система характеризуется усиленным ростом мышечной силы, особенно
у мальчиков.
Повышается способность к более продолжительной физической работе, совершенствуется координация
движений, однако силовые нагрузки переносятся хуже, чем быстрые движения.
Данный возраст совпадает с началом полового созревания.
Наблюдаются, особенно вначале, повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы, что неблагоприятно влияет на приспособляемость к физической работе.
Слайд 26В юношеском возрасте формирование костной и мышечной системы почти завершается.
Синостозирование в
I пястной кости происходит у мальчиков в 15-16-летнем возрасте, а
II-V пястных костей - в 17-летнем, у девочек - соответственно в 13 и 14 лет.
Сведения об этих сроках используют при определении биологического возраста в спорных случаях, а также при судебно-медицинской экспертизе.
На 14-15-м году в хрящах между позвонками появляются новые точки окостенения, и к 20-21 году пластинки срастаются с телами позвонков.
Слайд 27В юношеском возрасте
Отмечаются усиленный рост тела в длину, значительное прибавление массы
тела и большой прирост мышечной силы.
Интенсивно развиваются мелкие мышцы,
совершенствуются точность и координация движений.
Показатели физического развития приближаются к показателям взрослого человека.
Функциональное развитие головного мозга достигает значительного совершенства, становятся возможными более тонкие и сложные формы его аналитической и синтетической деятельности, усиливаются тормозные процессы, совершенствуются процессы дифференцировки и т.д.
Слайд 28Выводы для воспитания потребности к ЗОЖ
возможности организма школьников неодинаковы в
различные возрастные периоды;
на возможности организма, кроме возрастных особенностей, накладываются половые
и индивидуальные различия;
здоровье школьника кроме рационального питания зависит от двигательного режима, но эта нагрузка должна соизмеряться с учетом возрастно-половой специфики;
в подростковый и юношеский периоды необходимо заниматься физкультурой для развития мышц, укрепления скелета, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, чем закладывается фундамент для здоровья в последующей жизни.
Слайд 29Программа исследования физического развития детей и подростков (3-17 лет) включает
исследование минимум 3-х признаков (приказ Минздрава РФ № 621 «О
комплексной оценке здоровья детей» (2003):
морфологические признаки – длина тела (рост), масса тела (вес) и окружность грудной клетки (в покое);
функциональные признаки: жизненная емкость легких (спирометрия), мышечная сила кисти руки (динамометрия) и экскурсия грудной клетки;
уровень биологического развития – степень развития зубной системы и стадия полового созревания.
Методы исследования и оценка
физического развития детей и подростков
Слайд 30Рост отражает генетику от родителей, а также ход пластических (строительных)
процессов в организме.
Вес говорит о развитии костно-мышечного аппарата, внутренних органов
и подкожно-жировой клетчатки. В отличие от роста вес более подвижен и указывает на заболевания, нарушения питания, изменения распорядка дня (человек больше лежит и толстеет и т.д.).
Размер грудной клетки указывает на степень ее развития, а также грудных и спинных мышц, отражает качество функционирования органов грудной полости - легких и сердца.
Морфологические признаки:
Слайд 31Спирометрия определяет объем вдыхаемого воздуха, указывает на степень развития легких
и их участия в дыхательном процессе.
Время задержки дыхания указывает на
степень оксигенации организма - кислородную достаточность или задолженность в организме. Она отражает достаточность занятий человека физическими и спортивными упражнениями на свежем воздухе. Чем короче это время, тем выраженнее ацидоз в организме, тем сильнее компенсаторная нагрузка на сердце и легкие. Может служить прогностическим признаком для оценки здоровья.
Экскурсия легких – это измерение разницы параметров грудной клетки при вдохе и выдохе, Указывает на степень развития грудной клетки и легких в ней.
Динамометрия – определяет максимальную мышечную силу левой и правой руки, Указывает на степень развития мышц всего тела и уровень их тренированности, что является прогностическим признаком для оценки здоровья
Частота сердечных сокращений и дыхания тесно связаны с тренированностью организма, развитием мышц и легких, а главное, с регулярностью физических и спортивных упражнений, обеспечивающих оксигенацию организма.
Функциональные признаки:
Слайд 32С учетом совокупности полученных данных составляется заключение о состоянии развития
морфологических и функциональных показателей организма, определяется группа здоровья и разрабатывается
Индивидуальная программа по формированию здорового образа жизни студента в соответствии со всеми компонентами ЗОЖ
Слайд 33При массовых исследованиях используются два показателя - вес и рост,
оцениваемые по таблице усредненных данных - шкале регрессий.
Показатели накладываются
на таблицу и по ней определяются 4 группы физического развития в соответствии с возрастом и полом:
нормальная – вес соответствует длине;
развитие с избытком массы – вес больше роста;
развитие с дефицитом массы – вес меньше роста
задержка (нанизм) или ускоренное (акселерация) созревание организма.
Слайд 34Для характеристики состояния здоровья детских контингентов дополнительно применяют следующие показатели:
Индекс
здоровья – удельный вес детей, не болевших в течение года,
среди всех обследованных (в %).
Патологическая пораженность – частота хронических заболеваний, функциональных отклонений (в ‰).
Слайд 35Нарушения осанки у детей Иркутской области
в 2010 и 2014
гг. (на 1000 осмотренных)
Слайд 36Сколиоз у детей Иркутской области
в 2010 и 2014 гг.
(на 1000 осмотренных)
Слайд 37Жизненный цикл человека условно делится на 3 этапа: созревание, зрелый
возраст и старение.
Половое созревание наступает к 13-15 годам.
Трудовая зрелость наступает
позднее – к 17-18 годам.
Хронологической границей полного созревания организма и наступления зрелости следует считать 20-21 год.
Слайд 38Акселерация
(греч., ускорение) – это ускоренное развитие роста, массы и полового
созревания детей и подростков по отношению к сверстникам предыдущей эпохи.
Наиболее ярко акселерация роста и развития проявляется в подростковом возрасте.
Такие изменения наблюдаются не только в нашей стране, но и в других странах.
В США и странах Европы в середине XX в. длина тела детей в возрасте 13-15 лет в среднем увеличивалась на 2,5 см за десятилетие.
Слайд 39Основные признаки акселерации:
в каждой возрастной группе масса и длина тела
детей, подростков и юношей становится больше, чем в предыдущие годы;
половое
созревание их происходит в более раннем возрасте: у девочек - первая менструации в Москве начинается в 13 лет (ранее - с 15 лет); у мальчиков – поллюции, оволосение подмышками и мутация голоса на 3-9 мес. раньше;
раньше наступает созревание (в т.ч. окостенение, что важно для акушерок) организма соответствующее взрослому организму;
население имеет более крупное телосложение, чем ранее: 17- летние соответствуют 25-летним в 20-30-е годы ХХ века.
Слайд 40отмечается социальный инфантилизм: в социальном плане: ранее 15-20 летний человек
был более зрелым и по адаптации в обществе соответствовал сегодняшним
35-40-летним.
Человек раньше «вписывался» в общественную жизнь, заводил семью и имел в более молодом периоде более высокую ответственность перед семьей и обществом и независимость от родителей (академик Сергей Капица», ж. «Персона», 2002 г., с.8);
ухудшилась фактографическая память детей: в Москве в 20-е годы 25% школьников могли запомнить страницу текста и воспроизвести ее, теперь таких нет – считается, что это из-за перегруженности памяти информацией.
НО:
Слайд 41улучшение питания;
появление радио – электромагнитных волн;
генетическая теория: смешение рас,
участились гетерозиготность и браки среди ранее изолированных групп;
взрывы атомных
бомб, начиная с 40-х годов, продукты распада которых рассеялись по всему земному шару и попали в растительную и молочную пищу населения (мутация);
резкое снижение общей (оспа, полиомиелит) и детской заболеваемости (скарлатина, дифтерия), которые приводили к истощению детского организма и задержке его развития;
улучшение условий воспитания и обучения детей, способствовали ускорению их физического развития;
удлинение «светового» дня – за счет искусственного света;
влияние городского образа жизни;
интенсивное информационное воздействие приводит к преждевременному половому созреванию, а оно к физическому.
Причины акселерации (гипотезы):
Слайд 42Ретардация
(от лат. retardatio – замедление, задержка) – понятие, обратное акселерации.
Означает задержку физического развития и формирования функциональных систем организма детей
и подростков.
В психологии под ретардацией понимается отставание в интеллектуальном развитии ребенка.
Слайд 43Причины ретардации
Существование ретардации свидетельствует в пользу теории циклической смены эпох
акселерации и ретардации развития.
Причины такой цикличности точно не установлены, но,
по мнению ученых, это связано с несколькими факторами: увеличением солнечной активности, изменением климата на планете, с качеством питания и т.д.
В целом причины можно разделить на эндогенные (врожденные и приобретенные) и экзогенные (вредное воздействие среды, низкий социальный уровень развития населения).
Слайд 44 Значение ретардации
Понятие «ретардация» особенно важно при определении готовности ребенка
к школе.
Ведь от психофизиологического созревания зависит успеваемость и то,
как будут складываться отношения со сверстниками.
Зачастую дети с задержкой развития обучаются индивидуально.
Не стоит забывать также, что ретардация, как и акселерация, может быть гармоничной и негармоничной.
Каждому ребенку присущ индивидуальный темп развития.
Слайд 45Децелерация
– прекращение акселерации, роста и развития подрастающего поколения, замедление соматического
развития и физиологического созревания детей и подростков.
Процесс децелерации начал проявлять
себя во всех экономически развитых странах с 80-х – 90-х годов ХХ в.
Слайд 46Причины децелерации:
экологический фактор;
генные мутации;
ухудшение социальных условий жизни и, прежде всего,
питания;
рост информационных технологий, приводящий сначала к перевозбуждению нервной системы, а
далее – к ответному ее торможению;
снижение физической активности и др.
Слайд 47В Российской Федерации обучение в школе начинается с 6 лет.
Функциональная готовность ребенка к обучению индивидуальна.
В соответствии с приказом
Минздрава РФ № 621 «О комплексной оценке здоровья детей» (2003) и утвержденной им базовой программой скрининг-тестов для массовых медицинских осмотров детей, разработанной НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН (1993), а также приказа МЗ РФ № 69 (1995) проводятся 10 плановых комплексных медицинских осмотров, детей врачами-специалистами.
Первое комплексное обследование проводится в 3 года или при поступлении в дошкольное учреждение и последнее - в 11 классе.
Школьная зрелость и методы ее определения
Слайд 48
диагноз,
данные о группе здоровья,
возможность занятия физкультурой и трудовым
обучением,
рекомендации по иммунопрофилактике,
ограничения по профессиональной деятельности,
пригодность к
военной службе и др.
В медицинское заключение о медосмотрах включаются
Слайд 49имеющие отклонения в состоянии здоровья, указанные в перечне медицинских рекомендаций
к отсрочке поступления в школу с 6 лет (инфекционный гепатит,
ревматизм, сниженную резистентность - болеющие ОРЗ 4 раза в году и чаще и т.д.), таких детей – до 24%;
отстающие в биологическом развитии (низкий рост, прибавка в росте за последний год менее 4 см, полное отсутствие постоянных зубов), таких детей до 24%;
имеющие дефекты звукопроизношения, таких детей до 12%;
имеющие психофизиологическую задержку в развитии (недостаточное развитие психики, моторики мелких мышц кисти и речи), таких детей до 20%.
Неготовыми к обучению считаются дети:
Слайд 50Задачи науки «гигиены детей и подростков».
Понятие «здоровье детского населения» и
основные определяющие его факторы.
Критерии состояния здоровья детского населения.
Группы здоровья детей,
принципы их формирования.
Особенности физического развития детей младшего школьного возраста и гигиенические рекомендации по формированию у них ЗОЖ.
Особенности физического развития детей среднего школьного возраста и гигиенические рекомендации по формированию у них ЗОЖ.
Особенности физического развития детей старшего школьного возраста и гигиенические рекомендации по формированию у них ЗОЖ.
Методы исследования морфологического развития детей и их значение.
Методы исследования функционального состояния детей и их значение.
Основные оценочные показатели физического развития и функционального состояния подростков.
Основные признаки акселерации и децелерации.
Школьная зрелость. и методы ее определения.
Основные противопоказания для учебы в школе.
Контрольные вопросы