Разделы презентаций


Дисциплина: Гигиена и экология человека Лекция 19 Тема: Анатомо-физиологические

Содержание

Гигиена Трушкина Л.Ю. и др. Раздел VIIГигиена Крымская И.Г. стр.263-277Источники

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дисциплина: Гигиена и экология человека Лекция 19 Тема: Анатомо-физиологические особенности детского  и

подросткового возраста. Cостояние здоровья и физическое развитие детей и подростков.

школьная зрелость

Преподаватель: Бочкарева Алла Александровна

Дисциплина:  Гигиена и экология человека  Лекция 19 Тема: Анатомо-физиологические особенности детского  и подросткового возраста.

Слайд 2Гигиена Трушкина Л.Ю. и др. Раздел VII
Гигиена Крымская И.Г.

стр.263-277
Источники

Гигиена Трушкина Л.Ю. и др.  Раздел VIIГигиена Крымская И.Г.  стр.263-277Источники

Слайд 3условия среды обитания и деятельности детей и подростков,
влияние факторов

среды на их здоровье,
функциональное состояние растущего организма в разные

возрастные периоды;
Цель: создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, оптимальный уровень функций и благоприятное развитие организма детей и подростков

Гигиена детей и подростков изучает

условия среды обитания и деятельности детей и подростков, влияние факторов среды на их здоровье, функциональное состояние растущего

Слайд 4ОСНОВОПОЛОЖНИКИ
Эрисман Фридрих Фридрихович
(1842-1915)
Лесгафт Петр Францевич
(1837-1909)
Гундобин Николай

Петрович
(1860-1908)
Мольков Альфред Владиславович
(1870-1947)

ОСНОВОПОЛОЖНИКИЭрисман Фридрих Фридрихович (1842-1915) Лесгафт Петр Францевич (1837-1909) Гундобин Николай Петрович (1860-1908) Мольков Альфред Владиславович (1870-1947)

Слайд 5Лесгафт П.Ф.-
основоположник науки о физическом воспитании; «курс

теория телесных движений»: естественные движения с постепенным усложнением - решающее

условие развития организма
«Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста»
Лесгафт П.Ф.-  основоположник науки о физическом воспитании; «курс теория телесных движений»: естественные движения с постепенным усложнением

Слайд 6Гундобин Н.П.-
зав.кафедрой детских болезней ВМА.
«Детский врач должен быть воспитателем и

гигиенистом». Познание течения физиологических и патологических процессов в детском возрасте

и особенности профилактики должны опираться на точное знание возрастных особенностей: «…Ребенок резко разнится от взрослого и заслуживает изучения специального»
Работы: «школьная гигиена», «Гигиена детства», «Современные задачи школьной гигиены»
Гундобин Н.П.-зав.кафедрой детских болезней ВМА.«Детский врач должен быть воспитателем и гигиенистом». Познание течения физиологических и патологических процессов

Слайд 7Мольков А.В.-
основатель кафедр гигиены воспитания во II МГУ

(1925) и I МГУ (1926)
Первый учебник «Школьная гигиена»
З научных центра:
Кабинет

по физическому развитию детей и подростков
Экспериментальный класс с лучистым отоплением и климатической камерой
Кабинет ФР и здоровья детей и подростков
Мольков А.В.-  основатель кафедр гигиены воспитания во II МГУ (1925) и I МГУ (1926)Первый учебник «Школьная

Слайд 8Основные направления и проблемы гигиены детей и подростков
Оценка состояния здоровья

и физического развития (возрастная периодизация, акселерация и ретардация, заболеваемость)
Гигиенические основы

учебного процесса (распорядок дня, режим учебных занятий, учебная нагрузка, режим питания в учебных заведениях, гигиенические требования к учебным пособиям, учебникам, мебели, одежде, обуви)
Гигиенические основы физического воспитания (питание, режим дня, способы закаливания, гигиенические основы занятий физкультурой и спортом)
Гигиена трудовой деятельности (гигиенические основы физической, умственной, психической нагрузки в процессе трудовой деятельности)
Планировка, санитарное благоустройство и противоэпидемический режим работы детских и подростковых учебных заведений
Основные направления и проблемы гигиены детей и подростковОценка состояния здоровья и физического развития (возрастная периодизация, акселерация и

Слайд 9В  дополнение  определения ВОЗ  здоровья взрослых  - «Здоровье – это

состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только

отсутствие болезней и физических дефектов» в  понятия «здоровье  детского населения» включается «и степень  гармоничного развития в соответствии с возрастом и полом».

Понятие «здоровье  детского населения»

В  дополнение  определения ВОЗ  здоровья взрослых  - «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия,

Слайд 10наличие наследственных заболеваний (гемофилия, диабет и др.) определяет 4-8% патологии;
здоровье

родителей, наличие у них хронических заболеваний  и вредных привычек, неуравновешенный

образ жизни;
природно-климатические  факторы  определяют заболеваемость соответственно в холодный или в жаркий период года и т.д.;
социальные факторы: питание (недостаточное, несбалансированное), образ жизни детей (вредные привычки, гиподинамия, отсутствие физической культуры) и социальное благополучие;
эпидемические факторы - детские инфекционные болезни (до 15% в общей заболеваемости);
эндемические болезни – флюороз, кариес зубов, эндемический зоб и др.;
экологические факторы определяют 25-40% заболеваний у детей;

Факторы, формирующие здоровье детей

наличие наследственных заболеваний (гемофилия, диабет и др.) определяет 4-8% патологии;здоровье родителей, наличие у них хронических заболеваний  и

Слайд 11наличие/отсутствие  хронических заболеваний определяется при плановых медосмотрах детей в поликлинике

с участием всех основных специалистов (окулист, ЛОР, педиатр, хирург, психиатр);
уровень

функционального состояния основных органов и систем организма выявляется клиническими методами, иногда  с помощью приборов;
о степени сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям  судят по количеству острых заболеваний и обострений хронических заболеваний в предыдущем году. Часто болеющие дети – это 4 раза в году и более или одно заболевание более 25 дней;
уровень нервно-психического развития устанавливается детским психоневрологом;
степень физического развития и его  гармоничности определяются путем сравнения индивидуальных  показателей со средними для каждого возраста.

Показатели здоровья разработаны Институтом гигиены детей и подростков МЗ РФ

наличие/отсутствие  хронических заболеваний определяется при плановых медосмотрах детей в поликлинике с участием всех основных специалистов (окулист, ЛОР,

Слайд 12В соответствии с  приказом Минздрава РФ № 621 «О комплексной

оценке здоровья детей» (2003)   дети  от 3 до 17 лет

разделяются на  5 групп здоровья:
здоровые, с нормальным уровнем морфологического, функционального, биологического и умственного развития; не имеющие дефектов, гармонично развитые;
здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения (в росте и весе), сниженную сопротивляемость организма  к заболеваниям (болеющие 4 раза в году и более), отставшие по выраженности вторичных половых признаков;

Группы здоровья

В соответствии с  приказом Минздрава РФ № 621 «О комплексной оценке здоровья детей» (2003)   дети  от 3

Слайд 133. дети, больные хроническими заболеваниями  в состоянии компенсации с сохраненными

функциональными возможностями организма; с ожирением 1-2 степени (на 20-29% и

на 30-49%);
4. дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма; с ожирением 3-й степени (более 50%);
5. дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма – эти дети не посещают школу, обучаются на дому  и медосмотрами не охватываются.

Группы здоровья

3. дети, больные хроническими заболеваниями  в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма; с ожирением 1-2 степени

Слайд 14Распределение детей Иркутской области по группам здоровья в 2010 и

2014 гг. (по данным профилактических медицинских осмотров, %)

Распределение детей Иркутской области  по группам здоровья в 2010 и 2014 гг.  (по данным профилактических

Слайд 15Доля детей в Иркутской области и РФ с I и

II группами здоровья в 2012-2014 г. (проценты)

Доля детей в Иркутской области и РФ  с I и II группами здоровья в 2012-2014 г.

Слайд 16для 1-й группы нет ограничений, педиатр проводит профилактические медосмотры в

плановые сроки, а врачебные назначения состоят из  общеоздоровительных мероприятий.

Дети 2-й

группы (группа риска) требуют более пристального внимания врачей; им обязательно нужен  комплекс оздоровительных мероприятий,  направленных на повышение устойчивости организма: оптимальная  двигательная активность, закаливание, рациональный режим дня и дополнительные витамины.

Дети 3,4 и 5 групп находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, получают необходимую лечебную и профилактическую помощь; в детских учреждениях организуется щадящий режим дня, более продолжительный отдых и сон, ограничиваются физические упражнения.

Определяется учебная, спортивная или трудовая деятельность

для 1-й группы нет ограничений, педиатр проводит профилактические медосмотры в плановые сроки, а врачебные назначения состоят из

Слайд 17степень развития морфо-функциональных признаков, которые   указывают на запас его физических

сил и  являются критерием нормальности его роста и формирования организма

соответственно его возрасту и полу.

Физическое развитие детей и подростков

степень развития морфо-функциональных признаков, которые   указывают на запас его физических сил и  являются критерием нормальности его роста

Слайд 18Возрастной период – это время, требующееся для завершения определённого этапа

морфофункционального развития организма и достижения готовности ребёнка к той или

иной деятельности.

На Международном симпозиуме в Москве в 1965 г. была предложена схема возрастной периодизации, основанная на оценке особенностей роста и развития организма.

В биологической периодизации было выделено 7 периодов созревания. Возрастные периоды чаще меняются в первые годы жизни.
Возрастной период – это время, требующееся для завершения определённого этапа морфофункционального развития организма и достижения готовности ребёнка

Слайд 19Биологическая возрастная периодизация

Биологическая возрастная периодизация

Слайд 20Социальная возрастная периодизация
Социальное деление на возрастные группы в основном не

противоречит биологическому делению.
Исключение составляет подростковый возраст (его иногда называют

старшим школьным), к которому относятся дети с 15, а не с 12-13 лет.
Социальная возрастная периодизацияСоциальное деление на возрастные группы в основном не противоречит биологическому делению. Исключение составляет подростковый возраст

Слайд 21В грудном возрасте темпы роста весьма значительны.
В этот период происходит существенное

увеличение основных морфологических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки).



К концу 1-го года жизни рост увеличивается на 47 % по отношению к первоначальному.
Наибольшая прибавка массы тела приходится на 1-й год жизни: к 4-5 мес. она удваивается, а к 1 году увеличивается в 3 раза.
В грудном возрасте темпы роста весьма значительны. В этот период происходит существенное увеличение основных морфологических показателей (рост, масса тела,

Слайд 22В период раннего и первого детства происходят бурное совершенствование ЦНС,
координированности движений, овладение речью,

счетом, чувством ритма, отмечается значительный рост нижних конечностей (в возрасте

4-7 лет длина тела ежегодно увеличивается на 5-7 %), уменьшается свойственная предшествующим годам округлость форм.

Дети начинают рисовать, писать, лепить.
Длительное пребывание в сидячей позе при неподходящей мебели и недостаточном внимании со стороны воспитателей и родителей может привести к нарушению осанки.
Эффективно формируются двигательные навыки.
Вместе с тем в этот возрастной период наиболее часты детские инфекционные заболевания.
В период раннего и первого детства происходят бурное совершенствование ЦНС, координированности движений, овладение речью, счетом, чувством ритма, отмечается значительный рост нижних

Слайд 23В младшем школьном возрасте отмечается:
недостаточная твердость костей из-за преобладания в них органических

веществ над минеральными (кальций, фосфор, магний). В связи с этим

возможны деформации скелета, и надо следить за правильной позой во время чтения и письма.
Мышечная система усиленно, но неравномерно развивается: развитие крупных мышц туловища происходит быстрее, чем мелких мышц, например кистей рук, что затрудняет выполнение мелких и точных движений.
Несовершенство движений зависит также от недостаточного развития координационных механизмов в коре большого мозга.
Характерны неустойчивость нервных процессов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, чем объясняются сравнительно быстрое снижение внимания и наступление утомления как при умственной, так и при физической работе.
В младшем школьном возрасте отмечается:недостаточная твердость костей из-за преобладания в них органических веществ над минеральными (кальций, фосфор, магний). В

Слайд 24структура костной ткани примерно такая же, как у взрослых, но

окостенение позвоночника еще не завершено и остается опасность его искривлений

при длительном напряжении и неправильном положении тела в результате сидения за партой и давлении на грудь края стола.
Отмечается неполное сращение отдельных частей скелета, в частности таза, что может вызвать смещение тазовых костей при прыжках с неправильным сращением в дальнейшем, а у девочек неблагоприятно сказаться впоследствии при родах.
Поэтому недопустимы чрезмерные физические нагрузки, умеренные же способствуют укреплению костной ткани и исправлению намечающихся нарушений осанки.

В подростковом возрасте 

структура костной ткани примерно такая же, как у взрослых, но окостенение позвоночника еще не завершено и остается

Слайд 25В подростковом возрасте:
Мышечная система характеризуется усиленным ростом мышечной силы, особенно

у мальчиков.
Повышается способность к более продолжительной физической работе, совершенствуется координация

движений, однако силовые нагрузки переносятся хуже, чем быстрые движения.
Данный возраст совпадает с началом полового созревания.
Наблюдаются, особенно вначале, повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы, что неблагоприятно влияет на приспособляемость к физической работе.
В подростковом возрасте:Мышечная система характеризуется усиленным ростом мышечной силы, особенно у мальчиков.Повышается способность к более продолжительной физической

Слайд 26В юношеском возрасте формирование костной и мышечной системы почти завершается.
Синостозирование в

I пястной кости происходит у мальчиков в 15-16-летнем возрасте, а

II-V пястных костей - в 17-летнем, у девочек - соответственно в 13 и 14 лет.
Сведения об этих сроках используют при определении биологического возраста в спорных случаях, а также при судебно-медицинской экспертизе.
На 14-15-м году в хрящах между позвонками появляются новые точки окостенения, и к 20-21 году пластинки срастаются с телами позвонков.
В юношеском возрасте формирование костной и мышечной системы почти завершается. Синостозирование в I пястной кости происходит у мальчиков в

Слайд 27В юношеском возрасте
Отмечаются усиленный рост тела в длину, значительное прибавление массы

тела и большой прирост мышечной силы.
Интенсивно развиваются мелкие мышцы,

совершенствуются точность и координация движений.

Показатели физического развития приближаются к показателям взрослого человека.

Функциональное развитие головного мозга достигает значительного совершенства, становятся возможными более тонкие и сложные формы его аналитической и синтетической деятельности, усиливаются тормозные процессы, совершенствуются процессы дифференцировки и т.д.
В юношеском возрастеОтмечаются усиленный рост тела в длину, значительное прибавление массы тела и большой прирост мышечной силы. Интенсивно

Слайд 28Выводы для воспитания потребности к ЗОЖ
возможности организма школьников неодинаковы в

различные возрастные периоды;

на возможности организма, кроме возрастных особенностей,  накладываются половые

и индивидуальные различия;

здоровье школьника кроме рационального питания зависит от двигательного режима, но эта нагрузка должна соизмеряться с учетом возрастно-половой специфики;

в подростковый и юношеский периоды необходимо заниматься физкультурой для развития мышц,  укрепления скелета, сердечно-сосудистой  и дыхательной систем, чем закладывается фундамент для здоровья в последующей жизни.

Выводы для воспитания потребности к ЗОЖвозможности организма школьников неодинаковы в различные возрастные периоды;на возможности организма, кроме возрастных

Слайд 29Программа исследования физического развития детей и подростков  (3-17 лет) включает

исследование минимум 3-х признаков (приказ Минздрава РФ № 621 «О

комплексной оценке здоровья детей» (2003):
морфологические признаки – длина тела (рост), масса тела (вес) и  окружность грудной клетки (в покое);
функциональные признаки:  жизненная емкость легких (спирометрия),  мышечная сила кисти руки (динамометрия) и экскурсия грудной клетки;
уровень биологического развития – степень развития зубной системы и стадия полового созревания.

Методы исследования  и оценка физического развития детей и подростков

Программа исследования физического развития детей и подростков  (3-17 лет) включает исследование минимум 3-х признаков (приказ Минздрава РФ

Слайд 30Рост отражает  генетику от родителей, а также ход пластических (строительных)

процессов в организме.
Вес говорит о развитии костно-мышечного  аппарата, внутренних органов

и подкожно-жировой клетчатки. В отличие от роста вес более подвижен и указывает на заболевания, нарушения питания, изменения распорядка дня (человек больше лежит  и толстеет и т.д.).
Размер грудной клетки указывает на степень ее  развития, а также грудных и спинных мышц, отражает качество функционирования органов грудной полости -  легких и сердца.

Морфологические признаки:

Рост отражает  генетику от родителей, а также ход пластических (строительных) процессов в организме.Вес говорит о развитии костно-мышечного

Слайд 31Спирометрия определяет объем вдыхаемого воздуха, указывает на  степень развития легких

и их участия в дыхательном процессе.
Время задержки дыхания указывает на

степень оксигенации организма - кислородную достаточность или задолженность в организме. Она отражает достаточность занятий человека физическими и спортивными упражнениями на свежем воздухе. Чем короче это время, тем выраженнее ацидоз в организме, тем сильнее компенсаторная нагрузка на сердце и легкие. Может служить прогностическим признаком для оценки здоровья.
Экскурсия легких – это измерение разницы параметров грудной клетки при вдохе и выдохе,   Указывает  на степень развития  грудной клетки и легких в ней.
Динамометрия – определяет максимальную мышечную силу левой и правой руки, Указывает на степень  развития мышц всего тела и  уровень их тренированности, что является  прогностическим признаком для оценки здоровья
Частота сердечных сокращений и дыхания тесно связаны с  тренированностью организма, развитием мышц и легких, а главное, с  регулярностью физических и спортивных упражнений, обеспечивающих оксигенацию организма.

Функциональные признаки:

Спирометрия определяет объем вдыхаемого воздуха, указывает на  степень развития легких и их участия в дыхательном процессе.Время задержки

Слайд 32С учетом совокупности полученных данных составляется заключение о состоянии развития

 морфологических и функциональных показателей организма, определяется группа здоровья и разрабатывается

Индивидуальная программа по формированию здорового образа жизни студента в соответствии со всеми компонентами ЗОЖ

С учетом совокупности полученных данных составляется заключение о состоянии развития  морфологических и функциональных показателей организма, определяется группа

Слайд 33При массовых исследованиях используются два показателя - вес и рост,

оцениваемые по таблице  усредненных данных - шкале регрессий.
Показатели накладываются

на  таблицу и  по ней определяются 4 группы физического развития в соответствии с возрастом и  полом:
нормальная – вес соответствует длине;
развитие с избытком массы – вес больше роста;
развитие с дефицитом массы – вес меньше роста
задержка (нанизм) или ускоренное (акселерация) созревание организма.                                                             

При массовых исследованиях используются два показателя - вес и рост, оцениваемые по таблице  усредненных данных - шкале

Слайд 34Для характеристики состояния здоровья детских контингентов дополнительно применяют следующие показатели:
Индекс

здоровья – удельный вес детей, не болевших в течение года,

среди всех обследованных (в %).
Патологическая пораженность – частота хронических заболеваний, функциональных отклонений (в ‰).
Для характеристики состояния здоровья детских контингентов дополнительно применяют следующие показатели:		Индекс здоровья – удельный вес детей, не болевших

Слайд 35Нарушения осанки у детей Иркутской области в 2010 и 2014

гг. (на 1000 осмотренных)

Нарушения осанки у детей Иркутской области  в 2010 и 2014 гг. (на 1000 осмотренных)

Слайд 36Сколиоз у детей Иркутской области в 2010 и 2014 гг.

(на 1000 осмотренных)

Сколиоз у детей Иркутской области  в 2010 и 2014 гг. (на 1000 осмотренных)

Слайд 37Жизненный цикл человека условно делится на 3 этапа: созревание, зрелый

возраст и старение.
Половое созревание наступает к 13-15 годам.
Трудовая зрелость наступает

позднее – к 17-18 годам.
Хронологической границей полного созревания организма и наступления зрелости следует считать 20-21 год.
Жизненный цикл человека условно делится на 3 этапа: созревание, зрелый возраст и старение.Половое созревание наступает к 13-15

Слайд 38Акселерация
(греч., ускорение) – это ускоренное развитие роста, массы и полового

созревания детей и подростков по отношению к сверстникам  предыдущей   эпохи.

 
Наиболее ярко акселерация роста и развития проявляется в подростковом возрасте.
Такие изменения наблюдаются не только в нашей стране, но и в других странах.
В США и странах Европы в середине XX в. длина тела детей в возрасте 13-15 лет в среднем увеличивалась на 2,5 см за десятилетие.
Акселерация(греч., ускорение) – это ускоренное развитие роста, массы и полового созревания детей и подростков по отношению к

Слайд 39Основные признаки акселерации:
в каждой возрастной группе  масса и длина тела

детей, подростков и юношей становится больше, чем в предыдущие годы;
половое

созревание их происходит в более раннем возрасте: у девочек - первая менструации в Москве начинается в 13 лет (ранее - с 15 лет); у мальчиков – поллюции, оволосение подмышками и мутация голоса на 3-9 мес. раньше;
раньше наступает созревание (в т.ч. окостенение, что важно для акушерок) организма соответствующее взрослому организму;
население имеет более крупное телосложение, чем ранее: 17- летние соответствуют 25-летним в 20-30-е годы ХХ века.


Основные признаки акселерации:в каждой возрастной группе  масса и длина тела детей, подростков и юношей становится больше, чем

Слайд 40отмечается социальный инфантилизм: в социальном плане:  ранее 15-20 летний человек

был более зрелым и по адаптации в обществе соответствовал сегодняшним

35-40-летним.
Человек раньше «вписывался» в общественную жизнь, заводил семью и имел в более молодом  периоде более высокую ответственность перед семьей и обществом и независимость  от родителей (академик Сергей Капица», ж. «Персона», 2002 г., с.8);
ухудшилась фактографическая память детей: в Москве в 20-е годы 25% школьников могли запомнить страницу текста и воспроизвести ее, теперь таких нет – считается, что это из-за перегруженности памяти информацией.

НО:

отмечается социальный инфантилизм: в социальном плане:  ранее 15-20 летний человек был более зрелым и по адаптации в

Слайд 41улучшение питания;
появление радио – электромагнитных волн;
генетическая теория: смешение рас,

участились гетерозиготность и браки среди ранее изолированных групп;  
взрывы атомных

бомб, начиная  с 40-х годов, продукты распада которых рассеялись по всему земному шару и попали в растительную и молочную пищу населения (мутация);
резкое снижение общей (оспа, полиомиелит) и детской заболеваемости (скарлатина, дифтерия), которые приводили к истощению детского организма и задержке его развития;
улучшение условий воспитания и обучения детей, способствовали  ускорению их физического развития;
удлинение «светового» дня – за счет искусственного света;
влияние городского образа жизни;
интенсивное информационное воздействие приводит к преждевременному половому созреванию, а оно к физическому.

Причины акселерации (гипотезы):

улучшение питания;появление радио – электромагнитных волн; генетическая теория: смешение рас, участились гетерозиготность и браки среди ранее изолированных

Слайд 42Ретардация
(от лат. retardatio – замедление, задержка) – понятие, обратное акселерации.


Означает задержку физического развития и формирования функциональных систем организма детей

и подростков.
В психологии под ретардацией понимается отставание в интеллектуальном развитии ребенка.
Ретардация(от лат. retardatio – замедление, задержка) – понятие, обратное акселерации. Означает задержку физического развития и формирования функциональных

Слайд 43Причины ретардации
Существование ретардации свидетельствует в пользу теории циклической смены эпох

акселерации и ретардации развития. 
Причины такой цикличности точно не установлены, но,

по мнению ученых, это связано с несколькими факторами: увеличением солнечной активности, изменением климата на планете, с качеством питания и т.д.
В целом причины можно разделить на эндогенные (врожденные и приобретенные) и  экзогенные (вредное воздействие среды, низкий социальный уровень развития населения).
Причины ретардацииСуществование ретардации свидетельствует в пользу теории циклической смены эпох акселерации и ретардации развития. Причины такой цикличности точно

Слайд 44 Значение ретардации
Понятие «ретардация» особенно важно при определении готовности ребенка

к школе.
Ведь от психофизиологического созревания зависит успеваемость и то,

как будут складываться отношения со сверстниками.
Зачастую дети с задержкой развития обучаются индивидуально.
Не стоит забывать также, что ретардация, как и акселерация, может быть гармоничной и негармоничной.
Каждому ребенку присущ индивидуальный темп развития.
Значение ретардацииПонятие «ретардация» особенно важно при определении готовности ребенка к школе. Ведь от психофизиологического созревания зависит

Слайд 45Децелерация
– прекращение акселерации, роста и развития подрастающего поколения, замедление соматического

развития и физиологического созревания детей и подростков.
Процесс децелерации начал проявлять

себя во всех экономически развитых странах с 80-х – 90-х годов ХХ в.

Децелерация– прекращение акселерации, роста и развития подрастающего поколения, замедление соматического развития и физиологического созревания детей и подростков.Процесс

Слайд 46Причины децелерации:
экологический фактор;
генные мутации;
ухудшение социальных условий жизни и, прежде всего,

питания;
рост информационных технологий, приводящий сначала к перевозбуждению нервной системы, а

далее – к ответному ее торможению;
снижение физической активности и др.
Причины децелерации:экологический фактор;генные мутации;ухудшение социальных условий жизни и, прежде всего, питания;рост информационных технологий, приводящий сначала к перевозбуждению

Слайд 47В Российской Федерации обучение в школе начинается с  6 лет.

Функциональная готовность ребенка к обучению индивидуальна.
В соответствии с приказом

Минздрава РФ № 621 «О комплексной оценке здоровья детей» (2003) и утвержденной им базовой программой скрининг-тестов для массовых медицинских осмотров детей, разработанной НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН (1993), а также приказа МЗ РФ № 69 (1995) проводятся 10  плановых комплексных медицинских осмотров, детей врачами-специалистами.
Первое комплексное обследование проводится в 3 года или при поступлении в дошкольное учреждение и последнее - в 11 классе.

Школьная зрелость и методы  ее определения

В Российской Федерации обучение в школе начинается с  6 лет. Функциональная готовность ребенка к обучению индивидуальна. В

Слайд 48
диагноз,
данные о группе здоровья,
возможность занятия физкультурой и трудовым

обучением,  
рекомендации по иммунопрофилактике,
ограничения по профессиональной деятельности,
пригодность к

военной службе и др.

В медицинское  заключение  о медосмотрах включаются

диагноз, данные о группе здоровья, возможность занятия физкультурой и трудовым обучением,  рекомендации по иммунопрофилактике, ограничения по профессиональной

Слайд 49имеющие отклонения в состоянии здоровья, указанные в перечне медицинских рекомендаций

к отсрочке  поступления в школу с 6 лет (инфекционный гепатит,

ревматизм, сниженную резистентность -  болеющие ОРЗ 4 раза в году и чаще и  т.д.), таких детей – до 24%;
отстающие в биологическом развитии (низкий рост, прибавка в росте за последний год менее 4 см, полное отсутствие постоянных зубов), таких детей до 24%;
имеющие дефекты звукопроизношения, таких детей до 12%;
имеющие психофизиологическую задержку в развитии (недостаточное развитие психики, моторики мелких мышц кисти и речи), таких детей до 20%.

Неготовыми к обучению считаются дети:

имеющие отклонения в состоянии здоровья, указанные в перечне медицинских рекомендаций к отсрочке  поступления в школу с 6

Слайд 50Задачи науки  «гигиены детей и подростков».
Понятие «здоровье детского населения» и

основные определяющие его факторы.
Критерии  состояния  здоровья детского населения.
Группы здоровья детей,

принципы их формирования.
Особенности  физического развития детей младшего школьного возраста и гигиенические рекомендации  по формированию у них ЗОЖ.
Особенности  физического развития детей среднего школьного возраста  и гигиенические рекомендации  по формированию у них ЗОЖ.
Особенности  физического развития детей старшего школьного возраста  и гигиенические рекомендации  по формированию у них ЗОЖ.
Методы исследования  морфологического развития детей  и их значение.
Методы исследования  функционального состояния детей  и их значение.
Основные оценочные показатели физического развития и функционального состояния подростков.
Основные признаки акселерации и децелерации.
Школьная зрелость. и методы ее определения.
Основные противопоказания для учебы в школе.

Контрольные вопросы

Задачи науки  «гигиены детей и подростков».Понятие «здоровье детского населения» и основные определяющие его факторы.Критерии  состояния  здоровья детского

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика