Слайд 1Методы обучения на уроках ИЗО
Подготовила учитель ИЗО МБОУ «Большеморецкая СШ
имени А.И. Кострикина» Шальнова Н.Ю.
Слайд 2Под методом обучения понимают систематически применяемый способ работы с учащимися,
позволяющий им развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями
и умениями, а также использовать их на практике.
Слайд 3Словесные методы:
- рассказ, объяснение и лекция;
- беседа;
- пояснение;
- совет;
- напоминание;
-
поощрение.
Слайд 4Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:
методы иллюстраций и демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий:
плакатов, иллюстраций, зарисовок на доске, картин, портретов художников и пр.
Метод демонстраций обычно связан с показом предметов для рисования с натуры, видеофильмов и презентаций.
Слайд 5Репродуктивным методом обучения является такой метод, в котором применение ранее
изученного осуществляется, основываясь на образец или правило. При использовании такого
метода деятельность учеников носит характер алгоритма. Репродуктивный метод обучения применяется в основном для успешного формирования умений, навыков детей, способствует точному воспроизведению полученных знаний, их использованию по заложенному образцу либо же в переделанных, но достаточно опознаваемых ситуациях.
Слайд 6Его формы многообразны: графические и живописные упражнения, повторы узора элемента
росписи, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта, повторный рассказ о
событии по заранее заданной схеме и др. Предполагается как самостоятельная работа школьников, так и совместная деятельность с учителем. Репродуктивный метод допускает применение следующих средств: слово, средства наглядности, практическая работа.
Слайд 8Объяснительно-иллюстративный метод состоит в предъявлении учащимся информации разными способами -
словесным, наглядным, практическим. Возможные формы этого метода - сообщение информации
по разным темам и проблемам (рассказ, беседа, лекции, учебный диалог), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Дети учатся наблюдать, сравнивать, сопоставлять, составлять опорные схемы.
Слайд 9Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы не обеспечивают необходимого уровня развития творческих
возможностей и способностей учащихся. В учебном процессе для активизации используются
методы проблемного изложения: исследовательский, эвристический, их реализация стимулирует школьников к творческому добыванию знаний и поиску способов деятельности, применению знаний и умений, помогает освоить способы научного познания.
Слайд 10Суть всех этих приемов состоит в том, что детям предлагаются
проблемные вопросы, содержащие противоречие и требующие решения, самостоятельного нахождения выхода.
Рассматривая разнообразные формы проблемных задач, следует отметить группу задач, развивающую у школьников видение новых функций уже знакомых объектов: например, превратить отпечаток ладони в образы, найти образ в отпечатке красок, превратить кляксу в образ, при этом, используя разную технику, можно рисовать не ворсом кисти, а ее черенком, использовать рисование нитками, технику выдувания или «мыльные пузыри». Другие проблемные задачи направлены на формирование у учащихся умения комбинировать ранее известные способы решения проблемы и находить свой, новый, способ. Эти задачи могут быть решены, например, в процессе выполнения заданий по конструированию архитектурных построек, животных, машин и других объектов на основе цилиндра, конуса, куба из «бросовых» материалов (фантиков, открыток, кусочков обоев, ткани, различных упаковок, банок, крышек, веревок и т. п.).
Слайд 11Эвристический: дети решают проблемную задачу с помощью учителя, его вопрос
содержит частичное решение проблемы или его этапы. Он может подсказать,
как сделать первый шаг. Лучше всего этот метод реализуется через эвристическую беседу. Таким образом, дети привлекаются к соучастию, обмену мнениями, рассуждению. Поощрять различные точки зрения важно: каждый ребенок должен быть уверен, что его мнение обязательно будет услышано, а маленькие творческие победы не останутся незамеченными. Необходимо при этом, чтобы через
весь урок проходила установка на успех. Исследовательский метод - учитель конструирует творческие задания, а учащиеся самостоятельно их решают.
Слайд 12В процессе обучения индуктивный и дедуктивный методы используются в единстве.
Индуктивный метод используется тогда, когда изучается новый материал, трудный для
учащихся, и когда в результате беседы они смогут сделать сами определенное заключение, обобщение, сформулировать правило или некоторую закономерность.
Слайд 14Дедуктивный метод состоит в том, что формулируется общее суждение, выражающее
какое-то правило, а затем применяется, иллюстрируется частными примерами, случаями, фактами,
событиями и т. д.