Слайд 6Тема урока:
«Двойники» Раскольникова:
Слайд 7«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести,
и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого
из них больше любим, кому больше желаем победы...»
Д. С. Мережковский
Двойники Раскольникова
Слайд 8Цели урока :
Образовательные:
Формировать умение анализировать, оценивать поступки героев (события и
факты);
Формировать литературоведческую компетентность (умение оперировать терминами);
Подготовка к ЕГЭ и итоговому
сочинению по литературе.
Развивающие:
Формировать логическое мышление путем сопоставления героев;
Развивать речь учащихся;
Развивать творческое мышление.
Воспитательные:
Расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту учащихся, к произведениям литературы, к киноискусству;
Формировать эмоциональную компетентность (вызывать сочувствие, негодование и пр.).
Слайд 9
Тест
по роману
Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Слайд 10
Тема, которая присутствует в романе
«Преступление и наказание» :
а) жизнь маленького
человека
б) судьба мечтателя, живущего
в мире иллюзий
в)
тема утраченной любви и
бесплодной мечты
г) любовь, спасающая человека
Слайд 11
Что собирается купить целых два года для своей комнаты Раскольников?
а)
диван
б) лампу
в) замок
г) занавески
Слайд 12Герой романа живёт в С-м переулке. Достоевский хорошо знал город
Петербург и не случайно Раскольникова поселил именно сюда. Назовите переулок.
а)
Слесарный переулок
б) Столярный переулок
в) Соловьиный переулок
г) Смольный переулок
Слайд 13В какое время предстаёт перед читателем
Петербург в романе?
а)
в мае
б) в июле в) в августе г) в сентябре
Слайд 14Кто принял на себя вину Раскольникова в романе
«Преступление и наказание»
до его признания?
а) Соня Мармеладова
б) Красильщик Миколка
в)
Мать Раскольникова
г) Сестра Раскольникова
Слайд 15Главная причина, по которой герой романа «Преступление и наказание» совершает
убийство старухи – процентщицы
а) нищета и бедность
б)
стремление проверить свою принадлежность к разряду людей, которые «право имеют»
в) психическое заболевание
г) необходимость спасти мать и сестру
Слайд 16Задание 1
Назовите литературное направление, которое достигло расцвета во 2-й половине
XIX века и принципы которого нашли своё воплощение в «Преступлении
и наказании».
Подготовка к ЕГЭ
Слайд 17Задание 2
Укажите жанр, к которому относится произведение Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание».
Подготовка к ЕГЭ
Слайд 18Задание 3
Укажите фамилию героя, о котором повествует автор в приведённом
фрагменте.
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, пол вечер, один молодой человек
вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.
Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворённой на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.
Подготовка к ЕГЭ
Слайд 19
Подготовка к ЕГЭ
Задание 4 Установите соответствие между тремя персонажами «Преступления
и наказания», имеющими определённое отношение к главному герою, и их
краткой характеристикой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
А) Лужин
Б) Порфирий Петрович
В) Разумихин
ХАРАКТЕРИСТИКА
1) Студент
2) Мелкий чиновник
3) Надворный советник
4) Следователь
Слайд 20Задание 5
Как называется значимая подробность, несущая в художественном тексте определённую
смысловую нагрузку
(каморка героя, похожая на шкаф)?
Подготовка к ЕГЭ
Слайд 21Задание 6
Укажите название города, в котором разворачивается действие
«Преступления и
наказания».
Подготовка к ЕГЭ
Слайд 22Задание 7
Фрагмент завершает развернутое внутреннее высказывание героя. Каким термином
оно обозначается?
Подготовка к ЕГЭ
Слайд 23В чем смысл теории Раскольникова?
Слайд 24 Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим.
-
Кто, по вашему мнению, относится к двойникам Раскольникова?
Слайд 26Литературный портрет
одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что
писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное
отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.
Слайд 27Часть I, гл. 3.
Часть II, гл. 5.
Часть IV, гл. 2,
3
Часть V, гл. 3.
Петр Петрович Лужин
Слайд 28ЛУЖИН
Внешность:
«Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый , с
осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в
дверях, озираясь кругом с обидно – нескрываемым удивлением и как будто спрашивая глазами : «Куда ж это я попал?»
Лицо свежее и моложавое, на вид и не дашь 45 лет. Предпочитает одежду светлых «юношеских» тонов, носит сиреневые настоящие жувеневские перчатки.
Слайд 29Характер:
Преуспевающий деловой человек. Достаточно прямолинеен, рационален и практичен. Не поддается
эмоциям, интуиции не верит. Подл, морально не брезгует ничем для
достижения своих целей. Из-за этого не признает в людях бескорыстной честности, не верит в благородство. Любит сплетни. Себя относит к людям «нового времени», уверен, что в изменяющиеся времена будет успешен.
Лужин
Слайд 30Жизненная позиция:
Главное его стремление – сколотить капитал, упрочить свое положение
в обществе, сделать быструю успешную карьеру. На жизнь смотрит сквозь
призму своей теории. Он уверен, что каждый человек должен быть эгоистом. Только заботясь о себе, он сможет впоследствии помочь другим.
Лужин
Слайд 31Лужин
Отношение к любви:
Очарован красотой Дуни Раскольниковой. В
некотором смысле, даже любит ее. Однако больше любви ему приятна
мысль о том, что Дуня – из бедной семьи, а значит, он сможет ее облагодетельствовать, за что она будет ему благодарна до конца жизни. Кроме того, воспринимает этот брак как еще одну ступеньку к упрочению своего положения – Дуня красива и умна, она явно понравится людям из общества, тем самым улучшив отношение и к нему, Лужину.
Слайд 32Герои испытывают друг к другу взаимную неприязнь, не понимая, насколько
внутренне они похожи. Видя в другом свои худшие черты, исковерканную
теорию самопревозношения, герои сердятся. Ставя себя выше других людей, Лужин в этом сближается с Раскольниковым, хотя оба они не понимают сходства.
Вывод:
Слайд 33Аркадий Иванович Свидригайлов
Часть I, гл. 3.
Часть IV, гл. 2.
Часть
VI, гл. 5.
Слайд 34Глазами автора в начале романа:
Это был человек лет пятидесяти, росту
повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало
ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…
Слайд 35 Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на
маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой
и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем…
Глазами Раскольникова ближе к концу романа:
Слайд 36 Свидригайлов-характер
Аркадий
Иванович
Свидригайлов
Свидригайлов спокойный, уравновешенный в
общении человек. Образован, воспитан. Имеет двойственный характер. С одной стороны,
он обычный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и предстает перед Раскольниковым, с другой стороны, мать Раскольникова, Дуня и Лужин говорят о нём как о человеке бесконечно развратном, сладострастном, злом и циничном. С одной стороны, он насильник, отравитель и губитель, с другой стороны, жертвует деньги Соне и сиротам Мармеладовым, предлагает помощь Раскольникову. Говорит обычно монотонно, но будто с какой-то ухмылкой, как человек много повидавший, вкусивший и знающий цену себе и людям. Несколько суеверен, возможно, стал таковым в последнее время жизни, после смерти жены, которую, как считают многие, он отравил и дух которой является к нему.
Слайд 37Свидригайлов
Жизненная позиция:
«Все дозволено».
Отношение к любви:
Любыми путями будет добиваться необходимого ему
результата.
Слайд 38Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в
этом мире – преступник. Поступившись однажды совестью, он уже не
может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем.
Смерть Свидригайлова – это нежелание жить «по-прежнему». Он «двойник» Раскольникова, потому что он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова – это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.
Вывод:
Слайд 39Общий вывод:
Отражаясь в «людях-зеркалах», Раскольников получает возможность
посмотреть на себя и на свои поступки со стороны, а
читатель находит ключ к пониманию авторской позиции: путь к счастью лежит не через насилие, а через жертвенное смирение…
Слайд 40«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести,
и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого
из них больше любим, кому больше желаем победы...»
Д. С. Мережковский
Двойники Раскольникова
Слайд 41Как вы понимаете высказывание Д. С. Мережковского «Вечный спор Ангела
и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего
то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы…»
Подготовка к ЕГЭ (задание 8)
Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объем 5-10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.
Слайд 42Рефлексия
Интерес:
что интересного было на уроке?
Творчество:
какие творческие работы вы
выполняли?
Обучение:
чему вы научились?
Главное:
что сегодняшний урок принес мне?
Слайд 43Синквейн
1)Существительное:
2)Прилагательное (2):
3)Глагол (3):
4) Предложение из четырех слов:
5) Существительное (вывод, обобщение):
Слайд 44Домашнее задание
По группам.
1. История жизни Р. Раскольникова и Сони Мармеладовой
(сообщение).
2.Поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем.
Перечитать: часть III, глава 5,часть
VI, главы 5–6,часть VI, глава 2 (анализ эпизодов).
3.Финал романа. Каково место Сони в раскрытии образа Раскольникова? (сочинение).