Разделы презентаций


Дисциплина История

Содержание

Филимонов Михаил Алексеевичдоктор исторических наук, профессор кафедры философии и истории УГАТУ

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дисциплина «История»

Лекции – 20 часов
Семинарские занятия –
26 часов
Экзамен

Дисциплина «История» Лекции – 20 часовСеминарские занятия – 26 часовЭкзамен

Слайд 2Филимонов Михаил Алексеевич

доктор исторических наук, профессор кафедры философии и истории

УГАТУ

Филимонов  Михаил Алексеевичдоктор исторических наук, профессор кафедры философии и истории УГАТУ

Слайд 3Лекция № 1

Введение.
Древнейшая и древняя история человечества

Лекция № 1Введение. Древнейшая и древняя история человечества

Слайд 4Вопросы:
1. Введение. Предмет и задачи вузовского курса истории
2. Первобытный мир

и рождение цивилизаций
3. Цивилизации древнего мира

Вопросы:1. Введение. Предмет и задачи вузовского курса истории2. Первобытный мир и рождение цивилизаций3. Цивилизации древнего мира

Слайд 5Вопрос 1

Введение.
Предмет и задачи вузовского курса истории

Вопрос 1Введение. Предмет и задачи вузовского курса истории

Слайд 6Что такое история

История (греч. Historia)
– рассказ о прошедшем, об

узнанном

Что такое историяИстория (греч. Historia) – рассказ о прошедшем, об узнанном

Слайд 7История – это:
Процесс развития в природе и обществе
Процесс развития человеческого

общества, личности во времени

История – это:Процесс развития в природе и обществеПроцесс развития человеческого общества, личности во времени

Слайд 8История – это:
3. Особая отрасль знаний, наука, изучающая развитие человеческого

общества, его прошлое

История – это:3. Особая отрасль знаний, наука, изучающая развитие человеческого общества, его прошлое

Слайд 9Для чего изучают историю
В процессе изучения истории у человека формируется


историческое сознание

Для чего изучают историюВ процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание

Слайд 10Историческое сознание
- это совокупность представлений общества
в целом

и его социальных групп в отдельности о своем прошлом и

прошлом всего человечества

Историческое сознание - это совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности о своем

Слайд 11Элементы исторического сознания
Знание фактов истории или историческая память
(события, даты,

исторические деятели)

Элементы  исторического сознанияЗнание фактов истории или историческая память (события, даты, исторические деятели)

Слайд 12Элементы исторического сознания

2. Осмысление исторического опыта и вытекающих
из него

уроков

Элементы  исторического сознания2. Осмысление исторического опыта и вытекающих из него уроков

Слайд 13Элементы исторического сознания
3. Социальное прогнозирование:
понимание
сущности настоящего, инвариантности прошлого

и альтернативности будущего

Элементы  исторического сознания3. Социальное прогнозирование: понимание сущности настоящего, инвариантности прошлого и альтернативности будущего

Слайд 14Элементы исторического сознания

4. Осознание исторической ответственности
за свою деятельность

Элементы  исторического сознания4. Осознание исторической ответственности за свою деятельность

Слайд 15Задача курса вузовского курса истории

Формирование у студентов исторического сознания
Обогащение опытом

предшествующих поколений

Задача курса  вузовского курса историиФормирование у студентов исторического сознанияОбогащение опытом предшествующих поколений

Слайд 16Функции истории
Познавательная
Практически-рекомендательная
Социально-прогностическая
Мировоззренческая
Воспитательная
Идеологическая

Функции истории Познавательная Практически-рекомендательная Социально-прогностическая Мировоззренческая Воспитательная Идеологическая

Слайд 17Принципы истории
Принцип историзма
Принцип объективности

Принцип системности

Принципы истории Принцип историзма Принцип     объективности Принцип системности

Слайд 18Исторические источники
1. Вещественные – орудия труда, предметы быта, оружие
2.

Письменные – летописи, жития, письма, дневники, официальные документы

Исторические источники 1. Вещественные – орудия труда, предметы быта, оружие2. Письменные – летописи, жития, письма, дневники, официальные

Слайд 19Исторические источники
3. Устные – фольклор, былины, сказки, песни
4. Этнографические –

обычаи, обряды, традиции

Исторические источники3. Устные – фольклор, былины, сказки, песни4. Этнографические – обычаи, обряды, традиции

Слайд 20Российские исторические школы
Нестор Летописец
«Повесть временных лет» (1113 г.)


Татищев

В. Н.
«История Российская с самых древнейших времен» (5 томов,

1768-1868 гг.)

Зарождение научного подхода к истории России

Первая попытка по созданию обобщающего труда по истории России

Российские исторические школы Нестор Летописец «Повесть временных лет» (1113 г.)Татищев В. Н. «История Российская с самых древнейших

Слайд 21Российские исторические школы Государственная школа
Карамзин Н. М.
«История Государства Российского»
(12

томов,
1816-1829 гг.)

Концепция
«государственника»:
Россия – огромная страна
Ее государственным строем должна

быть монархия
Российские исторические школы Государственная школаКарамзин Н. М. «История Государства Российского» (12 томов, 1816-1829 гг.)Концепция «государственника»:Россия – огромная

Слайд 22Российские исторические школы Государственная школа
Соловьев С. М.
«История
России с древнейших

времен»
(29 томов, 1851-1879 гг.)


Государственность – это:
1. Основная сила общественного

развития
2. Внутренняя обусловленность и закономерность исторического процесса
Российские исторические школы Государственная школаСоловьев С. М. «История России с древнейших времен» (29 томов, 1851-1879 гг.)Государственность –

Слайд 23Российские исторические школы Государственная школа
Ключевский В. О.
«Курс русской истории»
(5 томов,


1904-1922 гг.)


Государство – это:
Высшее достижение национального и морального единства народа
Бесклассовый

и общенародный орган, защищающий национальные интересы
Российские исторические школы Государственная школаКлючевский В. О. «Курс русской истории»(5 томов, 1904-1922 гг.)Государство – это:Высшее достижение национального

Слайд 24Советская школа
Покровский М. Н.
Фроянов И. Я.


Зимин А. А.


Буганов В. И.
Рыбаков Б. А.
Сахаров А. М. и другие

Материалистическая концепция понимания истории:
Формационный подход
Главная сила исторического процесса – классовая борьба

Советская школаПокровский М. Н.   Фроянов И. Я.       Зимин А.

Слайд 25Учебники
История для бакалавров: учебник
/ П. С. Самыгин

и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.
– 573 с.

(Бакалавриат)


Учебники История для бакалавров: учебник  / П. С. Самыгин и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2016.

Слайд 26Учебники
Фортунатов В. В. История: Учебное пособие. Для бакалавров. – СПб.:

Питер, 2015. – 464 с.

УчебникиФортунатов В. В. История: Учебное пособие. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – 464 с.

Слайд 27Учебники
История: древнейшее время – первая половина XIX века : учеб.

пособие / Т. С. Конюков,
У. Б. Гайсин,
М. А.

Филимонов.
Уфа: УГАТУ, 2013.
- 307 с.

УчебникиИстория: древнейшее время – первая половина XIX века : учеб. пособие / Т. С. Конюков, У. Б.

Слайд 28Учебники
История: вторая половина XIX – начало ХХI века
/ У.

Б. Гайсин,
М. А. Филимонов,
Т. С. Конюков.
Уфа: УГАТУ,

2016.
- 275 с.
УчебникиИстория: вторая половина XIX – начало ХХI века / У. Б. Гайсин, М. А. Филимонов, Т. С.

Слайд 29Вопрос 2

Первобытный мир и рождение цивилизаций

Вопрос 2Первобытный мир и рождение цивилизаций

Слайд 30Первобытность
Условное название исторической эпохи, предшествовавшей образованию государства

Первобытность Условное название исторической эпохи, предшествовавшей образованию государства

Слайд 31Первобытность
2. Самая ранняя и продолжительная стадия в истории человечества (примерно

99% в человеческой истории)

Первобытность2. Самая ранняя и продолжительная стадия в истории человечества (примерно 99% в человеческой истории)

Слайд 32Археологическая периодизация
Каменный век
3 млн. – 4 тыс. лет

до н. э.
Палеолит - древний
Мезолит - средний
Неолит - новый

Археологическая периодизацияКаменный век  3 млн. – 4 тыс. лет до н. э.Палеолит - древнийМезолит - среднийНеолит

Слайд 33Археологическая периодизация
Медный век (Энеолит)

4 -3 тыс.

лет до н.э.
Бронзовый век 3 тыс. – 1 тыс. лет до н. э.
Железный век Начало 1-го тыс. до н. э.

Археологическая периодизацияМедный век (Энеолит)

Слайд 34Происхождение человека
Религиозно-идеалистические учения: человек – творение бога
Научная точка зрения: человек

возник в ходе биологической революции примерно 3 млн. – 2,5

млн. лет назад
Космическая концепция: человек прибыл из других миров
Происхождение человекаРелигиозно-идеалистические учения: человек – творение богаНаучная точка зрения: человек возник в ходе биологической революции примерно 3

Слайд 35Австралопитеки – южные обезьяны 4 – 1 млн. лет назад
Мозг –

550 куб. см
Передвигались на задних конечностях
Всеядное питание
Орудия труда – палки,

камни, рога и кости животных
Австралопитеки – южные обезьяны 4 – 1 млн. лет назадМозг – 550 куб. смПередвигались на задних конечностяхВсеядное

Слайд 36Питекантроп – обезьяна-человек 1,5 – 0,5 млн. лет назад
Мозг – 900

куб. см
Жили в пещерах
Простейшие орудия труда (гальки, рубила)
Охотились на крупных

животных
Использовали природный огонь
Питекантроп – обезьяна-человек 1,5 – 0,5 млн. лет назадМозг – 900 куб. смЖили в пещерахПростейшие орудия труда

Слайд 37Палеоантроп – неандерталец 140 – 24 тыс. лет назад
Мозг – до

1600 куб.
Сложные орудия (скребло, наконечник)
Добывали огонь
Появляется речь
Зачатки религии

(погребальный ритуал)
Примитивное искусство
( наскальная живопись)
Палеоантроп – неандерталец 140 – 24 тыс. лет назадМозг – до 1600 куб. Сложные орудия (скребло, наконечник)Добывали

Слайд 38Неоантроп – кроманьонец около 40 тыс. лет назад
Абстрактное мышление
Членораздельная речь
Разнообразные

орудия труда
Шитая одежда
Материнская община

Неоантроп – кроманьонец  около 40 тыс. лет назадАбстрактное мышлениеЧленораздельная речьРазнообразные орудия трудаШитая одеждаМатеринская община

Слайд 39Возникновение цивилизаций
Одним из первых термин «Цивилизация»
ввел шотландский философ
Адам

Фергюсон
(1723 – 1816)

Возникновение цивилизацийОдним из первых термин «Цивилизация» ввел шотландский философ Адам Фергюсон     (1723 –

Слайд 40Возникновение цивилизаций
Цивилизация характеризуется наличием:
Общественных классов
Городов
Письменности

Возникновение цивилизацийЦивилизация характеризуется наличием: Общественных классовГородовПисьменности

Слайд 41 Переход к цивилизации III – II тыс. до н. э.
Неолитическая революция

– овладение искусством земледелия и скотоводства
Производящий характер хозяйства: земледелие, скотоводство,

ремесло

Переход к цивилизации III – II тыс. до н. э. Неолитическая революция – овладение искусством земледелия

Слайд 42Переход к цивилизации III – II тыс. до н. э.
3. Распад

родовой общины
4. Образование соседской общины
5. Появление неравенства и выделение знати

Переход к цивилизации III – II тыс. до н. э.3. Распад родовой общины4. Образование соседской общины5. Появление

Слайд 43Вопрос 3

Цивилизации
древнего мира

Вопрос 3Цивилизации древнего мира

Слайд 44Цивилизации Древнего Востока
Древний Египет
Вавилонское царство
Древнееврейское государство Палестина
Персидская держава
Ассирия (держава)
Древняя Индия


Древний Китай

Цивилизации Древнего ВостокаДревний ЕгипетВавилонское царствоДревнееврейское государство ПалестинаПерсидская державаАссирия (держава)Древняя Индия Древний Китай

Слайд 45Цивилизации античного мира
Древняя Греция

Древний
Рим

Цивилизации античного мираДревняя ГрецияДревний Рим

Слайд 46Отличия цивилизаций в экономической сфере
Восточная
1. Государственная, коллективная, общинная собственность
2. Натуральное хозяйство


Античная
Частная собственность

Товарно-денежные, рыночные отношения

Отличия цивилизаций в экономической сфереВосточная1. Государственная, коллективная, общинная собственность2. Натуральное хозяйство АнтичнаяЧастная собственностьТоварно-денежные, рыночные отношения

Слайд 47Отличия цивилизаций в политической сфере
Восточная
Деспотизм власти
Мощный госаппарат
Принцип назначения сверху

Судебная система: обычай

или писаный закон


Античная
Основы демократии
Разделение властей

Выборность должностных лиц

Судебная система: привлечение граждан

Отличия цивилизаций в политической сфереВосточнаяДеспотизм властиМощный госаппаратПринцип назначения сверхуСудебная система: обычай или писаный законАнтичнаяОсновы демократииРазделение властейВыборность должностных

Слайд 48Народы и цивилизации на территории Северного Причерноморья

История России

Народы и цивилизации на территории Северного ПричерноморьяИстория России

Слайд 49Греческие колонии
Ольвия -
6-й в. до н.э.
Херсонес –
422 г. до

н. э.
Пантикапей -
6-й в. до н.э.
Фанагория
543 г.

до н.э.
Греческие колонииОльвия -6-й в. до н.э.Херсонес – 422 г. до н. э.Пантикапей - 6-й в. до н.э.Фанагория

Слайд 50Соседи греков - скифы
7-й век – 3-й век до н.э.
-

Земледелие
- Скотоводство
- Обработка металлов
- Торговля с античными городами

Соседи греков - скифы7-й век – 3-й век до н.э.- Земледелие- Скотоводство- Обработка металлов- Торговля с античными

Слайд 51 В ЮЖНОРУССКИЕ СТЕПИ ВТОРГЛИСЬ:
Сарматы – объединение кочевых скотоводческих племен
В III

в. до н. э. вытеснили скифов из Северного Причерноморья
Роксоланы –

сарматское скотоводческое племя
Во II в. до н. э. - IV в. н. э. возглавляли союз плен в Северном Причерноморье
Покорены гуннами
В ЮЖНОРУССКИЕ СТЕПИ ВТОРГЛИСЬ: Сарматы – объединение кочевых скотоводческих племенВ III в. до н. э. вытеснили

Слайд 52 В ЮЖНОРУССКИЕ СТЕПИ ВТОРГЛИСЬ:
Готы – племена восточных германцев
Переселились в конце

II в. –
1-й половине III в. из Южной Прибалтики
Разбиты

гуннами в 375 г.
В ЮЖНОРУССКИЕ СТЕПИ ВТОРГЛИСЬ: Готы – племена восточных германцевПереселились в конце II в. – 1-й половине

Слайд 53 Гунны – инициаторы Великого переселения народов
Гунны – кочевой народ в

Приуралье
В середине IV в. вторглись в Северное Причерноморье и Приазовье


Гунны – инициаторы  Великого переселения народов Гунны – кочевой народ в ПриуральеВ середине IV в.

Слайд 54 Гунны – инициаторы Великого переселения народов
Продвижение гуннов на Запад
Остановлено

их разгромом в 451 г.
на Каталаунских полях
После смерти Атиллы

в 453 г. союз племен распался
Гунны – инициаторы  Великого переселения народов Продвижение гуннов на Запад Остановлено их разгромом в 451

Слайд 55Наследники гуннов создали
Авары (обры) – каганат на Дунае
Угры –

Венгрия на Дунае
Болгары
– Болгария на Дунае
- Волжская Булгария

на средней Волге и Каме
- Кабардино – Балкария на Северном Кавказе
Наследники гуннов создали Авары (обры) – каганат на ДунаеУгры – Венгрия на ДунаеБолгары – Болгария на Дунае

Слайд 56Наследники гуннов создали
Хазары – каганат на нижней Волге
Восточные славяне –

Древнерусское государство

Наследники гуннов создалиХазары – каганат на нижней ВолгеВосточные славяне – Древнерусское государство

Слайд 57Конец Древнего мира
Европа – падение Западной Римской империи (476 г.)
Ближний

Восток – ислам (610 г.), начало арабских завоеваний (630-631 гг.)
Китай

– династия Тан (618 г.)
Конец Древнего мираЕвропа – падение Западной Римской империи (476 г.)Ближний Восток – ислам (610 г.), начало арабских

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика