Разделы презентаций


Дисциплина: История государства и права России

Содержание

Учебные вопросы.1. Первая русская революция и переход к конституционной монархии в России.2. Преобразование государственной системы и общественного строя России в начале XX в.3. Государственная Дума и ее законодательная деятельность.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дисциплина: История государства и права России
Тема № 10. «Государство и

право в период перехода России к конституционной монархии и демократической

республики (начало ХХ в.)»

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации»

Разработал:
профессор кафедры гуманитарных
и социально-экономических дисциплин,
доктор исторических наук А.В. Кутузов

Дисциплина: История государства и права РоссииТема № 10. «Государство и право в период перехода России к конституционной

Слайд 2Учебные вопросы.
1. Первая русская революция и переход к конституционной монархии

в России.
2. Преобразование государственной системы и общественного строя России в

начале XX в.
3. Государственная Дума и ее законодательная деятельность.

Учебные вопросы.1. Первая русская революция и переход к конституционной монархии в России.2. Преобразование государственной системы и общественного

Слайд 31. Первая русская революция и переход к конституционной монархии в

России.
Конец XIX и начало XX веков ознаменовались вступлением Российской

империи в полосу длительного политического, экономического и духовного кризиса, который привёл страну к серьёзным социальным потрясениям в 1905-1907 гг.
Политика «контрреформ» вызывала недовольство у народов России. Однако, новый император Николай II, сменивший умершего в октябре 1894 г. Александра III, сразу дал всем понять, что не собирается менять курс своего предшественника.
6-9 ноября 1904 года в Петербурге на съезде земских и городских деятелей большинство делегатов высказались за превращение России в конституционную монархию и создание выборного представительного органа с законодательными функциями.

1. Первая русская революция и переход к конституционной монархии в России.Конец XIX и начало XX веков ознаменовались

Слайд 4Указ от 12 декабря 1904 года «О предначертаниях к усовершенствованию

государственного порядка». В указе признавалось неотложным проведение в ближайшем будущем

следующих преобразований:
– расширение самостоятельности земского и городского самоуправления;
– обеспечение независимости судов;
– уничтожение сословной обособленности крестьянства;
– обеспечение законности управления и др.

Указ от 12 декабря 1904 года «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка». В указе признавалось неотложным проведение

Слайд 5Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 года, сделавший

серьезный шаг на пути к становлению конституционной монархии в России.

Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 года, сделавший серьезный шаг на пути к становлению конституционной

Слайд 62. Преобразование государственной системы и общественного строя России в начале

XX в.
17 октября 1905 г. Николай II подписал «Манифест об

усовершенствовании государственного порядка», по которому:
народу «даровались» гражданские свободы  совести, слова, собраний, союзов и неприкосновенность личности,
предоставлялись избирательные права тем, кто были их лишены,
устанавливалось, что никакой закон не мог вступить в силу без одобрения Государственной Думы, а выборным от народа гарантировалась возможность реального участия в контроле деятельности «властей».
Таким образом, неограниченная монархия в России формально прекращала своё существо­вание.

2. Преобразование государственной системы и общественного строя России в начале XX в.17 октября 1905 г. Николай II

Слайд 719 октября 1905 г. был опубликован следующий Манифест царя: «О

мерах к укреплению единства и деятельности министерств и главных управлений».

Согласно этому акту, в целях объединения «деятельности высшего Правительства», Совет министров (совещательный орган при императоре) получал широкие полномочия. Председатель Совета министров теперь мог контролировать деятельность министерств и ведомств. Министры обязывались согласовывать с ним свою деятельность, предоставлять информацию «о всех выдающихся, происходящих в государственной жизни событиях, принятых мерах и распоряжениях».

19 октября 1905 г. был опубликован следующий Манифест царя: «О мерах к укреплению единства и деятельности министерств

Слайд 8 В 1906 г., после проведённых правительством законодательных и репрессивных

мероприятий, накал революции стал падать. В отдельных местах борьба продолжалась

до конца 1907 г., когда последние Советы рабочих депутатов прекратили свою деятельность. Вся дальнейшая жизнь российского общества и государства проходила под огромным влиянием прошедших революционных событий. Это, прежде всего, ощущалось в тех переменах, которые произошли в политической жизни общества.

В 1906 г., после проведённых правительством законодательных и репрессивных мероприятий, накал революции стал падать. В отдельных

Слайд 93. Государственная Дума и ее законодательная деятельность.
Манифест 17 октября провозгласил

введение гражданских свобод и создание Государственной думы. Устройство Государственной думы,

ее функции и порядок работы определялись такими актами, как «Учреждение Государственной думы» от 20 февраля 1906 года и «Основные государственные законы» в редакции от 23 февраля 1906 года. В развитие основных положений «Учреждения» Дума выработала Наказ, определявший «подробности внутреннего распорядка» и «предметы ведомства» Думы.
Государственная дума избиралась на 5 лет. Избирательное право регулировалось вначале законами от 6 августа 1905 года и от 11 декабря 1905 года, а затем законом от 3 июня 1907 года. Согласно указу от 11 декабря 1905 года предусматривалось четыре курии: землевладельцев, горожан, крестьян и рабочих.
3. Государственная Дума и ее законодательная деятельность.Манифест 17 октября провозгласил введение гражданских свобод и создание Государственной думы.

Слайд 10Члены Государственной думы не мог состоять на оплачиваемой государственной должности.

Они не были обязаны отчитываться перед своими избирателями и обладали

депутатской неприкосновенностью. На основании закона от 6 июля 1908 года депутаты стали получать из казны довольствие в размере 4200 рублей в год (350 рублей в месяц).

Члены Государственной думы не мог состоять на оплачиваемой государственной должности. Они не были обязаны отчитываться перед своими

Слайд 11Дума избирала из числа депутатов председателя, руководившего прениями и наблюдавшего

за порядком в ходе заседания (сроком на 1 год), а

также двух его товарищей (заместителей). Кроме того, Дума выбирала секретаря, заведовавшего канцелярией Думы, и его товарищей сроком на 5 лет.
Для предварительного рассмотрения вопросов, подлежащих обсуждению Думы, при ней создавались различные отделы и комиссии (временные и постоянные). Их число, состав и предметы ведомства не были регламентированы, а определялись самой Думой. В IV Думе работало уже 36 различных комиссий. Их заседания были закрытыми. Депутаты Думы входили в различные фракции, образованные по партийной принадлежности.
Дума избирала из числа депутатов председателя, руководившего прениями и наблюдавшего за порядком в ходе заседания (сроком на

Слайд 12Основной функцией Государственной думы была законодательная деятельность. Согласно ст. 86

Свода основных государственных законов, «никакой новый закон не может последовать

без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения государя императора». Дума могла инициировать принятие новых законов или изменять старые (за исключением Основных государственных законов). Законопроекты сначала обсуждались Думой, затем поступали в Государственный совет. Одобренные обеими палатами законопроекты поступали на утверждение императора.

Основной функцией Государственной думы была законодательная деятельность. Согласно ст. 86 Свода основных государственных законов, «никакой новый закон

Слайд 13Законодательные полномочия Государственной думы значительно ограничивались ст. 87 Основных законов,

предлагавшей способ законодательной деятельности без участия Думы. В статье 87,

в частности, говорилось, что в перерывах между заседаниями Думы или во время прекращения ее занятий Совет министров мог разработать законопроект и внести его на утверждение императора. В то же время в статье отмечалось, что принятый таким способом закон подлежал одобрению Государственной думой в течение двух месяцев с начала его работы.
Законодательные полномочия Государственной думы значительно ограничивались ст. 87 Основных законов, предлагавшей способ законодательной деятельности без участия Думы.

Слайд 14Государственная дума обладала бюджетными правами. Она рассматривала государственную роспись доходов

и расходов, предложения о сверхсметных ассигнованиях, ответ Государственного надзора по

исполнению государственной росписи, дела о разрешении государственных займов, дела об отчуждении части государственных доходов или имущества и др. Однако участие Думы в разрешении перечисленных вопросов было ограничено Указом от 8 марта 1906 года. Отказ Думы утвердить бюджет не останавливал его исполнения.

Государственная дума обладала бюджетными правами. Она рассматривала государственную роспись доходов и расходов, предложения о сверхсметных ассигнованиях, ответ

Слайд 15Царь реорганизовал и Государственный совет, ставший теперь верхней палатой Государственной

думы. Состав, структура и компетенция обновленного Совета определялись актами от

20 февраля 1906 года «О переустройстве учреждения Государственного совета» и «Учреждение Государственного совета» от 23 апреля 1906 года. Половина членов Совета назначалась царем, другая избиралась узкими корпорациями – от губернских земских собраний, дворянских обществ, буржуазных организаций, духовенства, Академии наук и университетов. Члены по выборам избирались на 9 лет. Каждые три года одна треть их состава обновлялась.
Царь реорганизовал и Государственный совет, ставший теперь верхней палатой Государственной думы. Состав, структура и компетенция обновленного Совета

Слайд 16В структуру Государственного совета входили общее собрание, два департамента, два

присутствия и государственная канцелярия. По мере необходимости образовывались комиссии и

особые совещания. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались царем. Совет обладал правом законодательной инициативы, а также утверждал законопроекты, поступавшие их Думы. Без одобрения Государственного совета законопроект не представлялся царю на утверждение.

В структуру Государственного совета входили общее собрание, два департамента, два присутствия и государственная канцелярия. По мере необходимости

Слайд 17И все же, несмотря на образование представительной Государственной думы и

расширение полномочий Государственного совета, высшей властью в Российском государстве обладал

царь.
«императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть».
Он утверждал все принимаемые Государственной думой и Государственным советом законы, обладая правом вето. Только император мог инициировать изменение Основных государственных законов.
И все же, несмотря на образование представительной Государственной думы и расширение полномочий Государственного совета, высшей властью в

Слайд 18Царь руководил внешними сношениями России, объявлял войну, заключал мир и

договоры с иностранными державами. Он возглавлял вооруженные силы государства, мог

объявлять местности на военном или исключительном положении, назначал и увольнял председателя Совета министров, руководил финансами государства, имел право роспуска Думы до истечения пятилетнего срока ее деятельности, жаловал титулы, ордена, права состояния, имел право помилования
Царь руководил внешними сношениями России, объявлял войну, заключал мир и договоры с иностранными державами. Он возглавлял вооруженные

Слайд 19– Указ «О предназначении казенных земель к продаже для расширения

крестьянского землепользования»позволил крестьянам выкупать арендованные ими казенные земли;
– Указом «О

передаче кабинетных земель в распоряжение Главного управления земледелия и землеустройства для образования переселенческих участков» правительство легализовало переселенческую практику;
– Указом «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 года определялись правила выхода крестьян из общины и закрепления надела в собственность;

– Указ «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землепользования»позволил крестьянам выкупать арендованные ими казенные

Слайд 2015 ноября 1906 года был издан закон «О разрешении выдачи

ссуд крестьянам из Крестьянского поземельного банка под залог земель»;

закон 14 июня 1910 года «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» предоставлял домохозяину право укреплять общинный надел в собственность, не спрашивая при этом согласия кого-либо из членов семьи. В данном случае право распоряжения участком принадлежало всецело и исключительно лишь домохозяину (за исключением участков, находившихся в общей собственности).

15 ноября 1906 года был издан закон «О разрешении выдачи ссуд крестьянам из Крестьянского поземельного банка под

Слайд 21Первая русская революция способствовала значительному расширению и законодательному оформлению таких

прав граждан, как неприкосновенность жилища, свобода передвижения и тайна переписки.

Снимались законодательные ограничения прав инородческого населения. Кроме того, Основные государственные законы установили, что российские подданные могли пользоваться свободой вероисповедания. При этом религиозные убеждения человека не должны были становиться основанием для каких-либо ограничений его прав.

Первая русская революция способствовала значительному расширению и законодательному оформлению таких прав граждан, как неприкосновенность жилища, свобода передвижения

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика