Слайд 1
Дисциплинарная организация науки
Москва 2020
ФГБОУ ВО
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ»
Слайд 2 Наука – это система знаний
о явлениях и процессах окружающего мира (природного и социального), их
сущности и законах развития, полученная при помощи специальных методов познания.
Слайд 3Этапы развития науки.
1 этап. Античная наука с VI в. до
н.э. до XVI в.
2 этап. Классическая наука XVI-XVIII
вв.
3 этап. Современная наука ХIХ-ХХI вв.
Слайд 4 В настоящее время наука превратилась
в весьма сложную, многоплановую и многоуровневую систему знаний.
Главный способ
ее организации — дисциплинарный.
Дисциплина — самостоятельная отрасль какой-либо науки или часть поля деятельности в науке.
Слайд 5Система научного знания
Естественные науки:
- астрономия
- физика
- химия
- биология
- оптика
Гуманитарные науки
-
история
- культурология
- политология
- социология
- филология
- этнография
Технические науки
- энергетика
- материаловедение
- металургия
-
электротехника
- робототехника
- транспорт и связь
Основные группы научных дисциплин, различающиеся своим предметом и методами.
Слайд 7 Объект общественных наук – человек и общество,
а также связи и отношения между людьми, то есть часть
бытия, включающая все проявления социальной жизни: деятельность людей, их мысли, чувства, ценности, возникающие социальные организации и институты и т.д.
Среди общественных наук выделяют (но это разделение не строгое и не однозначное):
социально-научные
гуманитарные
Если социальные науки изучают и объясняют общественную жизнь, чтобы научиться ею управлять, то гуманитарные, чтобы дать возможность человеку понять, принять жизнь, полюбить.
Слайд 8 Социально-научные дисциплины (социология, политология, демография, этнография,
антропология и др.) ориентируются на стандарты естественных наук, которые предпочитают
иметь дело с количественными (математически выразимыми) методами исследования. Активно применяют формализованные модели, добиваясь однозначной интерпретации имеющегося эмпирического материала.
Слайд 9 Гуманитарные науки (философия, история, филология, культурология, правоведение,
педагогика, лингвистика и др.) изучают общественную жизнь, как бы «изнутри»,
«включаясь», «вписываясь» в него через деятельность людей, их мысли, чувства, ценности, а также социальные организации и институты и т.д.
Слайд 10 В современной науке особое место занимают технические
науки (электротехника, электроника, радиотехника, энергетика, материаловедение, металлургия, химические технологии и
др.).
Предмет их исследований — техника, технология, материалы.
Цель этих наук – не познание природных процессах, а эффективное использование этих процессов в производственной и иной деятельности человека.
Слайд 11Итак, гуманитарные, естественные и технические науки сильно отличаются, но они
взаимосвязаны и дополняют друг друга и составляют единое целое (науку).
Слайд 12 Междисциплинарные науки
Начиная с конца 19 века их появилось
множество, они возникают на стыке нескольких дисциплин, например, между:
- естественными и общественными – экономическая география, экология, биоэтика, социобиология, экономика;
- естественными – биофизика, физическая химия;
- общественными – социолингвистика, социальная психология, психолингвистика;
- техническими и общественными – техническая эстетика;
- естественными и техническими – бионика.
Слайд 13
Отличия естественных, гуманитарных и технических наук
Слайд 14
Отличия естественных, гуманитарных и технических наук
Слайд 15
Отличия естественных, гуманитарных
и технических наук