Слайд 1Участие прокуратуры в правотворческой деятельности и правовой пропаганде
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2План:
   1.Роль прокуратуры в совершенствовании действующих нормативных правовых
                                                            
                                    
актов.
   2.Формы участия прокуратуры в правотворческой деятельности.
 
                                     3.Взаимодействие прокуратуры с законодательными органами.
   4.Юридическое значение актов Генерального прокурора Республики Беларусь.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31. Роль прокуратуры в совершенствовании действующих нормативных правовых актов
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4   Деятельность прокуратуры в силу её предназначения связана
                                                            
                                    с нормотворческим процессом. Важно точно и единообразно исполнять законодательство. Если
                                    оно несовершенно, то - принимать меры по устранению выявленных недостатков.
    Конституцией Республики Беларусь Генеральный прокурор не наделен правом законодательной инициативы. В соответствии со ст. 99 Конституции правом законодательной инициативы обладают Президент, депутаты Национального собрания, Совет Министров, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. 
    В то же время, согласно п. 3 ст. 13 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 года № 220-З Генеральная прокуратура в порядке, установленном законодательством, принимает участие в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов.
 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5   Прокуроры работая с законодательными и иными нормативными
                                                            
                                    
актами, осуществляя надзор за исполнением законов, участвуя в расследовании уголовных
                                    дел и в рассмотрении в судах уголовных и гражданских дел, рассматривая жалобы и заявления граждан, анализируя причины неисполнения или ненадлежащего исполнения правовых предписаний и совершая многие другие предусмотренные законом действия, нередко встречаются с: 
фактами несовершенства (дефектностью) отдельных законодательных и иных актов, 
несоответствием их нормативным актам более высокой юридической силы, 
противоречивостью правовых предписаний (двусмысленностью), содержащихся в различных нормативных актах, 
пробелами в правовом регулировании, разного рода грамматическими погрешностями, нередко искажающими смысл правовых предписаний. 
   
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6об изменении законов и иных нормативных правовых актов;
о дополнении законов
                                                            
                                    и иных нормативных правовых актов;
об отмене или о принятии законов
                                    и иных нормативных правовых актов.
   Реализуя возложенные обязанности, прокуроры в одном случае принимают меры к отмене незаконных актов или их отдельных предписаний либо к приведению их в соответствие с законом, внося протесты или обращаясь с заявлениями в суды, в другом случае при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативно-правовых актов прокуроры вносят в органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения:
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7    Характерные особенности возложенных на прокуратуру задач,
                                                            
                                    
содержание ее деятельности и распространение ее фактически на все сферы
                                    общественных отношений, урегулированные нормами законодательства, обеспечивают хорошую осведомленность прокуратуры о состоянии правового регулирования и исполнении законов. Это позволяет прокуратуре принимать эффективное участие в обеспечении правового регулирования в соответствии с потребностями общества и государства.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 82. Формы участия прокуратуры в правотворческой деятельности
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9   
Участие в подготовке проектов нормативных правовых актов.
                                                            
                                    
  По просьбам (предложениям) Президента и Правительства Республики Беларусь,
                                    областных, районных распорядительных и исполнительных органов прокуроры совместно с другими правоохранительными и иными органами участвуют в разработке наиболее важных правовых актов, государственных и региональных программ, направленных на укрепление законности, правопорядка и борьбу с преступностью, в особенности организованной. 
   Закон не запрещает прокурорам и по собственной инициативе разрабатывать проекты законов и других нормативных правовых актов, проектов программ, направленных на укрепление законности, правопорядка и борьбу с правонарушениями.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Проведение правовой экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов.
                                                            
                                    
  Палата представителей Национального собрания и Правительство Республики Беларусь
                                    направляют в республиканскую прокуратуру проекты наиболее важных законов и других нормативных правовых актов для изучения и дачи заключения на предмет их соответствия законодательству Республики Беларусь. Органы исполнительной власти также направляют проекты своих нормативных решений и постановлений в органы прокуратуры.
   Тщательное изучение прокурорами проектов нормативных актов, оценка их с точки зрения соответствия актам более высокой юридической силы и подготовка письменных мотивированных заключений по каждому акту нередко предупреждают принятие актов, противоречащих действующему законодательству.
   
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11    Прокуроры имеют возможность:
предложить более совершенную редакцию
                                                            
                                    
отдельных статей акта,
 внести соответствующее дополнение в виде новых статей
                                    или пунктов, 
указать на неполноту регулирования актами общественных отношений в регулируемой сфере, 
высказаться о возможных негативных последствиях в случае, если акт будет принят в представленном виде,
выразить мнение о невозможности принятия акта ввиду его явного несоответствия актам более высокой юридической силы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Участие в обсуждении проектов законов и других нормативных актов на
                                                            
                                    
заседаниях представительных и исполнительных органов;
   Согласно Закону о
                                    прокуратуре Генеральный прокурор, его заместители имеют право принимать участие в заседаниях Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, их комитетов и комиссий.
   При обсуждении проектов нормативных правовых актов, прокурор имеет право высказать свое мнение о законности принимаемого акта.
   Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры территориальных и специализированных прокуратур, их заместители, а также по их поручению помощники прокуроров вправе участвовать в заседаниях коллегиальных органов государственного управления и местных Советов.
   Участие прокуроров в заседаниях представительных и исполнительных органов позволяет им быть в курсе законотворческой практики, обсуждаемых вопросов, оказывать правовую помощь депутатам.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Принесение протестов об отмене незаконных актов.
   При установлении
                                                            
                                    нарушений закона в зависимости от их характера прокурор или его
                                    заместители в пределах своей компетенции опротестовывают незаконные акты.
Участие прокурора в рассмотрении представительными и исполнительными органами внесенных им протестов на незаконные правовые акты.
   Закон о прокуратуре наделил прокуроров, их заместителей и по их поручению других прокуроров правом участия в рассмотрении внесенных ими протестов и представлений органами представительной власти, которое широко используется прокурорами всех уровней. 
   
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Прокуроры имеют возможность: 
выступить в обоснование внесения акта прокурорского надзора
                                                            
                                    
(реагирования) со ссылками на соответствующие законы, 
убедить депутатов и других
                                    лиц вне законности принятого ими акта или части его, 
напомнить о возможных последствиях, которые могут наступить при исполнении незаконных предписаний.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Внесение предложений Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству Республики
                                                            
                                    
Беларусь о принятии новых актов, об отмене действующих актов или
                                    о внесении в них дополнений и изменений (поправок).
   Генеральный прокурор Республики Беларусь, его заместители, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур и их заместители вправе в установленном порядке в пределах своей компетенции направлять в правотворческие органы (должностному лицу) предложения о принятии (издании), изменении, дополнении, толковании и признании утратившими силу нормативных правовых актов.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 163. Взаимодействие прокуратуры с законодательными органами
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17    К формам взаимодействия прокуратуры с законодательными
                                                            
                                    
органами, органами местного самоуправления следует отнести:
взаимное информирование о состоянии законности,
                                    борьбы с преступностью и правонарушениями, по предупреждению преступлений и иным вопросам правоохранительной деятельности;
совместная разработка и в последующем принятие соответствующим органом комплексных программ по борьбе с преступностью, а также выполнение этих программ;
совместная деятельность по подготовке проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов борьбы с преступностью и правонарушениями;
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18совместное определение приоритетов в сфере борьбы с преступностью;
участие представителей соответству-ющих
                                                            
                                    
органов в координационных совещаниях руководителей право-охранительных органов;
участие прокуроров в заседаниях
                                    органов представительной власти, местного самоуправления;
предварительное ознакомление про-куроров с проектами нормативных правовых актов, принимаемых орга-нами власти.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 194. Юридическое значение актов Генерального прокурора Республики Беларусь
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20    В соответствии с законом Генеральный прокурор
                                                            
                                    
издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры
                                    приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности системы прокуратуры Республики Беларусь и порядок принятия мер материального и социального обеспечения указанных работников.
    В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» акты Генерального прокурора Республики Беларусь, принятые в пределах его компетенции, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами по регулированию общественных отношений, являются нормативными правовыми актами. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21    Согласно п. 16 ч. 2 Закона
                                                            
                                    «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» приказ – нормативный правовой
                                    акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления. 
    Таким образом, приказы Генерального прокурора Республики Беларусь имеют юридическую силу нормативного правового акта.
    Приказы Генерального прокурора относятся к категории ведомственных нормативных актов. Они основываются на положениях Конституции Республики Беларусь, Закона о прокуратуре и других законов, международных договоров Республики Беларусь.
приказ
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22   Указания регулируют более узкие направления деятельности органов
                                                            
                                    
прокуратуры. В частности, они могут быть посвящены вопросам организации надзора
                                    за исполнением законов о приватизации, о внешнеэкономической деятельности и др. Указания могут издаваться на основании обобщения материалов прокурорской и следственной практики, результатов конкретных проверок.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23   Распоряжения связаны в основном с реализацией мер
                                                            
                                    
разового или краткосрочного характера. 
   С помощью положений
                                    регламентируется статус структурных подразделений республиканского аппарата прокуратуры Республики Беларусь, наиболее крупных специализированных прокуратур, порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников. 
   Инструкции определяют процедуру, своего рода технологию осуществления отдельных видов деятельности: организации делопроизводства, статистического учета, порядка хранения документов и др.