Слайд 1ДИСЦИПЛИНА
«ТЕХНИКА ТРАНСПОРТА,
ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ »
Кандидат технических наук, доцент
САВИНОВСКИХ
Андрей Геннадьевич
Слайд 2Тема1. Предельное состояние АТ
Лекция 2.
Ремонтопригодность машин и методы
ее оценки.
Слайд 3
Планомерная эксплуатация автомобиля часто нарушается ремонтами, выполняемыми с целью перевода
машин из предельного (в том числе неработоспособного) состояния в работоспособное
и исправное.
Время нахождения машины в ремонте, трудозатраты на его выполнение и качество его проведения в полной мере зависят от одного из свойств надежности - ремонтопригодности.
Слайд 4
Ремонтонопригодность ‑ это свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию
и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта.
Слайд 5Термин "ремонтопригодность" как одно из свойств надежности машин традиционно трактуется
в широком смысле. Этот термин эквивалентен международному термину " приспособленность
к поддержанию работоспособного состояния " или, короче, "поддерживаемость ". Помимо ремонтопригодности в узком смысле это понятие включает в себя "обслуживаемость", то есть приспособленность объекта к техническому обслуживанию, "контролепригодность", то есть приспособленность конструкции к выполнению операции по контролю технического состояния, а также приспособленность к предупреждению и обнаружению отказов и повреждений и причин, их вызывающих.
Слайд 6Более общее понятие "эксплуатационная технологичность" включает в себя не только
приспособленность конструкции, как следствие влияний конструктивных факторов, но также включает
в себя ряд технико-экономических и организационных факторов, например, качество подготовки обслуживающего персонала и специалистов-ремонтников .
Слайд 7
Таким образом, допускается дополнительно к термину "ремонтопригодность" (в узком смысле)
применять термины "обслуживаемость", "контролепригодность", "приспособленность к диагностированию", "эксплуатационная технологичность", «поддерживаемость».
Слайд 8Системы обслуживания и ремонта автомобильной техники находятся в тесной связи
между собой. Часть работ и операций, характерных для одной системы,
находят применение в другой системе.
Например, при ТО широко применяется предупредительная замена изношенных элементов, а при ремонте - операции смазки, заправки, подтяжки креплений, регулировки
Слайд 9Начальным этапом технологических процессов в обоих случаях является контроль технического
состояния, который характеризуется контролепригодностью обуславливаемой нижеследующими показателями:
Слайд 10Полнота контроля - это отношение числа контролепригодных параметров к общему
числу всех параметров, которые необходимы для оценки работоспособности машин;
Глубина контроля
- это количественная характеристика степени детализации, с которой устанавливается место возникшего или прогнозируемого отказа.
Слайд 11
Под доступностью конструкции машины понимается ее свойство, характеризуемое свободным
и удобным доступом к ее элементам с целью осуществления технологических
операций при обслуживании и ремонте.
Под легкосъемностью понимается приспособленность к выполнению операций разборки и сборки с минимальными затратами времени и труда.
Слайд 12Блочность - расчленение конструкций на функционально самостоятельные составные части (сборочные
единицы, блоки) с предусмотрением необходимых разъемов и вырезов, обеспечивающих совместимость
с отдельными частями в целях выполнения производственных и эксплуатационных требований.
Слайд 13Взаимозаменяемость - свойство любых, независимо изготовленных конструкций агрегатов и элементов
машины, обеспечивающее возможность их сборки или замены без выполнения пригоночных
работ (обработки, подбора или регулировки);
Восстанавливаемость - приспособленность деталей восстанавливать свои первоначальные свойства под воздействием различных методов с наименьшими затратами труда и средств
Слайд 14
Под применяемостью технологического оборудования и оснастки понимается их
пригодность к выполнению операции технического обслуживания и ремонта машин
Слайд 15
Ремонтнопригодность - это свойство машины, характеризующиеся приспособленностью к
поддержанию работоспособности в период эксплуатации и к восстановлению работоспособности посредством
ремонтов.
Следовательно, приспособленность распространяется в полном объеме на всю систему технического обслуживания и ремонта. Причем если приспособленность проявляется в сферах обслуживания и ремонта, то зависит она от конструктивно-технологических и организационных факторов, а формируется только в процессе изготовления.
Слайд 16При рассмотрении влияния факторов конструктивного характера на ремонтопригодность машин необходимо
учитывать, что конструктивные решения, принимаемые на этапе создания машины, предопределяют
не только свойства ее конструкции, но и характер их проявления, при изготовлении и эксплуатации.
Слайд 17
Влияние конструктивных особенностей машины при ее изготовлении проявляется преимущественно
в величине затрат на обеспечение требуемых свойств в определенных организационно-технологических
условиях производства .
Слайд 18Несколько иначе обстоит дело с проявлением конструктивных особенностей машины в
процессе эксплуатации. Они в первую очередь, проявляются в характере реакции
конструкции на нагрузки и внешние воздействия. Количественной мерой реакции конструкции машины на указанные воздействия является интенсивность изменения качественных характеристик машины в процессе эксплуатации.
При обслуживании и ремонте важно применение эффективных методов контроля технического состояния, составных частей машины и рациональное размещение, и оборудование контрольных точек.
Слайд 19
Получение в процессе эксплуатации непрерывной и объективной информации о
техническом состоянии основных конструктивных элементов машины является одним из главных
условий принятия правильных и своевременных решений в отношении вида, периодичности и содержания осуществляемых профилактических и ремонтных мероприятий.
Слайд 20 В практике имеется большое количество методов контроля технического
состояния, различных по конструктивному исполнению и принципам действия.
Часто
задача заключается в том, чтобы из большой совокупности методов контроля технического состояния машины выбрать наиболее приемлемые для рассматриваемых конкретных условий.
На эксплуатационные и ремонтные затраты существенно влияет рациональное конструктивное оформление мест разъема и сопряжений элементов машины (блоков, сборочных единиц и т.п.).
Слайд 21В процессе контроля технического состояния, технического обслуживания и ремонта машины
требуется осуществлять частичную разборку с целью обеспечения и необходимого доступа
и удобства проведения работ.
Минимальные затрата времени и труда на разборочные работы, в первую очередь, обеспечивают рациональным конструктивным оформлением мест разъема и крепежных элементов. Затраты уменьшает наличие сменных и регулируемых конструктивных элементов в сборочных единицах, подверженных наиболее интенсивному износу.
Слайд 22Для объективной оценки ремонтопригодности машин используются оценочные показатели:
1.Вероятность восстановления - это вероятность того, что время восстановления работоспособного
состояния объекта не превышает заданного значения;
2.Гамма - процентное время восстановления – это время, в течение которого восстановление работоспособного состояния объекта будет осуществлено с вероятностью υ (гамма), выраженной в процентах;
3.Среднее время восстановления – это математическое ожидание времени восстановления работоспособного состояния объекта после отказа;
4.Интенсивность восстановления -- это условная плотность вероятности восстановления работоспособного состояния объекта, определенная для рассматриваемого момента времени при условии, что до это времени восстановление не было завершено;
5.Средняя трудоемкость восстановления – это математическое ожидание трудоемкости восстановления объекта после отказа.
Слайд 23Все перечисленные показатели можно оценить только по количественным величинам. В
повседневной деятельности для усредненной оценки ремонтопригодность используется два показателя:
время выполнения технологической операции и трудозатраты на выполнение технологической операции.
Слайд 24 При оценке ремонтопригодности машин в основном используется три метода:
- аналитический;
- статистический;
- экспериментальный.
Аналитический
метод основывается на анализе показателей времени и трудозатрат по материалам ремонтной документации. В свою очередь аналитический метод может быть исследовательский или расчетный.
Статистический метод основывается на сборе и последующей математической обработке статистических данных по времени и трудозатратам выполнения операции.
Экспериментальный метод основывается на проведении экспериментальных работ по выполнению или моделированию работ по обслуживанию или ремонту машин