Слайд 1 «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
М.И. Зайкин,
Заслуженный
работник высшей школы РФ,
доктор педагогических наук, профессор
Слайд 2Перечень вопросов
1. Образование в информационном обществе.
2. Математика на рубеже 20-21
столетий.
3. Состояние и проблемы отечественного математического образования
4. Деятельностная основа
обучения математике. Задачи и их место в обучении.
5. Предложения по совершенствованию отечественного математического образования
Слайд 31. Образование в информационном обществе
1. Характерная примета 21 века
– продвижение России по пути создания информационного общества
2. 2000г.
(Окинава) Хартия глобального информационного общества (принята лидерами 7 наиболее развитых стран при участии президента РФ)
3. (2011-2020гг.)Государственная программа РФ «Информационное общество»
Слайд 44. В системе «человек − компьютер» значительная часть умственных операций
выносится во внешний план и там автоматизируется.
5. Возник общий кризис
системы образования, суть которого состоит в неадекватности целей, содержания форм и методов обучения качественному состоянию постиндустриального (информационного) общества.
6. Происходит переход от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме информационного общества. Теоретически он еще мало осмыслен.
Слайд 52.Математика на рубеже 20-21 столетий
1. К началу 21 века
в общенаучной картине мира произошли существенные изменения.
Классическая механическая, линейная
модель мира, восходящая к Декарту и Ньютону, себя исчерпала.
2. Современная картина мира не может быть описана с опорой лишь на точно определенные понятия.
Возникла необходимость в нечётких понятиях с «размытым» набором признаков, имеющих больше степеней свободы своего использования.
3. Стремительное развитие получает синергетика.
Её главная идея – самоорганизация материи.
Это настоящий перелом в мышлении, новое мировоззрение.
Слайд 62.Математика на рубеже 20-21 столетий
4. Утвердилось мнение, что математика не
одна, математик много.
5. Мягкая математика – очеловечивание науки. В мягкой
геометрии, например, точка имеет некоторые размеры, линия – ширину, а плоскость – толщину.
6.Открытие фракталов есть, по сути, революция в человеческом восприятии мира
7. М. Планк выдвинул гипотезу о дискретности физического действия.
А. Эйнштейн ввел дискретность в световые явления.
Бурный рост дискретной математики.
Слайд 72.Математика на рубеже 20-21 столетий
Прорывные успехи:
Уайлз и Тейлор доказали великую
теорему Ферма
Георгий Перельман из Санкт-Петербурга, решил одну из семи проблем
Пуанкаре, сформулированных великим ученым столетие назад;
Михаил Громов, бывший петербуржец, ныне проживающий во Франции, создал теорию асимптотических геометрий;
Станислав Смирнов, также бывший петербуржец, ныне проживающий в Швейцарии, описал квантовый хаос.
Слайд 83.Отечественное математическое образование на современном этапе
1. Математическое образование было
и остается одним из важнейших факторов, определяющих уровень экономического и
общественно-политического развития страны (В.А. Садовничий).
2. Математическое образование сегодня переживает не лучшие времена.
И высшая и средняя школа испытывают сейчас непростой период реформирования.
3. Математика, как фундаментальная дисциплина, становится все менее востребованной, в отличие от многих гуманитарных наук, например, экономико-правового профиля.
Слайд 93.Отечественное математическое образование на современном этапе
4. Возникшие проблемы:
1.Инвертирование принципа: «иметь
немного понятий, но уметь выявлять между ними как можно более
глубокие связи» на принцип«иметь много понятий и выявлять неглубокие связи между ними».
2. Недостаточная временная протяженность обучения в школе.
3. Резкое сокращение числа учебных часов, отведенных на изучение математики.
4. Отсутствие культуры «обучения всех», т.е. каждого.
5. Девальвация математических знаний в обществе.
Слайд 10Генезис представлений
о роли и месте задач
в обучении математике
Зайкин М.И.
Заслуженный работник
высшей школы РФ,
доктор педагогических наук, профессор
Слайд 111.Зарождение математики
1. Египетская математика (ХХХ-Х вв. до Р.Х.):
Папирус Ахмеса
- 84 задач практич. сод-я
Папирус Московский – 25 задач
практич. сод-я
2.Вавилонская математика (ХХ – Х вв. до Р.Х.):
Клинописные таблички с задачами практич. сод-я
3.Китайская математика (ХIV в. до Р.Х. – VIII в. н.э.):
Математика в 9 книгах - 246 задач практич. сод-я