Слайд 1Человеческая телесность: исторический контекст и актуальные проблемы
Слайд 2Лекция 3
Мужское и женское тело: гендерные аспекты
Слайд 3 Понятием «пол» обозначают совокупность анатомо-физиологических особенностей людей, которые присущи
мужчинам или женщинам.
Слайд 4Понятие «гендер» (социокультурный пол) означает совокупность социальных и культурных норм,
которые выполняют люди в том или ином обществе в зависимости
от их биологического пола.
Слайд 5Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто иметь
то или иное анатомическое строение, а означает следовать предписанным обществом
ролям
Слайд 6Женщиной не рождаются, ею становятся.
Симона де Бовуар
Классическая работа Симоны де
Бовуар «Второй пол» дала не только толчок дальнейшему развитию феминизма,
но и поставила многие проблемы гендерного конструирования современного западного общества.
В данной концепции тело женщины трактуется как то, что определяет ее место в системе социальной иерархии.
Слайд 7В концепции Бовуар, зависимое положение женщины, ее социальная репрезентация в
качестве пассивного субъекта, заключено в восприятии строения половых органов и
самого полового акта, при котором женщина занимает подчиненное положение.
Слайд 8Гендер формируется социумом как некая социальная модель, задающая социальное положение
и роль мужчины и женщины в обществе и его основных
институтах (семье, религии, политической системе, экономике, культуре и образовании, и др.)
Слайд 9Гендерные системы имеют значительные различия в разных обществах, однако почти везде
они имеют свойства асимметричности: все «мужское/ маскулинное» (черты характера, речь,
модели поведения, профессии и сферы деятельности) считаются первичными и значимыми и, напротив, все «женское/ фемининное» характеризуется как вторичное, незначительное и подчиненное.
Слайд 10Природная дифференциация «мужского-женского» закреплена в культуре через символику, в которой
значимые понятия и явления ассоциируются либо с «мужским/ маскулинным», либо
с «женским/ фемининным» началами. В этом символическом ряду «мужское» отождествляется с богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т. д.; «женское» ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями - природой, тьмой, хаосом, пустотой, пассивностью.
Слайд 11Гендер выступает одним из значимых способов социальной стратификации общества, который
в сочетании с другими, такими как раса, демография, национальность, класс,
возраст, организует и упорядочивает систему социальной иерархии.
Слайд 12 Гендерная революция ХХ в. подорвала оппозицию мужского и женского,
сделала ее менее жесткой и более подвижной. Это отражается в
потребительских стандартах, в эстетике, в поведении.
Слайд 13Формирование гендерного сознания индивидуума осуществляется посредством распространения и поддержания через
социальные каналы различных стереотипов, норм и предписаний; нарушение которых влечет
за собой для индивидуума наказания
Слайд 14
Помимо общих для всех культур представлений
о мужественности и женственности, существуют национальные и культурные стереотипы и
предрассудки.
Слайд 15Гендерные представления «офактурены»:
силами повседневности (обыденный уровень),
силами художественной культуры (специальный
уровень),
силами образования, системы СМИ (трансляционный уровень)
Слайд 16Человек является объектом воздействия гендерной системы с момента своего рождения
и до самой смерти. В процессе воспитания семья, система образования,
средства массовой информации, искусство внедряют в сознание людей гендерные нормы, соответствующие их полу, формируют правила поведения, которым они должны следовать, т.е., создают предписания о том, каким должен быть «настоящий мужчина» или «настоящая женщина».
Слайд 17Таким образом, в отличие от половой принадлежности, гендерный статус и
гендерно-дифференцированные модели поведения не детерминируются однозначно природой (естественные сексуально-репродуктивные различия
служат лишь основой, канвой, по которой каждое общество и культура «вышивает» свой собственный рисунок), а задаются всей сложившейся в обществе системой отношений.
Слайд 18 Процессы глобализации привели к радикальным изменениям
в межличностных связях и отношениях.
Н.С. Юлина: «в современном мире,
как и в прошлом, доминируют властные структуры, обеспечивающие успех тем, кто обладает агрессивностью, инициативой, конкурентоспособностью, т.е. мужскими чертами. Для того, чтобы преуспеть на общественном поприще, женщины должны имитировать мужское ролевое поведение».
Слайд 19Литература:
Богданова М.А., Абросимова Л.С. Концепт человеческой телесности: междисциплинарный синтез. Южный
федеральный университет, 2018.
Сидихменов В. Китай: страницы прошлого. 2000. [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://profilib.com/chtenie/149647/vasiliy-sidikhmenov-kitay-stranitsy-proshlogo-56.php
Топология женской субъективности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studwood.ru/872264/kulturologiya/telesnost_topologiya_zhenskoy_subektivnosti